ВВЕДЕНИЕ. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ФГУ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ "ЗАЩИТА"
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Руководство
Москва - 2006
ББК 51.1(2)1 С 18
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Руководство - М., ЗАО "МП Гигиена", 2006 г., - 550 с.
Авторский коллектив:
Г.Г.Онищенко, С.Д.Кривуля, Ю.М.Федоров, В.Г.Субботин
(Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека); С.Ф.Гончаров, А.Л.Шапошников, И.И.Сахно, Т.А.Лукичева, Н.И.Батрак, Т.Г.Суранова, Н.Г.Политова, А.С.Довгалев, В.Э.Шабанов(Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Росздрава); Н.Г.Кашапов, П.С.Гнсздилов, В.Ф.Кучма, А.Г.Щербаков(ТУ Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу); Г.В.Ющенко, В.Ф.Лавров, Е.В.Русакова, М.И.Петрухина, А.З.Слободин, Н.В.Старостина, Б.И.Прокопенко, В.А.Миронова(Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава); М.Г.Шандала(научно-исследовательский институт дезинфектологии Роспотребнадюра); Т.М.Бутаев, З.З.Каболова(ГУ Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания); О.Л.Гавриленко, А.Н.Каира, В.В.Скобелев, В.Н. Железняк (ТУ Роспотребнадзора по Московской области); И.Ь. Ушаков, В.Д. Мосягин, А.С. Володин, И.С. Конышев, А.Ф. Карниз, А.Р. Волгин(Медицинская служба Минобороны РФ), В.А.Савинкин, А.II.Осин, В.П.Коновалов, А.В.Панкратова(ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Московской области
Рецензент: директор НИИ вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова РАМН, академик РАМН, профессор Зверев Виталий Васильевич.
В руководстве освещены основные положения теории и практики деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов, учреждений и специализированных формирований при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководство утверждено Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 27.07.2006 г.
Введено взамен Руководства по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, - М. 1995 г.
ISBN 5-98215-004-5 © Роспотребнадзор, Москва, 2006
ВВЕДЕНИЕ
С момента издания первого руководства по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях (1995) прошло более 10 лет. За это время произошли существенные изменения в организационной структуре госсанэпидслужбы и здравоохранения, поставлены новые задачи в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Создана новая Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В последние годы значительно увеличилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых биологический фактор играет важную роль. Представляет серьезную опасность терроризм с возможным использованием патогенных биологических агентов (ПБА).
Появились "новые" инфекции и возвращаются "старые" инфекционные болезни, требующие современного лечения и выработки организационно-методических подходов к их ликвидации в чрезвычайных ситуациях в местных, региональных, федеральных и общечеловеческих масштабах. Следует отметить, что перестройка противоэпидемической защиты на принципах эпидемиологического надзора и контроля привела к существенным успехам в борьбе с инфекциями. Это направление успешно развивалось в последние десятилетия, что способствовало развитию концептуальных основ эпидемиологии как общемедицинской науки, изучающей всю патологию (инфекционную и неинфекционную) на популяционном уровне. Следует признать, что принятие Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ явилось продолжением революционных преобразований в эпидемиологии и достижений в области борьбы с ак-гуальной патологией на основании системы эпидемиологического надзора.
Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая обстановка требует в современных условиях переосмысливания и внедрения новых организационных форм деятельности и выполнения госнад-юрных функций. Появились новые санитарно-эпидемиологические надзорные функции, включившие в себя надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В данном руководстве изложены закономерности развития эпидемического процесса в ЧС и особенности формирования эпидемических очагов. В свете новых нормативно-правовых актов представлена организация противоэпидемической защиты населения в условиях государственного реформирования.
В руководстве приведены уточненные данные по вопросам диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность.
Особое внимание уделено вопросам планирования, организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС. Успешное выполнение задач, решаемых Роспотребнадзором и Росздравом при ликвидации медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций, в значительной степени зависит от уровня подготовки руководящего состава органов управления, учреждений и формирований Службы различной подчиненности. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянно совершенствовать формы и методы подготовки руководящих кадров Роспотреб-надзора и здравоохранения в целом.
Одним из главных направлений здравоохранения остается обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения в чрезвычайных ситуациях различного происхождения.
Как известно, основным звеном эпидемического процесса при любой инфекционной болезни является очаг соответствующего инфекционного заболевания. Поэтому изучение закономерности эпидемического процесса в чрезвычайных ситуациях невозможно без обобщения материалов эпидемического обследования таких очагов, целью которого является расшифровка причин их возникновения и формирования в районах катастроф. Первоочередной задачей эпидемиологического обследования очага инфекционной болезни в ЧС является выбор и проведение эффективных мер, направленных на его локализацию и ликвидацию (исключение возможного источника инфекции - зараженных продуктов питания, инфицированной воды, госпитализации заболевшего, дезинфекция, дезинсекция, наблюдение за контактировавшими, применение антибиотиков, бактериофага, введение гамма-глобулина и т.д.). Более отдалённой задачей эпидемиологического обследования, базирующейся на выявлении конкретных связей между отдельными очагами соответствующей инфекционной болезни, является установление и нейтрализация путей распространения ее возбудителя среди пострадавшего населения. Эпидемиологическое обследование очага, независимо от
числа заболевших (отдельные случаи или одномоментное заболевание), требует высокой оперативности в работе эпидемиологов.
При проведении эпидемиологического анализа наряду с материалами эпидемиологического обследования и данными о числе заболевших в районах чрезвычайных ситуаций, без распределения по полу, возрасту и другим демографическим показателям, с учетом санитарно-коммунальных условий жизни и быта, привлекаются и другие материалы. Так, учитываются состояние иммунологической структуры пострадавшего населения, в случае зоонозов - контакт заболевших с домашними животными и представителями дикой фауны, степень обеспеченности населения коечным фондом для госпитализации инфекционных больных, уровень и качество лабораторной диагностики, санитарное состояние объектов и пунктов по сбору, переработке, транспортировке и реализации пищевых продуктов и сети общественного питания и т.д.
Выяснение перечисленных и ряда других вопросов должно быть максимально унифицировано, так как лишь в этом случае результаты эпидемиологического надзора могут быть сведены к эффективным противоэпидемическим мероприятиям. Поэтому составление эпидемиологического обзора осуществляется по специальной форме с обязательным заполнением фонда аналитических таблиц. Инструктивно-методические материалы по проведению эпидемиологического надзора постоянно совершенствуются и периодически переиздаются.
Наиболее существенным при проведении эпидемиологического надзора является объективная оценка проведенных в борьбе с инфекционными болезнями профилактических и противоэпидемических мероприятий и изыскание путей максимального повышения их эффективности на конкретной территории.
В связи с этим противоэпидемическая практика в чрезвычайных ситуациях испытывает необходимость в Руководстве по са-нитарно-противоэпидемическому обеспечению населения при раз-личных экстремальных ситуациях эпидемиологического характера, в котором на современном уровне в сжатом виде и по унифициро-ванной форме было бы дано системное изложение данных об осо-бенностях эпидемиологии, клиники, диагностики, лечении, профи-лактики инфекционных болезней. Краткая характеристика органи-зационной и эпидемиологической характеристик многих опасных и особо опасных инфекций, действий учреждений и формирований в черезвычаиных ситуациях была представлена в предыдущем Руково-
дстве. Тем не менее возникает необходимость совершенствования организационно-методического подхода, учитывающего клинико-эпидемиологические особенности эпидемического процесса в зонах ЧС и первичные экстренные противоэпидемические мероприятия.
Настоящее руководство должно обеспечить единые подходы к организации и проведению санитарно-противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях, так как до настоящего времени медицинские работники, принимающие участие в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, не всегда знакомы с особенностями противоэпидемического обеспечения населения в ЧС.
Авторы будут признательны всем специалистам, принимавшим участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, за сделанные замечания и предложения по улучшению содержания Руководства.
6
I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ