Медицинских информационных систем (мис)
2.1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В период электронного представления информации компьютерные системы становятся орудием труда, для которого предметом и результатом выступает информация, а коллективный доступ к этой информации становится самым распространённым способом организации производства. Таким образом, назначение компьютерных систем постепенно смещается от автоматизации ручного труда отдельных работников к информатизации деятельности всего персонала. Информация превращается в главный корпоративный ресурс.
Что касается медицины, то обеспечение своевременного доступа к информации становится критичным, когда речь идёт о жизни людей. Владение нужной информацией, актуальной или исторической, – часто единственное, чего не хватает врачу, чтобы своевременно и квалифицированно оказать пациенту необходимую медицинскую помощь. Рутинный документооборот, утерянные копии документов, территориально разнесённая информация об одном и том же пациенте, отсутствие квалифицированных методов поиска – всё это отнимает у медицинских специалистов время и энергию и значительно снижает эффективность их деятельности.
Кроме того, объёмы информации, которые врач должен постоянно держать в памяти, чтобы быть способным оценить состояние каждого пациента, безусловно, огромны. Когда же объём обрабатываемой информации превышает значение некоторого критического параметра, индивидуального для каждого человека, упорядочение и систематизация этой информации становятся невозможными. Для сохранения способности обрабатывать непрерывно возрастающие объёмы данных необходим переход к новому способу сбора и обработки информации, который можно рассматривать как некоторую индивидуальную информационную революцию, результатом которой должно стать начало использования в профессиональной деятельности специалиста нового инструмента – информационной системы.
Попробуем определить, что понимается под информационной системой. Официальное определение понятия «информационная система» дано в «Федеральном законе об информации, информатизации и защите информации» (N24-O3, принят Государственной Думой 25.01.95г., подписан Президентом РФ 20.02.95г.): «Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».
В рамках этого пособия будем использовать следующее определение: «Информационная система – это комплекс методологических, программных, технических, информационных и организационных средств, поддерживающих процессы функционирования информатизируемой организации».
В зависимости от того, функционирует ли она самостоятельно (без участия человека) или нет, информационная система может быть автоматической или автоматизированной.
Автоматизированная информационная система обеспечивает возможность выполнения как ручных, так и автоматизированных процессов. Пользователь (оператор), являющийся звеном такой системы, и компьютерные средства работают сообща с целью обработки и дальнейшего использования информации.
Поскольку лечебно-диагностический процесс не может протекать без участия человека (врача), в дальнейшем мы будем иметь в виду только автоматизированные системы.
Внедрение в медицинскую практику и развитие компьютерного аппаратно-программного обеспечения будем называть автоматизацией лечебно-диагностического процесса.
Отсюда можно дать следующее определение медицинской информационной системы:«Медицинская информационная система (МИС) – это совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации процессов, протекающих в лечебно-профилактическом учреждении».
Открытые медицинские информационные системы. Определение «открытые» МИС означает, что в них реализованы процедуры обмена медицинскими и экономическими документами с другими системами, удовлетворяющие общепринятым правилам и стандартам. Для реализации открытости медицинских информационных систем необходимо предварительно разработать правила и стандарты их взаимодействия. В идеале две открытые медицинские информационные системы могут взаимодействовать без всяких дополнительных усилий со стороны их разработчиков.
Подчеркнём, что открытость систем в данном случае отнюдь не означает общедоступность хранящейся в них информации. Хозяева каждой системы сами решают, какую информацию можно, а какую нельзя передавать в другие учреждения.
2.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МИС
Главная цель информатизации здравоохранения в целом может быть сформулирована следующим образом (Концепция информатизации здравоохранения): создание новых информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением и новых медицинских компьютерных технологий, повышающих качество лечебно-профилактической помощи и способствующих реализации основной функции охраны здоровья населения – увеличению продолжительности активной жизни.
Помимо обозначенной основной цели, перед МИС стоит ещё ряд взаимосвязанных и весьма важных задач, среди которых можно отметить следующие:
- создание единого информационного пространства для ускорения доступа к информации и повышения качества медицинской документации;
- мониторинг и управление качеством медицинской помощи с целью снижения вероятности врачебной ошибки и устранения избыточности назначений;
- повышение прозрачности деятельности медицинского учреждения и эффективности принимаемых управленческих решений;
- анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи – очень важная задача для отечественного здравоохранения, переходящего на коммерческую основу;
- сокращение сроков обследования и лечения.
2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МИС
К числу основных возможностей МИС относятся:
- сбор, регистрация, структуризация и документирование данных;
- обеспечение обмена информацией и создание информационного пространства;
- хранение и поиск информации;
- статистический анализ данных;
- контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи;
- поддержка принятия решений;
- анализ и контроль работы учреждения, управление ресурсами учреждения;
- поддержка экономической составляющей лечебного процесса;
- обучение персонала.