Медицинские учреждения для оказания лечебно-профилактической помощи детям
Слайды по теме практического занятия.
Методическая литература: Методические указания для самостоятельной работы по социальной медицине и организации здравоохранения для студентов медицинских факультетов
9. План занятия и расчет времени:
1. | Введение в занятие | -5 мин |
2. | Тестовый контроль | -10 мин |
3. | Разбор основных вопросов темы | - 55мин |
4. | Расчет показателей деятельности родильного дома | -15 мин |
5. | Подведение итогов и объявления домашнего задания студентам | -5 мин |
6. | Итого | -90 мин |
Организационно-методические указания и содержание занятия.
После проверки присутствия студентов преподаватель, объявляет тему и цель занятия, после введения в занятие проводит входной тестовый контроль знаний студентов.
Во вступительной части преподаватель отмечает, что охрана детства это национальная задача, и она направлена на обеспечение полноценной жизни, всестороннего воспитания и развития ребенка. Важная роль в сохранении и укрепления здоровья детей принадлежит системе здравоохранения. Охрана детства регламентируется конституцией Украины, Законами, постановлениями Кабинета Министров и министерства здравоохранения.
Лечебно-профилактическая помощь детям является неотъемлемой частью охраны материнства и детства. Она обеспечивает организацию медицинского наблюдения за здоровыми детьми и подростками и предоставляет им при необходимости квалифицированную медицинскую помощь.
При разборе основных вопросов темы совместно со студентами преподаватель разбирает материал в соответствии с программой для студентов соответствующего факультета, при этом обращает внимание на следующие вопросы:
1.Закон Украины "Об охране детства":
Закон Украины "Об охране детства", утвержден 26 апреля 2001 года за № 2402-III.
Закон об охране детства включает в себя8 разделов:
1 раздел "Общие положения"
В данном разделе дано определениеохрана детства - это система государственных и общественных мероприятий направленных на обеспечение полноценной жизни, всестороннего воспитания и развития ребенка и защиты его прав
Указано, что ребенок, это лицо в возрасте до 18 лет, соответственно детство -это период развития человека с момента рождения до совершеннолетия. Кроме этого в данном разделе даны определения: дети-сироты, беспризорные дети, дети-инвалиды, дети беженцы, неполная семья, многодетная семья, приемная семья, детский дом семейного типа и т.д.
2.раздел. "Права и свободы ребенка"
3.раздел "Ребенок и семья" (права и обязанности родителей, государственная помощь семьям, право ребенка на имущество и т. д.).
4.раздел "Ребенок и общество"в котором говорится о праве ребенка на образование, культуру, труд, предпринимательство, объединения в молодежные организации.
5.раздел "Ребенок в необычных условиях и экстремальных ситуациях" речь идет воспитании детей сирот, беспризорных детях, социальная защита детей, лишение родительских прав, защита детей инвалидов, пострадавших в результате стихийных бедствий, помощь детям ВИЧ инфицированных, и т.д.
6.раздел "Ответственность за нарушение законодательства об охране детства
7.раздел "Международное сотрудничество"
8. Раздел "Заключительные положения "
Медицинские учреждения для оказания лечебно-профилактической помощи детям
В городской местности:
-Объединенные детские больницы;
-Самостоятельные детские поликлиники,
-детские отделения общих поликлиник,
-детские отделения общих больниц,
-педиатрические клиники НИИ и учебные заведения
-детские диспансеры;
- детские отделения общих диспансеров
В Сельской местности медицинскую помощь оказывают:
-фельдшерско-акушерскими пунктами;
-участковыми больницами, амбулаториями (амбулаториями семейного врача);
-детскими отделениями ЦРБ;
-врачами специалистами ЦРБ
-детской областной больницей;
-диспансерами,
а также учреждения медико-социальной защиты населения:
-дома ребенка,
-школы-интернаты,
-детские дома,
-интернаты для детей с дефектами умственного и физического развития.
3.Основные принципы оказания помощи детям:
-Непрерывность в наблюдении за здоровьем детей с момента рождения до 18 лет (17 лет, 11 месяцев,29 дней);
-Преемственность в наблюдение врачей различных специальностей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям;
-Этапность в наблюдение (поликлиника, стационар, санаторий)
4.Должностные лица управленческого персонала детской больницы, их функции:
Главный врач организует работу соответственно положению о детской больнице.
-проводит подбор и расстановку кадров,
-отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы,
-планирует ее работу,
-обеспечивает качество обследования и лечение больных детей,
-разработку и осуществление профилактических и противоэпидемических мероприятий на территории обслуживаемой больницей.
-создает условия для повышения квалификации медицинского персонала.
Заместитель главного врача по поликлинической работе (если в поликлинике работает 20 и более врачей, ведущих амбулаторно-поликлинический прием) или заведующий поликлиникой (менее 20 врачей):
-обеспечивает лечебно-диагностическую, профилактическую, противоэпидемическую деятельность поликлиники,
-контролирует организацию медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах,
-обеспечивает надлежащее ведение учетных и отчетных документов,
-изучает состояние здоровья детей,
-анализирует деятельность подразделений поликлиники и медицинского персонала,
-осуществляет производственную связь между детской поликлиникой, подростковыми кабинетами городских поликлиник, родильным домом, учреждением Государственного санитарного эпидемиологического надзора.
Заместитель главного врача по медицинской части (данная должность вводится при наличии в стационаре не менее 300 коек и в поликлинике не менее 40 врачей):
-непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-диагностической работы стационара,
-соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в нем,
-осуществляет контроль за качеством диагностики, за питанием и уходом больных,
- отвечает за ведение учетной документации,
- анализирует деятельность стационара.
К управленческому аппарату также относятся заведующие отделениями.
5.Основные принципы амбулаторно-поликлинической помощи:
-бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;
-профилактическая направленность (первичная и вторичная профилактика заболеваний);
-раннее выявление и своевременное лечение больных детей;
-диспансеризация
-участковость
-реабилитация больных;
-санитарно-просветительская работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечение его нормального физического и психического развития.