Поддержание пациента при ходьбе
Использование: помощь человеку при ходьбе после травмы, инсульта и т. п.
1. Объяснить пациенту принцип удерживания, убедиться, что он понимает его.
2. Оценить состояние и возможности пациента:
• что он сможет сделать самостоятельно;
• в чем ему нужна поддержка;
• нужны ли ему вспомогательные средства (трость, костыли, ходунки).
3. Оценить окружающую обстановку (влажность пола, тапочки, посторонние предметы
на полу, аппаратура, стоящая на пути движения пациента).
4. Встать рядом с пациентом.
5. Применить «захват большими пальцами ладоней»: держать правую руку пациента
в своей правой (или левую в левой) руке: рука пациента прямая, опирается
ладонью на ладонь сестры при сомкнутых в замок больших пальцах.
6. Поддерживать другой рукой пациента под локоть или под мышкой, или обхватить
пациента за талию.
7. Встать к пациенту как можно ближе, поддерживая его колени правой ногой
(если сестра стоит справа), если пациент чувствует себя неуверенно.
8. Передвигаться рядом с пациентом до тех пор, пока он чувствует себя неуверенно.
6. Метод «поднятие плечом» в кровати с изменяющейся высотой австралийское поднятие)
Использование: поднятие пациента в кровати; перемещение с кровати на стул и наоборот.
Противопоказания: пациент не может сидеть; повреждения или боли в плече,
грудной клетке, верхнем отделе спины
1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить
согласие на проведение.
2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку.
3. Опустить кровать до середины вашего бедра. Закрепить тормоза кровати.
4. Помочь пациенту сесть:
одна сестра поддерживает пациента; другая — подкладывает подушку к изголовью
(или поднимает изголовье кровати).
5. Встать с обеих сторон кровати:
• лицом друг к другу;
• близко к кровати;
• плечи сестер на уровне спины пациента;
• ноги врозь;
• нога, находящаяся ближе к изголовью, развернута в направлении движения;
• согнуть ноги в коленях;
• держать спину прямо.
6.Подставить плечо, находящееся ближе к пациенту, в подмышечную впадину
и к туловищу пациента. Кисть этой руки подводится под бедра пациента. Пациент
кладет свои руки на спину сестрам.
Если невозможно подставить плечо в подмышечную впадину пациента или он
не может положить руку на спину сестры, расположите свою руку между туловищем
и плечом пациента. Кисть этой руки подвести под бедра пациента.
7.Опереться одной рукой об изголовье кровати (локоть согнут), другой, расположенной
под бедрами, взять помощника за запястье («двойной запястный захват»)
8.Предупредить коллегу (если вы лидер) и пациента, что на счет «три» вы его
приподнимете.
9.Выпрямить ногу, расположенную у ног пациента, и перенося массу своего
тела на другую ногу, расположенную ближе к изголовью, приподнять пациента. Локоть,
обеспечивающий упор, разогнуть.
10.Полностью поднять пациента над постелью, переместить его на небольшое расстояние и снова опустить на постель, сгибая ногу, расположенную ближе к изголовью и руку, обеспечивающую опору.
11. Переместить пациента на нужное расстояние, повторяя пп. 9-10.
12. Обеспечить пациенту необходимое положение в постели.
7. Перемещение пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул (функциональное кресло-каталку, имеющую съемную подставку для ног, выполняется одной медсестрой, пациент может помочь.
Используется при смене положения; транспортировке.
1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить
его согласие на проведение.
2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза
кровати.
3.Поставить стул (кресло-каталку) рядом с кроватью. По возможности, опустить
кровать до уровня стула. У кресла-каталки отодвинуть подставку для ног, закрепить
тормоза.
4. Использовать один из способов удерживания пациента.
5. Встать с той стороны, где находится кресло-каталка (стул). Не давить пациенту
под мышками!
6. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая,
слегка раскачивайтесь. Поставив пациента на счет «три» на ноги, поворачиваться
с ним до тех пор, пока он не окажется спиной к креслу-каталке (стулу).
7. Попросить пациента сказать вам, когда он коснется края кресла-каталки (стула).
8. Опустить его в кресло-каталку (на стул): согнуть свои колени и придерживать
ими колени пациента, держать спину прямо. Пациент поможет вам, если положит
руки на ручку кресла-каталки (на край стула) и опустится в него.
9. Усадить пациента в кресле (на стуле) комфортно.
10. При необходимости транспортировать пациента, снять тормоз.
8. Перемещение пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул (функциональное кресло-каталку, имеющую съемную подставку для ног, выполняют два человека, пациент может помочь.
Использовать для последующей транспортировки.
1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить
согласие на проведение.
2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза
кровати. Поставить кресло-каталку у ног пациента. По возможности, опустить кровать
до уровня кресла.
3. Одна сестра становится сзади кресла-каталки и наклоняет его вперед так,
чтобы подставка для ног касалась пола.
Вторая сестра (помощник) становится напротив пациента, сидящего на кровати
с опущенными ногами, ноги сестры расставлены на ширину 30 см, согнуты в коленях.
4. Попросить пациента охватить сестру за талию, придерживать его за плечи.
5. Подтянуть пациента к краю кровати так, чтобы его ноги (в нескользящей обуви)
коснулись пола.
6. Поставить одну ногу между коленями пациента, другую — по направлению
движения.
7. Прижать пациента в позе «объятия», плавно поднимать его, не дергая и не
поворачивая. Не давить пациенту под мышками!
8. Предупредить его, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая, слегка
раскачивайтесь с ним. На счет «три» поставьте пациента, поворачивайтесь с ним
до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке. Попросить пациента
предупредить вас, когда он коснется края каталки.
9. Опустить пациента в кресло-каталку: согнув свои колени, придерживать ими
колени пациента; держать спину прямо. Пациент может помочь, если положит руки
на подлокотники кресла-каталки.
10. Отпустить пациента, убедившись, что он надежно сидит в кресле.
11. Разместить пациента в кресле комфортно.
12. При необходимости транспортировать пациента, снять тормоз.