Органы дыхания — это несколько органов, объединенных в единую бронхолегочную систему. Она состоит из двух отделов: • дыхательных путей, по которым проходит воздух; собственно легких. Дыхательные пути принято делить на: • верхние дыхательные пути — нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы и некоторые другие образования; • нижние дыхательные пути — гортань, система бронхов от самого крупного бронха организма — трахеи до самых мелких их разветвлений, которые принято называть бронхиолами. Функции органов дыхательных путей в организме Дыхательные пути: • проводят воздух из атмосферы до легких; • очищают воздушные массы от пылевых загрязнений; • защищают легкие от вредных воздействий (на слизистой оболочке бронхов оседают, а затем выводятся из организма некоторые бактерии, вирусы, инородные частицы и пр.); • согревают и увлажняют вдыхаемый воздух. Собственно легкие имеют вид множества мелких надутых воздухом мешочков (альвеол), соединенных между собой и похожих на гроздья винограда. Основной функцией легких является процесс газообмена, то есть поглощение из атмосферного воздуха кислорода — газа, жизненно необходимого для нормальной, слаженной работы всех систем организма, а также выделение в атмосферу отработанных газов и прежде всего углекислого газа. Все эти важнейший функции органов дыхания могут серьезно нарушаться при заболеваниях бронхолегочной системы. Органы дыхания детей отличаются от органов дыхания взрослого человека. Эти особенности строения и функции бронхолегочной системы необходимо учитывать при проведении гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий у ребенка. У новорожденного дыхательные пути узкие,подвижность грудной клетки ограничена из за слабости грудной мускулатуры.Дыхание частое - 40-50 раз в минуту,ритм его неустойчивый.С возрастом частота дыхательных движений уменьшается и составляет в возрасте одного года 30-35 раз,в 3 года -25-30,а в 4-7 лет-22-26 раз в минуту.Глубина дыхания и легочная вентиляция увеличиваются в 2-2,5 раза. Hoc — это «сторожевой пес» дыхательных путей. Нос первым принимает на себя атаку всех вредныхвнешних воздействий. Нос — это центр информации о состоянии окружающей атмосферы. Он имеет сложную внутреннюю конфигурацию и выполняет разнообразные функции: • через него проходит воздух;• именно в носу вдыхаемый воздух нагревается и увлажняется до нужных для внутренней среды организма параметров; • на слизистой оболочке носа в первую очередь оседает основная часть атмосферных загрязнений, микробов и вирусов;• кроме того, нос является органом, обеспечивающим обоняние, то есть имеет способность ощущать запахи. Что обеспечивает ребенку нормальное дыхание через нос?Нормальное носовое дыхание крайне важно для детей любого возраста. Оно является заслоном для попадания инфекции в дыхательные пути, а следовательно, для возникновения бронхолегочных заболеваний. Хорошо прогретый чистый воздух — гарантия защиты от простуд. Кроме того, ощущение запахов развивает у ребенка представление о внешней среде, носит защитный характер, формирует отношение к пище, аппетит. Носовое дыхание является физиологически правильным дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал носом. Дыхание через рот при отсутствии или резком затруднении носового дыхания всегда является признаком заболевания носа и требует специального лечения. Особенности носа у детейНос у детей имеет ряд особенностей. • Полость носа относительно мала. Чем меньше ребенок, тем меньше полость носа.• Носовые ходы очень узкие.• Слизистая оболочка носа рыхлая, хорошо кровоснабжается сосудами, поэтому любое раздражение или воспаление приводит к быстрому возникновению отека и резкому уменьшению просвета носовых ходов вплоть до их полной непроходимости.• Носовая слизь, которую постоянно продуцируют слизистые железы носа ребенка, достаточно густая. Слизь часто застаивается в носовых ходах, подсыхает и приводит к образованию корочек, которые, перекрывая носовые ходы, также способствуют нарушению носового дыхания. При этом ребенок начинает «сопеть» носом или дышать ртом. К чему может привести нарушение носового дыхания? Нарушение дыхания через нос может быть причиной одышки и других дыхательных расстройств у детей первых месяцев жизни. У грудных детей нарушается акт сосания и глотания, малыш начинает беспокоиться, бросает грудь, остается голодным, а если носовое дыхание отсутствует длительно, ребенок может даже хуже прибавлять в весе. Выраженное затруднение носового дыхания приводит к гипоксии — нарушению снабжения кислородом органов и тканей. Дети, плохо дышащие носом, хуже развиваются, отстают от сверстников в усвоении школьной программы. Отсутствие носового дыхания может даже привести к повышению внутричерепного давления и расстройству функции центральной нервной системы. При этом ребенок становится беспокойным, может жаловаться на головную боль. У некоторых детей отмечается нарушение сна. Дети с нарушенным носовым дыханием начинают дышать ртом, поступающий при этом в дыхательные пути холодный воздух легко приводит к простудным заболеваниям, такие дети чаще болеют. И, наконец, расстройство носового дыхания ведет к нарушению мироощущения. У детей, которые не дышат носом, снижено качество жизни. Придаточные пазухи носа Придаточные пазухи носа — это ограниченные воздушные пространства лицевого черепа, дополнительные резервуары воздуха. У маленьких детей они недостаточно сформированы, поэтому такие заболевания, как гайморит, синусит, у малышей в возрасте до 1 года встречаются крайне редко. Вместе с тем воспалительные заболевания придаточных пазух нередко беспокоят детей в более старшем возрасте. Заподозрить, что у ребенка воспаление придаточных пазух носа, бывает достаточно сложно, однако следует обратить внимание на такие симптомы, как головная боль, утомляемость, заложенность носа, ухудшение успеваемости в школе. Подтвердить диагноз может только специалист, при этом нередко врач назначает рентгенологическое исследование. 33. Глотка Глотка у детей относительно большая и широкая. В ней сосредоточено большое количество лимфоидной ткани. Наиболее крупные лимфоидные образования носят название миндалин. Миндалины и лимфоидная ткань играют защитную роль в организме, образуя лимфоидное кольцо Вальдейера—Пирогова (нёбные, трубные, глоточная, язычная миндалины). Глоточное лимфоидное кольцо защищает организм от бактерий, вирусов и выполняют другие важные функции. У маленьких детей миндалины развиты слабо, поэтому такое заболевание, как ангина, у них встречается редко, а вот простудные болезни, наоборот, чрезвычайно часты. Это связано с относительной незащищенностью глотки. Миндалины достигают максимума своего развития к 4—5 годам, и в этом возрасте дети начинают меньше страдать от простуд. В носоглотку открываются такие важные образования, как евстахиевы трубы, соединяющие среднее ухо (барабанную полость) с глоткой. У детей устья этих труб короткие, что часто является причиной воспаления среднего уха, или отита, при развитии носоглоточной инфекции. Инфицирование уха происходит в процессе глотания, чихания или просто от насморка. Длительное течение отитов связано именно с воспалением евстахиевых труб. Профилактикой возникновения воспаления среднего уха у детей является тщательное лечение любой инфекции носа и глотки. Гортань Гортань — это воронкообразное образование, следующее за глоткой. Она прикрывается при глотании надгортанником, похожим на крышку, препятствующую попаданию пищи в дыхательные пути. Слизистая оболочка гортани также богато снабжена сосудами и лимфоидной тканью. Отверстие в гортани, по которому проходит воздух, называется голосовой щелью. Она узкая, по бокам щели находятся голосовые связки — короткие, тонкие, поэтому детские голоса высокие, звонкие. Любое раздражение или воспаление может вызвать отек голосовых связок и подсвязочного пространства и привести к нарушению дыхания. Этим состояниям больше других подвержены дети младшего возраста. Воспалительный процесс в гортани носит название ларингит. Кроме того, если у малыша имеется недоразвитие надгортанника или нарушение его иннервации, он может поперхиваться, у него периодически возникает шумное дыхание, которое носит название стридогх По мере роста и развития ребенка эти явления постепенно исчезают. . У некоторых детей дыхание от самого рождения может быть шумным, сопровождается храпением и сопением, но не во сне, как это иногда бывает у взрослых, а во время бодрствования. В случае беспокойства и плача эти нехарактерные для ребенка шумовые явления могут усиливаться. Это так называемый врожденный стридор дыхательных путей, причиной его есть врожденная слабость хрящей носа, гортани и надгортанника. Хотя из носа и нет никаких выделений, сначала родителям кажется, что в ребенка насморк, тем не менее примененное лечение не дает желательного результата - дыхание малыша одинаково сопровождается разнообразными звуками. Обратите внимание, как ребенок дышит во сне: если - спокойно, а перед тем как заплакать, снова начинает «похрюкивать», судя по всему, это - то, о чем мы гоорим. Обычно к двум годам, в меру укрепления хрящевой ткани, стридорозное дыхание само по себе исчезает, но до этого времени в случае острых респираторных заболеваний дыхания ребенка, который имеет такие особенности строения верхних дыхательных путей, может значительно ухудшаться. Ребенок, страдающий стридором, должен наблюдаться педиатром, консультироваться ЛОР-врачом и невропатологом. 34. Бронхи Нижние дыхательные пути представлены в основном трахеей и бронхиальным деревом. Трахея является самой крупной дыхательной трубкой организма. У детей она широкая, короткая, эластичная, легко смещается и сдавливается любым патологическим образованием. Трахея укреплена хрящевыми образованиями — 14—16 хрящевыми полукольцами, которые служат каркасом этой трубке. Воспаление слизистой оболочки трахеи носит название трахеит. Это заболевание очень часто встречается у детей. Диагностировать трахеит можно по характерному очень грубому, низкого тембра кашлю. Обычно родители говорят, что ребенок кашляет, «как в трубу» или «как в бочку». Бронхи — это целая система воздуховодных трубочек, образующих бронхиальное дерево. Система ветвления бронхиального дерева сложна, она насчитывает 21 порядок бронхов — от самых широких, которые носят название «главные бронхи», до самых мелких их разветвлений, которые называются бронхиолами. Бронхиальные веточки опутаны кровеносными и лимфатическими сосудами. Каждая предыдущая веточка бронхиального дерева шире последующих, поэтому вся система бронхов напоминает перевернутое кроной вниз дерево. Бронхи у детей относительно узкие, эластичные, мягкие, легко смещаемые. Слизистая оболочка бронхов богата кровеносными сосудами, относительно сухая, так как у детей недоразвит секреторный аппарат бронхов, а продуцируемый бронхиальными железами секрет дерево относительно вязкий. Любое воспалительное заболевание или раздражение дыхательных путей у маленьких детей может привести к резкому сужению просвета бронхов из-за отека, скопления слизи, сдавления и стать причиной нарушения дыхания. С возрастом бронхи растут, их просветы становятся шире, продуцируемый бронхиальными железами секрет делается менее вязким, а нарушения дыхания в ходе различных бронхолегочных заболеваний встречаются реже. Каждый родитель должен знать, что в случае возникновения признаков затрудненного дыхания у ребенка любого возраста, особенно у маленьких детей, необходима срочная консультация врача. Доктор определит причину расстройства дыхания и назначит правильное лечение. Самолечение недопустимо, поскольку оно может привести к самым непредсказуемым последствиям. Заболевания бронхов принято называть бронхитами. | |
36.Анатомо-физиологические особенности сердечно сосудистой системы
Сердце ребенка имеет ряд анатомо-физиологических особенностей. У новорожденных сердце относительно большое и составляет 0,8% от массы тела (около 22 г), а у взрослых - 0,4%. Правый и левый желудочки примерно равны, толщина их стенок составляет 5 мм. С возрастом происходит нарастание массы сердца: к 8 мес масса удваивается, к 3 годам - утраивается, к 6 годам увеличивается в 11 раз. Особенно интенсивно в связи с большей нагрузкой на него растет левое сердце, толщина стенки левого желудочка достигает к 14 годам почти 10 мм (правого - 6 мм). Оба предсердия большие, толщина их стенок 2 мм. Одновременно происходит тканевая дифференцировка. Гистологически миокард новорожденного имеет очень тонкие мышечные волокна, слабо развиты соединительная ткань, продольная фибриллярность и поперечная исчерченность. Ядра представлены в большом количестве, но они мелкие, малодифференцированные. Хорошо развита сеть мелких артерий, которые обеспечивают хорошее кровоснабжение сердечной мышцы. Магистральные сосуды имеют относительно большие размеры. До 10-12 лет у детей легочная артерия шире аорты, затем просветы их становятся одинаковыми, а после полового созревания устанавливается обратное взаимоотношение. Суммарные просветы артерий и вен большого крута кровообращения в раннем возрасте близки между собой (1:1), у детей старшего возраста это соотношение равно 1:3, у взрослых - 1:5. Система капилляров у детей относительно и абсолютно шире, чем у взрослых, что вызывает затруднения в поддержании температурного гомеостаза.
С возрастом увеличивается кровоток через скелетные мышцы и почки, а доля минутного объема крови, протекающей через сосуды мозга, уменьшается. Своеобразие кровоснабжения мозга детей раннего возраста определяется наличием родничков, сглаживающих колебания давления в полости черепа, особенно при крике. Пульс у детей всех возрастов более частый, чем у взрослых. Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. Повышенные потребности тканей растущего организма в крови удовлетворяются относительным увеличением минутного объема сердца. Частота пульса У детей с возрастом постепенно уменьшается. Крик, беспокойство, повышение температуры тела всегда вызывают у детей учащение пульса.
Артериальное давление у детей тем ниже, чем младше ребенок. У новорожденного ребенка систолическое давление составляет в среднем около 70 мм рт. ст., к году оно увеличивается до 90 мм рт. ст. Рост давления в дальнейшем происходит более интенсивно в первые 2-3 года жизни и в пубертатном периоде. Повышение давления с возрастом идет параллельно росту скорости распространения пульсовой волны по сосудам мышечного типа и связано с повышением их тонуса. С возрастом увеличивается удельное периферическое сопротивление за счет:
1) увеличения длины резистивных сосудов и извилистости капилляров:
2) снижения растяжимости стенок резистивных сосудов;
3) усиления тонуса гладких мышц сосудов. Интересно отметить, что сумма частоты пульса и величины систолического артериального давления во все периоды детства равна примерно 200. Высота венозного давления у детей в норме колеблется от 35 до 120 мм вод. ст. (3-8 мм рт. ст.). С возрастом происходит увеличение ударного и минутного объема крови.
Артериальное давление (АД) у детей измеряется тонометром или сфигмоманометром, размер манжеток зависит от возраста ребенка (ширина манжетки должна составлять примерно 2/3 окружности плеча). У детей первого года жизни давление можно рассчитать по формуле: 76 + 2 п, где 76 - максимальное давление у новорожденного; п - число месяцев жизни. У детей старше года ориентировочно максимальное АД определяется по формуле И.М. Воронцова: 90 + 2 п, где п - возраст ребенка в годах. Минимальное АД составляет 1/2-2/3 максимального. Для измерения АД на ногах манжетка накладывается на нижнюю треть бедра, а стетоскоп прикладывается к подколенной ямке. У здоровых детей АД на нижних конечностях на 5-15 мм рт. ст. выше, чем на верхних. Если при измерении АД "коротковские" тоны сохраняются в процессе понижения давления до нуля (феномен "бесконечного тона"), то диастолическое АД в этом случае определяется в момент резкого приглушения тонов Короткова (четвертая фаза). Принято отсчет АД делать по ближайшей четной цифре.
Относительно большая масса сердца, относительно более широкие отверстия сердца и просветы сосудов являются факторами, облегчающими циркуляцию крови у детей. Для детей раннего возраста характерны малый систолический объем крови и высокая частота сердцебиений, а минутный объем крови на единицу массы тела относительно велик. Относительно большее количество крови и особенности энергетического обмена у детей заставляют сердце выполнять работу, относительно большую, чем работа сердца взрослого человека. Резервные же возможности сердца в раннем возрасте ограничены из-за большей ригидности сердечной мышцы и короткой диастолы, высокой частоты сердечных сокращений. "Преимуществом" детского сердца является отсутствие отрицательного воздействия на сердечную мышцу хронических и острых инфекций, различных интоксикаций.
38-41Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
До 1 года положение желудка горизонтальное, после 1 года, когда ребенок начинает ходить, желудок принимает более выраженное вертикальное положение. При рождении у ребенка имеются все отделы желудка, свойственные взрослому человеку, но дно его выражено слабо Слизистая оболочка желудка развита умеренно, за исключением привратника, где она развита хорошо. Сфинктер входной части желудка недоразвит. Это обстоятельство при слабой мускулатуре желудка способствует частому срыгиванию в грудном возрасте.
У более старших детей величина, форма, положение желудка также легко меняются в зависимости от состояния органов брюшной полости, общего питания, телосложения и других факторов. Вместимость желудка у доношенного новорожденного составляет 30—35 мл, в возрасте 3 мес — 100 мл, 1 года —250 мл. Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты, как и у взрослого, но меньшей активности. Отличительной и важной особенностью кишечника ребенка грудного возраста является повышенная проницаемость его стенки. Вследствие этого при многих заболеваниях, особенно желудочно-кишечных, токсины и продукты неполного переваривания пищи легко проходят через кишечную стенку и поступают в кровяное русло, обусловливая развитие токсикоза. В результате течение многих кишечных инфекций у детей 1-го года жизни сопровождается поражениями нервной, сердечно-сосудистой систем и др. Кишечнпк сраз после рождения стерилен, но спустя несколько часов он уже оказывается заселенным разнообразными микробами, попадающими туда из воздуха, с сосков матери, с предмеюв ухода.
Микрофлора кишечника ребенка грудного возраста обусловлена характером вскармливания. Основными микробами кишечника детей, находящихся на грудном вскармливании, являются бифидобактерии. Наряду с ними в небольшом количестве встречаются энтерококки и кишечная палочка.
Микрофлора кишечника имеет определенное значение в жизни организма. Положительное влияние ее обусловлено следующими факторами: 1) бифидобактерии, кишечная палочка, энтерококк в условиях нормально функционирующего кишечника способны подавлять и уничтожать самые различные патогенные и гнилостные микробы; 2) принимают участие в синтезе девяти различных витаминов (Bi, Bg, Be и др.); 3) некоторые бактерии обладают ферментативным свойством, они разлагают пищевые вещества по тому же типу, что и пищеварительные ферменты.
Печень у новорожденных и детей грудного возраста является относительно крупным органом.