Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Степанов А.В.

Тарасова О.А.

Любин А.В.

Перепелицин Н.И.

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Чита - 2009

УДК 616-083.

Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения. Степанов А.В., Тарасова О.А., Любин А.В., Перепелицин Н.И. – Чита: ИИЦ ЧГМА, 2009. - 182 с.

Учебно-методическое пособие подготовлено и составлено в соответствии с учебной программой по мобилизационной подготовке здравоохранения. В нем рассматриваются предмет и задачи учебной дисциплины, вопросы медицинской службы гражданской обороны и мобилизационной подготовки объектов здравоохранения, дается подробная характеристика поражающих факторов, и мероприятий медицинской защиты.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских вузов.

Рецензенты:

Намоконов Е.В. – Зав. кафедрой оперативной хирургии, профессор, д.м.н.

Патеюк А.В. – Зав. гистологии и эмбриологии, профессор, д.м.н.

Рекомендована ЦМК Читинской государственной медицинской академии №___ от __________

Оглавление.

1. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения……...…3

1.1. Степени готовности медицинской службыгражданской обороны…. 8

1.2. Функциональные обязанности должностных лиц …. 16

1.3. План основных мероприятий в области гражданской обороны …. 23

1.4. Формирования медицинской службы гражданской обороны …. 34

1.5. Устойчивость функционирования объектов здравоохранения в экстремальных условиях …. 42

2. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия …………………………………….…………….………..…..46

Современные войны и возможный характер военных угроз ….…. 46

2.2. Классификация современных видов вооружения…………………… 49

Классификация потерь населения в очагах поражения…….. 65

3. Медицинское обеспечение населения при мобилизации учреждений здравоохранения. ……………………………………………..……………….….69

3.1. Рассредоточение и эвакуация населения. …………………………… 69

3.2. Эвакуация медицинских учреждений …………………………………78

3.3. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений МС ГО. …………………………………………………………………………… 81

4. Медицинская служба гражданской обороны..……………………..85

5. Организация защиты населения в военное время …………………99

6. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника ………….…………………..105

6.1. Медицинская эвакуация, определение, этапы, задачи и схема развертывания ………………………………………………………………………………….107

6.2. Виды медицинской помощи…………………………………….. 110

6.3. Медицинская сортировка пораженных ………………………………… 116

7. Работа формирований МСГО при ведении спасательных работ в очагах поражения……………………………………………………………………..120

8. Сердечно-легочная реанимация на догоспитальном этапе ……….135

9. Терапия острой дыхательной недостаточности …………………...145

10. Организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи .………………………………………………………..……………..157

11. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях …………………………….………………………………167

Перечень рекомендуемой литературы….………………………….181

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

1. Учебные цели:

1. Изучить основы мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки.

2. Дать представление о подготовке объектов здравоохранения к военному времени.

3. Ознакомить с нормативно-правовым обеспечением мобилизационной подготовки здравоохранения.

Учебные вопросы:

1. Цель, основные задачи мобилизационной подготовки здравоохранения.

2. Основные нормативно-правовое обеспечение мобилизационной подготовки здравоохранения.

3. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки органов здравоохранения.

4. Мобилизационная подготовка, основные понятия мобилизационной подготовки.

5. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.

Под мобилизацией, в общегосударственном масштабе, понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях военного времени, а также по переводу Вооруженных Сил РФ на организацию и состав военного времени.

Мероприятия по подготовке к войне проводятся заблаговременно в мирное время в плановом порядке через мобилизационную подготовку.

Целью мобилизационной подготовки является создание в мирное время потенциала адекватного потребностям военного времени и проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу служб, ведомств, объектов на работу в условиях военного времени.

Задачи мобилизационной подготовки:

1. совершенствование теоретических знаний и практических навыков в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий;

2. овладение основами управления формированиями при мобилизации;

3. повышение мобилизационной готовности штабов;

4. отработка взаимодействия всех структур по подготовке и проведению мобилизации;

5. совершенствование способов сбора, поставки, приема и распределения мобилизационных ресурсов;

6. всесторонняя подготовка личного состава формирований к выполнению мобилизационных мероприятий в различных условиях обстановки;

7. разработка и освоение более эффективных способов устойчивого управления формированиями;

8. изучение и учёт мобилизационных возможностей областей, районов (объектов) и наиболее рациональное их использование в интересах задач мобилизации;

9. всестороннее изучение опыта практического отмобилизования.

Согласно Конституции Российской Федерации принята следующая иерархия нормативно-правовых актов:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный конституциональный закон;

3. Федеральный закон;

4. Указ Президента РФ;

5. Постановление Правительства РФ;

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Основные нормативно-правовые акты мобилизационной подготовки здравоохранения следующие:

1. Федеральный конституциональный закон от 30.01 2002 № 1 –ФЗК «О военном положении»;

2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;

3. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

4. Федеральный закон от 25.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»;

5. Указ Президента РФ от 21.04.2000 № 706 «Военная доктрина РФ»;

6. Указ Президента РФ 10.01.2000 № 24 « О концепции национальной безопасности РФ»;

7. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 № 1396 « О реорганизации штабов по делам ГО и ЧС»;

8. Постановление Правительства РФ то10.07 1999 № 620 «О гражданских организациях ГО»;

9. Постановление Правительства РФ от 18.11.1999 № 1266 « О федеральных службах ГО»;

10. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО»;

11. Постановление Правительства РФ от 27.04 2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;

12. Постановление Правительства РФ от 2.11.2000 № 841 « Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;

13. Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне»;

14. Приказ Министра здравоохранения РФ от 3.07.2000 № 242 «О положении, о федеральной медицинской службе гражданской обороны»;

15. Инструкция от 8.12.2000 № 212-05/356 о порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время;

16. Методические указания от 24.04.2001 № 2510/4291-01-27 по созданию гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных министерству здравоохранения РФ.

17. Приказ МО № 011 от 4.02.1998г.

Мобилизационная подготовка должна осуществляться по следующим принципам:

1. Централизованное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне (в организациях имеющих мобилизационные задания);

2. Разграничение полномочий между органами власти по всем уровням по вопросам мобилизационной подготовки с разделением финансирования мероприятий на федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные источники;

3. Комплексное, взаимоувязанное планирование и выполнение целевых программ по мобилизационной подготовке;

4. Развитие и совершенствование межгосударственных связей в интересах мобилизационной подготовки (с участием СНГ).

В Федеральном Законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки:

1. Разработка мобилизационных планов.

2. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.

3. Проведение мероприятий по переводу здравоохранения на военное время.

4. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей объектов медицинской промышленности.

5. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных средств.

6. Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.

7. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе.

8. Перевод органов управления здравоохранения на работу в условиях военного времени.

9. Создание и подготовка формирований для ВС.

10. Научно-методическое обеспечение мобилизационной подготовки.

11. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

12. Подготовка кадров в области мобилизационной работы.

13. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Мобилизационная подготовка здравоохранения организуется и проводится с учетом:

1. потребностей войск и населения в МП;

2. состояния сил и средств здравоохранения для оказания МП и лечения пострадавшего населения в военное время;

3. возможностей по созданию и содержанию мобилизационных резервов, медицинского имущества, мобилизационных мощностей по производству лекарственных средств и др. медицинской продукции;

4. наличия фонда зданий, сооружений в загородной зоне для развертывания медицинских учреждений.

Вся мобилизационная работа здравоохранения складывается из:

1. Планирования мобилизационных мероприятий, их подготовки.

2. Проверки их выполнения.

Мобилизационный план – это система взаимосвязанных прогнозов, расчетов, заданий, состоящая из планов на год, на пятилетку, на военное время.

Основой для разработки мобилизационного плана является решение начальника МСГО на перевод учреждения с мирного на военное время.

В решении определяется:

1. задачи по переводу учреждения с мирного на военное время;

2. порядок перевода учреждения с мирного на военное время;

3. порядок оповещения сотрудников учреждения;

4. порядок вывода и размещения в районе сосредоточения учреждения;

5. организационное ядро учреждения, его состав, сроки прибытия;

6. график (сроки) прибытия личного состава, техники;

7. состав, сроки и порядок развертывания пунктов приема;

8. порядок, сроки и последовательность приведения формирований в готовность к применению;

9. очередность и сроки вывоза запасов в район, организация питания личного состава;

10. организация управления, связи;

11. состав групп управления, их задачи;

12. порядок взаимодействия с военкоматами;

13. задачи и места боевого слаживания формирований;

14. порядок и сроки сдачи не берущегося имущества и др. средств;

15. порядок эвакуации семей приписного состава.

В мобилизационном плане подробно излагается порядок и последовательность выполнения мероприятий (по степеням готовности, по часам и дням с момента оповещения).

Мобилизационный план состоит из:

1. графической части,

2. пояснительной записки,

3. расчетных таблиц.

Мобилизационный план периодически (1 раз в месяц) уточняется. При изменениях – немедленно.

В мобилизационном плане здравоохранения отражаются:

1. прогноз функционирования в военное время и возможности по МО ВС и населения;

2. коечная емкость для ВС и населения;

3. резерв коечной емкости на военное время;

4. оперативный коечный фонд лечебных учреждений для лечения военнослужащих;

5. коечный фонд санаториев и домов отдыха для развертывания тыловых госпиталей;

6. необходимое количество обсервационных пунктов;

7. необходимое количество мобильных МО (ОПМ) МСГО;

8. необходимое количество отрядов и бригад специализированной медицинской помощи, создаваемых на базе ЛПУ;

9. силы и средства гос.сан.эпид. надзора;

10. производство и поставка крови и её препаратов;

11. мероприятия по переходу здравоохранения на военное время;

12. развертывание тыловых госпиталей, формирований и учреждений МСГО для ВС и населения;

13. санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

14. мероприятия по медицинской защите населения от оружия массового поражения.

Военное положение – особое положение в стране (отдельных ее частях) устанавливаемое указом Президента РФ и утвержденное Советом Федерации в течение 48 часов. Военное положение устанавливается при исключительных обстоятельствах (война, агрессия против РФ).

Цель военного положения – сосредоточение всех сил и средств государства в интересах вооруженной защиты РФ. Вся полнота власти переходит к военному командованию.

Военное время – это период, в котором находится государство с момента объявления войны или фактического начала военных действий до их окончания.

Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время есть перевод здравоохранения с работы в мирное на военное время.

Перевод медицинской службы гражданской обороны с мирного на военное положение проводится в соответствии с планами, по степеням готовности и заключается в последовательном наращивании возможностей по решению возложенных на нее задач.

Наши рекомендации