Диспансерное наблюдение за ребенком первого года жизни.
Возраст ребенка | Специалисты и исследования |
1 месяц | педиатр, невролог, хирург, ортопед, офтальмолог, УЗИ в том числе:тазобедренных суставов |
3 месяца | педиатр, невролог, ОАК, ОАМ |
6 месяцев | педиатр, невролог |
9 месяцев | педиатр, стоматолог, хирург |
1 год | педиатр, невролог,хирург, ортопед, стоматолог, офтальмолог, отоларинголог, ОАК, ОАМ |
Критерии здоровья.
Отнесение ребёнка к определенной группе здоровья проводится врачом с учётом основных критериев здоровья.
Для детей первого года жизни выделяют следующие критерии здоровья:
· I критерий, обуславливающий здоровье, – анамнез (биологический, социальный, генеалогический)
· II критерий здоровья – уровень нервно-психического развития
· III критерий здоровья – уровень физического развития
· IV критерий здоровья – степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям
· V критерий здоровья – уровень функционального состояния основных систем организма
· VI критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний.
I Критерий здоровья: анамнез
1.1. Биологический анамнез: при первичном осмотре новорождённого участковый педиатр оценивает:
§ антенатальный период (беременность);
§ интранатальный период (роды);
§ ранний неонатальный период (7 дней);
§ поздний неонатальный период (7-28 дней);
1.1.2. Антенатальный период (опрос матери):
· выраженный токсикоз 1,2 половины беременности;
· угроза выкидыша;
· кровотечения, операции;
· острые заболевания, обострения хронических заболеваний;
· приём лекарств;
· неправильное положение плода;
· многоплодие;
· многоводие;
· переношенная беременность и др.
1.1.3. Интранатальный период (опрос матери, сведения из обменной карты):
· нефропатия в родах;
· предэклампсия, эклампсия;
· несвоевременное излитие околоплодных вод;
· слабость родовой деятельности;
· быстрые роды, стимуляция родов;
· предлежание плаценты;
· преждевременная отслойка плаценты;
· патология пуповины;
· пособия в родах;
· оперативные вмешательства.
1.1.4. Ранний неонатальный период(опрос матери, сведения из обменной карты):
· оценка по шкале Апгар;
· когда закричал, характер крика;
· время прикладывания к груди;
· время отпадения пуповинного остатка;
· заживление пупочной ранки;
· заболевания в первые 7 дней жизни;
· недоношенность (степень);
· прививки в роддоме;
· приём лекарств;
· день выписки из роддома;
· характер вскармливания.
1.1.5. Поздний неонатальный период (опрос матери, сведения от патронажной медицинской сестры):
· характер вскармливания;
· состояние пупочной ранки;
· заболевания, перенесенные в первый месяц жизни.
Оценка биологического анамнеза:
§ благоприятный – отсутствует факторов риска во всех периодах раннего онтогенеза;
§ с факторами риска в одном из периодов онтогенеза;
§ неблагоприятный – факторы риска в двух и более периодах раннего онтогенеза, т.е. ребенок должен быть отнесен к соответствующей группе биологического риска (например, группа риска по развитию неврологической патологии, заболеваний бронхолегочной системы и т.д.).
1.2. Социальный анамнез:
· состав, полнота семьи (благоприятный вариант – не менее двух взрослых разного пола);
· образование среднее специальное, высшее;
· психологический микроклимат – редкие ссоры в отсутствии детей, единые требования к ребёнку; отношения дружеские, полные любви;
· нет вредных привычек;
· жилищные условия соответствуют государственной норме;
· санитарно-гигиенические условия жилища и содержания предметов ухода за ребёнком удовлетворительные.
Экспресс - оценка социального анамнеза:
каждый благоприятный признак оценивается в 1 балл;
любой неблагоприятный признак – 0 баллов;
§ 0 баллов – благоприятный;
§ 4 балла – с факторами риска;
§ 3 балла и ниже – неблагоприятный, т.е. ребенок должен быть отнесен к группе социального риска с постановкой на учет службой социальной защиты и осуществления социальных патронажей;
В 80% случаев отмечается совпадение неблагоприятных биологического и социального анамнезов.
1.3. Генеалогический анамнез:
· собирается методом анализа родословной семьи не менее, чем в трёх поколениях;
· проводится при первом обследовании новорождённого ребёнка;
· пополняется с возрастом;
· выявляет наличие в родословной наследственных заболеваний (синдром Дауна, фенилкетонурии, целиакии и проч.);
· устанавливает направленность отягощенности:однонаправленная – хронические заболевания одних и тех же органов и систем; мультифакторная отягощённость – в поколениях хронические заболевания разных органов и систем;
· требует оценки индекса отягощённости.
Экспресс - оценка генеалогического анамнеза:
(общее число длительно текущих хронических
заболеваний у всех родственников пробанда)
ГА = -------------------------------------------------------------------
(общее число всех родственников, о которых
есть сведения)
Оценка результатов генеалогического анамнеза
0,1-0,3 балла - благоприятный ГА;
0,4-0,7 - условно благоприятный;
более 0,7 – неблагоприятный, , т.е. ребенок должен быть отнесен к группе наследственного (семейного) риска с последующим наблюдением соответствующего специалиста (например, группа наследственного риска по развитию атопических заболеваний, патологии желудочно-кишечного тракта и т.д.).
II Критерий здоровья: динамика нервно-психического развития
Детей раннего возраста.
Развитие всех умений и навыков на первом году жизни тесно связано с уровнем развития анализаторов. Наиболее значимы зрительный, слуховой, тактильный и проприоцептивный анализаторы.
1. Для ребёнка до 3 мес. очень важно своевременное возникновение зрительного и звукового сосредоточения, также развитие положительных эмоций – улыбка и комплекс оживления.
2. В возрасте от 3 до 6 мес. важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок с умением отыскивать источник звука, формирование хватательных движений руки (брать игрушку из рук взрослого и из разных положений), гуления, лепета (начало речевого развития).
3. В возрасте от 6 до 9 мес. ведущим становится ползание, подражание в произношении звуков и слогов, образование простых связей между предметами и обозначающими их словами.
4. В возрасте 9-12 мес. самыми значительными считаются понимание речи взрослого, образование первых простых слов, первичные действия с предметами и самостоятельная ходьба.
Развитие движений не менее важно, чем сенсорное:
§ с 3 мес. особое внимание уделяют развитию движений рук,
§ с 4 мес. надо учить ребёнка захватывать игрушку,
§ к 6 мес. – переворачиваться с живота на спину.
§ вo втором полугодии необходимо учить ползать,
§ к 8 мес. – садиться и сидеть, подниматься на ножки и переступать в кроватке или манеже.
При такой последовательности развития движений ребёнок к 12 мес. овладевает умением самостоятельной ходьбы.
Кроме того, важно знать, в каком возрасте и какой речевой навык должен появиться у ребёнка. Известно, что с 1,5-2 мес. появляется гуление, которое достигает полного развитая к 4 мес., когда ребёнок долго гулит самостоятельно и в ответ на речевой контакт во взрослыми. С 6 мес. появляется лепет, с 10-11 мес. – первые слова («кис», «дай», «мама»), с 11-12 мес. ребёнок понимает обращение к нему взрослого, имеет запас установленных связей между предметами, действиями. Участковый врач должен помнить и обязательно разъяснять матери, что на фоне отрицательных эмоций очень затруднительно (а часто и невозможно) выработать какие-либо навыки, умения или положительные формы поведения.
Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни:
· развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций
· положительные эмоции в общении друг с другом
· движения руки
· общие движения
· подготовительные этапы развития понимаемой и активной речи
· навыки и умения в процессах
Варианты оценки нервно-психического развития детей 1 года:
1.Нормальное развитие – формирование умений в пределах ±15 дней от возраста, принятого за норму;
2.Ускоренное развитие – формирование умений в пределах минимально допустимой нормы - т.е. на 16-30 дней раньше;
3.Замедленное развитие – овладение умениями с задержкой от 16 дней до 1 мес.;
4.Отставание в развитии – задержка до двух месяцев;
5.Значительное отставание в развитии - задержка на три и более месяцев.
Психическое и речевое развитие:
1 мес. – начальное прослеживание глазами на слуховые и зрительные раздражители, гуление, улыбка.
2 мес. – сочетанные движения головы и глаз с фиксацией взора, гуление с эмоциональным характером.
3 мес. – внимание на игрушки, удерживает их в руках.
4 мес. – реакция на голос матери и ее лицо.
5-6 мес. – первые слоги, лепетная речь.
7-8 мес. – подражательные действия («ладушки», «сорока-ворона»).
9-10 мес. – выполняет действие по словесной инструкции, узнает игрушки.
11-12 мес. – активные целенаправленные действия (укачивание куклы, игра с машинкой).
К годовалому возрасту здоровый ребенок должен произносить 10-12 слов.
Таблица 2
Календарь