Формирование ассортиментной политики фармацевтических организаций
Основной целью формирования ассортиментной политики является разработка товарной стратегии, включающей определение номенклатуры ЛС, которая позволит оптимально обеспечить население и ЛПУ необходимой лекарственной помощью, а также будет способствовать укреплению финансового положения фармацевтической организации.
В розничной аптечной сети ассортимент Л С можно подразделить на «обязательный» и «свободный». «Обязательный» включает в себя список жизненно необходимых и важнейших ЛС, утвержденных МЗ РФ в качестве обязательного ассортиментного минимума.
В настоящее время в ряде регионов России территориальными органами здравоохранения также утверждаются перечни ЛС для бесплатного и льготного отпуска, которые согласовываются с территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Их разработка осуществляется в соответствии со стандартами лечения больных социально значимыми заболеваниями в амбулаторных условиях.
Если фармацевтическая организация обслуживает ЛПУ, то ее ассортимент должен содержать ЛС, рекомендуемые отраслевыми стандартами объема медицинской помощи (приказ МЗ РФ № 134 от 08.04.96). В этих стандартах приводится ассортимент ЛС, необходимых для диагностики и лечения отдельных нозологических форм заболеваний в соответствии с современными достижениями медицинских технологий. Их основу составляют наборы диагностических и лечебных программ, обеспечивающих достижение планируемых результатов лечения, утвержденных Международной классификацией процедур в медицине.
На основе этих стандартов разрабатываются территориальные медико-экономические стандарты для финансирования ТФОМС лечебных учреждений.
В отдельных территориях России (Рязань, Псков, Новгород и др.) для определения ассортимента ЛС отдельных ЛПУ внедрены формулярные справочники с перечнем медикаментов, необходимых в лечении определенных заболеваний. Разработка формуляров должна дополняться фармакоэкономическими исследованиями, позволяющими выбрать ЛС с позиций оптимальности лечения и ценовой доступности.
Остальной ассортимент фармацевтических организаций можно назвать «свободным», так как он формируется по рыночным законам соответствия спроса и предложения. Для определения оптимального «свободного» ассортимента ЛС проводятся маркетинговые исследования, по результатам которых принимаются управленческие решения, корректирующие ассортиментную политику организации в соответствии со сложившейся конъюнктурой рынка.
Анализ показателей ассортимента фармацевтической организации позволяет принять решения по его пересмотру за счет:
а) введения в ассортимент новых групп товаров (например, парафармацевтической продукции);
б) увеличения ассортимента ЛС внутри фармакотерапевти-ческих групп (например, расширение ассортимента антибактериальных средств);
в) расширения видов лекарственных форм готовых ЛС отдельных субстанций;
г) исключения из ассортимента препаратов, не пользующихся спросом в силу особенностей региональной политики лекарственной помощи населению.
С помощью анализа структуры ассортимента Л С по ФТГ устанавливаются группы, доля которых невелика. Их недостаточность в фармацевтической организации требует пересмотра ее позиций по этим группам.
Анализ индексов обновления ассортиментных групп свидетельствует о появлении в ассортименте новых, зарегистрирован-, ных в России в последние годы, ЛС. В случае незначительных величин этого показателя необходимо провести информационный поиск и определить ЛС для обновления ассортимента.
По результатам тестирования ЛС с помощью метода экспертных оценок по выделенным группам принимают конкретные решения, в частности:
а) ЛС с «благоприятной» конъюнктурой: целесообразность их наличия в ассортименте обусловлена перспективами роста спроса и объемов продаж;
б) ЛС группы «риска»: необходимость их в ассортименте требует всестороннего анализа факторов риска, в т.ч. тенденций динамики объемов продаж, наличия аналогов на рынке и др.;
в) ЛС с «неблагоприятной» конъюнктурой: целесообразность их в ассортименте должна иметь серьезные обоснования.
Вместе с тем, в некоторых случаях для обеспечения необходимого уровня спроса следует разработать систему продвижения (promotion) ЛС на рынок, предусмотрев мероприятия по стимулированию сбыта. Такая стратегия должна быть определена фармацевтической организацией и для новых ЛС, впервые выводимых на региональный сегмент рынка (информация для врачей, презентации ЛС, выставки и т.д.).
Лекция на тему: «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ»
В фармацевтической отрасли в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» большое внимание уделяется условиям для широкого использования на товарных рынках механизмов электронной торговли. Электронная торговля, как наиболее оперативная и прогрессивная форма торговли, способствует:
- ускорению продвижения товаров и услуг;
- проведению ценовой политики;
- повышению эффективности управления поставками лекарственных средств (ЛС) и медицинских изделий (МИ);
- совершенствованию системы электронного заказа.
Значимыми элементами в управлении материальными потоками между медицинскими и фармацевтическими организациями являются получение и обработка информации. Уровень обработки данных, отличных по написанию у разных пользователей, зависит от собственного программного обеспечения медицинских и фармацевтических организаций. Однако существенное повышение данного уровня находится в прямой зависимости от объема и качества используемых информационных услуг.
Информационные услуги в секторе «business-to-buslness» («предприятие-предприятие» или В2В) предоставляются фармацевтическими информационными сетями (ФИС). Поэтому основным звеном проведенного нами маркетингового исследования является их изучение с позиций такого вида товара как информационная услуга. В данном случае товар предназначен для внутреннего пользования среди специалистов в системе электронного заказа, а не для населения.
Рис. 28. Схема проведения маркетингового ситуационного анализа
фармацевтических информационных сетей
Первым шагом в 'Процессе создания конкурентоспособной фармацевтической . информационной сети является сбор информации о действующих в электронной торговле ФИС и их систематизация,
Систематизация
На этапе систематизации нами изучены функционирующие в электронной торговле фармацевтические информационные сети.
Установлено, что в системе электронной торговли предоставляют услуги ФИС, которые отличаются по своей структуре, спектру предлагаемых услуг, информационной насыщенности, объему базы данных, оформлению, а объединяет их главное - это принцип работы с базой данных на лекарственные средства и медицинские изделия (табл. 49).
По принципу работы с базой данных ФИС выделены нами в следующие виды:
♦ ФИС электронного заказа дистрибьютора или завода-производителя;
♦ справочные ФИС;
♦ ФИС на базе поисковых систем (поисковые ФИС);
♦ ФИС на базе аналитической системы «Прайс Навигатор».
№п/п | Виды ФИС | Принципы работы |
1. | ФИС электронного заказа дистрибьютора или завода-производителя | Использование клиентской части сети электронного заказа конкретного дистрибьютора или завода-производителя |
2. | Справочные ФИС | Централизованная передача прайс-листов с сервера в электронном виде |
3. | ФИС на базе поисковых систем | Поиск ключевых слов |
4. | ФИС на базе аналитической системы «Прайс Навигатор» | Аналитический поиск ассортиментных позиций |
Таблица 49.Принципы работы фармацевтических информационных сетей в системе электронного заказа
Принцип работы ФИС электронного заказа конкретного дистрибьютора или заводалда-производителя заключается в использовании клиентской части программы электронного заказа конкретного дистрибьютора или завода-производителя. Заявку можно сделать и в режиме просмотра электронного прайс-листа данного поставщика на сайте предприятия.
Принцип работы справочных ФИС - предоставление информации отдельно по каждому прайс-листу поставщика товаров, т.е. осуществление централизованной передачи с сервера прайс-листов в электронном виде предприятиям оптовой торговли.
Принцип работы ФИС на базе поисковых систем основан на поиске ключевых слов. Поисковые системы объединяют ассортиментные позиции ЛС и МИ, отвечающие условиям ключевого слова, проводят анализ цен и единым перечнем выводят ассортиментные позиции на экран пользователя ПК.
Принцип работы ФИС на базе аналитической системы «Прайс Навигатар» состоит в аналитическом поиске соответствий заданных наименований ассортиментным позициям и соответствующим ценам по прайс-листам поставщиков.
Общие требования
Нами установлено, что фармацевтические информационные сети, также как и фактографические информационно-поисковые системы, выдают конкретные, непосредственно интересующие потребителя сведения. Поэтому общие требования, предъявляемые к фармацевтическим информационным сетям, пересекаются с общими требованиями, предъявляемыми к фактографическим информационно-поисковым системам (табл. 50). №п/п | Общие требования |
1. | Быстрота обработки прайс-листов и выдачи информации по ним |
2. | Простота создания и полнота включения всех информационных документов |
3. | Компактность (вмещение большого объема информации на определенной площади свободного дискового пространства) |
4. | Экономичность использования |
5. | Безотказность (сохранение работоспособности без вынужденных перерывов, исключая перерывы, связанные со связью в сети Интернет) |
Таблица 50. Общие требования, предъявляемые к фармацевтическим информационным сетям