Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Медицинский колледж
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
____________Т.З. Галейшина
«___» ___________ 20____ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»
Дисциплина «Фармакология»
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Курс: 1
Семестр: II
Количество часов 2 часа
Уфа 20____г.
Тема: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»
на основании рабочей программы учебной дисциплины «Фармакология»
утвержденной «____»________20____ года
Рецензенты по представляемой лекции:
1.
2.
Автор: М. У. Широчян
Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «_____»_______20___г.
1. Тема: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»
2. Курс: 1 семестр: II
3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа
4. Контингент слушателей – обучающиеся
5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Препараты витаминов»,
усвоить знания по новой теме: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»
6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок).
7. Обучающийся должен знать:
· Понятие о гормонах, их фармакологической роли.
· Понятие о принципе «обратной связи» действующем при выработке гормонов в организме и связанном с ним побочном эффекте «синдром отмены».
· Понятие о гормональных препаратов, классификация. Механизмы действия, фармакологические эффекты побочного действия и применение препаратов.
· Препараты гормонов передней доли гипофиза (кортикотропин). Препараты гормонов задней доли гипофиза - окситоцин, вазопрессин их влияние на функции и сократительную активность миометрия.
· Препараты гормонов щитовидной железы. Влияние на обмен веществ. Применение. Антитиреоидные средства, принцип действия, применение.
· Инсулин. Влияние на углеводный обмен. Применение. Помощь при передозировке инсулина. Препараты инсулина длительного действия. Синтетические гипогликемические средства (бутамид).
Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»
№ п/п | Содержание и структура занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Методическое обоснование |
1. | Организационный момент | -приветствие обучающихся -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих | -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствующих обучающихся | -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся | |
2. | Определение целей занятия | -доведение плана проведения занятия | -продумывают ход этапов учебной деятельности | -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности. | |
3. | Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Препараты витаминов» | -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля | - отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку -коллективно корректируют пробелы в знаниях | -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля | |
4. | Мотивация темы | -подчеркивает актуальность темы | -записывают тему в тетрадь | -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме | |
5. | Лекция-беседа с элементами интерактивности | -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме | конспектирование темы в тетрадь | -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови» | |
6. | Подведение итогов занятия, закрепление материала | -отражает основные вопросы темы -с помощью обучающихся анализирует достижение целей занятия; | -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока | -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля | |
7. | Домашнее задание, задание для самостоятельной работы | -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)» к следующему теоретическому занятию. | -записывают домашнее задание | -стимулирование познавательной деятельности обучающихся и интереса к освоению учебного материала |
Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ
С целью коррекции эндокринных расстройств применяют препараты естественных гормонов, их синтетические аналоги, заменители, антагонисты гормонов. Общие принципы применения указанных групп следующие.
• Заместительная терапия — введение извне препарата гормона при недостаточной его продукции в организме.
• Стимуляция функции периферических желез —активация выделения рилизинг-гормонов гипоталамусом и тропных гормонов передней долей гипофиза.
• Подавление функции периферических желез — угнетение синтеза гормона в самой железе; угнетение выделения рилизинг-гормонов гипоталамусом и тропных гормонов передней долей гипофиза.