Пример описания результата общего осмотра ребенка в истории болезни Ребенку 11 мес. 7 страница
Процесс заселения флоры в кишечник состоит из 3 фаз.
I. После рождения и в течение 16-20 часов кишечник стерильный — фаза стерильности (асептическая фаза).
П. Затем через ротовую полость, верхние дыхательные пути и прямую кишку поступает в кишечный тракт разновидная флора в зависимости от степени бактериального загрязнения окружающей среды. В каловых массах сначала появляется кокковая флора, а на 2-е сутки — Гр (+) палочки, с 3 дня — бифидум-бактерии, кишечные палочки, протей. Количество бактерий быстро увеличивается и достигает максимума на 3 день жизни. Эта фаза — фаза нарастающей инфекции (инфицирования) — длится 4-5 дней.
III. С 5-6 дня жизни постепенно формируется последняя фаза — фаза трансформации кишечной флоры, что совпадает с появлением кала, характерного для грудного ребенка. Состав флоры значительно изменяется (например, на 7 день протей, которого было много на 3 день, уже не выделяется с каловой массой).
На 2-м месяце жизни у детей, получающих грудное молоко, флора кишечника представлена в основном бифидум-бактериями, высевается немного общего количества кишечной палочки. Бишидум-бактерии — это необходимый вид микроорганизмов кишечного тракта, функция которых заключается в поддержании нормального количества и соотношения разных видов флоры в кишечнике, т.е. биоценоза.
К концу 1 года жизни, когда рацион пищи ребенка значительно расширяется (каша, супы, мясные продукты), количество бифидум-бактерий уменьшается, а содержимое кишечных палочек увеличивается.
Флора у новорожденного, принимающего искусственные смеси, отличается: быстро наступает фаза инфицирования, а следующей фазы трансформации нет. У детей, не получающих грудного молока, кишечная палочка составляет 65-95% микроорганизмов. Кроме того, выявляются энтерококки, Гр (+) палочки. И общее количество микроорганизмов у них несколько больше, нежели у детей, получающих грудное молоко. Такие малыши находятся в состоянии постоянной субинфекции, при которой вероятность заболеваний кишечника намного выше, чем у детей, получающих материнское молоко.
Роль Флоры в кишечнике:
1) способствует ферментативному перевариванию пищи;
2) синтезирует витамины группы В и К.
Небольшое количество флоры, которая может жить в кислой среде, имеется в желудке. По мере опущения от желудка по тонкой кишке микроорганизмов становится все больше. Количество флоры в толстой кишке очень значительное (англ. abundant, plentiful), по видам она разнообразная, а функции ее остаются постоянными. Нормативное соотношение разных видов флоры по количеству — см. табл. 22 и рис. 129.
При нарушении состава флоры в кишечнике развивается дисбактериоз, причиной которого у детей чаще всего бывают заболевания желудочно-кишечного тракта инфекционной и неинфекционной этиологии, длительный прием и передозировка антибиотиков. Одновременно в исследуемом кале может быть патогенная флора (см. табл. 22 и рис. 129).
Прямая кишка
Прямая кишка у новорожденного относительно длинная и может в случае наполнения большим количеством кала располагаться в малом тазу. В ней происходит окончательное формирование каловой массы (кал=фека-лии=испражнения =экскременты=стул) и всасывание воды.
После рождения ребенка на протяжении 1-3 дней из прямой кишки выделяется стерильный меконий. Внешние особенности кала (цвет, консистенция, запах) — см. таблицу 17 (составлена исключительно по просьбе студентов для лучшего запоминания). В состав мекония входят: спущенный эпителий кишечника, секрет желез пищеварительного тракта и поджелудочной железы, проглоченные околоплодные воды, клетки кожи, lanugo. На 2-3 сутки в меконий имеется большое количество микроорганизмов.
Стул с третьего дня жизни называется переходным.
С 5 дня жизни испражнения приобретают обычный вид. Внешние признаки обычного кала зависят от типа вскармливания ребенка.
Со второго полугодия жизни фекалии приобретают вид кала взрослого человека.
Частота испражнений у новорожденного равна частоте кормлений — 6-7 раз в сутки, затем на первом полугодии — 4-5, на втором полугодии —
Таблица 17
Возрастные особенности кала у детей
Возраст | Название | Внешние особенности | ||
Цвет | Консистенция | Запах | ||
1-3 день | Меконяй | Темно-зеленый | Густой, гомогенный | - |
3-5 день | Переходной | Участки разного цвета — белого, желтого, зеленого | Жидкий, водянистый, с комочками (англ. lump, clot), слизью | Постепенно становится кислым |
С 5-6 дня до 6 мес. | Обычный Естественное вскармливание Искусственное вскармливание | Золотисто-желтый Светло-желтый | Вид жидкой сметаны Кашицеобразный | Кислый Гнилостный, резкий |
После 6 мес. | Обычный (оформленный) | Коричневый | Плотный (оформленный) | Обычный (естественный, природный) |
2-3 раза в сутки. Количество каловой массы за 24 часа в грудном возрасте — 30-100 г.
Со второго года жизни частота испражнений — 1-2 раза в сутки. ПОРЯДОК И МЕТОДИКА КЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Сбор жалоб
Все жалобы, которые непосредственно характеризуют заболевания органов желудочно-кишечного тракта, можно разделить на 3 группы:
- боль в животе;
- диспептические расстройства;
- нарушения аппетита.
Боль. Наличие боли у ребенка раннего возраста оценивается по его поведению, признаками которого являются:
- плач, беспокойство;
- малыш при этом часто сучит (англ. twist, spin) ножками (то расправляет, вытягивает правую ножку, а левую прижимает к животику, то наоборот);
- ребенок может успокоиться после отхождения газов — боль прекратилась.
В большинстве случаев в грудном возрасте боль в животе возникает при нарушении вскармливания (перекорм, нерационально приготовленная пища).
В дошкольном и школьном периодах жизни ребенок уже сам высказывает жалобы на боль в брюшной полости. При опросе больного и его родителей необходимо установить следующие признаки боли:
- постоянная или приступообразная;
локализация:
до 5 лет дети обычно на вопрос «Где болит?» укладывают свою руку в области пупка, однако это не значит, что заболевание поразило расположенные в этом участке органы:
в старшем возрасте ребенок указывает на точную локализацию боли, что часто помогает врачу определить пораженный орган. Так, боль в эпигастральной области — заболевание кардиального отдела пищевода, желудка, 12-перстной кишки; в правом подреберье — поражение печени, желчного пузыря, головки поджелудочной железы, 12-перстной кишки; в левом подреберье — патология желудка, хвоста поджелудочной железы; в области пупка — тоже поджелудочной железы; в средней области живота — патология желудка и др.;
характер боли (ноющая — англ. ache -, тупая, острая, колющая);
интенсивность боли;
связь боли с временем приема пищи — через какое время после поступления пищи она возникает (сразу, через 2-4 часа); иногда этот признак позволяет предположить заболевание: боль во время приема пиши — патология пищевода; боль, которая возникает через 10-20 минут после кормления. — гастрит: повторное уменьшение боли после приема пиши и повторное появление боли через 1.5-2 часа после ее приема — так называемые «голодные боли»=синдром Мойнихана (английский хирург ХГХ-ХХ века) — это признак предъязвенного состояния, обострение язвенной болезни, воспалительного процесса при хроническом гастрите. Пища, абсорбируя кислоту, действует, как буфер, чем способствует уменьшению боли. Эвакуация пищи в кишечник сопровождается усилением боли в связи с активацией действия соляной кислоты на слизистую оболочку желудка;
боль через 4 часа после приема пиши — поздняя боль, в ночное вре-Mh - боль - пличня* шириной finj.-mh4 12-пагстной кишки:
связь боли с видом принятой пищи имеет важное значение для выяснения вида гастрита: при гипераиидном гастрите после приема кислых и острых продуктов боль усиливается, после щелочных блюд (молоко) — боль уменьшается; при гипоаиидном гастрите — наоборот; связь боли с течением времени суток — гельминты беспокоят ребенка обычно в ночное время;
связь боли с актом дефекации — признак сигмоидита, колита. Иногда во время диареи могут быть так называемые тенезмы: боль возникает во время позывов на дефекацию, при которых стула может не быть вообще или выделяется небольшое количество. Тенезмы являются результатом спазма нижних отделов толстой кишки и сфинктера ануса (классический пример — все виды дизентерии; могут быть при сигмо-идите, трихоцефалезе);
- при некоторых заболеваниях возникает специфическая боль. Для панкреатита характерна так называемая опоясывающая боль (вокруг талии). Кроме того, панкреатит и дуоденит сопровождаются иррадиацией боли в правое и левое подреберья, заболевания печени и желчевы-водяших путей — иррадиацией в лопатку и правое плечо (иррадиация обусловлена раздражением соответственно брюшного сплетения и диафрагмального нерва).
К диспептическим расстройствам (лат. dispepsia — извращение пищеварения) относятся: нарушения стула (понос, запор), рвота, срыгивание, руми-нация, тошнота, изжога и отрыжка.
Понос (англ. diarrh(o)ea) — это ускоренная дефекация, при которой кал жидкий по консистенции. Жидкость стула обусловлена выделением воды. Причин диареи много:
- при грудном вскармливании может быть как симптом диареи переедания, так и при длительном голодании (дистрофический понос, «голодный» стул), быстрое введение прикорма и замена материнского молока искусственной смесью;
- непереваренная пища;
- аллергическая реакция на пищевые продукты и медицинские препараты (aдмsп^c^яJщassaлжsaшшsвзsжвшгшi',
-прием антибиотиков;
- вирусно-бактериальные заболевания кишечника — наиболее частая причина;
- кровотечения в желудочно-кишечном тракте;
- простейшие в кишечнике;
- иногда при нефрологических, эндокринных заболеваниях, нарушениях обмена и др.;
- у старших детей понос может быть на фоне психологического стресса (неврогенная диарея) и др.
В первую очередь при поносе выясняется частота дефекаций: выделений может быть от одного до нескольких десятков в день; иногда частоту невозможно посчитать — например, при холере. А так как вид кала имеет диагностическое значение, то во время его осмотра учитываются следующие признаки (Внимание! Указаны разные изменения стула при разных заболеваниях):
1) консистенция — стул может быть кашицеобразным (воды немного), жидким (среднее количество воды), водянистым (вода преобладает);
- лентовидный;
- дегтеобразный;
- замазкообразный;
- полусформировавшийся;
- неоформленный;
- мягкий;
- разжиженный;
- кашицеобразный;
- жидкий — инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта;
- водянистый;
- пенистый;
- в виде рисового отвара (характерный признак тяжелой холеры);
2) запах:
- обычный, естественный;
- гнилостный (обычно желудочного и панкреатического характера);
- зловонный (дизентерия, брюшной тиф);
- без запаха (холера);
3) цвет (указаны изменения цвета при разных нарушениях стула):
- обычный — зависит от возраста;
- белый — холера;
- ахолический. сеоо-глинистый (глина — англ. clay) — при механической желтухе в связи с отсутствием желчи в кале и при инфекционном гепатите (болезнь Боткина);
- зеленый — дизентерия, сальмонеллез;
- цвет гороха (англ. pea) — брюшной тиф;
- черный — кровотечение из верхних отделов желудочно-кишечного тракта (пищевод, желудок), такой стул называется мелена:
4) примеси (англ. admixture, tinge):
- свежая кровь красного цвета — из нижнего отдела кишечника;
- прожилки крови (сгустки бордового цвета — англ. claret) — дизентерия;
- слизь — энтероколит, дизентерия, сальмонеллез;
- жирный стул — целиакия.
При некоторых заболеваниях имеет значение суточное количество каловых масс. Например, полифекалия (значительное увеличение суточного количества испражнений) и обильный стул — характерный признак синдрома мальаб-сорбции.
Запор (англ. constipation) — уменьшение частоты дефекаций (нередко сопровождается затруднением) с выделением плотных каловых масс («голодный» стул у детей грудного возраста при недостаточном питании, «овечий» стул). Признаком запора у ребенка первого года жизни является отсутствие испражнений более суток, у старшего ребенка — более 2 суток (или ежедневно, но с затруднением).
Причиной запора в раннем возрасте является нарушение диеты (недостаточное питание, излишек белков, недостаток овощей и фруктов). В старшем возрасте, кроме указанной причины, запор возникает вследствие нарушения тонуса и перистальтики кишечника, недоразвития нервно-мышечного аппарата, психогенного фактора.
Рвота — выделение наружу содержимого желудка и верхних отделов кишечника через ротовую полость. Рвота возникает при многих заболеваниях, как желудочно-кишечного тракта, так и других органов (токсическое раздражение рвотного центра при инфекционных заболеваниях, патология центральной нервной системы и т.д.). И чем моложе ребенок, тем легче и поэтому чаще бывает рвота. Вспомните. После выделения мекония желудок расположен поперечно. У грудного ребенка мышцы пилорического отдела хорошо развиты и для них характерно значительное сокращение. А мышцы кардиального отдела, наоборот, слабо развиты, чем характеризуется его зияние (англ. hiatus, gaping). Кроме того, у грудного ребенка значительно возбудим рвотный центр.
При осмотре рвотных масс выясняются следующие признаки: их количество, состав и возможные некоторые особенности. К последним относятся:
- наличие красной крови — источник кровотечения находится в карди-альном отделе желудка или выше; а также быстрое выделение значительного количества крови при желудочном, дуоденальном кровотечении, когда кровь не успевает превратиться в солянокислый гематин;
- рвота типа «кофейной гуши» (англ. «сопе grounds*) — рвотные массы коричневого цвета являются признаком наличия небольшого количества крови в желудке, где она приобретает темный цвет под действием желудочного сока, или кровь находилась в желудке длительное время (кровотечение при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, глотании крови при кровотечении из органов носовой и ротовой полости и дыхательных путей);
- если внешний вид рвотных масс v грудного ребенка соответствует виду принятой пищи — нествороженное (англ. uncurds) молоко, то рвота возникла через короткий период времени после кормления или у малыша имеется непроходимость пищевода; у старших детей рвота неизмененной пищей тоже может возникнуть через короткое время и является признаком сужения пищевода или кардиального отдела желудка;
- если состав рвотных масс имеет творожный вид — створоженное (англ. cmd) молоко — рвота возникла через 1,5-2 часа после кормления ребенка первого года жизни.
Срыгиваьие — см. стр. 261.
Руминация (англ. merycism, rumination) — редкий вид рвоты у детей грудного, иногда старшего возраста, когда рвотную массу ребенок глотает назад, не испытывая при этом неприятных ощущений (тошноту и др.).
Тошнота (англ. nausea) — неприятное ощущение в надчревной области, иногда сопровождающееся слабостью, головокружением. Возникает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастрит, глистная инвазия), патологии головного мозга, интоксикации и др.
Изжога (англ. heartburn) — жгучее ощущение за грудиной или в надчревной области, возникающее при забрасывании содержимого желудка в пищевод. Это признак гиперапидного гастрита.
Отрыжка (англ-eructation) — внезапное поступление из желудка в ротовую полость газов или небольшого количества желудочного содержимого. Причины и характерные признаки:
- в первые месяцы жизни ребенка отрыжка часто является признаком аэрофагии:
- при гипоапидном гастрите отрыжка сопровождается тухлым (англ. musty smell) запахом;
- при гиперашшном гастрите и язвенной болезни желудка — кислым запахом;
- отрыгиваемое горькое (англ. bitter) на вкус — заболевания желчевыво-дящих путей.
Аппетит. Плохой или чрезмерный (англ. surplus) аппетит, его отсутствие или искажение (англ. perversion) — одна из самых частых жалоб родителей. Нарушения аппетита могут быть как проявлением заболеваний желудочно-кишечного тракта, так и клиническим признаком поражения других органов и систем. Их можно условно разделить на 4 вида: сниженный аппетит, анорексия, повышенный и извращенный аппетит.
В неонатальном периоде нарушения аппетита проявляются отказом от кормления, вялостью во время сосания груди. Это может быть признаком патологии центральной нервной системы, тяжелого воспалительного процесса (сепсис).
У недоношенных детей могут отсутствовать сосательный и глотательный рефлексы, что требует кормления через зонд в желудок (нет обоих рефлексов) или наполнение пищей ротовой полости (если сформирован акт глотания).
Сниженный аппетит в грудном периоде жизни, у старших детей может быть вызван:
- нарушением пищеварения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (энтероколит, гастродуоденит и др.);
- интоксикацией на фоне заболеваний воспалительного характера (грипп, пневмония, пиелонефрит, скарлатина и т.д.);
- нарушением методов питания и состава пиши (перекармливание ребенка, неправильный режим, чрезмерно жирная пища и др.);
- неврогенными причинами (дефекты воспитания, неудовлетворительные материально-бытовые и семейные условия приводят к развитию невропатии).
Вследствие продолжительных нарушений, сопровождающихся плохим аппетитом, ребенок от пищи может полностью отказаться. Отсутствие аппетита называется аиорексией.
Булимия {=у*ил1ъ*тс ашштшя. юбьг^мьый аппетит, (англ. boulimia), который в педиатрии встречается относительно редко, может быть в таких случаях;
- у ребенка грудного возраста при перекармливании искусственными смесями, когда из бутылки (большие дырочки в соске) пища течет легко, происходит постоянное расширение желудка, и чувство насыщения появляется у малыша, когда наполнен весь его объем;
- прием кортикостероидов, повышающих аппетит;
- при сахарном диабете.
Искажение вкуса («pica chlorotica»). когда ребенок охотно ест непищевые вещества (мел — англ. chalk, песок — англ. sand, землю), возникает при нарушении воспитания малыша или недостатке в организме некоторых веществ (например, кальция).
Обшие жалобы аналогичны описанным выше, возникающим при интоксикации.
Анамнез заболевания
При сборе анамнеза заболевания выясняется динамика патологических проявлений от первого дня болезни до госпитализации (в больничной истории болезни) или до первого дня курации (в студенческой истории болезни).
Подробный, внимательный опрос родителей и ребенка позволяет выяснить симптомы заболевания (боль, нарушения аппетита, стула и др.), их признаки (боль острая или тупая, продолжительная или кратковременная и т.д.), принятые лекарственные препараты и их эффективность, проведенные дополнительные методы исследования и результаты.
Необходимо попытаться выяснить этиологию заболевания, при каких условиях возникли рецидивы.
При хронических заболеваниях ребенок в момент госпитализации жалоб может не предъявлять, так как признаки могут появляться периодически. В таком случае в разделе «Жалобы» можно указать, что их нет на момент курации. А в следующем разделе анамнеза заболевания описать признаки патологии в динамике.
Однако эти 2 раздела можно объединить: «Жалобы и анамнез заболевания» и начать, например, с таких слов: «На протяжении 4 недель у ребенка периодически, 1 раз в 2-3 дня, отмечается боль...».
Анамнез жизни
Заболевания желудочно-кишечного тракта могут быть врожденного и приобретенного генеза, для некоторых характерна наследственная предрасположенность.
Предполагая патологию врожденного характера, необходимо подробно расспросить родителей о возможном аналогичном заболевании у родственников по двум вертикальным и горизонтальным линиям.
Есть некоторые болезни, которые по наследству не передаются, но характерной является склонность к ним. Так, если язвенной болезнью желудка болеют родители, то для их детей характерна наследственная предрасположенность к этому же заболеванию, особенно если они уже болеют гастритом. Это обязательно должно быть учтено врачом при лечении ребенка.
При сборе анамнеза жизни учитывается наличие сопутствующих заболеваний, которые могут быть причиной, способствовать возникновению или усугублять течение заболеваний желудочно-кишечного тракта (анемия, гиповитаминоз, отравление и др.). Выясняется перечень, дозы, длительность применения лекарственных препаратов, оказывающих раздражающее действие на слизистую оболочку желудка (аспирин, стероидные гормоны, некоторые антибиотики, например, тетрациклин и др.).
При заболеваниях ребенка раннего возраста устанавливаются способ вскармливания, вид принимаемых смесей, методика приготовления пищи, режим кормления и т.д.
Подробно собираются аллергологический и семейно-бытовой анамнезы.
Внешний осмотр
Общий осмотр ребенка, визуальное обследование области живота и выяснение состояния видимых частей желудочно-кишечного тракта (губы, ротовая полость, зев) проводятся в таком порядке, что наиболее неприятные ^ля эебснка манипуляции (осмоту готовой полости и зе.а) ваач оставляет на коней обследования.
Второе обязательное правило: осмотр вначале проводится в вертикальном (исключение — тяжелое состояние ребенка), а дальше в горизонтальном положениях. Именно в вертикальном положении можно установить такие проявления, которые часто пропускаются при осмотре в горизонтальном положении, а именно: асцит, не очень значительная асимметрия живота, грыжа и т.п.
При общем осмотре выясняются следующие признаки:
1) цвет кожных покровов (бледность, истеричность, цианоз);
2) состояние физического развития (гипотрофия, истощение, паратрофия, ожирение и др.);
3) положение ребенка:
• положение ребенка является важным дополнительным проявлением у детей дошкольного возраста: при боли в животе ребенок обычно лежит на боку, прижав ноги к животу. Этому можно противоречить (англ. contradict), вспомнив, что такое положение нижних конечностей характерно для больного менингитом, при котором выражен гипертонус мышц-сгибателей. Однако если при менингите го-
Рис. 105.1. Вынужденное положение больного при обострении язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки
лова запрокинута назад (в целом «поза легавой собаки»), то ребенок с болью в животе голову наклоняет вперед:
• у старших детей такое вынужденное положение характерно для больных с обострением язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (рис. 105.1);
• для острого панкреатита тоже существует характерное вынужденное положение (рис 105.2);
4) вспомогательным признаком осмотра у детей раннего возраста является то, что они часто могут перебирать ножками — признак боли в брюшной полости;
5) выражение страха, страдание на лице у малыша — тоже один из признаков боли в животе.
При осмотре области живота, который проводится в положении больного стоя, лежа на спине и на боку, выясняются следующие признаки:
- форма, симметричность — в норме он округлый, симметричный;
- размеры: в лежачем положении у детей раннего возраста живот несколько выступает выше уровня грудной клетки, старшего возраста — несколько ниже ее уровня;
- степень участия мышц брюшной полости в процессе реактивного дыхания. Для этого необходимо попросить ребенка старшего возраста дыханием увеличить живот («надуть»), а после этого втянуть его. В норме все участки живота изменяются симметрично. При раздражении брюшной полости видно, как больной при этом бережет, щадит соответствующий участок.
Рис. 10S.2. Вынужденнее положение больного при остром панкреатите
Патологические изменения живота, определяемые при осмотре следующие:
1) увеличение живота может быть при метеоризме, асците, гепатолие-нальном синдроме, грыже, опухоли, ожирении:
- для метеоризма и асцита характерно выпячивание пупка, живот имеет вид натянутой кожи, складки на нем отсутствуют:
- живот у ребенка с ожирением тоже больших размеров, но пупок втянутый, а для кожи характерны складки:
- увеличение печени (гепатомегалия), селезенки (спленомегалия), опухоль, пупочная грыжа, грыжа белой линии живота и др. приводят к асимметричному выпячиванию брюшной стенки в соответствующем участке:
2) «лягушачий (англ. frog) живот» — живот увеличен, однако его расширение преобладает по бокам, что является признаком гипотонии брюшных мышц (вспомните — проявление рахита);
3) втянутый живот бывает при истощении, менингите, сильном сокращении мышц брюшной стенки в начальной стадии перитонита;
4) симптом «песочных часов» — через несколько минут после поглаживания фалангами пальцев эпигастральной области появляется передвигающееся вздутие в виде шара (рис. 106); признак пилоростеноза;
5) выраженная венозная сетка на стенке живота — «голова медузы» (англ. medusa) (рис. 107) — признак затруднения тока крови через портальную систему (признак портальной гипертензии при циррозе печени).
Во время осмотра губ и видимой слизистой оболочки обращают внимание на их цвет (гиперемия, цианоз, бледность), сухость (в норме влажная), возможное наличие трещин, а также недостатков развития (врожденное незаращение верхней губы — рис. 2).
Рис 106. Симптом «песочных часов»
Рис. 107. «Голова медузы» (из Э. Керпель-Фрониус, 1983)
При осмотре слизистой оболочки ротовой полости выясняют:
- цвет (естественный - бледно-розовый; цианоз, бледность, гиперемия, истеричность);
- состояние языка — в норме влажный, чистый, розового цвета;
- патологические признаки:
• молочница — распространенное заболевание грибкового характера у детей первых месяцев жизни, которое характеризуется белыми точками на слизистой оболочке ротовой полости;
• афты в виде язв на любом участке слизистой — признак стоматита;
• патогномоничный признак начального катарального периода ^продромального периода, т.е. периода предвестников) кори - пятна Бельского-Филатова-Коплика (отечественные педиатры ХГХ века и американский педиатр XIX-XX века) — это белого цвета пятна на слизистой оболочке напротив малых коренных зубов, D=l-2 мм, окаймленные (кайма — англ. border, edging) красным контуром;
• пороки развития — врожденное незаращение неба (рис. 3).
• врожденные пороки развития языка: наиболее частым пороком является аномалия уздечки в виде уменьшения ее длины или увеличения площади ее соединения с нижней поверхностью языка (frenulum linguae), макроглоссия. мегалоглоссия (язык больших размеров), складчатый язык (глубокие борозды или складки на его поверхности, не вызывающие боли или другие неприятные ощущения — рис. 107.1);
- заболевания языка:
• для скарлатины является характерным так называемый малиновый язык (англ. raspberry — малина) — в первые дни инфекции язык обложен, а с 4-го дня он становится ярко-красного цветах выступающими сосочками (вид малины). В некоторых странах такой язык называется «клубничный язык» или «земляничный язык» (англ. garden strawberry или wild strawberry). Иногда такой язык называется вначале «клубничным» или «земляничным», а затем, через 2-3 дня, когда сосочки становятся более мелкими, — «малиновым»;
• «географический» язык (рис. 107.2) — при аллергическом диатезе, когда эпителий слущивается неравномерно;
• воспаление языка разного генеза — глоссит и др.
Пальпация
Пальпация органов брюшной полости — один из самых необходимых и важнейших способов обследования ребенка с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Общие правила:
1) РУКИ ВРДЧЗ Г-ЫТЬ СУХИМИ. ЧИСТЫМИ. ТгП-UMH. НОГТИ КЧЧТКЧ)
Обстриженными:
2) хорошо освещенное помещение:
3) так как большинство детей, особенно при первом осмотре, боятся пальпации, необходимо вначале войти в контакт с ребенком, отвлечь его внимание разговором, игрушкой;
4) положение ребенка во время обследования:
- лежа на спине:
- на плотной поверхности;
- ноги обследуемый должен согнуть в тазобедренных и коленных суставах примерно под углом 45 градусов;