Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Медицинский колледж

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________Т.З. Галейшина

«___» ___________ 20____ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»

Дисциплина «Фармакология»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Курс: 1

Семестр: II

Количество часов 2 часа

Уфа 20____г.

Тема: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»

на основании рабочей программы учебной дисциплины «Фармакология»

утвержденной «____»________20____ года

Рецензенты по представляемой лекции:

1.

2.

Автор: М. У. Широчян

Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «_____»_______20___г.

1. Тема: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»

2. Курс: 1 семестр: II

3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа

4. Контингент слушателей – обучающиеся

5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Препараты витаминов»,

усвоить знания по новой теме: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»

6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок).

7. Обучающийся должен знать:

· Понятие о гормонах, их фармакологической роли.

· Понятие о принципе «обратной связи» действующем при выработке гормонов в организме и связанном с ним побочном эффекте «синдром отмены».

· Понятие о гормональных препаратов, классификация. Механизмы действия, фармакологические эффекты побочного действия и применение препаратов.

· Препараты гормонов передней доли гипофиза (кортикотропин). Препараты гормонов задней доли гипофиза - окситоцин, вазопрессин их влияние на функции и сократительную активность миометрия.

· Препараты гормонов щитовидной железы. Влияние на обмен веществ. Применение. Антитиреоидные средства, принцип действия, применение.

· Инсулин. Влияние на углеводный обмен. Применение. Помощь при передозировке инсулина. Препараты инсулина длительного действия. Синтетические гипогликемические средства (бутамид).

Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии

с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)»

№ п/п Содержание и структура занятия Время (мин.) Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося Методическое обоснование
1. Организационный момент -приветствие обучающихся -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствующих обучающихся -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся
2. Определение целей занятия -доведение плана проведения занятия   -продумывают ход этапов учебной деятельности   -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности.
3. Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Препараты витаминов» -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля - отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку -коллективно корректируют пробелы в знаниях -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля
4. Мотивация темы -подчеркивает актуальность темы -записывают тему в тетрадь -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме
5. Лекция-беседа с элементами интерактивности -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме   конспектирование темы в тетрадь -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови»
6. Подведение итогов занятия, закрепление материала -отражает основные вопросы темы -с помощью обучающихся анализирует достижение целей занятия;   -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля
7. Домашнее задание, задание для самостоятельной работы -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)» к следующему теоретическому занятию. -записывают домашнее задание -стимулирование познавательной деятельности обучающихся и интереса к освоению учебного материала  

Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ

С целью коррекции эндокринных расстройств применяют препараты естественных гормонов, их синтетические аналоги, заменители, антагонисты гормонов. Общие принципы применения указанных групп следующие.

• Заместительная терапия — введение извне препарата гормона при недоста­точной его продукции в организме.

• Стимуляция функции периферических желез —активация выделения рилизинг-гормонов гипоталамусом и тропных гормонов передней долей гипофиза.

• Подавление функции периферических желез — угнетение синтеза гормона в самой железе; угнетение выделения рилизинг-гормонов гипоталамусом и тропных гормонов передней долей гипофиза.

Наши рекомендации