Оценка результатов теста Керна-Иерасека

Задание № 1. «Рисунок человека» (рис. 3-5). Исследование психофизи­ологической зрелости проводится медицинской сестрой или воспитателем детского сада, а также медицинской сестрой или врачом поликлиники.

Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Оценка результатов теста Керна-Иерасека - student2.ru

Рис.3-5. Рисунок человека, нарисованный ребенком

• 1 балл — у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы, воз­можно, шапка или шляпа, уши; на лице — глаза, нос, рот. Верхние ко­нечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Должны быть видны дета­ли мужской одежды.

• 2 балла — выполнение всех требований, как при оценке в один балл.
Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, но не
должна отсутствовать какая-либо часть лица.

• 3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, ру­
ки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши,
волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

• 4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая
конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

• 5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Ка­
ракули.

Задание № 2. «Срисовывание написанного текста» (рис. 3-6). Каж­дое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наи­худшая оценка).

Оценка результатов теста Керна-Иерасека - student2.ru

Рис. 3-6. Образец и рисунок текста, написанного ребенком

• 1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы
больше образца не более чем в 2 раза и образуют 3 слова. Строка откло­
нена от прямой линии не более чем на 30°.

• 2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близ­
ки к образцу, их стройность не обязательна.

• 3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы.
Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

• 4 балла — с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв име­
ет еще видимость письма.

• 5 баллов — каракули.

Задание № 3. «Срисовывание группы точек» (рис. 3-7). Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Оценка результатов теста Керна-Иерасека - student2.ru

Рис.3-7. Образец и рисунок точек, нарисованный ребенком

• 1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не
кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали.

• 2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна
точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изобра­
жение кружков вместо точек.

• 3 балла — группа точек грубо похожа на образец. Возможно нару­
шение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника,
перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или боль­
шее количество точек (не менее 7, не более 20).

• 4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать
любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несуще­
ственны. Другие изображения, например, линии недопустимы.

• 5 баллов — каракули.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий представляет об­щий результат исследования по этому тесту.

Исследование качества произношения. Ребенку предлагается по кар­тинкам последовательно перечислять вслух предметы, в которых встре­чаются звуки «Р, Л, С, 3, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ» в начале, в середине или в кон­це слова. Наличие хотя бы одного дефекта указывает на невыполнение задания.

Пример: рак — ведро — топор; жук — лыжи — нож; щетка — ящерица — плащ.

Выполнение мотометрического теста «вырезание круга». Ребенку дают картонную карточку, на которой изображен толстой линией круг, диаметром 30 мм, вокруг которого имеются 3 больших и 3 мень­ших по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 3 мм друг от друга. Ребенку предлагают вырезать ножницами круг по средней утолщенной линии. После того как он разрезал карточку до толстой линии, фиксируют время начала и окончания работы по се-

кундомеру. Выполненным считается мотометрический тест, если ре­бенок за 1 мин вырезает 8/э круга. Отклонение от утолщенной линии допускается не более 2 раз, если ребенок в процессе работы перереза­ет одну из тонких линий, или 1 раз, если он перерезает две тонкие ли­нии. Разрешается 2 попытки. Тест считается невыполненным при пре­вышении времени выполнения более 1 мин и большом количестве ошибок.

Организованные дети, не готовые к школьному обучению по психо­физиологическим показателям (незрелые), временно не допускаются в школу. Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического развития, а именно рост ниже среднего на 1 сигму или ниже 10 центиля по местным стандартам физического раз­вития, прибавка в росте за последний год менее 4 см; полное отсутствие постоянных зубов. Организованные дети остаются в подготовительной группе на следующий год, а неорганизованных рекомендуют опреде­лить в подготовительную группу детского сада.

Работа врача по определению готовности к школе проводится в 2 эта­па и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию разви­тия школьно-необходимых функций. Первое обследование с определе­нием психофункциональной готовности к школе проводится осенью то­го года, в котором ребенок пойдет в школу. Ребенка осматривают: врач-педиатр, специалисты — хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, дерматолог, психоневролог, логопед, стоматолог, педагог-психолог. Де­тям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначают комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии речи, рекомендуется комплекс упраж­нений по их коррекции, которые осуществляет врач-логопед. Занятия по развитию моторики проводятся воспитателями детского сада или ро­дителями.

Повторный осмотр всех детей осуществляется перед поступлением их в школу (в апреле-мае) теми же специалистами. Одновременно про­водится повторное психофизиологическое обследование детей, приз­нанных не готовыми к школе при первом обследовании. В это же время целесообразно проводить анкетирование родителей на предмет выявле­ния у детей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, кото­рый может существенно затруднить обучение детей и поэтому требует дополнительных медико-профилактических мероприятий.

Непосредственно перед оформлением в школу ребенка повторно ос­матривают специалисты Ему проводят общие анализы крови, мочи, ис­следуют кал на наличие яиц глистов. Оценивается эффективность про­веденного лечения и состояние здоровья ребенка, функциональная го-

товность к поступлению в школу. Алгоритм заключения следующий:

• клинический диагноз (основной, сопутствующий);

• оценка физического развития;

• оценка нервно-психического развития;

• группа здоровья;

• медицинская группа для занятий физкультурой;

• медико-педагогическое заключение о готовности к обучению с оп­
ределенного возраста;

• рекомендации по оздоровлению, режиму, пи ганию.

Наши рекомендации