Для исследования мочевыделительной системы применяются лабораторные и инструментальные методы исследования
Перечень исследований:
· ультразвуковое исследование почек;
· ультразвуковое исследование мочевого пузыря;
· общеклинический анализ мочи;
· исследование суточной мочи на сахар;
· исследование мочи по Нечипоренко;
· исследование мочи по Зимницкому;
· бактериальное исследование мочи;
· исследование мочи на флору и чувствительность к антибиотикам;
· цистоскопия;
· экскреторная урография;
· уретероскопия;
· катетеризация мочевого пузыря;
· биопсия почки;
· радиоизотопное исследование.
Ультразвуковое исследование - это инструментальный метод исследования почек, основанный на отражении ультразвуковых волн от границ тканей с различной плотностью.
Диагностическое значение метода.
С помощью ультразвукового метода исследования возможно определение размеров и структуры почек и органов малого таза, диагностика патологических изменений в них (конкременты, опухоли, кисты).
К неоспоримым преимуществам метода относится его безвредность и безопасность для пациента, возможность проведения исследования при любом состоянии пациента, немедленное получение результата [6, с.77].
Рис. 4.1Аппарат УЗИ
Цистоскопия - медицинский метод исследования, осмотр внутренней поверхности мочевого пузыря, вид эндоскопии. Цистоскопия производится с помощью эндоскопа (катетер с оптической и осветительной системами), который вводят через мочеиспускательный канал [14, с.1].
Рис. 4.2Стерильный подвижный цистоскоп
Экскреторная урография - рентгенологический метод исследования мочевыводящих путей, основанный на способности почки выделять определенные рентгеноконтрастные вещества, введенные в организм, в результате чего на рентгенограммах получается изображение почек и мочевых путей. В качестве рентгенокотрастного вещества используют йодсодержащие концентрированные растворы урографина (76%), триомбраст (60%), верографин и др. препарат вводят внутривенно струйно медленно (в течение 2-3 мин).
Уретероскопия - эндоскопическая процедура, применяемая для удаления или дробления камней в средней или нижней части мочеточника и коррекции анатомических аномалий. Во время процедуры производится осмотр внутренней поверхности почечной лоханки и мочеточника, при обнаружении камней оценивается их размер и расположение, производятся необходимые лечебные манипуляции по измельчению и экстракции конкрементов.
Основной инструмент - уретероскоп - представляет собой оптический прибор, состоящий из гибкой или ригидной рабочей трубки с дистальной головкой, окуляра и осветительной системы.
Рис. 4.3Уретероскоп
Радиоизотопное исследование - в организм пациента вводятся радиоактивные изотопы - вещества, способные испускать радиоактивные лучи. При введении они смешиваются с другими веществами, накапливающимися во внутренних органах, и исполняют роль "меток" которые дают возможность обнаружить во внутренних органах введенные препараты, могущие указать на изменения, новообразования и. т.д.
В урологии радиоизотопные исследования позволяют определить степень подвижности почек, обнаружить нарушения их функционирования и оценить жизнеспособность каждой почки, а также выявить те или иные заболевания [15, с.1].
Биопсия - это диагностическое исследование, в ходе которого получают небольшие кусочки тканей, обычно при помощи иглы, для изучения под микроскопом. Биопсия почекпомогает в диагностике и выборе лучшего метода лечения [7, с. 66].
Рис.4.4Биопсийная игла
Заключение
Углублённо изучив "Сестринский процесс при заболеваниях мочевыделительной системы", проанализировав сестринскую карту пациента, сделано заключение, что цель работы достигнута. В ходе работы показано, что использование всех этапов сестринского процесса, а именно:
1 этап: оценка состояния (обследование) пациента;
2 этап: определение проблем пациента;
3 этап: планирование предстоящей работы;
4 этап: реализация составленного плана (сестринских вмешательств);
5 этап: оценка результатов позволяет повысить качество сестринской помощи.
Медицинская сестра, в обязанности которой входит уход за больными, должна не только знать все правила ухода и умело выполнять лечебные процедуры, но и ясно представлять какое действие лекарства или процедуры оказывают на организм больного. Лечение болезни главным образом зависит от тщательного правильного ухода, соблюдения режима и диеты. В связи с этим возрастает роль медицинской сестры в эффективности проводимого лечения. Очень важной является и профилактика заболевания: медицинская сестра обучает членов семьи организации ухода за пациентом, режимом питания, отдыха.
Полученные знания и умения в ходе написания курсовой работы - необходимые условия оказания сестринской помощи.
Написав данную курсовую работу, я больше узнала о заболеваниях мочевыделительной системы и научилась применять свои знания на практике.
При изучении данной темы студент должен уметь:
· Выявить особенности ухода за пациентом при нарушении функции мочевыделительной системы.
· Обеспечить мочеприемником и судном.
· Обеспечить соблюдение тщательной личной гигиены и кожи промежности.
· Использовать методы сестринского обследования и независимого вмешательства.
Самостоятельная работа студентов проводится по стандартом.
Список манипуляции для самостоятельной работы:
· Обработка рук на гигиеническом уровне.
· Подготовка рабочего места.
· Выявить особенности ухода за пациентом при нарушении функции мочевыделительной системы.
· Обеспечить мочеприемником и судном.
· Обеспечить соблюдение тщательной личной гигиены и кожи промежности.
· Использовать методы сестринского обследования и независимого вмешательства.
· Самостостоятельная работа студентов проводится по стандартом.
Задачи:
1.Изучить строение мочевыделительной системы.
2. Познакомиться с заболеваниями мочевыделительной системы.
3. Применить теоретические знания по уходу за пациентами с заболеваниями мочевыделительной системы.
4. Заполнение и исследование сестринской карты пациента.
Методы работы по заполнению сестринской карты пациента:
субъективный метод обследования пациента;
объективный метод обследования пациента;
выявление проблем пациенты (сестринский диагноз);
планирование сестринского ухода;
выполнение плана сестринского ухода;
оценка результатов сестринского ухода.
5.Для закрепления знаний:
Решение тестов и задач.
6.Итоговый контроль знаний:
Выставление среднего поурочного балла, отметить активных и пассивных обучающихся.
7.Домашнее задание:
Основная литература.
Список литературы
1. Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии: учебное пособие /под ред. Б.В. Кабарухина. - 2-е. изд. - Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 281 с.
2. Пауков, В.С. Патология/ В.С. Пауков, Н.К. Хитров. - Москва: Медицина, 1999. - 248с.
3. Самусев, Р.П. Анатомия человека/Р.П. Самусев, Ю.М. Селин. - Москва: ОНИКС 21 век, 2003. - 304с.
4. Елисеева, Ю.Ю. Справочник медицинской сестры /Ю.Ю. Елисеева [и др.] - Москва: Эксмо, 2004. - 840с.
5. Георгиева, С.А. Физиология / С.А. Георгиева, Н.В. Беликина, Л.И. Прокофьева. - Москва: Альянс, 2009. - 227с.
6. Двуреченская, В.М. Подготовка пациента к исследованиям / В.М. Двуреченская, А.А. Каплина, Р.Н. Чуприна. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2002. - 76 с.
7. Полякова, Е. Почки / Е. Полякова. - Нижний Новгород: Газетный мир, 2012.
8. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии практикум: учебное пособие / под ред. Б.В. Кабарухина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. - 195 с.
9. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела I: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: Родник, 1996. - 141 с.
10. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела II: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: Родник, 1998. - 83 с.
Задача№1.