Методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов

Дисциплина-фармакология

Специальность - лечебное дело 060101

Форма обучения - очная

Разработчик: ___________________________________________ О.В. Матяш

МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры от 29.08.2013 №1

Заведующий кафедрой___________________________________ И.А.Волчегорский

Практическое занятие №12

Тема: Спирт этиловый. Снотворные средства.

Цели занятия:

Профессиональные

1. Изучить фармакологию спирта этилового и снотворных средств; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; закрепить знания симптомов передозировки и мер помощи

2. Изучить феномен алкоголизма, как хронического отравления спиртом этиловым, разобрать медико-социальные аспекты и принципы фармакотерапии алкоголизма.

3. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности снотворных лекарственных средств путем решения фармакотерапевтических задач

4. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

5. Развитие под руководством преподавателя навыков работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

6. Закрепление практического навыка рецептуры выписыванием рецептов на лекарственные средства с расчетом доз, в зависимости от возраста, массы тела пациентов.

Воспитательные

Рассмотреть этические нормы применения спирта этилового и снотворных средств, формирование аддиктивных состояний, опасность бесконтрольного применения препаратов

Базисные знания:анатомическое строение головного мозга, в частности, расположение жизненно-важных центров, гистологическое строение нейронов, особенности передачи нервного импульса, нейромедиаторные системы, участвующие в указанном процессе.

Студент должен уметь:

- выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по фармакотерапии, производя по необходимости расчет доз

- составлять алгоритмы механизмов действия препаратов

- решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности

Учебная карта занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:

учебные ситуации – кейсы (case-study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012приказ № 1175 МЗ РФ (образцы рецептурных бланков), приказ № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

- Решения принимаются в группах.

- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы

4. Разработка алгоритма осуществляется при использовании стандартной таблицы алгоритма и справочных материалов

Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. Спирт этиловый для компресса

2. Спирт этиловый для обработки рук хирурга

3. Спирт этиловый для дезинфекции инструментов

4. Средство для лечения алкоголизма

5. Нитразепам при бессоннице для приема внутрь

6. Фенобарбитал для профилактики судорог для приема внутрь

7. Золпидем при нарушении засыпания, для приема внутрь

8. Диазепам для купирования эпилептического припадка, для в/в введения

Вопросы для подготовки к занятию:

1.Спирт этиловый. Фармакокинетика. Характеристика местного действия; применение в медицинской практике спирта этилового различных концентраций.

2.Резорбтивное действие спирта этилового: особенности влияния на ЦНС, внутренние органы, обменные процессы. Токсикологическая характеристика спирта этилового. Симптомы острого отравления, меры помощи.

3.Медико-социальные аспекты алкоголизма. Принципы фармакотерапии алкоголизма. Фармакодинамика дисульфирама.

4.Снотворные средства. Классификация. Особенности фармакотерапии различных типов инсомний.

5.Снотворные средства барбитурового ряда: взаимодействие с ГАМК-ергическим рецепторным комплексом, влияние на фазы сна. Применение барбитуратов, проявления побочных эффектов, основные противопоказания.

6.Характеристика снотворных средств алифатической структуры: механизмы действия, применение, нежелательные побочные эффекты.

7.Снотворные средства - производные бензодиазепина. Особенности фармакодинамики. Применение. Побочное действие. Основные противопоказания.

8.Агонисты бензодиазепиновых рецепторов разного химического строения: механизмы реализации снотворного действия; применение; нежелательные побочные эффекты.

9.Острое отравление снотворными: клинические проявления, принципы фармакотерапии. Медико-социальные аспекты развития лекарственной зависимости при злоупотреблении различными снотворными средствами.

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.

- решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

Наши рекомендации