Последовательность оказания первой помощи
1. Перед освобождением конечности от сдавления накладывают жгут выше места сдавления.
2. После освобождения от сдавления, не снимая жгута, бинтуют конечность от основания пальцев до жгута и только после этого осторожно снимают жгут.
3. Внутримышечно вводят обезболивающее средство.
4. Обеспечивают согревание пострадавшего (укутывают в одеяло, дают теплое питье).
5. При наличии ранений накладывают асептическую повязку, при наличии костных повреждений производят иммобилизацию (обездвиживание) конечности шинами.
6. Срочно эвакуируют пострадавшего в лечебное учреждение (на носилках).
7. При задержке госпитализации конечности придают возвышенное положение, укладывая её на подушку. Ранее наложенный бинт разбинтовывают и обкладывают конечность льдом. Дают обильное питьё (лучше минеральную воду), контролируя количество выделяемой мочи.
.8.6 Основные принципы иммобилизации. Иммобилизация – создание неподвижности (покоя) при различных повреждениях или заболеваниях. Различают лечебную и транспортную иммобилизацию. Лечебная иммобилизация осуществляется в лечебном учреждении путём наложения гипсовой повязки, либо другими способами (скелетное вытяжение, применение аппаратов внешней фиксации и пр.). Транспортная иммобилизация – временная мера, направленная на обеспечение покоя и неподвижности больного во время его транспортировки в лечебное учреждение. Она необходима при переломах и вывихах костей конечностей, при повреждениях черепа, таза и позвоночника, при обширных ранениях мягких тканей и ожогах. Транспортная иммобилизация уменьшает болевые ощущения у пострадавшего, предотвращая развитие травматического шока, содействует прекращению дальнейшего смещения отломков, предохраняет от вторичного повреждения отломками костей кровеносных сосудов, нервов, мышц, кожных покровов.
Транспортную иммобилизацию осуществляют при помощи разнообразных стандартных и подручных средств.
Стандартные средства иммобилизации. Лестничные шины Крамераимеют длину 60 и 110 см при ширине соответственно 8 и 11 см. В случае, если длина стандартной шины недостаточна, она наращивается путём бинтования наложенных друг на друга концов шин. Лестничные шины хорошо моделируются. Используя это качество, можно фиксировать различные сегменты конечности в любом положении.
Недостаток лестничной шины состоит в том, что перед наложением её необходимо обматывать мягким материалом с целью профилактики пролежней. Поверх мягкого материала желательно обшить шину клеёнкой, что позволяет производить санитарную обработку бывших в употреблении шин.
Лубковые шиныдёшевы, портативны, но не моделируются. С помощью этих шин можно осуществить иммобилизацию любого сегмента конечности, но только в прямом положении.
Сетчатые шиныизготовлены из тонкой проволоки и смотаны в рулон наподобие бинта. Они пригодны для иммобилизации мелких сегментов, например, стопы или кисти.
Шина Дитерихса – единственная из всего комплекта «Транспортные шины», позволяющая с целью лучшей иммобилизации производить и вытяжение повреждённой ноги. Прямыми показаниями для наложения шины Дитерихса являются повреждения тазобедренного сустава, коленного сустава и бедренной кости.
В последние годы широкое применение нашли пневматические и вакуумные шины. Они изготовлены из полимерного материала.
Пневматическая шина состоит из собственно камеры, куда помещается конечность, клапанного устройства с трубкой для нагнетания воздуха и застёжки-молнии. Для наложения такой шины открывается застежка, шина в развёрнутом виде подводится под конечность, после чего застёжка закрывается. Затем трубку для нагнетания воздуха поворачивают против часовой стрелки, при этом открывается воздушный клапан, и ртом нагнетают воздух в камеру, которая состоит из двухслойной герметичной синтетической оболочки. Когда шина становится достаточно упругой, поворотом трубки по часовой стрелке клапан закрывают. Недостатком этих шин является то, что они легко повреждаются и утрачивают иммобилизационные свойства. Кроме того, для лучшей иммобилизации шина должна быть как можно больше накачана, а это может привести к сдавлению подлежащих мягких тканей. При открытых повреждениях пневматическая шина может усилить кровотечение из раны, функционируя как венозный жгут.
Вакуумные шины наполнены гранулами. Чтобы такая шина приобрела иммобилизационные свойства, необходимо выкачать из неё воздух.
При осуществлении транспортной иммобилизации, как правило, возникает необходимость в использовании медицинских носилок.
Функциональные положения пострадавших (укладки) при транспортировке в лечебное учреждение. Во время оказания первой помощи в ожидании транспорта и при транспортировке в лечебное учреждение существенное значение имеет положение тела пострадавшего. Положение тела должно предупреждать осложнения и не препятствовать физиологическим функциям организма.
При черепно-мозговых травмах пострадавшего укладывают на бок. Если травмирована, например, и рука, его кладут на здоровый бок. Если и это невозможно, то следует в любом положении голову повернуть набок, что предупредит асфиксию при попадании рвотных масс или крови в дыхательные пути.
При травмах грудной клетки (например, при переломах рёбер) пострадавшему придают полусидящее положение. В этом положении он легче и удобнее удерживается, если под коленные суставы положить валик из одежды. Можно также усадить его на косо поставленный стул. Указанное функциональное положение облегчает дыхание. При проникающих ранениях груди накладывают герметичную повязку на рану. Для этой цели можно использовать оболочку индивидуального пакета (внутренней стороной к ране) или сложенную в несколько слоёв марлю, ватно-марлевую подушку индивидуального пакета, смоченную дезинфицирующим раствором, целлофановый пакет. В крайнем случае, при отсутствии перевязочного материала, прикладывают ладонь пострадавшего к месту ранения, и кисть фиксируют к грудной клетке.
При повреждениях позвоночника пострадавшего укладывают на спину на жёсткое основание. Для этого можно использовать широкую доску, лист фанеры, дверь и другие подручные средства, так как обычно жёстких специальных носилок на месте происшествия не бывает. Если подручных средств нет, пострадавшего укладывают животом вниз и кладут под грудь валик толщиной 15 – 20 см. В таком же положении его можно транспортировать на обычных мягких носилках. Указанное функциональное положение предупреждает подвижность отломков позвонков и травмирование спинного мозга.
При переломах тазовых костей пострадавшего укладывают на спину, подложив под согнутые коленные суставы толстый валик (около 30 см). Указанное функциональное положение предупреждает дальнейшее повреждение органов и сосудов малого таза. Положение «лягушки», при котором бёдра в тазобедренных суставах разведены, не рекомендуется, так как в случаях нарушения целостности тазового кольца расхождение костей усиливается.
При травмах живота пострадавшего кладут на спину с согнутыми в коленях ногами. Голову поворачивают набок для предупреждения аспирации рвотными массами. Не разрешается давать питьё.
При шоке и кровопотере пострадавшего укладывают на спину с приподнятыми ногами (не только бёдрами, но и коленями). Положение туловища и головы выбирают в зависимости от других повреждений. Подушку под голову не подкладывают. Указанное положение полезно в случаях обморока, так как при нём улучшается кровоснабжение головного мозга и сердца.