Факторы, влияющие на потребление ЛС
Зависящие от товара:
1. Качество;
2. Реклама;
3. Наличие аналогов и их число;
4. Условия отпуска;
5. Доступность.
Зависящие от покупателей:
1. Уровень заболеваемости;
2. Доступность медицинской помощи;
3. Доступность лекарственной помощи;
4. Жизненный, культурный уровень населения;
5. Демографический фактор.
Формы потребления ЛС:
1. Амбулаторными больными;
2. стационарными больными.
Виды спроса:
1. Действительный спрос – весь реально предложенный на рынке платежеспособный спрос на ЛС. Число обращений в аптеку.
2. Реализованный спрос – часть действительного спроса, который проявляется в приобретении ЛС. Это фактическая реализация. Реализованный спрос полностью совпадает с действительным, когда предложение ЛС полностью соответствует требованиям покупателей по количеству и качеству ассортимента.
3. Нереализованный спрос – в случае отсутствия указанного соответствия не реализуется часть действительного спроса превращаясь в неудовлетворенный спрос (нереализованный спрос). Он может быть скрытым и явным (реальным).
a) Скрытый – реализация при покупке других лекарственных препаратов, не являющихся полноценной заменой отсутствующих лекарств;
б) Явный – неудовлетворенный спрос – спрос, который не был удовлетворен из-за отсутствия в ассортименте нужных покупателю лекарственных препаратов.
Величина неудовлетворенного спроса
Сн = (Пф/Д*Ддн) + Слпу
Где:
Сн – величина неудовлетворенного спроса;
Пф – фактическое потребление ЛС в течение года;
Д – период фактического наличия ЛС в течение года;
Ддн – количество дней отказов;
Слпу – неудовлетворенный спрос по ЛПУ
4. Формирующийся спрос – спрос который формируется под воздействием рекламы.
Методы изучения спроса:
1. Социологические исследования: опрос населения, анкетирование врачей, работников первого стола, интервьюирование.
2. Сплошное (выборочное) наблюдение – предусматривает сплошную регистрацию всех обращений в аптеку.
Тип маркетинга определяется состоянием спроса.
Отрицательный спрос– состояние рынка, когда значительная его часть не любит продукт, и может даже заплатить определенную цену, чтобы избавиться от него.
При таком спросе используется конверсионный маркетинг. Его задача: превратить отрицательный спрос в положительный, изменить отношение потребителей к продукту (снижение цены, улучшение его качеств, разъяснение).
Отсутствие спроса – состояние рынка, при котором используется стимулирующий маркетинг, его цель – донести информацию, отыскать способы увязки выгод, присущих товару, с потребностями потенциальных потребителей. Инструменты маркетинга: реклама, работа с врачами, фармацевтами, снижение цены на продукт.
Скрытый спрос – характеризует состояние рынка, когда многие потребители не удовлетворены существующими товарами и услугами.
Для этого нужно измерить величину потенциального спроса, предложить новый товар или услугу.
При этом используют развивающий маркетинг. Его инструменты:
анкетирование, интервьюирование, опрос.
Падающий спрос – используется ремаркетинг, в задачи которого входит – остановить падение. Инструменты: реклама, выход на новые рынки, придание товару новых свойств.
Нерегулярный спрос – наблюдаются сезонные, часовые колебания. Используется синхромаркетинг. Его задача: сгладить эти колебания. Инструменты: политика гибких цен, скидки, продвижение.
Полноценный спрос – наблюдается в стадии стабилизации, при этом организация удовлетворена спросом. При этом используют поддерживающий маркетинг. Его задача: поддержание спроса, с учетом изменения предпочтений потребителей и попыток конкурентов.
Чрезмерный спрос – наблюдается, когда величина спроса больше возможности и желания по его удовлетворению. Используют демаркетинг. Его задача: снижение спроса. Инструменты: повышение цены на продукт, антиреклама, предложение замены.
Нерациональный (иррациональный ) спрос – спрос на продукты и товары, вредные для потребителей (никотин, алкоголь, наркотики). Используют противодействующий маркетинг. Его задача: снижение спроса. Инструменты: ограничение свободного доступа, разъяснение, антиреклама.
Маркетинг – основополагающая дисциплина для профессиональных деятелей рынка. Рынок необходимо описать, разбить на сегменты, оценить нужды потребителей, их предпочтения. После этого – создать товар с нужными свойствами. Как посредством цены донести идею ценности товара, как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали и хотели его приобрести – является задачами маркетинга.
Маркетинг – рыночная концепция системного управления деятельности предприятия, ориентированная на удовлетворение требований потребителей.
Общие принципы, которые лежат в основе маркетинга:
1. Маркетинг направлен на достижение конечной цели – реализации товара на рынке.
2. Маркетинг предполагает подчинение всей деятельности предприятия требованиям потребителей.
3. При осуществлении маркетинговой деятельности применяются программно-целевой метод и системный подход.
4. Маркетинг основывается на политике изучения рынка, активного приспособления к рынку, при одновременном воздействии на него.
5. Происходит рост человеческого фактора, что предполагает воспитание и обеспечение активности, предприимчивости работников и должностных лиц.
Общие принципы маркетинга применимы и для аптечного маркетинга.
Маркетинг в фармации не только – функция в бизнесе, но и широкий взгляд на сферу аптечного ассортимента и оказания услуг в виде фармацевтической деятельности.
Направления фармацевтического маркетинга
1) Комплексное изучение и прогнозирование фармацевтического рынка:
- исследование и анализ его основных показателей;
- прогноз развития;
- изучение потребителей;
- сегментация рынка и его отдельных параметров.
2) Осуществление товарной политики.
3) Осуществление ценовой политики.
4) Проведение коммуникационной политики.
5) Планирование ассортимента лекарственных средств.
6) Развитие сбытовой политики:
- выбор каналов сбыта;
- анализ и прогноз сбыта;
- планирование товарооборота;
- определение оптимальных условий для реализации товаров
аптечного ассортимента.
7) Управление маркетинговой деятельностью и контроль за
ее осуществлением.
Этапы маркетинга
1. Изучение рыночного потенциала (емкости рынка). Емкость рынка– это максимальное количество конкретного лекарственного средства, которое может быть реализовано в определенный период времени.
2. Анализ рыночных сегментов в соответствии с критериями рынка.
3. Исследование структуры рынка, позиций конкурентов.
Фирмы с позиций маркетинга бывают:
- фирмы-партнеры
- фирмы-конкуренты
- фирмы-нейтралы
4. Изучение информации о покупателях – тщательное исследование факторов, влияющих на потребительские предпочтения.
Маркетинговая деятельность по исследованию рынка начинается со сбора информации. Информацию собирают и анализируют с помощью вспомогательных подсистем.
Различают 3 подсистемы:
1-я подсистема – система внутренней отчетности;
2-я подсистема – система сбора текущей внешней информации о коммерческой среде;
3-я подсистема - система маркетинговых исследований, является основой для производства и сбыта.
В результате удовлетворения спроса покупателей могут быть два исхода:
- положительный (покупатель приобретает товар);
- отрицательный (товар отсутствует).
При прогнозировании потребности учитывают особенности потребления лекарственных средств:
1 группа – ЛС с нормируемым потреблением;
2 группа – ЛС специфического действия;
3 группа – ЛС широкого спектра действия.