Лекция №2. Фармацевтическое товароведение.
изучает потребительные стоимости медицинских и фармацевтических товаров, реализуемых в фармацевтических организациях, т.е. свойств, которыми должен обладать товар, применяемый в медицине соответственно его назначению в профилактическом и лечебно-диагностическом процессе.
На основе задач дисциплины ФТ формируются товароведческие функции фармацевтов, занимающихся вопросами снабжения медицинскими и фармацевтическими товарами лечебных и аптечных учреждений, населения.
Для выполнения товароведческих функций фармацевтов требуется наличие определенных знаний и умений. Фармацевт (провизор) должен знатьи уметь:
— проводить маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров в системе товародвижения;
— управлять ассортиментом медицинских и фармацевтических товаров, определять и прогнозировать конъюнктуру фармацевтического рынка, формировать ассортиментную политику фармацевтической организации;
— осуществлять прием медицинских и фармацевтических товаров, проводить товароведческую экспертизу их потребительских свойств в соответствии с НТД;
— применять различные методы испытаний для оценки качества потребительских свойств медицинских и фармацевтических товаров;
— обеспечивать хранение медицинских и фармацевтических товаров с учетом принципов хранения, особенностей потребительских свойств товаров и экологических требований.
Товароведческая деятельность. Реализация товаров является одной из основных функций аптечной организации, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров, или товароведческая деятельность, имеет важное значение в выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения. Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.
Товарная экспертиза — это особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и (или) товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.
Товароведческая экспертиза — это оценка потребительских свойств товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям с помощью измерений и (или) опроса, и (или) товарной информации.
Товароведческая экспертиза является обязательным видом товарной экспертизы, остальные виды ее дополняют и не всегда являются необходимыми.
Объектами товароведной (товароведческой) деятельности являются товары. Товары, как объекты товароведной деятельности, имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную.
В задачи товароведческой экспертизы входит оценка этих характеристик, каждая из которых проверяется с помощью экспертизы соответствующего названия.
Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение.
Ассортиментная характеристика включает определенные группы, подгруппы, виды, разновидности, наименования, торговые марки и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Определить принадлежность товара к определенной группе можно с помощью Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Государственных Реестров ЛС и ИМН и других классификаторов. Ассортиментная экспертиза как самостоятельный вид используется лишь в некоторых случаях: при возникновении разногласий между поставщиком и получателем, при необходимости установления соответствия товара ранее представленным образцам или договорам купли-продажи. Чаще она является составной частью качественной экспертизы.
Качественная характеристика товара — совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.
Качественная экспертиза имеет несколько разновидностей. В практике аптечных организаций используются: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза комплектности (для ИМН и медицинских товаров), экспертиза по договорам (оценка качества товаров, предусмотренная договорами купли-продажи и др.). Качественная характеристика рассматривает потребительские свойства: (назначение, эффективность, доступность, безопасность, экологичность и др.) и имеет решающее значение для создания потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативной документации (НД): ГОСТы, ОСТы, ТУ.
Количественная характеристика товара — совокупность определенных внутривидовыхсвойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения.
Количественная экспертиза предназначена для определения количества товаров в товарной партии и (или) количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц.
Единичный экземпляр — отдельный товар, обладающий целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами (таблетка, ампула, флакон с сиропом).
Комплексная упаковочная единица — совокупность единичных экземпляров (флакон с таблетками и пр.).
Товарной партией называют совокупность единичных экземпляров товаров и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку; в качестве таких признаков могут быть смена или день выработки, отправка одним транспортным средством, наличие одного сопроводительного документа.
Оценка количественных характеристик проводится в соответствии с нормативно-технической документацией или документами, сопровождающими товар при перевозке.
Недопустимые отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например по объему или массе упаковок, служат основанием для запрета их реализации. В ряде случаев допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами (например, нормы отклонений при изготовлении лекарств в аптеках).
Целью экспертизы стоимостных характеристик товара является обоснование и определение его цены. Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим (в отличие от ассортиментной, качественной и количественной) и являются предметом изучения экономических дисциплин, поэтому они были рассмотрены в соответствующей главе учебника.
Таким образом, в процессе товароведческой экспертизы оцениваются товароведческие характеристики товаров, изложенные в нормативно-технической документации. Полнота оценки зависит от места проведения (предприятие-производитель, аптечный склад, аптека), группы товаров, целей экспертизы.
При товароведческой экспертизе ЛС, поступающих в аптечную организацию, после проверки сопроводительных документов и наличия сертификата необходимо проведение внешнего осмотра (оценка внешнего вида и соответствия его описанию препарата). Обращается внимание на упаковку (первичную и вторичную по ГОСТ 17768—90), маркировку (наличие товарного знака предприятия-изготовителя, номера серии, даты выпуска и срока годности, информации на упаковке и листков-вкладышей, штрихового кода). Для некоторых ЛС проверяется наличие специальных средств защиты от подделок (голограмма и др.), осуществляется проверка качества (в случае необходимости), определяются условия хранения.
В процессе товароведческой экспертизы ИМИ также проводится экспертиза документов. Основными товароведческими характеристиками изделий медицинского назначения являются: 1) название; 2) назначение; 3) товарные виды и типы; 4) элементы конструкции; 5) требования к сырью; 6) качество, которое определяется на основе внешнего осмотра и проверки функциональных свойств: а) внешний осмотр (например, для грелок резиновых при осмотре обращается внимание на наличие посторонних включений, включений отходов подвулканизированной резины, нечеткость рисунка, недопрессовку, заделку поверхностных повреждений, местное утонение или утолщение, выпрессовку, разнотон и разноцвет);
б) функциональные свойства (например, для грелок такими свойствами являются: герметичность, стойкость к воздействию водных растворов, стойкость к многократной дезинфекции); 7) комплектность; 8) стерилизация и дезинфекция; 9) маркировка; 10) упаковка.
Необходимо отметить, что, как правило, экспертизу проводят специальные люди — эксперты. В аптечных организациях в процессе повседневной товароведческой деятельности правомерно говорить о товароведческом анализе, который проводится по такому же алгоритму.
Товароведческую деятельность осуществляют специалисты, а направлена она наудовлетворение запросов потребителей. Специалисты и потребители являются субъектами товароведческой деятельности. Товароведческую деятельность в аптечных организациях, в силу своих должностных обязанностей, выполняют фармацевты и провизоры.
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Товароведческая деятельность осуществляется с помощью различных методов. В товароведении применяют две группы методов: научного познания, практической деятельности (рис.1)
1. Методы научного познания исследуют товары (основной объект товароведения), их товароведческие характеристики и изменения, происходящие в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические и аналитические методы.
Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте и наблюдениях. С использованием этих методов исследуют химическую, физическую и биологическую сущность товаров. Эмпирические методы бывают измерительными и органолептическими. Измерительные методы включают определение значений показателей качества продукции, осуществляемое на основе технических средств измерения, которые могут быть физическими, физико-химическими, химическими, биологическими (хроматографические, спектрофотометрические, рефрактометрические и др.). Органолептические методы используются для определения значений показателей качества с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).
Аналитические методы — это методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Одним из аналитических методов, используемых в товароведении, является систематизация, которая включает методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации: идентификация, группировка, классификация и кодирование.
Идентификация— метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим.
Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой.
Группировка (обобщение) — метод подбора объектов по общим признакам, который применяется для выделения ассортиментных групп.
Обобщению предшествует деление целого на отдельные части, выявление частей, для которых характерны общие признаки, и объединение их в группы на основании общности признаков.
Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию, в соответствии с выбранными методами.
Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и (или) объекту классификации.
2. Методы практической товароведческой деятельности разбираются при изучении специальных фармацевтических дисциплин, к ним относятся методы оценки качества (изучают специальные дисциплины — фармацевтическая химия, фармакогнозия) и технологические методы, которые изучаются в частном разделе товароведения — фармацевтическом товароведении. Выбор метода в каждом отдельном случае осуществляется с учетом специфики товара.
К технологическим методам фармацевтического товароведения относятся упаковка, маркировка, хранение.