Краткая история проблемы искусственного аборта

По мнение док­тора Я. Выгодского: "Принципиальный взгляд на выкидыш как на зло и убийство должен быть сохранен, производство выки­дыша как профессия для врача недопустимо". Все русские вра­чи четко разграничивали "аборт по просьбе" и "аборт по меди­цинским показаниям". Пироговский съезд, признав аморальность искусственно­го выкидыша, тем не менее пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа уголовной наказуемости плодоизгнания. В резолюции Съезда, в частности, сказано: "1. Уголовное преследование матери за искусственный выки­дыш никогда не должно иметь места. 2. Также должны быть ос­вобождены от уголовной ответственности и врачи, производя­щие искусственный выкидыш по просьбе и настоянию. Ис­ключение из этого положения должны составлять врачи, сде­лавшие искусственный выкидыш из корыстных целей своей профессией и подлежащие суду врачебных советов".

32. Легализация “аборта по просьбе” в СССР.

Первым государством, легализовавшим "аборт по просьбе", была Советская Россия. Постановление Наркомздрава и Нарком-юста от 18 ноября 1920 г., в котором, в частности, говорилось: "Допускается бесплатное производство операции по искусст­венному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность". Это была мера, направленная в первую очередь против зла криминальных абортов. Авторы Постановления видели причины роста числа абор­тов исключительно в моральных пережитках прошлого и тяже­лых экономических условиях настоящего. Постановление Наркомздрава и Наркомюста 1920 г. провозгласило право женщины на безопасный, бесплатный, общедоступный аборт. Однако уже в 1924 г. органы здравоохра­нения создают "абортные комиссии", которые выдавали разре­шение на бесплатный аборт. В 1936 г. ЦИК и СНК приняли Постановление, запрещающее аборты. Рост числа криминальных абортов в послевоенные годы заставил советское государство опять изменить политику в от­ношении абортов - в 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об отмене запрещения абортов". Этим юридическим актом были легализованы "аборты по просьбе", которые имели право производить только лица со специаль­ным медицинским образованием, только при сроке беременности до 12 недель и только в больничных условиях. До конца 60-х годов число искусственных абортов росло в СССР особенно быстро, в 70-80 гг. кривая роста становится не такой крутой. По мнению некоторых специалистов, в нашей стране сформировалась своеобразная "абортная культура". Рамки легальности аборта были радикально расширены в 1987 г. когда Минздравом СССГ

33. Аборт: морально этические pro et contra.

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наи­более интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем тео­рии морали. Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппо­ненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы иметь право не быть убитыми, как и другие чело­веческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?"(1,5) В 1991 г. создана российская ассоциация "Планирование се­мьи"). Вопрос об аборте - это часть вопроса о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека. Репродуктивное здоровье отражает очень важный ас­пект здоровья вообще (как полноты физического, психическо­го и социального благополучия) и предполагает: а) способность производить потомство, б) свободное принятие решений в этой сфере, в) доставляющую удовлетворение и безопасную поло­вую жизнь. Репродуктивный выбор - проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторожде­ния. В первую очередь речь идет о сознательном и ответствен­ном отношении личности к этим вопросам. Важнейшее из репродуктивных прав - охраняемое госу­дарством право иметь и сохранять репродуктивное здоровье. Это право становится реальным лишь при доступности для женщин и мужчин всей совокупности современных средств планирования семьи, одним из которых (хотя и наименее под­ходящим) в определенных ситуациях может считаться и искус­ственный аборт. Подлинным социальным злом являются последствия аборта для женщин. Ежегодно в мире от них гибнет около 70 тыс. женщин.

Наши рекомендации