По методике комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков
Учебная цель
1.1. Закрепить теоретические знания о факторах и условиях окружающей среды, которые влияют на процессы формирования здоровья детей. Усвоить закономерности роста, развития детского и подросткового организма, основные критерии и показатели состояния здоровья детей и подростков.
1.2. Изучить методики комплексной оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков.
Исходные знания и навыки
2.1. Знать:
2.1.1. Приоритетные факторы окружающей среды и социальные условия жизни, которые влияют на здоровье детей и подростков.
2.1.2. Основные закономерности роста, развития, особенности морфофункционального состояния детского и подросткового организма.
2.1.3. Методы оценки состояния здоровья, физического развития детей и подростков, критерии их распределения на группы здоровья.
2.2. Уметь:
2.2.1. Проводить определение групп здоровья, соматометрических, соматоскопических и физиометрических показателей физического развития детей и подростков.
2.2.2. Осуществлять оценку физического развития детей и подростков.
Вопросы для самоподготовки
3.1. Факторы окружающей среды и социальные условия жизни, которые влияют на процессы формирования здоровья детей и подростков.
3.2. Общие закономерности роста и развития детского и подросткового организма. Критерии оценки и показатели здоровья детей и подростков.
3.3. Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Особенности распределения детей и подростков по группам здоровья.
3.4. Физическое развитие как важный критерий оценки состояния здоровья. Основные показатели физического развития.
3.5. Правила антропометрии. Требования к таблицам региональных стандартов физического развития.
3.6. Понятие о биологическом и календарном возрасте. Показатели уровня биологического развития детей и подростков. Современные представления об эпохальной и внутривозрастной акселерации и ретардации.
3.7. Методы оценки физического развития детей и подростков (метод сигмальних отклонений, оценка по шкалам регрессии, комплексный и центильний методы).
3.8. Методы оценки состояния здоровья и физического развития организованных детских коллективов.
3.9. Задачи врача по организации и проведению оздоровительных мероприятий в детских коллективах (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, интернатах, ПТУ, детских домах, дошкольных учреждениях, трудовых лагерях и лагерях отдыха). Система управления состоянием здоровья детей и подростков.
Задачи для самоподготовки
4.1. В ходе углубленного медицинского обследования школьника 11 лет установлено, что он часто (почти ежемесячно) болеет острыми респираторно-вирусными заболеваниями, страдает миопией слабой степени и кариесом. Длина тела ученика составляет 133,5 см, масса тела - 23,5 кг, окружность грудной клетки - 59,2 см. Определите, к какой группе здоровья относится школьник, оцените физическое развитие ученика методом сигмальних отклонений и постройте профиль физического развития.
4.2. Ученица, 14 лет, имеет рост 175 см, массу тела – 54,0 кг, окружность грудной клетки – 75,5 см. В течении года длина тела увеличилась на 5 см, число постоянных зубов составляет 28, степень развития вторичных половых признаков: Ма3, РЗ, Ах3, Ме1,2. Жизненная емкость легких составляет 2560 мл, мышечная сила рук: правой - 20 кг, левой - 16 кг. Объективно со стороны внутренних органов никаких патологических изменений не выявлено. Физкультурой занимается в основной группе.Определите группу здоровья и оцените физическое развитие девочки с использованием метода сигмальних отклонений, по шкалам регрессии и комплексным методом.
4.3. Ученик 3 класса средней общеобразовательной школы, 10 лет, практически здоровый, имеет длину тела – 125 см, массу тела – 30 кг, окружность грудной клетки – 64,0 см, число постоянных зубов составляет 12, ежегодное увеличение длины тела – 5 см, степень развития вторичных половых признаков: Р0, Ах0.Оцените физическое развитие мальчика с помощью комплексного метода и определите к какой группе здоровья относится школьник.
Структура занятия
На практическом занятии, которое проводится на протяжении 2-4 часов в учебной лаборатории кафедры, студенты знакомяться с приборами, которые используются для определения показателей физического развития, овладевают методиками комплексной оценки состояния здоровья, проведения антропометрических исследований и оценки физического развития.
Самостоятельная работа состоит в решении ситуационных задач по гигиенической оценке состояния здоровья, физического развития детей и подростков. В ходе их решения необходимо по данным состояния здоровья, морфофункционального состояния и биологического возраста, определить группу здоровья, обосновать вывод относительно оценки физического развития детей и подростков с использованием наиболее распространенных в гигиенической практике методов (метод сигмальних отклонений, оценка по шкалам регрессии, комплексный метод, центильний метод) и разработать соответствующие профилактические мероприятия.
Результаты работы заносят в протокольную тетрадь.
Литература
6.1. О с н о в н а я:
6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни / За ред. Є.Г.Гончарука. — К.: Вища школа, 1995. — С. 458—479.
6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены / Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др. — К.: Вища школа, 2000. — С. 538—560.
6.1.3. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. — К.: Здоров’я, 1999. — С. 568—578, 605—607.
6.1.4. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. — К.: Здоров’я, 2004. — С. 524—534, 555—557.
6.1.5. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. — К.: Вища школа, 1983. — С. 243—252, 275—276.
6.1.6. Загальна гігієна. Посібник до практичних занять / І.І.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький / За ред. І.І.Даценко. — Львів, 1992. — С. 146—159.
6.1.7. Загальна гігієна. Посібник до практичних занять / І.І.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький та ін. / За ред. І.І.Даценко. — Львів: Світ, 2001. — С. 221—236.
6.1.8. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. — М.: Медицина, 1983. — С. 186—196.
6.1.9. Учбовий посібник до практичних занять з загальної гігієни / За ред. В.Г.Бардова, І.І.Швайка. — К., 1994. — ч.II. — С. 48—51.
6.1.10. Берзінь В.І. Основи психогігієни. — К., Вища школа, 1997. — С. 70—84.
6.2. Д о п о л н и т е л ь н а я:
6.2.1. Гигиена детей и подростков // Под ред. В.Н.Кардашенко. — М.: Медицина, 1988. — С. 41—114, 487—503.
6.2.2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / В.И.Берзинь и др. — К.: Вища школа, 1989. — С. 20—69.
6.2.3. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. — М., Медицина, 1971. — С. 528—529, 545—574.
6.2.4. Загальна гігієна. Навчальний посібник до практичних занять для студентів VI курсу медичного факультету / І.В.Сергета, Б.Р.Бойчук, С.О.Латанюк та ін. — Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. — С. 96—103, 113—120.
6.2.5. Бардов В.Г., Сергета І.В. Загальна гігієна та екологія людини: навчальний посібник для студентів стоматологічних факультетів. — Вінниця: Нова Книга, 2002 — С. 174—184.
6.2.6. Сергета І.В, Бардов В.Г. Організація вільного часу та здоров’я школярів. — Вінниця: РВВ ВАТ “Віноблдрукарня”, 1997. — 292 с.
6.2.7. Державні санітарні правила і норми по устаткуванню, утриманню загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу. ДСанПіН 5.5.2.008–01. — К., 2001. — 54 с.
6.2.8. Гігієна та екологія людини: навчальний посібник до практичних занять. /За ред. В.Я. Уманського. – Донецьк: „НОРД Комп’ютер”, 2004. – С. 143-173.
Оснащение занятия
1. Антропометр, сантиметровая лента, толстомерный циркуль.
2. Динамометр ручной, становой.
3. Спирометр, тонометр.
4. Таблицы:
- Показатели физического развития школьников;
- Критерии оценки физического развития детей и подростков;
- Показатели уровня биологического развития мальчиков и девочек школьного возраста;
- Стандартизованные показатели физического развития детей и подростков 7-16 лет;
- Оценка физического развития школьников (шкалы регрессии по росту).
5. Ситуационные задачи по оценке физического развития детей и подростков (для самостоятельной работы студентов.)
Приложение 1
УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по методике комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков
Изучение состояния здоровья является одним из важнейших разделов работы врача, который обслуживает детей и подростков. Важность этой работы заключается, прежде всего в том, что именно в детском возрасте формируется физическое и психическое здоровье человека, его устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды и социальных условий жизни.
В повседневной деятельности санитарных врачей, врачей-педиатров, семейных врачей и врачей общеобразовательных учебных заведений используются следующие критерии комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков:
• Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
• Уровень функционального состояния основных систем организма.
• Степень сопротивляемости организма неблагоприятному влиянию факторов окружающей среды.
• Уровень нервно-психического и физического развития и степень его гармоничности.
Соответственно указанным критериям разработана схема распределения детей и подростков по группам здоровья. Выделяют 5 групп здоровья:
Первая группа здоровья. Здоровые дети и подростки с гармоничным развитием и уровнем развития функциональных систем организма, который отвечает возрасту.
Вторая группа здоровья. Здоровые дети и подростки, которые имеют функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, эти дети часто и продолжительно болеют.
Третья группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации, но с сохранением функциональных возможностей организма.
Четвертая группа здоровья. Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, у которых снижены функциональные возможности организма.
Пятая группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и имеют значительно сниженные функциональные возможности организма.
число заболеваний
годы
Рис. 38.1. Возрастные тенденции изменений показателей заболеваемости детей и подростков (за числом заболеваний на 1000 населения определенного возраста)
Важным элементом осуществления комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков является учет возрастных тенденций относительно изменений показателей заболеваемости (рис. 38.1) и ее структурных особенностей (табл. 1).
Таблица 1