Контрольное занятие по медицинской антропологии

Контрольные вопросы к зачету по медицинской антропологии

1. Что в дословном переводе означает термин "антропология", кем он был впервые применен и в каком значении?

2. Что такое "двоякое понимание антропологии", на каком этапе развития знаний о человеке это разделение возникло, с чем оно было связано?

3. Охарактеризуйте основные особенности российской антропологической науки. Чем отличался "советский период" российской антропологии?

4. В чем в наиболее общих чертах заключается комплексный подход в антропологических исследованиях? С деятельностью каких ученых связано становление этого подхода в российской антропологии?

5. В чем особенность гуманитарного направления антропологии? Что является предметом философской, культурной, социальной антропологии?

6. Естественнонаучное направление антропологии. Что является предметом физической антропологии?

7. Что является предметом биомедицинской антропологии, какие задачи ставит перед собой эта наука?

8. Какие наиболее общие разделы можно выделить в рамках биомедицинской антропологии? В чем различия между биомедицинской и клинической антропологией?

9. Каковы основные уровни и методы исследования материала (объекта) в физической и медицинской антропологии?

10. Что изучает возрастная антропология?

11. Что такое онтогенез? Какими общими закономерностями характеризуется процесс онтогенетического развития человека?

12. Онтогенез. Какие выделены этапы развития организма человека?

13. Какими способами исследований пользуются в возрастной антропологии? Что такое кривая роста человека?

14. Как (в общих чертах) осуществляется процесс регуляции роста и развития (примеры)?

15. Что понимается под акселерацией и ретардацией развития индивида? Каковы признаки акселерации физического развития, характерные для различных возрастных периодов?

16. Что понимается под эпохальным изменением темпов развития? Что Вам известно о факторах эпохальной акселерации и ретардации (гипотезы, предположения, Ваше мнение)?

17. Что такое паспортный возраст? Что такое биологический возраст человека, и по каким критериям мы можем о нем судить?

18. На основании каких признаков оценивается половая зрелость у мальчиков и девочек?

19. Что является основными признаками скелетной зрелости в разном возрасте?

20. По каким признакам определяется зубной возраст ?

21. На основании выраженности каких признаков оценивается морфологическая зрелость?

22. Раскройте содержание терминов «старение», «витаукт» и «долгожительство».

23. Что такое биологическая изменчивость? Какие типы изменчивости Вы можете назвать?

24. Что такое популяция и как она подразделяется? Как можно сопоставить понятия "популяция", "генеральная совокупность" и "выборка"?

25. Что такое антропологические признаки, и какие принципы их группировки вам известны?

26. Каковы общие правила по подготовке и проведению антропометрических исследований?

27. Описать основные варианты формы грудной клетки, спины, живота (привести примеры аномальных форм).

28. Описать различия в форме ног. Какую роль выполняет свод стопы и какой бывает форма стоп?

29. Как антропоскопически оценивается степень развития костной системы, мускулатуры, жироотложения?

30. Как оценивается пигментация (волос, кожи, глаз)? Роль географической среды в дифференциации цвета кожи, волос и глаз.

31. Какие бывают формы и жесткость волос? Каковы характерные территориальные вариации в строении волос головы?

32. Какими признаками характеризуется область глаз и рта?

33. В каких целях проводятся антропометрические исследования? Что входит в комплект антропометрического инструментария?

34. Какие существуют антропометрические плоскости и точки на голове? Каково значение кефалометрических признаков для антропологии?

35. Описать основные абсолютные и относительные кефалометрические признаки мозгового отдела.

36. Описать основные кефалометрические признаки лицевого отдела. Какими измерительными признаками характеризуется область глаз, ушей и рта?

37. Перечислите основные относительные кефалометрические признаки.

38. Что такое соматометрия? Каково ее значение в клинической практике?

39. Какие существуют антропометрические точки на туловище?

40. Какие антропометрические точки используют при измерениях на конечностях?

41. Какие вы знаете основные продольные размеры туловища?

42. Какие вы знаете основные размеры верхних конечностей?

43. Какие вы знаете основные размеры нижних конечностей?

44. Назовите основные диаметры головы и туловища.

45. Что такое осанка? Какие виды осанки Вы знаете? В чем причины нарушения осанки? Каким методом можно определить вид осанки?

46. Что из себя представляет мышца как орган? Перечислите этапы развития мышечного волокна. Что означает термин «миотом»?

47. Назовите источники развития мимических мышц, мышц шеи.

48. Какими мышцами формируется рельеф туловища? Назовите источники и основные особенности развития мышц туловища.

49. Какими мышцами формируется рельеф конечностей? Назовите источники и основные особенности развития мышц верхней и нижней конечностей.

50. Что такое и где расположен центр тяжести человека? Какое это имеет клиническое значение?

51. Как формируется свод стопы? Каковы причины развития плоскостопия? Каким способом можно оценить степень развития плоскостопия?

52. Раскройте содержание термина «физическое развитие». Какие измерения проводят для контроля за физическим развитием?

53. Перечислите возможные проявления возрастной изменчивости (возрастные пропорции тела и его частей, возрастные изменения грудной клетки человека, черепа).

54. Каким образом производится оценка физического развития на индивидуальном и популяционном уровнях?

55. Что составляет основу метода индексов? Охарактеризуйте основные индексы пропорциональности.

56. Охарактеризуйте основные весоростовые индексы. Как они могут меняться с возрастом?

57. Каким образом определяется площадь поверхности тела?

58. Как определяется компонентный состав тела?

59. Какие существуют параметры и критерии физического развития и здоровья?

60. Что означает термин «конституция человека»? Какие направления в конституциологии вы знаете?

61. Каковы факторы формирования конституции человека? Идентичны ли понятия «конституция» и «физическое развитие»?

62. Каковы принципы выделения конституциональных типов? По каким признакам выделяют конституциональные типы? Какие конституциональные схемы Вы знаете?

63. В чем заключается концепция биохимической индивидуальности человека?

64. Как связана конституция с психикой человека?

65. Как наследуются конституциональные признаки и их комплексы?

66. Как можно использовать знания о конституции в медицине?

67. По каким принципам можно разделять существующие конституциональные системы? Какие основные конституциональные типы существуют (общие для разных схем)?

68. Каков Ваш конституциональный тип (по какой схеме вы его определяете и почему именно по ней)?

69. Охарактеризуйте все известные Вам типы адаптивных конституций.

70. Охарактеризуйте все известные Вам типы патологических конституций.

71. Резус-фактор и другие системы крови: значение в антропологических и медицинских исследованиях. Что собою представляют антигены системы АВО?

72. Факторы, вызвавшие групповые различия по гематологическим признакам. Ассоциация заболеваний с группами крови и другими генетическими маркерами.

73. Что означает термин «дерматоглифика»? В каких направлениях развивается современная дерматоглифика?

74. Что такое флексорные борозды ладоней? Как образуются папиллярные линии? Что такое петля, дуга и завитки?

75. Что такое интенсивность узора и как она определяется? Основные свойства пальцевых узоров.

76. Одинаковы ли дерматоглифические узоры на одноименных пальцах левой и правой рук, а также у монозиготных и дизиготных близнецов?

77. Каким образом берутся отпечатки пальцев?

78. Ассоциация заболеваний с кожными узорами и другими генетическими маркерами.

79. Каково значение математико-статистических методов в антропологических исследованиях?

80. Что такое статистическая совокупность? Чем отличается выборочная совокупность от генеральной?

81. Каковы этапы выполнения статистического исследования?

82. Назовите элементы вариационного ряда. Что такое мода и медиана? Какова формула средней арифметической?

83. Закономерности нормального распределения. Что такое лимиты и размах вариаций?

84. Какова методика расчета среднего квадратического отклонения?

85. Как вычисляется коэффициент вариации?

86. Что такое корреляция? Какова общая формула для вычисления коэффициента корреляции? Какая разница между положительной и отрицательной корреляцией? Параметры сильной, средней и слабой корреляционной связи.

87. Основные проблемы генетики человека. Методы изучения генетики человека.

88. Раскрыть роль генетики в познании закономерностей жизни и решения практических задач медицины и сельского хозяйства.

89. Что такое «евгеника» и как это направление связано с генетикой человека.

90. Генетический полиморфизм и патология.

91. Описать различия между расами на генетическом уровне.

92. Какие факторы расообразования воздействовали в древности и на современном этапе? Что способствует нивелировке расовых признаков?

93. Как выглядит позвоночная формула человека?

94. Назовите критерии для долихохиерии, мезо(субплати)хиерии и платихиерии. О чем говорит метакарпальная формула?

95. Назовите критерии для платипельвии, мезопельвии и долихопельвии человека?

96. Каковы принципы определения ретроверсии бедренной кости?

97. О чем говорит фаланговая формула? Как она выглядит?

98. Чем обеспечивается сводчатость стопы человека?

99. Как определить возраст по рентгенограмме кисти? Будет ли он соответствовать возрасту с момента рождения?

100. Что такое брахимезофалангия?

101. Что изучает остеология?

102. Каковы основные признаки мужского и женского скелетов?

103. Какие градации возрастов приняты в современной остеологии?

104. По каким признакам можно определить возраст скелета?

105. Какие формы изменчивости характерны для скелетной системы человека?

106. Какие признаки строения скелета наиболее подвержены индивидуальной изменчивости?

107. Каковы основные характеристики мужского и женского скелетов?

108. Каким образом можно вычислить длину тела по длинным костям скелета?

109. Что изучает краниология?

110. Какие основные измерения черепа приняты в краниологии?

111. Какие существуют формы черепа?

112. Для чего необходимо вычислять объем мозгового отдела черепа?

113. Насколько точно можно определить емкость мозговой полости по внешним формам черепа?

114. Какие значения средней емкости черепной коробки характерны для современных европейцев?

115. Какие диаметры используют для характеристики размеров и формы мозгового отдела черепа?

116. Рассказать о наиболее значимых описательных признаках черепа.

117. Рассказать о выступании лица (прогнатность-ортогнатность) как о расовом признаке.

118. Назовите виды молочных и постоянных зубов.

119. Опишите сроки и порядок прорезывания молочных зубов.

120. Опишите сроки и порядок прорезывания постоянных зубов.

121. Перечислите основные аномалии зубов.

122. Опишите основные признаки этнотерриториальной изменчивости морфологии зубов.

123. Опишите основные признаки редукционного комплекса.

124. Что такое одонтоглифика?

125. Опишите основные различия одонтологических комплексов монголоидных и европеоидных групп.

126. Общее понятие об одонтометрических признаках и их классификация.

127. Аномалии зубочелюстной системы.

128. Назовите виды молочных и постоянных зубов.

129. Опишите сроки и порядок прорезывания молочных зубов.

130. Опишите сроки и порядок прорезывания постоянных зубов.

131. Перечислите основные аномалии зубов.

132. Опишите основные признаки этнотерриториальной изменчивости морфологии зубов.

133. Опишите основные признаки редукционного комплекса.

134. Что такое одонтоглифика?

135. Опишите основные различия одонтологических комплексов монголоидных и европеоидных групп.

136. Опишите возрастные и половые особенности гортани.

137. Перечислите возрастные особенности бронхов.

138. Расскажите о вариантах расположения компонентов корня в воротах легкого.

139. Что такое ацинус легкого?

140. Расскажите об индивидуальной изменчивости формы и строения легких.

141. Расскажите о возрастной изменчивости формы и строения легких.

142. Опишите изменчивость почки.

143. Перечислите аномалии почки.

144. Опишите варианты формы и положения почек и мочевого пузыря, в зависимости от пола, возраста и соматотипа.

145. Опишите варианты расположения матки в тазу.

146. Перечислите возможные варианты расположения яичка и его отношения к брюшине.

147. Расскажите о возрастных особенностях половой системы

148. Расскажите об источниках развития мочеполового аппарата.

149. Что такое параметрий?

150. Опишите возрастные и половые особенности щитовидной железы.

151. Опишите изменчивость сердца.

152. Опишите варианты формы и положения сердца в зависимости от соматотипа.

153. Как зависит строение и функция сердца от физических нагрузок?

154. Перечислите группы аномалий сердца.

155. Какие Вы знаете комбинированные пороки сердца?

156. Опишите варианты отхождения ветвей от дуги аорты.

157. Перечислите возможные варианты ветвления бедренной артерии.

158. Расскажите об изменчивости вен.

159. Как меняется с возрастом система микроциркуляции?

160. Что такое грудной проток?

161. Опишите возрастные и половые особенности лимфатических узлов.

162. Опишите возрастную изменчивость головного мозга.

163. Как зависят строение и функция головного мозга от физических нагрузок?

164. Как зависят строение и функция головного мозга от умственных нагрузок?

165. Перечислите группы аномалий органов ЦНС.

166. Опишите варианты отхождения ветвей лицевого нерва.

167. Перечислите отличия вегетативной нервной системы от соматической.

168. Назовите различия между отделами вегетативной нервной системы.

169. Опишите развитие и возрастную изменчивость глазного яблока.

170. Как зависит зрение от строения фиброзной оболочки?

171. Перечислите группы аномалий органов чувств.

172. Опишите варианты строения наружного уха.

173. Перечислите аномалии органа слуха.

174. Варианты строения вкусового и обонятельного анализаторов.

175. Опишите рецепторный аппарат кожи.

Содержание

Тема занятия  
1. Антропология: ее история, направления и разделы, задачи, общие понятия, связь с клинической медициной. Основные этапы развития антропологии  
2. Возрастная периодизация. Анатомо-функциональная характеристика возрастных периодов, регуляция развития и роста. Акселерация, децелерация и ретардация.  
3. Биологический возраст. Ознакомление с показателями биологического возраста. Скелетный возраст, зубной возраст, выраженность вторичных половых признаков – как показатели биологического возраста. Старение. Долгожительство.  
4. Традиционные методы антропологии. Описательные методы исследования в антропологии. Антропоскопия лица и тела. Составление словесного портрета.  
5. Традиционные методы антропологии. Измерительные методы исследования. Антропометрические инструменты. Кефалометрические точки и размеры. Составление кефалометрического профиля.  
6. Соматометрия. Антропометрические точки на туловище и конечностях. Основные размеры тела: методика определения и оценки. Составление соматометрического профиля.  
7. Физическое развитие и его показатели. Пропорции и компонентный состав тела. Индексы пропорциональности и площадь поверхности тела.  
8. Учение о конституциях. Понятие общей и частной конституции. Их связь с психологическими особенностями, психическими и соматическими заболеваниями  
9. Анатомическая конституция. Варианты конституциональных схем. Значение соматотипирования для биомедицинской антропологии и медицины  
10. Характеристика групп крови. Их распределение в этно-территориальных группах и значение для антропологических исследований и медицины.  
11. Кожа. Дерматоглифика. Общие данные о строении кожи. Рельеф цвет и пигментация кожи. Придаточные образования кожи: волосы и ногти. Дерматоглифика: морфология пальцевых узоров.  
12. Математическая обработка результатов антропологического исследования.  
13. Современные представления о наследственности и изменчивости. Анатомическая изменчивость.  
14. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость скелета.  
15. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость черепа.  
16. Краниометрическое исследование. Основные краниометрические точки и размеры.  
17. Антропологическая одонтология. Закономерности развития и смены зубов. Различие морфологии зубов в различных расовых и этнических группах.  
18. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость пищеварительной системы.  
19. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость дыхательной системы.  
20. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость органов половой, мочевыделительной систем и эндокринных органов.  
21. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость сердечно-сосудистой и лимфатической систем, органов кроветворения и иммуногенеза.  
22. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость центральной и периферической нервной системы.  
23. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость органов чувств.  
24. Тестирование по медицинской антропологии. Самостоятельная работа с препаратами и инструментами.  
25. Контрольное занятие по медицинской антропологии.  

Наши рекомендации