Безопасная больничная среда.
РЕЖИМ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ.
ПРАВИЛА БИОМЕХАНИКИДЛЯ ПАЦИЕНТА И МЕДПЕРСОНАЛА
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ.
Студенты должны ЗНАТЬ:
- виды режимов двигательной активности пациента,
- определение биомеханики, основные ее правила,
- правильную биомеханику при различных положениях тела пациента и медицинской сестры в покое и при движениях,
- различные виды положения пациента в постели (на спине, на боку, на животе, в положениях Фаулера и Симса),
- помощь пациенту при изменении положения тела,
- методы снижения риска травм позвоночника у медсестры,
- методы снижения риска травм у пациента с нарушением двигательной активности
УМЕТЬ:
- убедить пациента в необходимости соблюдения назначенного режима,
- собрать необходимую информацию о пациенте и обсудить план совместных действий с пациентом и коллегами перед выполнением транспортировки и перемещений пациента,
- применять правила биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медсестры с целью предотвращения травм позвоночника,
- осуществить безопасное перемещение пациента и оказать ему помощь при изменении положения в постели.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Охарактеризуйте виды режимов двигательной активности.
2. Назовите цели назначения постельного режима.
3. Приведите примеры возможных проблем обездвиженного пациента.
4. Дайте определение понятия "биомеханика".
5. Перечислите причины, по которым медсестре необходимо знать и уметь применять правила биомеханики в своей деятельности.
6. Назовите основные правила биомеханики.
7. Опишите эффект Вальсальвы и постуральный рефлекс .
8. Перечислите возможные физиологические положения пациента в постели. Охарактеризуйте их.
9. Опишите способы перемещения пациента в постели одной и двумя медсестрами.
10. Опишите способы перемещения пациента из положения "лежа в кровати" в положения "сидя в кровати" и "сидя на стуле (в кресле)".
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В условиях стационара медсестре часто приходится осуществлять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности "двигаться".
Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестринском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.
Удовлетворение потребности "двигаться" может быть нарушено в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремится предотвратить возможное ухудшение состояния больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.
В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач назначает ему определенный РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Обеспечить выполнение назначенного режима - задача медицинской сестры.
ВИДЫ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗИЧЕСКОЙ) АКТИВНОСТИ:
1. Строгий постельный режим - пациенту категорически запрещается не только вставать, садиться, но в некоторых случаях - даже самостоятельно поворачиваться в постели.
2. Постельный режим - разрешается поворачиваться в постели, под наблюдением медицинской сестры или специалиста по лечебной физкультуре - делать специальные гимнастические упражнения. Через определенное время, с разрешения врача, - присаживаться на краю кровати, опустив ноги.
3. Палатный режим - разрешается сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и недолго ходить по палате. Туалет, кормление пациента и физиологические отправления осуществляются в палате.
4. Общий режим - разрешается свободная ходьба по коридору и другим помещениям стационара, прогулки по территории больницы. Пациент самостоятельно обслуживает себя: принимает пищу, пользуется туалетом, ванной комнатой.
ЗАПОМНИТЕ!
Нарушение двигательной активности может повлечь за собой тяжелые последствия для пациента, вплоть до смертельного исхода.
ЦЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСТЕЛЬНОГО РЕЖИМА:
1) Ограничить физическую активность пациента (это снизит потребность клеток организма в кислороде, следовательно, позволит адаптироваться к условиям гипоксии при нарушении удовлетворения потребности "дышать").
2) Уменьшить боль, в том числе послеоперационную. Это позволит снизить дозу необходимых обезболивающих препаратов.
3) Дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть.
Постельный режим физиологичен лишь в том случае, если пациент может сам поворачиваться, занимать удобное положение и присаживаться в постели. При назначении строгого постельного режима удовлетворение всех основных потребностей значительно нарушается. Такие пациенты обязательно нуждаются в проведении специальных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения целого ряда проблем.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕЗДВИЖЕННОГО ПАЦИЕНТА:
- риск появления пролежней,
- риск дыхательных нарушений (нарушения дренажной функции бронхов и застойных явлений в легких),
- риск нарушения мочевыделения (образования камней в почках и инфицирования мочевых путей),
- риск запоров,
- риск снижения аппетита,
- риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц),
- риск травмы в результате падения,
- риск нарушения сна,
- риск дефицита личной гигиены,
- риск дефицита общения.
ЗАПОМНИТЕ!
Вероятность возникновения таких проблем значительно
выше у пациентов пожилого и старческого возраста.
При любом из назначенных режимов двигательной активности медсестра оценит у пациента эффективность способа удовлетворения его жизненно важных потребностей и создаст ему условия для максимально возможного комфорта. С этой целью медсестра может:
- выполнить необходимые действия за пациента;
- обучить пациента новому способу удовлетворения своих потребностей, то есть - новому образу жизни;
- создать условия для того, чтобы пациент мог самостоятельно удовлетворить все свои потребности: только независимость в их удовлетворении является показателем хорошей адаптации, высокого качества жизни в болезни.
Если пациенту назначен строгий постельный режим, медсестре самой придется удовлетворять большинство его потребностей. При улучшении состояния пациента врач постепенно расширяет назначенный ему двигательный режим, и задача медсестры - адаптировать пациента к этому более активному режиму.
БИОМЕХАНИКА
Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо знать и соблюдать целый ряд правил.
Познакомимся с теми из них, которые помогут предотвратить повреждения органов и тканей при осуществлении различных перемещений тяжелобольного человека. Многие из них основаны на законах БИОМЕХАНИКИ.
"При неловком уходе последний причиняет одни лишь мучения. Просто невероятно, сколько нерасторопности обнаруживается при переноске больного с одной кровати на другую, и нерасторопности как умственной, так и физической. Большинство людей думает, что переноска больного с одной постели на другую не более, как вопрос физической силы. Тем не менее, после некоторых упражнений в умении взяться за больного, всякий может убедиться, что для этого вовсе не требуется особой силы". Эти слова известного хирурга Теодора Бильрота актуальны и сейчас.
БИОМЕХАНИКА - наука, изучающая законы механического движения в живых системах.
В самом широком смысле к живым системам в биомеханике относятся:
- целостные системы, например - человек;
- его органы и ткани;
- объединения организмов, то есть совершающая совместные действия группа людей.
Все движения человека осуществляются в полном соответствии с законами физики, но биомеханика много сложнее, чем механика неживых тел.
Движения человека обеспечиваются совместной работой скелета, мышц, вестибулярного аппарата и нервной системы.
БИОМЕХАНИКА. В МЕДИЦИНЕ изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъемах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.
Человек, как правило, не задумывается о том, как совершить то или иное движение: они носят рефлекторный характер. Эти рефлексы вырабатываются в раннем детском возрасте. Но не каждое движение человека достаточно рационально.
По законам биомеханики, эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет. В равной мере сказанное относится и к неподвижному положению тела человека: лежа, сидя, стоя.
Медицинская сестра должна быть знакома с правилами биомеханики, уметь применять их в своей работе и обучить пациента пользоваться ими для наиболее эффективного удовлетворения потребностей "двигаться" и "избегать опасности".
Сохранить вертикальное положение тела в пространстве человек может только сохранив РАВНОВЕСИЕ. Начинающий ходить ребенок часто падает, так как только учится сохранять равновесие при ходьбе. Позднее он будет сохранять его и при выполнении многих более сложных движений.
Медсестра, осуществляющая уход за тяжелобольными пациентами, должна уметь сохранить равновесие собственного тела и тела пациента, чтобы избежать падений и травм, а также уберечь позвоночник от неправильной или чрезмерной нагрузки.
Одно из важных условий, обеспечивающих устойчивое равновесие тела - определенное отношение ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ТЕЛА К ПЛОЩАДИ ОПОРЫ.
Площадь опоры человека в положении "стоя" ограничена ступнями его ног. Центр тяжести в таком положении находится примерно на уровне второго крестцового позвонка.
Если центр тяжести твердого тела - фиксированная точка, то у человека центр тяжести смещается при изменениях позы, и может в некоторых случаях выйти за пределы площади опоры. Это грозит падением.
Правило первое:
Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.
Правило второе:
Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. Стоя площадь опоры может легко быть расширена разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед.
Правило третье:
Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, приседанием. (Не наклоняйтесь вперед! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который Вам предстоит поднять).
Правило четвертое: '
Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная ОСАНКА, то есть наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:
- плечи и бедра в одной плоскости,
- спина прямая,
- суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
Правило пятое:
Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника, особенно в случаях, когда это движение сопровождается подъемом тяжести. Избегайте резких движений!
Правило шестое:
Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжести заменить перекатыванием, поворотом ее там, где это возможно.
Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой
системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (эффект Вальсальвы).
При этом появляются "шум в ушах", головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела (посту-ральный рефлекс).
У тяжелобольного обездвиженного пациента существует риск и другого вида травм. Речь идет о повреждении мягких тканей в результате неправильного ухода: ДЛИТЕЛЬНОМ СДАВЛЕНИИ мягких тканей и травмах их при различных перемещениях пациента. Такие травмы называются ПРОЛЕЖНЯМИ.
Если обездвиженный пациент длительно находится в одном и том же положении (лежит в постели, сидит в кресле-каталке), то в мягких тканях, которые сдавлены между поверхностью опоры и костными выступами ухудшается крово- и лимфообращение, травмируется нервная ткань. Это приводит к дистрофическим, а позднее -некротическим изменениям кожи, подкожно-жировой клетчатки и даже мышц.
При неправильном перемещении пациента возможен РАЗРЫВ мышечных волокон и мелких сосудов вследствие сдвига тканей. Это значительно ухудшает трофику тканей, вызывает воспаление мышц и способствует образованию на этом месте глубоких пролежней. Возможна отслойка рогового слоя кожи (ссадина), которая появляется в результате ТРЕНИЯ. Такие травмы связаны с тем, что медицинская сестра пытается придать телу пациента необходимое положение не приподнимая, а подтягивая его на постели.
Образованию пролежней способствует влажная, неопрятная постель со складками и крошками. Более подробно о профилактике пролежней Вы узнаете из учебного модуля "Личная гигиена".
Чтобы предотвратить травмы у пациента с ограниченной двигательной активностью, соблюдайте следующие правила:
1) Объясните пациенту цель и ход предстоящего перемещения. Оцените возможную степень его участия в предстоящей манипуляции. Объясните, каких действий Вы ожидаете от пациента во время ее выполнения.
2) Пациента легче и безопаснее "перекатить", чем переместить, приподнимая его над поверхностью кровати.
3) Когда медсестра поворачивает, передвигает, перекладывает пациента в постели, трение должно быть предельно исключено.
4) Большая площадь поверхности тела при перемещениях подвергается наибольшему трению. Чтобы снизить трение, необходимо уменьшить перемещаемую площадь. Это достига-
ется в том случае, если руки пациента будут на шее или та-, лии медсестры, либо сложены на груди. t Если возможно, медсестре лучше воспользоваться помощью пациента: приподнимаясь над поверхностью постели с опорой на локти и пятки, с помощью медсестры пациент достигнет необходимого положения с наименьшим риском травм мягких тканей.
5) Чем меньше трение между телом пациента и постелью, тем меньше усилий потребуется медсестре для выполнения перемещения: это предотвратит травмы позвоночника у медсестры.
6) Если пациент не в состоянии Вам помочь осуществить необходимое перемещение, обратитесь за помощью к коллеге. Вдвоем или втроем осуществить манипуляцию значительно удобнее и безопаснее. Заранее обсудите с коллегой и пациентом план совместных действий.
Избежать образования пролежней и некоторых других проблем (контрактур суставов, гипотрофии мышц, образования камней в почках и др.) у обездвиженного пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 чар:.
Чтобы придать пациенту удобное, физиологичное положение, предотвратить сдавление тканей, контрактуры суставов и растяжение связок, необходимы функциональная кровать с противопролеж-невым матрацем и специальные приспособления. К ним относятся: достаточное количество подушек подходящего размера, валики из простыней, пеленок и одеял, специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.
В настоящее время различными фирмами по производству медицинского оборудования выпускаются различные виды такого оборудования: матрацы, противопролежневые прокладки, подставки и подушки из современных природных и синтетических материалов, особенно удобные в применении.
Существуют следующие положения пациента в постели:
1) Положение Фаулера (полулежа и полусидя): с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати.
2) Положение "на спине".
3) Положение "на животе".
4) Положение "на боку".
5) Положение Симса (промежуточное между положением "лежа на боку" и "лежа на животе").
Известно около тридцати различных технических приемом, которые позволят медсестре избежать травмы при выполнении перемещения. Познакомимся с некоторыми из них.
ВЫПОЛНЯЯ ЛЮБОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, МЕДСЕСТРЕ СЛЕДУЕТ:
1) Убедиться в наличии необходимого инвентаря.
2) Вымыть руки, надеть перчатки.
3) Объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить с ним план совместных действий. Если необходимо, воспользоваться помощью коллег.
4) Опустить кровать в горизонтальное положение, отрегулировать ее удобный уровень: когда лежащий пациент находится на уровне середины ее бедра.
(Это позволит медсестре затратить меньше силы для выполнения манипуляции). Встать как можно ближе к пациенту.
5) Убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати (это предотвратит вероятность удара пациента головой в спинку кровати при неудачно выполняемой манипуляции).
6) Уложить пациента на спину.
7) Пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходимое положение. (См. таблицу I)
Не забудьте учесть правила биомеханики и предотвратить эффект Вальсальвы, чтобы избежать травм и нарушений в работе сердца и сосудов.
8) Уложить пациента в одно из физиологичных положении в
постели, воспользовавшись для этого подушками, валиками и прокладками нужных размеров.под ставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы:
- суставы находились в наиболее физиологичном положении для предотвращения растяжений и контрактур (шея, поясница, суставы конечностей);
- предотвратить сдавление мягких тканей под костными выступами;
- обеспечить опору для стоп с целью предупредить их "провисание" (См. таблицу II)
9) Уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо.
10) Снять перчатки, вымыть руки.
Укладывать пациента на живот из положения "на спине" необходимо с использованием метода "перекатывания". Для этого:
- разогните руку пациента;
- прижмите ее к туловищу по всей длине;
- подложите кисть этой руки под бедро;
- "перевалите" его через эту руку, потянув на себя, на живот. Подобным образом можно вернуть его из положения "на животе" на спину.
Укладывая пациента "на бок":
- встаньте с той стороны от пациента, куда собираетесь его повернуть;
- согните левую ногу (если хотите повернуть на правый бок) в коленном суставе, подсуньте левую стопу в правую подколенную впадину;
- одной рукой придерживая бедро, другой - плечо, поверните пациента на себя (метод "перекатывания");
- зафиксируйте его в этом положении при помощи подушек и валиков.
Постепенное расширение постельного режима позволит пациенту более полноценно удовлетворять свою потребность "двигаться".
Устройство современной функциональной кровати поможет ему в этом: поручни, трапеции для рук позволят самостоятельно переворачиваться, подтягиваться и присаживаться в постели.
В дальнейшем, обеспечивая выполнение палатного режима, медсестра будет помогать пациенту переместиться с кровати на стул, кресло или кресло-каталку. Для обеспечения безопасности пациента и снижения нагрузки на собственный позвоночник медсестре следует:
1) Оценить подвижность и силу пациента, на которую Вы можете рассчитывать.
2) Определить необходимость в помощи ассистента.
3) Обсудить с пациентом план совместных действий.
4) Поднять кровать на удобную для Вас высоту, убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати.
- Чтобы усадить пациента в постели, можно использовать прием "поднятия плечом". При этом свободной рукой пациент может опираться на трапецию или поручни кровати.
- Чтобы усадить пациента на краю кровати с опущенными ногами: обхватив одной рукой пациента за плечо, другой - под колени приподнимайте лежащего на боку пациента и одновременно поворачивайте его, чтобы усадить с опущенными ногами. Пациент может помочь Вам, опираясь свободной рукой о кровать.
- Чтобы усадить пациента на стул (кресло) рядом с кроватью: удерживая за плечи сидящего на краю кровати пациента попросите его обхватить Вас за талию. Помогите ему встать. Стопы Ваших ног при этом - в положении "стопа к стопе". Сделав шаг назад, помогите пациенту встать. Повернувшись на 90 градусов, помогите пациенту усесться на стул, придерживая при этом его колени между своими коленями. Другая сестра при этом может пододвинуть стул и помочь усадить пациента.
Не торопитесь!
Помните о возможности появления слабости, головокружения, даже потери сознания (постуральный рефлекс) у пациента при резком изменении положения тела. Поддерживайте его какое-то время.
Для того, чтобы избежать падения в случае ухудшения состояния пациента его можно удержать следующими способами:
- ЗАХВАТ "ЧЕРЕЗ РУКУ" - пациент прижимает свои руки к телу, удерживая больную руку здоровой, в случае необходимости. Сестра находится сзади и фиксирует руки пациента в области запястий, просунув свои руки под мышки пациента.
- ЗАХВАТ "ПОД ЛОКОТЬ" - медицинская сестра стоит немного сбоку и перед пациентом, фиксируя его колени между своими ногами так, чтобы ее собственное положение было устойчивым. Пациент наклоняется вперед так, чтобы его плечо опиралось в туловище медсестры. Медицинская сестра удерживает его, прижимая ладонями за локти согнутых рук.
- ЗАХВАТ "ПОДМЫШЕЧНЫЙ" - отличается от предыдущего тем, что сестра удерживает пациента не за локти, а под мышки.
6) Убедиться в том, что пациенту удобно сидеть, и положение его безопасно в отношении возможного падения: 2/3 длины бедер пациента должны находиться на сидении, спина опираться на спинку, стопы - устойчиво касаться пола или подножки. Если пациент имеет высокий риск падений, то лучше
использовать специальный стул с защитными ограничениями (подлокотники и оградительная планка спереди) или кресло.
ЗАПОМНИТЕ!
Любые действия медицинской сестры в отношении пациента должны исключить возможный вред его здоровью и быть направлены на создание максимально возможного в болезни комфорта и благополучия.
МАНИПУЛЯЦИИ
- Перемещение пациента в постели в одиночку и вдвоем.
- Укладывание пациента в постели в положения: на спине, на боку, Фаулера, Симса, на животе.
- Усаживание пациента в постели.
- Перемещение пациента с кровати на стул или кресло-каталку.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Функциональная кровать, противопролежневый матрац, трапеция для рук, подставка под стопы, подушки, валики, противопро-лежневые накладки.
ГЛОССАРИЙ
БИОМЕХАНИКА........................................................
ПРАВИЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА............................
ЭФФЕКТ ВАЛЬСАЛЬВЫ..........................................
ПОСТУРАЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС...................................
РЕНАЖНАЯ ФУНКЦИЯ БРОНХОВ........................
ЗАСТОЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЛЕГКИХ......................
КОНТРАКТУРА СУСТАВА......................................
ГИПОТРОФИЯ МЫШЦ.............................................
ТРАВМА......................................................................
ПРОЛЕЖЕНЬ ..............................................................
ЗАПОР..........................................................................
- наука, изучающая законы механического движения в живых системах %
- наука о правильном, рациональном движении, эффективно удовлетворяющая потребность двигаться и избегать опасности
- нарушения сердечного ритма и кровоснабжения мышцы сердца при натуживании на высоте вдоха
- появление головокружения, шума в ушах и даже потери сознания при резкой перемене положения тела, вследствие нарушений в работе сердца и сосудов
- функция бронхиального дерева, заключающаяся в своевременном удалении бронхиального секрета
- нарушение кровообращения в легочных сосудах, которое может привести к выходу плазмы крови в альвеолы
- стойкое ограничение движения в суставе
- постепенное истончение, повреждение мышечных волокон и уменьшение сократительной способности в результате нарушения их питания
- нарушение целостности и функции тканей (органа) в результате внешних воздействий
- это дистрофические, язвенно-некротические изменения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, развивающиеся вследствие их длительного сдавления, нарушения местного кровообращения и нервной трофики
- отсутствие стула более 2-х суток
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 17