Глава 2. Основные принципы, задачи и этапы медицинской реабилитации больных.
По данным ВОЗ около 15% населения мира (более 1 миллиарда человек) имеют какую-либо форму инвалидности, а из-за трудностей к доступу к службам здравоохранения инвалиды имеют неудовлетворенные медико-санитарные потребности (информационный бюллетень N°352, декабрь 2014 г., ВОЗ).
Современная Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в России отражает все большее развитие нового профилактического направления, которыйобъединяет 2 основных раздела: охрана и укрепление здоровья здоровых и реабилитация здоровья больных людей.
Таблица 2
Основные понятия реабилитации | |
Реабилитация | система и процесс полного или частичного восстановления способностей больных, инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. |
Абилитация | система и процесс формирования отсутствовавших у больных, инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. |
Цель реабилитации и абилитации | устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности больных, инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. |
Заболевание | возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма. |
Тяжесть заболевания | критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением. |
Инвалид | человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. |
Основные направления реабилитации | - медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; - профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация; - социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация; - физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. |
Медицинская реабилитация | комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество. |
Источники: - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". - Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации". - Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов". |
Рисунок 2
Теоретической основой медицинской реабилитации является концепция последствий болезни на трех взаимосвязанных уровнях: органном (морфофункциональные нарушения со стороны пораженных органов и систем), организменном (ограничение способности ребенка к передвижению, самообслуживанию, общению) и социальном.
Таблица 3
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | ||
Общие положения | Медицинская реабилитация проводится: - с учетом заболеваемости и инвалидизации взрослого и детского населения по основным классам заболеваний и отдельным нозологическим формам. - в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по медицинской реабилитации. - в плановой форме в рамках первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; - в следующих условиях: а) амбулаторно; б) в дневном стационаре; в) стационарно. | |
Структура медицинской реабилитации | 1. Оценка (диагностика): - клинического состояния пациента; - факторов риска проведения реабилитационных мероприятий; - факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий; морфологических параметров; - функциональных резервов организма; - состояния высших психических функций и эмоциональной сферы; - нарушений бытовых и профессиональных навыков; ограничения активности и участия в значимых для пациента событиях частной и общественной жизни; - факторов окружающей среды, влияющих на исход реабилитационного процесса. 2. Формирование цели и программы проведения реабилитационных мероприятий: - комплексное применение лекарственной и немедикаментозной (технологий физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, лечебного и профилактического питания, мануальной терапии, психотерапии, рефлексотерапии и методов с применением природных лечебных факторов) терапии; - средства, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента и (или) функциональные возможности пациента к окружающей среде, в том числе посредством использования средств передвижения, протезирования и ортезирования. 3. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий и прогноз. | |
Этапы медицинской реабилитации* | Период заболевания | Место проведения |
Первый этап | ||
Острый период течения заболевания или травмы. | Проводится в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) и отсутствии противопоказаний к методам реабилитации. | |
Второй этап | ||
Ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения. | Проводится в стационарных условиях медицинских организаций (реабилитационных центрах, отделениях реабилитации) | |
Третий этап | ||
Ранний и поздний реабилитационный периоды, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения. | Проводится в отделениях (кабинетах) реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии, медицинской психологии, кабинетах логопеда (учителя-дефектолога), специалистов по профилю оказываемой помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также выездными бригадами на дому. | |
Особенности проведения медицинской реабилитации | - На третьем этапе медицинская реабилитация проводится пациентам, независимым в повседневной жизни при осуществлении самообслуживания, общения и самостоятельного перемещения (или с дополнительными средствами опоры), при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала). - Пациентам, имеющим выраженное нарушение функции, полностью зависимым от посторонней помощи в осуществлении самообслуживания, перемещения и общения и не имеющим перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала), подтвержденной результатами обследования, медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях, осуществляющих уход пациентов, и заключается в поддержании достигнутого или имеющегося уровня функций и приспособления окружающей среды под уровень возможного функционирования пациента. - Медицинская реабилитация осуществляется независимо от сроков заболевания, при условии стабильности клинического состояния пациента и наличия перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала), когда риск развития осложнений не превышает перспективу восстановления функций (реабилитационный потенциал), при отсутствии противопоказаний к проведению отдельных методов медицинской реабилитации на основании установленного реабилитационного диагноза. - Организация медицинской реабилитации осуществляется в соответствии с профилем заболевания пациента для определения индивидуальной программы реабилитации пациента, осуществления текущего медицинского наблюдения и проведения комплекса реабилитационных мероприятий. | |
Проведение медицинской реабилитации в амбулаторных условиях | - Медицинская реабилитация в амбулаторных условиях возможна при отсутствии у пациентов (при полном обследовании) необходимости круглосуточного медицинского наблюдения и использования интенсивных методов лечения, при наличии способности к самостоятельному передвижению (или с дополнительными средствами опоры) и самообслуживанию, отсутствии необходимости соблюдения постельного режима и индивидуального ухода со стороны среднего и младшего медицинского персонала. - В амбулаторных условиях врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-специалисты определяют наличие медицинских показаний и противопоказаний для проведения пациентам медицинской реабилитации; определяют этап реабилитации (второй или третий), определяют медицинские организации для проведения медицинской реабилитации. - В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи медицинская реабилитация может осуществляться в выездной форме. | |
Проведение медицинской реабилитации в реабилитационных центрах | В плановом порядке в реабилитационные центры (отделения) по профилю оказываемой реабилитационной помощи (второй этап медицинской реабилитации). направляются пациенты, нуждающиеся в наблюдении специалистов по профилю оказываемой помощи, в проведении высокоинтенсивной реабилитации, а также в посторонней помощи для осуществления самообслуживания, перемещения и общения (в том числе инвалиды, находящиеся на диспансерном наблюдении), при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала). | |
Медицинская реабилитация в условиях санаторно-курортной организации | Проводится в специализированных отделениях физиотерапии, лечебной физкультуры, кабинетах мануальной терапии, рефлексотерапии, медицинского психолога, логопеда, учителя-дефектолога или отделениях реабилитации санаторно-курортных организаций соответствующего профиля. | |
Источник: - приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации" |
Рисунок 3
Рисунок 4
Таблица 4
ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ | |
Функции | Структура |
- медицинская реабилитация пациентов (третий этап); - организация квалифицированной диагностической и лечебной помощи по соответствующему профилю медицинской помощи; - подробная оценка клинического состояния; - оценка морфологических показателей, функциональных резервов организма, двигательной функции, эффективности внешнего дыхания, функции речи, высших психических функций (памяти, внимания, мышления), психо-эмоционального состояния и коммуникаций пациента; - оценка риска развития осложнений, связанных с основным и сопутствующими заболеваниями, интенсивными реабилитационными мероприятиями; - определение реабилитационного потенциала; - составление индивидуальной программы реабилитации и профилактика осложнений; - определение методов контроля эффективности реабилитационного процесса; - определение реабилитационного прогноза и обоснование направления пациента на следующий этап реабилитации или выписки домой; - подготовка и представление в медицинскую организацию по месту жительства пациента (с учетом права пациента на выбор медицинской организации) выписки из истории болезни пациента после завершения им курса медицинской реабилитации с рекомендациями по осуществлению последующих реабилитационных мероприятий; - осуществление экспертизы временной нетрудоспособности; - внедрение в практику работы современных достижений в области медицинской реабилитации и проведение анализа эффективности их применения; - осуществление преемственности и взаимосвязи с другими медицинскими организациями и учреждениями социальной защиты населения; - осуществление консультативной и организационно-методической помощи медицинским организациям по вопросам медицинской реабилитации; | - стационарное специализированное отделение; - амбулаторно-поликлиническое отделение; - административно-хозяйственную часть; - кабинеты врачей-специалистов; - кабинет врача по лечебной физкультуре и врача по спортивной медицине; - процедурный кабинет кишечных промываний; - кабинеты психолога и нейропсихолога; - кабинет высокотехнологичных методов реабилитации; - уродинамический кабинет; - диагностические структурные подразделения (для осуществления функционально-диагностических исследований опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, центральной и периферической нервной системы и другого); - отделение (кабинет) лечебной физкультуры с помещениями для индивидуальных и групповых занятий лечебной гимнастикой, механотерапией, террентерапией, коррекцией мелкой моторики, занятий на тренажерах; - бассейн с возможностью занятий гидрокинезотерапией и лечебным плаванием; - отделение физиотерапии, включающее электросветолечебный кабинет, ингаляторий, кабинет теплолечения, кабинет грязелечения, кабинет криотерапии, водолечебницу, кабинет гала- или спелеотерапии и другие; - кабинет массажа; - кабинет психотерапии; - кабинет рефлексотерапии; - кабинет гирудо-, апитерапии, гомеопатии; - кабинет фитотерапии; - кабинет мануальной терапии; - кабинет коррекции речи; - коррекции слуха; - кабинет когнитивной терапии; - кабинеты трудотерапии. |
Источник: - приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации" |
Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы,главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Таблица 5
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИЗНАНИЯ РЕБЕНКА ИНВАЛИДОМ | |
Общие положения | - Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. - признание ребенка инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. - медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала. |
Учреждениями медико-социальной экспертизы | - федеральное бюро медико-социальной экспертизы, - главное бюро медико-социальной экспертизы, - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. |
Медико-социальная экспертиза ребенка проводится в бюро по месту жительства. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро. | |
Условия признания гражданина инвалидом | - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; - ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); - необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. |
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. | |
Категория "ребенок-инвалид" | - Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. - Категория "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза. - Категория "ребенок-инвалид" устанавливается до достижения гражданином возраста 18 лет: а) не позднее 2 лет после первичного установления категории "ребенок-инвалид" гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма; б) не позднее 4 лет после первичного установления категории "ребенок-инвалид" в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма; в) не позднее 6 лет после первичного установления категории "ребенок-инвалид" в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования. - Установление категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет может быть осуществлено при первичном установлении категории "ребенок-инвалид" при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу если есть данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий. - Дети, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию. |
Порядок направления ребенка на медико-социальную экспертизу | - Ребенок направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. - Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет ребенка на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. - Направление на медико-социальную экспертизу содержит данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. - Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). - Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. |
Источники: - Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. от 04.09.2012) - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". |
Таблица 6
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДЕФЕКТОВ, НЕОБРАТИМЫХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА, ПРИ КОТОРЫХ ГРУППА ИНВАЛИДНОСТИ БЕЗ УКАЗАНИЯ СРОКА ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ (КАТЕГОРИЯ "РЕБЕНОК-ИНВАЛИД" ДО ДОСТИЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНОМ ВОЗРАСТА 18 ЛЕТ) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ГРАЖДАНАМ НЕ ПОЗДНЕЕ 2 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОГО ПРИЗНАНИЯ ИНВАЛИДОМ (УСТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ "РЕБЕНОК-ИНВАЛИД") Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. от 04.09.2012) |
1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли). |
2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием. |
3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями. |
4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления. |
5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая). |
6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия). |
7.Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций. |
8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс). |
9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений. |
10. Полная слепоглухота. |
11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация). |
12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ - III степени и коронарной недостаточностью III - IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ - III стадии). |
13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III - IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ - III степени. |
14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II - III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ - III степени. |
15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени. |
16. Неустранимые каловые свищи, стомы. |
17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования). |
18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности. |
19. Неустранимые мочевые свищи, стомы. |
20. Врожденные аномалии развития костно-мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры и передвижения при невозможности корригирования. |
21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия) и тяжелым расстройством функции тазовых органов. |
22. Дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый. |
23. Дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы. |
Таблица 7
КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 664н) |
Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка. |
|
- нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений); - нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия); вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования); - нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль); - нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений); - нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; - нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела). |
Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. |
|
- способность к самообслуживанию; - способность к самостоятельному передвижению; - способность к ориентации; - способность к общению; - способность контролировать свое поведение; - способность к обучению; - способность к трудовой деятельности. |
Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека |
Таблица 8
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНВАЛИДУ Утвержден распоряжением правительства российской федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р(ред. от 10.09.2014) |
Реабилитационные мероприятия |
1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности). 2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности). 3. Санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. 4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов. 5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации). |
Технические средства реабилитации |
1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни. 2. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные. 3. Протезы и ортезы. 4. Ортопедическая обувь. 5. Противопролежневые матрацы и подушки. 6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов. 7. Специальная одежда. 8. Специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения. 9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения. 10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом. 11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. 12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления. 13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. 14. Телефонные устройства с текстовым выходом. 15. Голосообразующие аппараты. 16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники). 17. Абсорбирующее белье, подгузники. 18. Кресла-стулья с санитарным оснащением. |
Услуги |
1. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. 2. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации). 3. Предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу). |
Организационной основой медицинской реабилитации является этапная система(рис.№5).
Рисунок 5 |
Существуют различные типы учреждений восстановительного лечения: реабилитационные отделения в детских поликлиниках, городские реабилитационные центры, организация санаторных групп в дошкольных учреждениях и школах, отделения дневного пребывания в больницах, детские санатории, профилактории, оздоровительные летние лагеря.
Рисунок 6
На санаторно-курортном этапе используется совокупность преформированных и природных лечебных факторов: целебный климат, минеральные воды, лечебные грязи.
Таблица 9
САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ | |
Определение | Санаторно-курортное лечение - медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. |
Основные задачи | - активация защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; - восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации. |
Основные понятия | - природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха; - лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения; - курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры; - курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти; - курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации; - курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления; - курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны; |
Источники: − Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". − Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" |
Таблица 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РЕАБИЛИТАЦИИ |
1.ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИЛИ ПРИРОДНЫЕ |
· Климатотерапия - использование различных метеорологических комплексов и особенностей климата в профилактических, лечебных и реабилитационных целях: - гелиотерапия - применение солнечных облучений, - аэротерапия - применение свежего воздуха (продолжительное или круглосуточное пребывание на открытом воздухе), - талассотерапия – купания в открытых водоемах. · Бальнеотерапия - совокупность лечебных методов, основанных на использовании минеральных вод. · Грязелечение (пелотерапия) – использование лечебных грязей различного происхождения: иловые, сапропелевые, торфяные. · Водолечение (гидротерапия) - наружное применение как пресной, так и минеральной воды. · Спелеотерапия– комплекс воздействий микроклимата пещер. |
2.ИСКУССТВЕННЫЕ ИЛИ ПРЕФОРМИРОВАННЫЕ |
· Светотерапия. · Магнитотерапия. · Электротерапия. · Баротерапия. · Лазеротерапия и др. |
3.КИНЕЗОТЕРАПИЯ |
· Активная – ЛФК, терренкур, дозированная ходьба. · Пассивная– массаж, мануальная терапия. |
4.РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ. |
Таблица 11
ПОРЯДОК МЕДИЦИНСКОГО ОТБОРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ | |
Медицинский отбор детей на лечение в санаторно-курортные организации (СКО) | Проводится лечебно-профилактическими учреждениями, которые должны обеспечивать: - учет детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении; - контроль полноты обследования больных перед направлением на санаторно-курортное лечение и качества оформления медицинской документации; - учет дефектов отбора, направления детей на санаторно-курортное лечение и анализ его эффективности. |
Необходимость направления ребенка на санаторно-курортное лечение | Определяется лечащим врачом и заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения, а детей, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лечащим врачом и ВК лечебно-профилактического учреждения по месту жительства с оформлением справки для получения путевки на ребенка (для предоставления по месту требования) и санаторно-курортной карты для детей |
Направление детей на санаторно-курортное лечение | Получив путевку, больной обязан не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия явиться к лечащему врачу, выдавшему ему справку для получения путевки, с целью проведения необходимого дополнительного обследования. Перед направлением ребенка на санаторно-курортное лечение Лечащий врач организует его клинико-лабораторное обследование в зависимости от характера заболевания, а также санацию хронических очагов инфекции, противоглистное или противолямблиозное лечение. Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований. При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах. При соответствии профиля СКО, указанного в путевке, ранее данной рекомендации, лечащий врач заполняет и выдает больному санаторно-курортную карту |
При направлении на санаторно-курортное лечение ребенка необходимо иметь следующие документы: | - путевку; - санаторно-курортную карту для детей; - полис обязательного медицинского страхования; - анализ на энтеробиоз; - заключение врача-дерматолога об отсутствии заразных заболеваний кожи; - справку врача-педиатра или врача-эпидемиолога об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными по месту жительства, в детском саду или школе. |
По окончании санаторно-курортного лечения | На ребенка выдается обратный талон санаторно-курортной карты для представления в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту, а также санаторная книжка с данными о проведенном в СКО лечении, его эффективности, медицинскими рекомендациями. Данная документация выдается на руки родителям или сопровождающему лицу. |
Порядок приема и выписки больных | По прибытии в СКО больной предъявляет путевку и санаторно-курортную карту, которая хранится в СКО в течение трех лет. Кроме того, больному рекомендуется иметь при себе полис обязательного медицинского страхования. После первичного осмотра лечащий врач СКО выдает больному санаторную книжку, в которую записываются назначенные лечебные процедуры и иные назначения. Больной предъявляет ее в лечебных подразделениях СКО для отметки о проведенном лечении или обследовании. По завершении курса санаторно-курортного лечения больному выдается обратный талон санаторно-курортной карты и санаторная книжка с данными о проведенном в СКО лечении, его эффективности, рекомендациями по здоровому образу жизни. Обратный талон санаторно-курортной карты больной обязан представить в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту или в амбулаторно-поликлиническое учреждение по месту жительства больного после завершения курса долечивания. Обратные талоны санаторно-курортных карт подшиваются в медицинскую карту амбулаторного больного и хранятся в лечебно-профилактическом учреждении в течение трех лет. Срок выявления противопоказанности пребывания больного в СКО, как правило, не должен превышать 5 дней с момента его поступления. В случае установления у больного противопоказаний ВК СКО составляет акт о противопоказанности больному санаторно-курортного лечения в 3 экземплярах, один из которых направляется в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, второй - в адрес лечебно-профилактического учреждения, выдавшего санаторно-курортную карту, для разбора на ВК, а третий экземпляр акта остается в СКО. |
Источник: Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 (ред. от 15.12.2014) "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" |
Таблица 12
ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ У ДЕТЕЙ УлащикВ.С. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия - Мн.: 2008ил. | |
НАЗВАНИЕ МЕТОДА (ФАКТОРА) | ПРИМЕНЯЮТ С ВОЗРАСТА |
Гальванизация общая и лекарственный электрофорез общий | С 5 лет |
Гальванизация местная и лекарственный электрофорез местный | С 4-6 недель после рождения, в отдельных случаях - с первых дней жизни |
Электросонтерапия, центральная электроанальгезия | С 2-3 лет |
Диадинамотерапия | С 2-3 лет |
Лечение синусоидальными модулированными токами | С 3 месяцев, в отдельных случаях - с первых дней жизни |
Флюктуоризация | С 6 месяцев |
Интерференцтерапия | С 5-7 лет |
Электродиагностика | С 2 месяцев |
Электростимуляция | С 3-6 месяцев |
Чрескожная электростимуляция | С 2-3 лет |
Дарсонвализация местная | С 2 лет |
Ультратонотерапия | С 1-3 месяцев |
Индуктотермия | С 5 лет |
УВЧ-индуктотерм ия | С 5-6 месяцев |
УВЧ-терапия | С первых дней жизни |
Микроволновая терапия | С 2 лет |
Магнитотерапия | С 1-1,5 года |
Франклинизация местная | С 5-7 лет |
Аэроионотерапия | С 2-3 лет |
Ингаляционная терапия | С первых дней жизни |
Инфракрасное и видимое излучение | С 1 месяца |
УФ-излучение (общее) | С 1 месяца |
УФ-излучение (местное) | С первых дней жизни |
Лазеротерапия | С 1,5-2 лет |
Вибротерапия | С 5-7 лет |
Ультразвуковая терапия | С 2-3 лет |
Массаж | С первых дней жизни |
Гидротерапия | С первых дней жизни |
Подводный душ-массаж | С 2 лет |
Подводное вытяжение | С 14-15 лет |
Гидрокинезотерапия | С первых дней жизни |
Подводные кишечные промывания и орошения | С 14-15 лет |
Ароматические и лекарственные ванны | С 1-3 месяцев |
Скипидарные ванны | С 5-7 лет |
Углекислые ванны | С 5-7 лет |
Кислородные ванны | С 2-3 лет |
Рисунок 7
Типы курортов:
Тип курорта определяет профильность, находящихся в данной местности санаториев. Они могут быть однопрофильные (кардиологические, пульмонологические, неврологические и др.) или многопрофильные (рис.№8). В детские санатории, расположенные в местности проживания больного можно направить детей в возрасте от 1 года сразу после стационарного этапа; в санатории курортных зон – в возрасте от 5 лет и не ранее чем, через 6 месяцев после обострения основного заболевания. Характеристика известных курортов Российской Федерации дана в таблице №13.
Рисунок 8
Таблица 13