Работа учреждений и формирований Роспотребнадзора в зонах чрезвычайных ситуаций
Целью работы (действий) учреждений и формирований гос-санэпидслужбы в зонах ЧС является защита жизни и здоровья населения, а также предупреждение, снижение и ликвидация медико-санитарный последствий ЧС.
Учреждения и формирования Роспотребнадзора при организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий в зонах ЧС руководствуются Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Роспотребнадзором 05.10.2005 № 01-12/176-05 и согласованным МЧС России 15.09.2005.
В целях повышения готовности нештатных специализированных формирований (бригад), созданных на базе ФГУЗ - центров гигиены и эпидемиологии, к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении ЧС, необходимо предусматривать финансирование материально-технического оснащения специализированных формирований постоянной готовности за счет средств местного бюджета (Письмо Минздрава России от 25.04 97 № 2510/3010— 1>7-27).
Вопрос обеспечения формирований постоянной готовности средствами индивидуальной защиты (СИЗ) относится к компетенции руководителя учреждения, на базе которого созданы формирования.
Согласно Федеральному плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС в Российской Федерации и другим законода-(сльным и нормативно-правовым документам, нештатные специа-иизированные формирования ФГУЗ - центры гигиены и эпидемио-югии Роспотребнадзора не могут быть задействованы для работы в очагах ЧС (кроме биологического) и привлекаются в составе второ-i о эшелона для санитарно-противоэпидемического обеспечения ЧС.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных, опасных для населения ситуаций - это комплекс организационно-технических, медико-санитарных, гигиенических и санитарно-противоэпидеми-юских мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию или снижение вероятности возникновения чрезвычайных для населения ситуаций техногенного, природного или эпидемиологического характера.
Таким образом, работа учреждений и формирований Роспотребнадзора- это комплексная деятельность во взаимодействии с «интересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, направленная на сохранение жизни и здоровья населения в зонах катастроф.
На территориальном и муниципальном уровнях координатором организации и проведения санитарно-гигиенических и противо-
эпидемических мероприятий является Главный государственный санитарный врач по административной территории.
Порядок функционирования территориальных подсистем и их элементов определяется положениями, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.
Для организации Госсанэпиднадзора и санитарно-гигиенических мероприятий в зонах ЧС привлекаются учреждения и формирования Роспотребнадзора, Минобороны, МВД России и других ведомств, а также создаваемые на их базе специализированные формирования, являющиеся составной частью сил и средств ВСМК. Работа профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется действующими требованиями и нормами (Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Принят Госдумой РФ 14 июля 1995 г) Основной задачей формирований Роспотребнадзора является организация и проведение Госсанэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зонах ЧС.
Основными принципами использования учреждений и специализированных формирований санитарно-эпидемиологического профиля (ГСЭР, СЭБ, СПЭО, СПЭБ, групп экспертов), независимо от их ведомственной принадлежности, являются:
• приближение основных сил и средств формирований в зонах ЧС
непосредственно к пострадавшим контингентам населения;
• сосредоточение основных усилий на поддержании санитарно-
эпидемиологического благополучия обслуживаемого населения,
Госсанэпиднадзоре за наиболее значимыми объектами жизне
обеспечения;
• постоянная готовность к автономной работе в экстремальных
условиях;
• соответствие оснащения и укомплектованности формирований
решаемым задачам и .санитарно-эпидемиологической обстанов
ке;
• осуществление своевременного маневра силами и средствами в
зависимости от складывающейся обстановки
По прибытии на место катастрофы руководитель и специалисты учреждения (формирования) оценивают обстановку, устанавливают связь со штабом руководства по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ, докладывают вышестоящему руководству по подчиненности и приступают к выполнению
заблаговременно разработанного плана в соответствии с методическими рекомендациями для органов и учреждений госсанэпидслуж-бы России по планированию действий в функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (раздел "Мероприятия, проводимые при возникновении ЧС". Период чрезвычайных ситуаций).
Основными мероприятиями в зоне ЧС являются:
• проведение санитарно-эпидемиологической разведки и наблю
дения;
• осуществление постоянного контроля за состоянием окружаю
щей среды в зоне ЧС, обстановкой на аварийных объектах и
прилегающих к ним территориях;
• проведение лабораторного и инструментального исследования
состояния окружающей среды;
• контроль за безопасностью водоснабжения и питания населения,
а также спасателей;
• гигиенический анализ заболеваемости населения в зоне ЧС (ги
гиеническая диагностика);
• Госсанэпиднадзор за выполнением гигиенических норм и сани
тарных правил;
• разработка предложений по ускоренной адаптации населения и
спасателей к экстремальным условиям, коррекция их трудоспо
собности;
• гигиеническое воспитание населения и спасателей,
• организация материально-технического обеспечения работы
специалистов госсанэпидслужбы (формирований).
Дополнительные мероприятия в зоне ЧС зависят от ее характера.
В очаге радиационной аварии проводятся мероприятия:
• получение в управлениях МЧС России по субъекту Федерации и
муниципального образования данных о мощности экспозицион
ной дозы гамма-излучения, уровня радиоактивного загрязнения
местности,
• отбор проб и проведение соответствующих дозиметрических и
радиометрических измерений;
• расчет доз облучения, которые может получить население, а
также личный состав (спасатели) формирований в зоне ЧС;
• подготовка рекомендаций по применению защитных мер (йод
ная профилактика, использование индивидуальных и коллек
тивных средств защиты и т.д.),
• анализ проб питьевой воды, продовольственного сырья и про
дуктов питания на содержание РВ;
• осуществление контроля за обеспечением радиационной безо
пасности населения и ЛПУ, находящихся на радиоактивно за
грязненной местности,
• контроль за проведением санитарной обработки (по показаниям)
населения и спасателей.
В очаге химического загрязнения (заражения) проводятся мероприятия:
• участие в установлении границ и площади химического загряз
нения (заражения), типа ОХВ, расчет возможных санитарных
потерь;
• определение допустимого времени пребывания населения и спа
сателей в зоне загрязнения (заражения);
• отбор проб воздуха, продовольственного сырья, пищевых про
дуктов, питьевой воды, воды из водоемов хозяйственно-
питьевого и рекреационного назначения, почвы для исследова
ния на содержание ОХВ;
• разработка предложений по защите населения и спасателей от
ОХВ и на применение средств профилактики.
При организации Госсанэпиднадзора в зонах ЧС специалисты формирований санитарно-эпидемиологического профиля имеют право в полном объеме Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении соответствующих обстановке санитарно-противоэпидемических мероприятий и устранении нарушений санитарных норм и правил, а также осуществлять контроль за их выполнением.