Детская нервность

Нарушения высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в опытах на собаках остановил, что можно вызвать серьезные на­рушения высшей нервной деятельности, если применять чрезмерно сильные условные или безусловные раздражители, резко увеличи­вать длительность действия тормозных раздражителей, включать непосредственно друг за другом или даже одновременно положи­тельный (т. е. подкрепляемый) и отрицательный (неподкрепляе­мый) раздражители и другие приемы.

Если, например, без перерыва по очереди включать то положи­тельный условный раздражитель (например, метроном с частотой 60 ударов в минуту), то сходный с ним отрицательный (такой же метроном, но с частотой 100 ударов в минуту), то условные реф­лексы на некоторое время нарушаются. После их полного восста­новления опыт протекает нормально, но лишь до тех пор, пока не применяются раздражители, вызвавшие нарушения. Стоит пус­тить в ход хотя бы один из них, т. е. затронуть больной пункт коры, как на несколько часов, часто и на несколько дней, снова наруша ется протекание условных рефлексов. Такая «ранимость» больного пункта коры иногда сохраняется в течение многих месяцев.По­добные нарушения Павлов назвал локальной, т. е. местной, пато­логической инертностью корковых клеток.

Изучение нарушений высшей нервной деятельности животных позволило Павлову объяснить возникновение у человека повышен-

М

ной нервности и некоторых нервных и психических заболеваний. В частности, опыты с получением локальной патологической инертности дали возможность объяснить такие явления, какбредпреследования, мания величия, некоторые формы галлюцинаций и др. Локальная инертность нервных клеток лежит в основе явле­ний «навязчивости», часто наблюдающихся у здоровых людей в форме-навязчивых мыслей, идей, музыкальных мотивов, отдельных движений, поступков.

Установлено, что легкость, с которой возникают нарушения работы коры больших полушарий, а также характер и интенсив­ность этих нарушений зависят от типа высшей нервной деятельно­сти. Нарушения чаще появляются и тяжелей протекают при слабом и сильном неуравновешенном типе высшей нервной деятельности:

при слабом типе кора больших полушарий находится почти непре­рывно в состоянии заторможенности, а при сильном неуравнове­шенном типе, наоборот, в состоянии сильного возбуждения, кото­рое может временно сменяться резким падением возбудимости.

Причиныдетской нервности. В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятель­ности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывает­ся на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной дея­тельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит, а при возбудимом типе — недисциплинированным, каприз­ным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значи­тельно слабее.

Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей сла­бый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустой­чивость, легко приводящую к нервности. Нередко предрасположе­ние к нервности бывает врожденным, т. е. возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременно­сти перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки и вообще нарушала нормальный образ жизни. В таких случаях признаки нервности час­то проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно, часто просыпаясь.

О приобретенной нервности говорят в тех случаях, когда при­чины, ее породившие, действовали на ребенка после его рождения. Такой причиной може! быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, и особенно его нервную систему, как, например, родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режи-

ма, недостаточный сон, различные заболевания, в особенности про­текающие хронически, т. е. длительно. а

Часто ребенок становится нервным по вине окружающих лю­дей. Ребенок замечает и по-своему переживает все, что совершается вокруг него. К значительному напряжению нервной системы и раз­витию нервности может привести часто повторяющаяся шумная обстановка, семейные ссоры, грубые перебранки. Ребенок тяжело переживает резкое, несправедливое или неровное отношение к не­му, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захвали­ванию, частые замечания и запрещения, подавление инициати­вы. Кино, телевизионные передачи, спектакли, сильно возбуждая нервную систему, также могут способствовать развитию нервности.

Негативизм. Каждый ребенок может проявить своеобразное упрямство—делать противоположное тому, что от него требуют. У нервных людей такое негативное, т. е. отрицательное, отноше­ние к внешним воздействиям может часто повторяться и стать характерной чертой поведения. Ребенку подставляют тарелку с ка­шей и предлагают есть — он отказывается. Стоит убрать тарел­ку — он требует ее. Снова подставляют — и опять отказ. Если, отодвинув тарелку, сказать «Не ешь!», а затем не обращать на ребенка никакого внимания, он через некоторое время сам ее подо­двинет, все съест и даже может попросить добавки. Подобные же негативные реакции повторяются, когда требуют, чтобы ребенок вымыл руки. пошел гулять или ложился спать. Чем строже настаи­вать на своем, тем сильнее проявляются негативные реакции.

Эта черта поведения, называемая негативизмом,—одно из час­тых проявлений детской нервности. Чтобы ослабить негативизм, следует избегать тона приказания, например сказать: «Если хо­чешь, съешь» — и больше не настаивать на своем.

Детские страхи. Испугать ребенка может каждое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ему и возникло неожидан­но. Ребенок пугается, если из-за угла внезапно выскочила собака, или раздался сильный непривычный звук, или впервые он увидел человека в маске. Такой испуг естествен и, как правило, не остав­ляет никаких дурных последствий. Иное дело необоснованные и непреодолимые страхи, свойственные многим нервным детям. Они пугаются громких звуков, даже часто повторяющихся, боятся тем­ноты, грозы, сильного ветра, жуков, червяков — словом, поводов для страха может быть много. Мало того, ребенок боится войти во двор, где когда-то его испугала собака, отказывается подойти к человеку, на котором он раньше видел маску. Постоянные страхи угнетают ребенка, подавляют его активность.

В развитии страхов чаще всего повинны окружающие, запугиваю­щие ребенка милиционером, стариком, который унесет его в мешке, злым разбойником, серым волком, а иной раз мать угрожает, что отнесет его в темный лес или сама уйдет от него навсегда. Если в развитии нервности основную роль сыграли семейные неурядицы,

нередко с ними связываются и страхи: отец бросил семью — гтебенок непрестанно боится, что мать уйдет от него; при иных си-'.-» туациях ребенок может бояться драки, вида пьяного отца и т. п. ^Неврозы. Чрезмерно сильные раздражения могут вызвать бо­лее серьезные нарушения нервной деятельности, которые принято называть неврозами. Они проявляются не только в повышенной нервности, но и в нарушении тех или иных функций организма. Так сильный испуг может привести к появлению судорожных при­падков, к заиканию, изменению сердечной деятельности или к дру­гим патологическим явлениям. Все эти явления могут сохраняться длительное время, иногда многие годы и даже всю жизнь.

Чрезмерно сильные воздействия, травмирующие нервную си­стему, могут вызвать невроз у любого ребенка. Однако чаще всего невротическое состояние появляется у детей со слабым типом выс­шей нервной деятельности и с неуравновешенным, или возбудимым, типом. У детей двух уравновешенных типов — подвижного и спокойного — такие же воздействия чаще всего вызывают лишь вре­менные и менее выраженные нарушения, которые позднее бесслед­но исчезают. Иными словами, ребенок с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности легче противостоит травми­рующим воздействиям.

Профилактика нервности. Лечить нервных детей, особенно стра­дающих неврозами, должен врач. Создавать же обстановку, предохраняющую от возникновения или усиления уже существую­щей нервности,— это дело тех, кто окружает и воспитывает ребен­ка. Профилактика, т. е. предупреждение, нервности в основном сво­дится к устранению всего того, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка. Начинать профилактику надо с вну­триутробного периода его развития, создавая для беременной жен­щины максимально благоприятные условия жизни, оберегая ее от заболеваний и всего, что травмирует нервную систему. Для воспи­тания столь необходимой ребенку бодрости и жизнерадостности большое значение имеют физическая культура, подвижные игры, а в дальнейшем и спорт. Взрослые должны быть всегда спокойны и вежливы как между собой, так и с ребенком. У нерешительных детей надо пробуждать активность, прививать им навыки самооб­служивания, всячески стимулировать их деятельность, давать им ряд посильных заданий все возрастающей трудности. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка игрой, физическими упражнениями, тру­дом. В целях предупреждения детского негативизма взрослые не должны препятствовать проявлению их самостоятельности. Посто­янные одергивания и запреты, нередко необоснованные, лишь спо­собствуют развитию детской нервности. Вместе с тем слово «нель­зя» должно быть действительным запретом.

Очень интересны опыты, которые были проведены на детях дошкольного возраста. У них был образован положительный ус-

'ловный рефлекс на слово «можно» и отрицательный на слово «нельзя». Произведенное один раз подкрепление отрицательного раздражителя (слова «нельзя») и неподкрепление положительного раздражителя (слова «можно») привело к тому, что. если в даль­нейшем слово «можно» быстро удалось снова превратить в поло­жительный раздражитель, то слово «нельзя» на долгое время пе­рестало'быть прочным тормозным раздражителем: несмотря на отсутствие подкрепления, оно вызывало положительную реакцию. Взрослый человек взвешивает значение этих слов на основании своего многолетнего опыта; он знает, когда и почему «можно» и «нельзя». Для ребенка слово «можно» и «нельзя» в сильной степе­ни носят характер приказания.

Слово «нельзя» перестает быть тормозным раздражителем, ко­гда, например, вслед за запрещением взять конфету, ребенок ее получает. Это ведет к нарушению одной из существенных норм поведения. Отсюда понятно, какое огромное значение имеет уста­новление правильных условных связей между определенными рече­выми раздражителями и реакциями ребенка. Вместо постоянного «нельзя» лучше, где возможно, отвлекать внимание ребенка, а за­преты должны быть убедительными, понятными ребенку и вместе с тем окончательными.

Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком все­гда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева. Не должно быть противоречия между требованиями отца и матери, родителей и воспитателей. Упрямым детям'приказания рекомендуется делать не в категорическом тоне, а в виде просьбы. Если протест ребенка очень бурен, лучше не настаивать на выпол­нении приказания. Никогда нельзя применять телесных наказаний, так как они не только причиняют боль, но оскорбляют и озлобляют ребенка, травмируют его нервную систему.

Вопросы. 1. Как развивается речь у детей? 2. Какие основные свойства нервных процессов определяют поведение? 3. Каково значение воспитания для формиро­вания типов высшей нервной деятельности у детей? 4. Какая существует класси­фикация типов высшей нервной деятельности животных и человека? 5. Какой должна быть продолжительность сна детей различного возраста? 6. Какими долж-ьы быть условия, обеспечивающие нормальный сон ребенка? 7. Как проявляется утомление у детей дошкольного возраста? <?. Какие требования предъявляет ги­гиена к организации и проведению занятий в дошкольных учреждениях? 9. Как следует подбирать и расставлять мебель во время занятий? 10. Какими должны быть наглядные и учебные пособия, используемые на занятиях? 11. Какие гигие­нические требования предъявляются к игрушкам и. уходу за ними? 12. Что пон^ мают под детской нервностью? Ее причины, проявления и профилактика.

Задание: Учащиеся, присутствуя в дошкольном учреждении, должны:

1. Установить, соответствует ли продолжительность отдельных режимных момен­тов нормам, установленным физиологией и гигиеной? 2. Пронаблюдать, не нару­шаются ли гигиенические требования при организации' дневного сна и занятий детей. 3. Дать гигиеническую оценку групповых комнат, спален, веранд и их обо­рудования. 4. Установить, соответствует ли мебель росту детей, соблюдают .ли дети правильную посадку во время занятий. Как следят за этим воспитатели?

Наши рекомендации