Тема 9. Роль высших отделов ЦНС в управлении движениями
Мотивация изучения темы: Движения человека- это сложная психофизиологическая функция, в регуляции которой принимают участие высшие центры ЦНС, разрабатывающие программы движений и контролирующие их реализацию. Знание механизмов регуляции двигательной активности необходимы при изучении клинических дисциплин (хирургии, травматологии, нервных болезней, ЛФК) для выявления нормы и патологии опорно-двигательного аппарата, механизмов нарушения двигательных функций, в спортивной медицине и практической деятельности врача – для определения функциональных возможностей двигательных систем при различных физических нагрузках.
Цели занятия:
Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности медико-профилактическое дело ПК-18; ПК-28; ПК-3; ПК-6
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» -значение подкорковых ядер, коры больших полушарий и мозжечка в регуляции сложных скоординированных целенаправленных двигательных актов
«Уметь» -анализировать и оценивать состояние высших двигательных центров по изменению фазных и тонических движений при выполнении практического задания и решении ситуационных задач
«Владеть» - некоторыми методиками (пробами) выявления функций высших двигательных центров.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1. Структуры стриапаллидарной системы (кафедра анатомии человека)
2. Макро- и микроскопическое строение мозжечка (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии и эмбриологии)
3. Двигательные центры коры больших полушарий (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии и эмбриологии)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1. Стриапаллидарная система. её компоненты.
2. Роль базальных ядер в регуляции мышечного тонуса и фазных движений
3. Двигательные центры коры больших полушарий.
4. Пирамидная система, её компоненты и функции
5. Роль мозжечка в регуляции тонуса мышц и целенаправленных движений.
6. Афферентные и эфферентные связи мозжечка
Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время):
1. Зарисовать схему связей мозжечка
2. Составить таблицу сравнительной характеристики регуляции двигательных функций на разных уровнях ЦНС :
Уровень ЦНС | Мышечный тонус | Основные двигательные рефлексы |
Спинальный | ||
Бульбарный | ||
Мезенцефальный | ||
Диэнцефальный | ||
Безмозжечковый | ||
Все отделы ЦНС |
Вопросы для самоконтроля
1. Какие отделы ЦНС участвуют в разработке программы движений?
2. Какое влияние оказывает чёрная субстанция на красное ядро?
3 .Какие двигательные нарушения могут наблюдаться при поражении базальных ядер?
4. Какие двигательные нарушения наблюдаются при повреждении мозжечка?
5. Где локализуются главные двигательные зоны КБП?
6. Какой медиатор синтезируют клетки чёрного вещества?
7. Какие нисходящие пути формируют пирамидную и экстрапирамидную системы?
8. Сохранятся ли двигательные функции при повреждении мозжечка?
9. Какая информация поступает в мозжечок по афферентным путям?
10.Какие клетки мозжечка являются эфферентными? Какой медиатор они синтезируют?
11.К каким двигательным центрам направлены эфферентные пути мозжечка?
12. Какое влияние оказывает мозжечок на другие двигательные центры?