Работа в родильном отделении
Требования к знаниям и умениям студентов – ожидаемый результат обучения
После изучения темы студент должен
ЗНАТЬ:
- мониторинговое ведение родов;
- аппаратные методы диагностики в родах;
- стандартные меры профилактики внутрибольничной инфекции;
- обязанности акушерки родильного отделения;
- организация и санэпидрежим родильного отделения;
- принципы обследования роженицы в первом периоде родов;
- значение результатов влагалищного исследования в акушерском диагнозе;
- оценку внутриутробного состояния плода в первом периоде родов;
- схемы и способы медикаментозного обезболивания в родах;
- методику амниотомии с оценкой качества околоплодных вод;
- принципы современных методик ведения второго периода родов;
- показания к перинеотомии;
- анте- и интранатальные факторы риска гипоксии плода и асфиксии новорожденного;
- клинические проявления перинатальной асфиксии;
- современные технологии реанимационной первичной помощи новорожденному, родившемуся в асфиксии;
- принципы профилактического ведения третьего периода родов.
УМЕТЬ:
- регистрировать и оценивать схватки;
- провести пельвеометрию и оценить таз с акушерской точки зрения;
- провести наружное акушерское исследование роженицы;
- провести аускультацию и дать прогноз родов для плода;
- провести профилактику внутриутробной гипоксии плода;
- оценить эффективность психопрофилактической подготовки к родам (классическое пособие);
- проводить первичный туалет новорожденного;
- оценить новорожденного по шкале Апгар;
- оценить признаки отслойки плаценты;
- оценить степень кровопотери в родах;
- владеть наружными способами выведения последа;
- осмотреть послед;
- проводить профилактику кровотечения в родах (третий период родов и ранний послеродовый период);
- проводить мониторинг показателей жизнедеятельности новорожденного в первые 2 часа после родов;
- ухаживать и наблюдать за здоровой роженицей;
- провести предстерилизационную подготовку инструментария к родам;
- провести туалет наружных половых органов и промежности в родах;
- оценить общее состояние роженицы и родильницы в первые два часа после родов (АД, пульс, термометрия);
- осуществить уход за здоровой родильницей и здоровым новорожденным в первые два часа после родов;
- осуществить транспортировку на послеродовое отделение.
Содержание учебных занятий (дидактические единицы)
Проводится инструктаж по санэпидрежиму и охране труда акушерки на отделении. Вместе с дежурной акушеркой студенты уточняют данные медицинского анамнеза, оценивают общее состояние роженицы, оценивают акушерский статус роженицы: сосчитывают и оценивают схватки; выслушивают сердцебиение плода; по косвенным признакам в родах определяют степень открытия маточного зева; отмечают количество и качество околоплодных вод; следят за динамикой продвижения предлежащей части (проверяют признак Пискачека).
Выполняют врачебные лекарственные назначения по профилактике и лечению внутриутробной гипоксии плода, по коррекции аномальной родовой деятельности, по медицинскому обезболиванию в родах и т.д. Оценивают степень эффективности от ПППР. Осуществляют перевод роженицы на Рахмановскую кровать, проводят обработку наружных половых органов и промежности антисептиками. Присутствуют при оказании акушерского пособия в родах (фрагментарно).
Дают (участвуют) оценку признаков зрелости новорожденного и оценивают его состояние по шкале Апгар. Участвуют в проведении первичного туалета новорожденного (в т.ч. обработке пуповинного остатка). Взвешивают, измеряют и пеленают новорожденного. Заполняют карты развития новорожденного. Оценивают признаки отделения нормально расположенной плаценты. При необходимости, проводят способы наружного выведения последа. Оценивают послед и объем кровопотери. Предварительно, по назначению врача, осуществляют медикаментозную профилактику патологической кровопотери в родах у рожениц из группы риска. Оценивают общее состояние родильницы в первые 2 часа после родов (в динамике наблюдения). Присутствуют на осмотре мягких родовых путей родильницы на целостность (возможно ассистирование, с согласия врача).