Для исследования мочевыделительной системы применяются лабораторные и инструментальные методы исследования

Перечень исследований:

· ультразвуковое исследование почек;

· ультразвуковое исследование мочевого пузыря;

· общеклинический анализ мочи;

· исследование суточной мочи на сахар;

· исследование мочи по Нечипоренко;

· исследование мочи по Зимницкому;

· бактериальное исследование мочи;

· исследование мочи на флору и чувствительность к антибиотикам;

· цистоскопия;

· экскреторная урография;

· уретероскопия;

· катетеризация мочевого пузыря;

· биопсия почки;

· радиоизотопное исследование.

Ультразвуковое исследование - это инструментальный метод исследования почек, основанный на отражении ультразвуковых волн от границ тканей с различной плотностью.

Диагностическое значение метода.

С помощью ультразвукового метода исследования возможно определение размеров и структуры почек и органов малого таза, диагностика патологических изменений в них (конкременты, опухоли, кисты).

К неоспоримым преимуществам метода относится его безвредность и безопасность для пациента, возможность проведения исследования при любом состоянии пациента, немедленное получение результата [6, с.77].

Рис. 4.1Аппарат УЗИ

Цистоскопия - медицинский метод исследования, осмотр внутренней поверхности мочевого пузыря, вид эндоскопии. Цистоскопия производится с помощью эндоскопа (катетер с оптической и осветительной системами), который вводят через мочеиспускательный канал [14, с.1].

Рис. 4.2Стерильный подвижный цистоскоп

Экскреторная урография - рентгенологический метод исследования мочевыводящих путей, основанный на способности почки выделять определенные рентгеноконтрастные вещества, введенные в организм, в результате чего на рентгенограммах получается изображение почек и мочевых путей. В качестве рентгенокотрастного вещества используют йодсодержащие концентрированные растворы урографина (76%), триомбраст (60%), верографин и др. препарат вводят внутривенно струйно медленно (в течение 2-3 мин).

Уретероскопия - эндоскопическая процедура, применяемая для удаления или дробления камней в средней или нижней части мочеточника и коррекции анатомических аномалий. Во время процедуры производится осмотр внутренней поверхности почечной лоханки и мочеточника, при обнаружении камней оценивается их размер и расположение, производятся необходимые лечебные манипуляции по измельчению и экстракции конкрементов.

Основной инструмент - уретероскоп - представляет собой оптический прибор, состоящий из гибкой или ригидной рабочей трубки с дистальной головкой, окуляра и осветительной системы.

Рис. 4.3Уретероскоп

Радиоизотопное исследование - в организм пациента вводятся радиоактивные изотопы - вещества, способные испускать радиоактивные лучи. При введении они смешиваются с другими веществами, накапливающимися во внутренних органах, и исполняют роль "меток" которые дают возможность обнаружить во внутренних органах введенные препараты, могущие указать на изменения, новообразования и. т.д.

В урологии радиоизотопные исследования позволяют определить степень подвижности почек, обнаружить нарушения их функционирования и оценить жизнеспособность каждой почки, а также выявить те или иные заболевания [15, с.1].

Биопсия - это диагностическое исследование, в ходе которого получают небольшие кусочки тканей, обычно при помощи иглы, для изучения под микроскопом. Биопсия почекпомогает в диагностике и выборе лучшего метода лечения [7, с. 66].

Рис.4.4Биопсийная игла

Заключение

Углублённо изучив "Сестринский процесс при заболеваниях мочевыделительной системы", проанализировав сестринскую карту пациента, сделано заключение, что цель работы достигнута. В ходе работы показано, что использование всех этапов сестринского процесса, а именно:

1 этап: оценка состояния (обследование) пациента;

2 этап: определение проблем пациента;

3 этап: планирование предстоящей работы;

4 этап: реализация составленного плана (сестринских вмешательств);

5 этап: оценка результатов позволяет повысить качество сестринской помощи.

Медицинская сестра, в обязанности которой входит уход за больными, должна не только знать все правила ухода и умело выполнять лечебные процедуры, но и ясно представлять какое действие лекарства или процедуры оказывают на организм больного. Лечение болезни главным образом зависит от тщательного правильного ухода, соблюдения режима и диеты. В связи с этим возрастает роль медицинской сестры в эффективности проводимого лечения. Очень важной является и профилактика заболевания: медицинская сестра обучает членов семьи организации ухода за пациентом, режимом питания, отдыха.

Полученные знания и умения в ходе написания курсовой работы - необходимые условия оказания сестринской помощи.

Написав данную курсовую работу, я больше узнала о заболеваниях мочевыделительной системы и научилась применять свои знания на практике.

При изучении данной темы студент должен уметь:

· Выявить особенности ухода за пациентом при нарушении функции мочевыделительной системы.

· Обеспечить мочеприемником и судном.

· Обеспечить соблюдение тщательной личной гигиены и кожи промежности.

· Использовать методы сестринского обследования и независимого вмешательства.

Самостоятельная работа студентов проводится по стандартом.

Список манипуляции для самостоятельной работы:

· Обработка рук на гигиеническом уровне.

· Подготовка рабочего места.

· Выявить особенности ухода за пациентом при нарушении функции мочевыделительной системы.

· Обеспечить мочеприемником и судном.

· Обеспечить соблюдение тщательной личной гигиены и кожи промежности.

· Использовать методы сестринского обследования и независимого вмешательства.

· Самостостоятельная работа студентов проводится по стандартом.

Задачи:

1.Изучить строение мочевыделительной системы.

2. Познакомиться с заболеваниями мочевыделительной системы.

3. Применить теоретические знания по уходу за пациентами с заболеваниями мочевыделительной системы.

4. Заполнение и исследование сестринской карты пациента.

Методы работы по заполнению сестринской карты пациента:

субъективный метод обследования пациента;

объективный метод обследования пациента;

выявление проблем пациенты (сестринский диагноз);

планирование сестринского ухода;

выполнение плана сестринского ухода;

оценка результатов сестринского ухода.

5.Для закрепления знаний:

Решение тестов и задач.

6.Итоговый контроль знаний:

Выставление среднего поурочного балла, отметить активных и пассивных обучающихся.

7.Домашнее задание:

Основная литература.

Список литературы

1. Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии: учебное пособие /под ред. Б.В. Кабарухина. - 2-е. изд. - Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 281 с.

2. Пауков, В.С. Патология/ В.С. Пауков, Н.К. Хитров. - Москва: Медицина, 1999. - 248с.

3. Самусев, Р.П. Анатомия человека/Р.П. Самусев, Ю.М. Селин. - Москва: ОНИКС 21 век, 2003. - 304с.

4. Елисеева, Ю.Ю. Справочник медицинской сестры /Ю.Ю. Елисеева [и др.] - Москва: Эксмо, 2004. - 840с.

5. Георгиева, С.А. Физиология / С.А. Георгиева, Н.В. Беликина, Л.И. Прокофьева. - Москва: Альянс, 2009. - 227с.

6. Двуреченская, В.М. Подготовка пациента к исследованиям / В.М. Двуреченская, А.А. Каплина, Р.Н. Чуприна. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2002. - 76 с.

7. Полякова, Е. Почки / Е. Полякова. - Нижний Новгород: Газетный мир, 2012.

8. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии практикум: учебное пособие / под ред. Б.В. Кабарухина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. - 195 с.

9. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела I: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: Родник, 1996. - 141 с.

10. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела II: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: Родник, 1998. - 83 с.

Задача№1.

Наши рекомендации