Проблемы морально-психологических отношений в медицинских коллективах

Врач является носителем уникальной информации, которая служит ему средством реализации его рабочих планов, поэтому он обязан бережно обращаться с ней. Информация может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Если у врача не остается надежды на выздоровление больного, тогда, вероятно, он может открыть глаза своему пациенту на истинное положение дел, однако следует учитывать в таком случае коэффициент психологической устойчивости пациента. С другой стороны, если нет никакой надежды на выздоровление, врач может и скрыть от пациента соответствующую информацию, всемерно подбадривая больного, вселяя в него надежду. Так же он поступает и с близкими пациента.

Что касается посторонних, то врач обязан сохранять в тайне от них состояние больного, его диагноз, данные лабораторных анализов, поскольку такая информация может быть использована посторонними лицами во вред больному. Сохранение тайны относительно информации о пациенте является важнейшим условием взаимного доверия между больным и врачом, в противном случае лечение больного затруднительно.

Вместе с тем во врачебной практике имеется целая отрасль, в рамках которой сокрытие врачом информации противоречит его долгу и даже может быть уголовно наказуемо. Это область инфекционных, особенно, венерических заболеваний и ВИЧ инфекции. Врач обязан выявить всех контактирующих с больным лиц и поставить их в известность относительно их возможного заболевания.

Относительно врачебной тайны существует еще одна проблема. В процессе необходимых медицине исследований, экспериментов, врачи открывают новые препараты, методы и средства лечения. При этом происходит международный обмен информацией о результатах исследований. Несмотря на то, что этот обмен происходит в рамках специальных саммитов, конференций, симпозиумов, эта информация просачивается за пределы этого круга. Больные и родственники, получившие такую информацию, начинают требовать от лечащего врача применения этих новых средств, и врач оказывается в затруднительном положении. Поэтому подобная информация может быть опубликована лишь в такой форме, которая позволяет до определенного времени не привлекать общественного интереса. Соответственно и специалисты, владеющие подобной информацией, не имеют права на ее распространение.

8.6. Проблемы морально-психологических отношений в медицинских коллективах

Для успешной профессиональной деятельности врачу крайне важно установить нормальные рабочие отношения не только с коллегами у себя на работе, но и с другими представителями своей и смежных профессий. Эффективность его работы обуславливается той помощью, которую ему оказывают его коллеги. Поэтому положение требует, чтобы между коллегами установились дружеские доверительные отношения, чтобы коллеги понимали друг друга, доверяли друг другу, надеялись друг на друга.

Для установления доверительных отношений с коллегами врач должен прежде всего научиться слушать, вникать и стараться понять точку зрения коллеги по любому вопросу.

Врач не имеет права быть высокомерным, заносчивым по отношению к коллегам, даже в тех случаях, когда он убежден в своем профессиональном превосходстве.

Врач должен постоянно учиться у более опытных и знающих коллег и не скрывать этого.

Коллектив современного лечебного учреждения должен составлять единый организм, выполняющий одну задачу — заботу о жизни и здоровье больных.

Врачи обязаны обмениваться профессиональной информацией, не пытаясь монополизировать ее в ущерб делу.

Врач должен поддерживать хорошие доброжелательные отношения с коллегами из других медицинских учреждений и стран.

Однако следует помнить, что эффективность разносторонней деятельности врача достигается не только за счет его профессиональных качеств, но и за счет умелого профессионального взаимодействия со средним и младшим медперсоналом:

1. С медперсоналом должны складываться деловые доброжелательные отношения.

2. Доброжелательность и взаимное доверие не должны опускаться до панибратства, врач не должен перекладывать свои обязанности на медперсонал.

3. Профессионализм отношений между врачом и медперсоналом базируется на высокой требовательности врача к самому себе и, соответственно, к медперсоналу.

4. Врач не имеет права унижать медперсонал, особенно в присутствии больных или родственников.

5. Врач должен передавать свои знания и опыт работающему с ним медперсоналу, служить ему примером во всем.

6. Врач никогда не должен пользоваться услугами медперсонала в решении своих проблем, не имеющих отношения к работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, В. П. Очерки экологии человека / В. П. Алексеев. — М., 1993.

2. Биомедицинская этика: учеб. пособие / под ред. Т. В. Мишаткиной, С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. — Минск, 2008.

3. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. сб. статей / отв. ред. и сост. Б. Г. Юдин. — М., 1998.

4. Богораз, И. В. Больной и врач / И. В. Богораз. — М., 1982.

5. Вагнер, Е. А. Раздумья о врачебном долге / Е. А. Вагнер. — Пермь, 1991.

6. Введение в биоэтику: учеб. пособие. — М., 1999.

7. Врач и пациент: этико-правовой аспект. — М., 1990.

8. Денисов, С. Д. Биомедицинская этика: практикум / С. Д. Денисов, Я. С. Яскевич. — Минск, 2011.

9. Дюркгейм, Э. Самоубийство (социологический этюд) / Э. Дюркгейм. — М., 1997.

10. Жизнь и смерть: загадки и противоречия. — М., 1990.

11. Иванюта, О. М. Врач и больной / О. М. Иванюта, Ю. Л. Замдборг. — Киев, 1988.

12. Иванюшкин, А. Я. Профессиональная этика в медицине / А. Я. Иванюшкин. — М., 1990.

13. Комаров, Ф. И. Философия и нравственная культура врачевания / Ф. И. Комаров. — Киев, 1988.

14. Косарев, И. И. Гуманизм и антигуманизм в медицине / И. И. Косарев. — М., 1983.

15. Косарев, И. И. Нравственная ответственность врача в современном мире / И. И. Косарев, А. В. Сахно. — М., 1987.

16. Кубарь, О. И. Этические и правовые проблемы исследований на человеке: из истории России ХХ века / О. И. Кубарь // Человек. — 2001. — № 3.

17. Магазиник, Н. А. Искусство общения с больными / Н. А. Магазиник. — М., 1991.

18. Михайлова, Е. П. Биомедицинская этика. Теория, принципы, проблемы / Е. П. Михайлова, А. Н. Барток. — М., 2009.

19. Мишаткина, Т. В. Высшие моральные ценности: пособие к семинарским занятиям / Т. В. Мишаткина. — Минск, 2000.

20. На грани жизни и смерти (биоэтика в США). — М., 1989.

21. Орлов, А. Н. Культура общения врача / А. Н. Орлов. — Красноярск, 1987.

22. Павлов, Ю. Д. Медицинская этика / Ю. Д. Павлов, П. М. Сапроненков. — Л., 1984.

23. Павлова, О. С. Что такое биоэтика? / О. С. Павлова // Чалавек. Грамадства. Свет. — Минск, 2001. — № 1.

24. Проблемы биоэтики. Реферат. сборник / отв. ред. Б. Г. Юдин. — М., 1993.

25. Пулмэн, Д. Достоинство человека, боль и страдание / Д. Пулмэн // Человек. — 2001. — № 3.

26. Руженков, В. А. Основы биомедицинской этики: учеб. пособие / В. А. Руженков, А. В. Боева. — М., 2010.

27. Требования биоэтики: медицина между надеждой и спасением. — Киев, 1999.

28. Угрюмов, Б. Л. О врачебном долге / Б. Л. Угрюмов. — Киев, 1987.

29. Чеботарева, Э. П. Врачебная этика / Э. П. Чеботарева. — М., 1984.

30. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. — М., 1992.

31. Этика биомедицинских исследований: сб. — М., 1989.

32. Этика: учеб. пособие / под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. — Минск, 2002.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМА 1. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ, МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ....... 3

1.1. Биоэтика как учение о ценностном отношении к живому............ 3

1.2. Причины и источники формирования биоэтики........................... 3

1.3.Содержание и структура биомедицинской этики.......................... 4

1.4. Биомедицинская этика в системе естественнонаучного

и гуманитарного знания.............................................................................. 6

Наши рекомендации