Исследование желудочной секреции
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
По специальности «Лечебное дело»
Курс «Пропедевтика внутренних болезней»
Тема: «Дополнительные методы исследования больных с патологией желудочно-кишечного тракта».
Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола
«___» _________2007 г.
Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.м.н., проф. Поликарпов Л.С. (подпись)_____________
Составитель:
асс. Деревянных Е.В.
Красноярск 2007
1.Тема занятия: «Дополнительные методы исследования больных с патологией желудочно- кишечного тракта».
2. Форма организации учебного процесса:практическое занятие.
3.Значение темы: Дополнительные методы исследования органов пищеварения дают возможность уточнить локализацию, объем поражения, стадию заболевания и нарушение функции, что способствует постановке точного диагноза и выбору эффективной терапии. Поэтому учебное значение данной темы - дать представление о возможностях того или иного метода обследования больных с патологией органов пищеварения.
Профессиональное значение темы: подготовка квалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в методах обследования больных с патологией ЖКТ. Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за точность диагностики патологии органов пищеварения.
4. Цели обучения:
4.1. Общая цель: научить студентов назначению необходимых методов дообследования при различных заболеваниях ЖКТ с элементами дифференциальной диагностики, уметь интерпретировать полученные данные. Для этого надо:
4.2. Учебная цель:
· знать основные клинико-лабораторные синдромы при заболеваниях органов пищеварения;
· знать возможности лабораторных и инструментальных методов обследования больных с патологией ЖКТ;
· уметь интерпретировать результаты дополнительных методов обследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения.
4.3 Психолого- педагогическая цель: развитие ответственности будущего врача за своевременную диагностику заболеваний желудочно-кишечного тракта и определения тактики ведения больного, соблюдение правил биомедицинской этики и деонтологии.
5. Место проведения занятия: Учебная комната, палата 1-го, 2-го хирургического отделения ГКБ №6.
6. Оснащение занятия:Таблицы, набор анализов ( желудочного сока , дуоденального зондирования , анализы кала , мочи, ОАК, биохимические анализы крови, протоколы инструментальных методов исследования).
7. Структура содержания темы ( хронокарта ,план занятия).
№ | Этапы занятия | Время (мин) | Оснащенность |
1. | Организация занятия | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся | |
2. | Формулировка темы и цели | Преподавателем объясняется тема и ее актуальность, цели занятия | |
3. | Контроль исходного уровня знаний, умений | Тесты № 1, индивидуальный устный опрос. | |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов | Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности) | |
5. | Самостоятельная работа обучающихся 1) Интерпретация анализов желудочного сока, дуоденального содержимого, анализов кала, мочи, крови, инструментальных методов исследования. 2) выявление типичных ошибок. | Работа: 1) В учебной комнате с результатами дополнительных методов обследования. | |
6. | Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изучаемой теме | Тесты №2 Ситуационные задачи. | |
7. | Подведение итогов, задание на дом. | Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, графологические таблицы и т.д. | |
Всего: |
Аннотация
Исследование желудочной секреции
Методы изучения желудочной секреции можно разделить на две группы:
§ Зондовые: желудочное зондирования или метод интрагастральной рН-метрии.
§ Беззондовые (метод ионообменных смол, гастроацидотесты, эндорадиозондирование, гастрохромоскопия)
ЗОНДОВЫЕ МЕТОДЫ
Желудочное зондирование
§ проводят утром натощак в положении сидя с использованием тонкого зонда. На тонкий зонд предварительно наносят метку ( расстояние до желудка ,которое вычисляется по формуле: рост- 100см или измерение длины от пупка до нижних резцов. Зонд кладут на корень языка и во время глотательных движений вводят в желудок.Сразу же после введения зонда извлекают весь сок, содержащийся в желудке натощак. (большой объем косвенно говорит о повышенной секреции желудка , наличие крови позволяет заподозрить источник кровотечения (эрозия, язва или опухоль).
В течение последующего часа получают базальную секрецию (при фракционном зондировании получают 4 порции с интервалов в 15 мин.) Затем под кожу вводят стимулятор и в течение следующего часа получают стимулированную секрецию желудка.Унифицированным парентеральным раздражителем признан гистамин (фосфат или дигидрохлорид), являющийся мощным побудителем желудочной секреции.
В зависимости от дозы гистамина различают:
- субмаксимальный гистаминовый тест (тест Лямблена), когда вводят подкожно 0,008 мг/кг дигидрохлорида гистамина.
- максимальный тест (тест Кея), когда подкожно вводят 0,024 мг/кг массы пациента дигидрохлорида гистамина. Максимальная проба с гистамином позволяет судить о предельных возможностях желудка выделять кислоту и имеет преимущество перед пробой с субмаксимальной стимуляцией гистамином для выявления истинной ахлоргидрии. В настоящее время созданы синтетические аналоги гастрина: пентагастрин, тетрагастрин, применение которых в качестве стимуляторов желудочной секреции весьма перспективно, в виду выраженного сокогонного эффекта и практического отсутствия побочных явлений при их введении. Для подкожного введения пентагастрина оптимальной является доза 6 мкг/кг (по Классену), при этом обеспечивается максимальный секреторный ответ желудка.
Химическое исследование:
Как в базальной секреции, так и в стимулированной определяют объем сока, общую кислотность, свободную соляную кислоту , дебит- час соляной кислоты, молочную кислоту, в порции с максимальной кислотностью- количество пепсина.
Дебит- час соляной кислоты- общая кислотная продукция за час. Дебит-час выражают в миллимолях (или в мг) и вычисляют по формуле:
§ Д-Ч = Y1•E1• 0,001 + Y2 • Е2 • 0,001…,
Y- объем порции желудочного содержимого в мл.
Е- общая кислотность ( ммоль/л).
НОРМЫ ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ
Секреторные показатели | базальная | субмаксимальная | максимальная | |
Объем сока мл. | 50-100 | 100-140 | 180-200 | |
Общая кислотность (ммоль/л) | 40-60 | 80-100 | 100-120 | |
Свободная HCL (ммоль/л) | 20-40 | 65-85 | 90-110 | |
Связанная HCL (ммоль/л) | 10-15 | 10-15 | 10-15 | |
Дебит-час HCL (ммоль/л) мг | 1,5-5,5 55-200 | 8-14 300-500 | 18-26 650-950 | |
Пепсин по Туголукову мг/100 мл | 20-40 | 50-65 | 50-75 |