Работа учреждений и формирований Роспотребнадзора в зонах чрезвычайных ситуаций

Целью работы (действий) учреждений и формирований гос-санэпидслужбы в зонах ЧС является защита жизни и здоровья насе­ления, а также предупреждение, снижение и ликвидация медико-санитарный последствий ЧС.

Учреждения и формирования Роспотребнадзора при органи­зации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий в зонах ЧС руководствуются Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой го­сударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, утвержденным Роспотребнадзором 05.10.2005 № 01-12/176-05 и согласованным МЧС России 15.09.2005.

В целях повышения готовности нештатных специализиро­ванных формирований (бригад), созданных на базе ФГУЗ - центров гигиены и эпидемиологии, к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении ЧС, необходимо предусматривать фи­нансирование материально-технического оснащения специализиро­ванных формирований постоянной готовности за счет средств мест­ного бюджета (Письмо Минздрава России от 25.04 97 № 2510/3010— 1>7-27).

Вопрос обеспечения формирований постоянной готовности средствами индивидуальной защиты (СИЗ) относится к компетен­ции руководителя учреждения, на базе которого созданы формиро­вания.

Согласно Федеральному плану действий по предупрежде­нию и ликвидации ЧС в Российской Федерации и другим законода-(сльным и нормативно-правовым документам, нештатные специа-иизированные формирования ФГУЗ - центры гигиены и эпидемио-югии Роспотребнадзора не могут быть задействованы для работы в очагах ЧС (кроме биологического) и привлекаются в составе второ-i о эшелона для санитарно-противоэпидемического обеспечения ЧС.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных, опасных для населения ситуаций - это комплекс организационно-технических, медико-санитарных, гигиенических и санитарно-противоэпидеми-юских мероприятий, направленных на предупреждение и ликвида­цию или снижение вероятности возникновения чрезвычайных для населения ситуаций техногенного, природного или эпидемиологи­ческого характера.

Таким образом, работа учреждений и формирований Рос­потребнадзора- это комплексная деятельность во взаимодействии с «интересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, направленная на сохранение жизни и здо­ровья населения в зонах катастроф.

На территориальном и муниципальном уровнях координато­ром организации и проведения санитарно-гигиенических и противо-

эпидемических мероприятий является Главный государственный санитарный врач по административной территории.

Порядок функционирования территориальных подсистем и их элементов определяется положениями, утвержденными соответ­ствующими органами исполнительной власти.

Для организации Госсанэпиднадзора и санитарно-гигиени­ческих мероприятий в зонах ЧС привлекаются учреждения и фор­мирования Роспотребнадзора, Минобороны, МВД России и других ведомств, а также создаваемые на их базе специализированные формирования, являющиеся составной частью сил и средств ВСМК. Работа профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется действующими требованиями и нормами (Федераль­ный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасате­лей". Принят Госдумой РФ 14 июля 1995 г) Основной задачей формирований Роспотребнадзора является организация и проведе­ние Госсанэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпиде­мических мероприятий, направленных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зонах ЧС.

Основными принципами использования учреждений и спе­циализированных формирований санитарно-эпидемиологического профиля (ГСЭР, СЭБ, СПЭО, СПЭБ, групп экспертов), независимо от их ведомственной принадлежности, являются:

• приближение основных сил и средств формирований в зонах ЧС
непосредственно к пострадавшим контингентам населения;

• сосредоточение основных усилий на поддержании санитарно-
эпидемиологического благополучия обслуживаемого населения,
Госсанэпиднадзоре за наиболее значимыми объектами жизне­
обеспечения;

• постоянная готовность к автономной работе в экстремальных
условиях;

• соответствие оснащения и укомплектованности формирований
решаемым задачам и .санитарно-эпидемиологической обстанов­
ке;

• осуществление своевременного маневра силами и средствами в
зависимости от складывающейся обстановки

По прибытии на место катастрофы руководитель и специа­листы учреждения (формирования) оценивают обстановку, устанав­ливают связь со штабом руководства по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ, докладывают вышестоя­щему руководству по подчиненности и приступают к выполнению

заблаговременно разработанного плана в соответствии с методиче­скими рекомендациями для органов и учреждений госсанэпидслуж-бы России по планированию действий в функциональной подсисте­ме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (раздел "Мероприятия, проводимые при возникновении ЧС". Пери­од чрезвычайных ситуаций).

Основными мероприятиями в зоне ЧС являются:

• проведение санитарно-эпидемиологической разведки и наблю­
дения;

• осуществление постоянного контроля за состоянием окружаю­
щей среды в зоне ЧС, обстановкой на аварийных объектах и
прилегающих к ним территориях;

• проведение лабораторного и инструментального исследования
состояния окружающей среды;

• контроль за безопасностью водоснабжения и питания населения,
а также спасателей;

• гигиенический анализ заболеваемости населения в зоне ЧС (ги­
гиеническая диагностика);

• Госсанэпиднадзор за выполнением гигиенических норм и сани­
тарных правил;

• разработка предложений по ускоренной адаптации населения и
спасателей к экстремальным условиям, коррекция их трудоспо­
собности;

• гигиеническое воспитание населения и спасателей,

• организация материально-технического обеспечения работы
специалистов госсанэпидслужбы (формирований).

Дополнительные мероприятия в зоне ЧС зависят от ее ха­рактера.

В очаге радиационной аварии проводятся мероприятия:

• получение в управлениях МЧС России по субъекту Федерации и
муниципального образования данных о мощности экспозицион­
ной дозы гамма-излучения, уровня радиоактивного загрязнения
местности,

• отбор проб и проведение соответствующих дозиметрических и
радиометрических измерений;

• расчет доз облучения, которые может получить население, а
также личный состав (спасатели) формирований в зоне ЧС;

• подготовка рекомендаций по применению защитных мер (йод­
ная профилактика, использование индивидуальных и коллек­
тивных средств защиты и т.д.),

• анализ проб питьевой воды, продовольственного сырья и про­
дуктов питания на содержание РВ;

• осуществление контроля за обеспечением радиационной безо­
пасности населения и ЛПУ, находящихся на радиоактивно за­
грязненной местности,

• контроль за проведением санитарной обработки (по показаниям)
населения и спасателей.

В очаге химического загрязнения (заражения) проводятся мероприятия:

• участие в установлении границ и площади химического загряз­
нения (заражения), типа ОХВ, расчет возможных санитарных
потерь;

• определение допустимого времени пребывания населения и спа­
сателей в зоне загрязнения (заражения);

• отбор проб воздуха, продовольственного сырья, пищевых про­
дуктов, питьевой воды, воды из водоемов хозяйственно-
питьевого и рекреационного назначения, почвы для исследова­
ния на содержание ОХВ;

• разработка предложений по защите населения и спасателей от
ОХВ и на применение средств профилактики.

При организации Госсанэпиднадзора в зонах ЧС специали­сты формирований санитарно-эпидемиологического профиля имеют право в полном объеме Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предъявлять пред­приятиям, организациям и гражданам требования о проведении со­ответствующих обстановке санитарно-противоэпидемических ме­роприятий и устранении нарушений санитарных норм и правил, а также осуществлять контроль за их выполнением.

Наши рекомендации