Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Степанов А.В.
Тарасова О.А.
Любин А.В.
Перепелицин Н.И.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Чита - 2009
УДК 616-083.
Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения. Степанов А.В., Тарасова О.А., Любин А.В., Перепелицин Н.И. – Чита: ИИЦ ЧГМА, 2009. - 182 с.
Учебно-методическое пособие подготовлено и составлено в соответствии с учебной программой по мобилизационной подготовке здравоохранения. В нем рассматриваются предмет и задачи учебной дисциплины, вопросы медицинской службы гражданской обороны и мобилизационной подготовки объектов здравоохранения, дается подробная характеристика поражающих факторов, и мероприятий медицинской защиты.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских вузов.
Рецензенты:
Намоконов Е.В. – Зав. кафедрой оперативной хирургии, профессор, д.м.н.
Патеюк А.В. – Зав. гистологии и эмбриологии, профессор, д.м.н.
Рекомендована ЦМК Читинской государственной медицинской академии №___ от __________
Оглавление.
1. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения……...…3
1.1. Степени готовности медицинской службыгражданской обороны…. 8
1.2. Функциональные обязанности должностных лиц …. 16
1.3. План основных мероприятий в области гражданской обороны …. 23
1.4. Формирования медицинской службы гражданской обороны …. 34
1.5. Устойчивость функционирования объектов здравоохранения в экстремальных условиях …. 42
2. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия …………………………………….…………….………..…..46
Современные войны и возможный характер военных угроз ….…. 46
2.2. Классификация современных видов вооружения…………………… 49
Классификация потерь населения в очагах поражения…….. 65
3. Медицинское обеспечение населения при мобилизации учреждений здравоохранения. ……………………………………………..……………….….69
3.1. Рассредоточение и эвакуация населения. …………………………… 69
3.2. Эвакуация медицинских учреждений …………………………………78
3.3. Организация медицинского снабжения формирований и учреждений МС ГО. …………………………………………………………………………… 81
4. Медицинская служба гражданской обороны..……………………..85
5. Организация защиты населения в военное время …………………99
6. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника ………….…………………..105
6.1. Медицинская эвакуация, определение, этапы, задачи и схема развертывания ………………………………………………………………………………….107
6.2. Виды медицинской помощи…………………………………….. 110
6.3. Медицинская сортировка пораженных ………………………………… 116
7. Работа формирований МСГО при ведении спасательных работ в очагах поражения……………………………………………………………………..120
8. Сердечно-легочная реанимация на догоспитальном этапе ……….135
9. Терапия острой дыхательной недостаточности …………………...145
10. Организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи .………………………………………………………..……………..157
11. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях …………………………….………………………………167
Перечень рекомендуемой литературы….………………………….181
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
1. Учебные цели:
1. Изучить основы мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки.
2. Дать представление о подготовке объектов здравоохранения к военному времени.
3. Ознакомить с нормативно-правовым обеспечением мобилизационной подготовки здравоохранения.
Учебные вопросы:
1. Цель, основные задачи мобилизационной подготовки здравоохранения.
2. Основные нормативно-правовое обеспечение мобилизационной подготовки здравоохранения.
3. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки органов здравоохранения.
4. Мобилизационная подготовка, основные понятия мобилизационной подготовки.
5. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.
Под мобилизацией, в общегосударственном масштабе, понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях военного времени, а также по переводу Вооруженных Сил РФ на организацию и состав военного времени.
Мероприятия по подготовке к войне проводятся заблаговременно в мирное время в плановом порядке через мобилизационную подготовку.
Целью мобилизационной подготовки является создание в мирное время потенциала адекватного потребностям военного времени и проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу служб, ведомств, объектов на работу в условиях военного времени.
Задачи мобилизационной подготовки:
1. совершенствование теоретических знаний и практических навыков в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий;
2. овладение основами управления формированиями при мобилизации;
3. повышение мобилизационной готовности штабов;
4. отработка взаимодействия всех структур по подготовке и проведению мобилизации;
5. совершенствование способов сбора, поставки, приема и распределения мобилизационных ресурсов;
6. всесторонняя подготовка личного состава формирований к выполнению мобилизационных мероприятий в различных условиях обстановки;
7. разработка и освоение более эффективных способов устойчивого управления формированиями;
8. изучение и учёт мобилизационных возможностей областей, районов (объектов) и наиболее рациональное их использование в интересах задач мобилизации;
9. всестороннее изучение опыта практического отмобилизования.
Согласно Конституции Российской Федерации принята следующая иерархия нормативно-правовых актов:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный конституциональный закон;
3. Федеральный закон;
4. Указ Президента РФ;
5. Постановление Правительства РФ;
6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Основные нормативно-правовые акты мобилизационной подготовки здравоохранения следующие:
1. Федеральный конституциональный закон от 30.01 2002 № 1 –ФЗК «О военном положении»;
2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
3. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
4. Федеральный закон от 25.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»;
5. Указ Президента РФ от 21.04.2000 № 706 «Военная доктрина РФ»;
6. Указ Президента РФ 10.01.2000 № 24 « О концепции национальной безопасности РФ»;
7. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 № 1396 « О реорганизации штабов по делам ГО и ЧС»;
8. Постановление Правительства РФ то10.07 1999 № 620 «О гражданских организациях ГО»;
9. Постановление Правительства РФ от 18.11.1999 № 1266 « О федеральных службах ГО»;
10. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО»;
11. Постановление Правительства РФ от 27.04 2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
12. Постановление Правительства РФ от 2.11.2000 № 841 « Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
13. Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне»;
14. Приказ Министра здравоохранения РФ от 3.07.2000 № 242 «О положении, о федеральной медицинской службе гражданской обороны»;
15. Инструкция от 8.12.2000 № 212-05/356 о порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время;
16. Методические указания от 24.04.2001 № 2510/4291-01-27 по созданию гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных министерству здравоохранения РФ.
17. Приказ МО № 011 от 4.02.1998г.
Мобилизационная подготовка должна осуществляться по следующим принципам:
1. Централизованное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне (в организациях имеющих мобилизационные задания);
2. Разграничение полномочий между органами власти по всем уровням по вопросам мобилизационной подготовки с разделением финансирования мероприятий на федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные источники;
3. Комплексное, взаимоувязанное планирование и выполнение целевых программ по мобилизационной подготовке;
4. Развитие и совершенствование межгосударственных связей в интересах мобилизационной подготовки (с участием СНГ).
В Федеральном Законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки:
1. Разработка мобилизационных планов.
2. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.
3. Проведение мероприятий по переводу здравоохранения на военное время.
4. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей объектов медицинской промышленности.
5. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных средств.
6. Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.
7. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе.
8. Перевод органов управления здравоохранения на работу в условиях военного времени.
9. Создание и подготовка формирований для ВС.
10. Научно-методическое обеспечение мобилизационной подготовки.
11. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.
12. Подготовка кадров в области мобилизационной работы.
13. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Мобилизационная подготовка здравоохранения организуется и проводится с учетом:
1. потребностей войск и населения в МП;
2. состояния сил и средств здравоохранения для оказания МП и лечения пострадавшего населения в военное время;
3. возможностей по созданию и содержанию мобилизационных резервов, медицинского имущества, мобилизационных мощностей по производству лекарственных средств и др. медицинской продукции;
4. наличия фонда зданий, сооружений в загородной зоне для развертывания медицинских учреждений.
Вся мобилизационная работа здравоохранения складывается из:
1. Планирования мобилизационных мероприятий, их подготовки.
2. Проверки их выполнения.
Мобилизационный план – это система взаимосвязанных прогнозов, расчетов, заданий, состоящая из планов на год, на пятилетку, на военное время.
Основой для разработки мобилизационного плана является решение начальника МСГО на перевод учреждения с мирного на военное время.
В решении определяется:
1. задачи по переводу учреждения с мирного на военное время;
2. порядок перевода учреждения с мирного на военное время;
3. порядок оповещения сотрудников учреждения;
4. порядок вывода и размещения в районе сосредоточения учреждения;
5. организационное ядро учреждения, его состав, сроки прибытия;
6. график (сроки) прибытия личного состава, техники;
7. состав, сроки и порядок развертывания пунктов приема;
8. порядок, сроки и последовательность приведения формирований в готовность к применению;
9. очередность и сроки вывоза запасов в район, организация питания личного состава;
10. организация управления, связи;
11. состав групп управления, их задачи;
12. порядок взаимодействия с военкоматами;
13. задачи и места боевого слаживания формирований;
14. порядок и сроки сдачи не берущегося имущества и др. средств;
15. порядок эвакуации семей приписного состава.
В мобилизационном плане подробно излагается порядок и последовательность выполнения мероприятий (по степеням готовности, по часам и дням с момента оповещения).
Мобилизационный план состоит из:
1. графической части,
2. пояснительной записки,
3. расчетных таблиц.
Мобилизационный план периодически (1 раз в месяц) уточняется. При изменениях – немедленно.
В мобилизационном плане здравоохранения отражаются:
1. прогноз функционирования в военное время и возможности по МО ВС и населения;
2. коечная емкость для ВС и населения;
3. резерв коечной емкости на военное время;
4. оперативный коечный фонд лечебных учреждений для лечения военнослужащих;
5. коечный фонд санаториев и домов отдыха для развертывания тыловых госпиталей;
6. необходимое количество обсервационных пунктов;
7. необходимое количество мобильных МО (ОПМ) МСГО;
8. необходимое количество отрядов и бригад специализированной медицинской помощи, создаваемых на базе ЛПУ;
9. силы и средства гос.сан.эпид. надзора;
10. производство и поставка крови и её препаратов;
11. мероприятия по переходу здравоохранения на военное время;
12. развертывание тыловых госпиталей, формирований и учреждений МСГО для ВС и населения;
13. санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
14. мероприятия по медицинской защите населения от оружия массового поражения.
Военное положение – особое положение в стране (отдельных ее частях) устанавливаемое указом Президента РФ и утвержденное Советом Федерации в течение 48 часов. Военное положение устанавливается при исключительных обстоятельствах (война, агрессия против РФ).
Цель военного положения – сосредоточение всех сил и средств государства в интересах вооруженной защиты РФ. Вся полнота власти переходит к военному командованию.
Военное время – это период, в котором находится государство с момента объявления войны или фактического начала военных действий до их окончания.
Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время есть перевод здравоохранения с работы в мирное на военное время.
Перевод медицинской службы гражданской обороны с мирного на военное положение проводится в соответствии с планами, по степеням готовности и заключается в последовательном наращивании возможностей по решению возложенных на нее задач.