Гипервитаминоз Д (Д - витаминная интоксикация)
Это состояние, обусловленное передозировкой витамина Д или повышенной чувствительностью организма к препаратам витамина Д с последующим развитием гиперкальциемии и токсических изменений в органах и тканях. Чаще наблюдается у детей первых 6-ти месяцев жизни.
Лекция №5
Сестринский процесс при аномалиях конституции.
Атопический дерматит.
План лекции:
1. Понятие о конституции. Аномалии конституции. Виды диатезов.
2. Атопический дерматит. Уровень заболеваемости. Причины и факторы риска атопического дерматита.
Клинические проявления атопического дерматита у детей раннего возраста, осложнения. Диагностика и принципы лечения. Сестринский процесс при атопическом дерматите.
3. Профилактика атопического дерматита.
Понятие о конституции. Аномалии конституции. Виды диатезов.
Конституция организма (constitutio – состав, устройство) – это комплекс наследственных, функциональных и морфологических особенностей организма, которые определяют его реакцию на различные воздействия внешней среды.
Аномалии конституции – диатезы (diathesis – предрасположение, склонность к чему-либо). Диатез – это аномалия конституции, которая проявляется неадекватной реакцией на обычные внешние факторы и определяет предрасположенность организма к развитию определенных патологических процессов и заболеваний.
Выделяют четыре типа диатезов:
· Экссудативно-катаральный
· Аллергический
· Лимфатико-гипопластический
· Нервно-артритический
Атопический дерматит
Факторы риска развития заболевания:
· Семейно-наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям, расстройствам со стороны желудочно-кишечного тракта, хроническому течению воспалительных заболеваний.
· Нерациональное питание матери во время беременности, злоупотребление облигатными аллергенами (цитрусовые, шоколад, клубника, рыба, кура, мёд, яйца).
· Тяжелые токсикозы беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности.
· Раннее искусственное вскармливание ребенка. Основная роль в возникновении диатеза отводится белку коровьего молока, затем яичный белок и т.д.
· Применение лекарственных препаратов, как во время беременности, так и в постнатальном периоде (антибиотики, витамины, гаммаглобулины, вакцины, сыворотки и т.д.)
· Применение бытовых аллергенов в уходе за ребенком: стиральные порошки, отдушки, кремы, масла и т.д.
· Воздействие неспецифических факторов: перегревание, переохлаждение, солнечная инсоляция и т.д.
Клиническая картина.
Первые симптомы могут появиться уже в первые недели жизни ребенка, после повторного поступления аллергена в организм, выработки достаточного количества антител и взаимодействия антител с антигенами:
· Упорные опрелости в естественных складках кожи при хорошем уходе, трудно поддаются лечению.
· Буроватые жировые чешуйки на волосистой части головы и надбровных дугах (гнейс, себорея).
· Гиперемия, инфильтрация, шелушение на коже щек (молочный струп), иногда образуются пузырьки и мелкие чешуйки.
· Сухость и бледность кожных покровов.
· Рецидивирующая молочница на слизистой оболочке полости рта, «географический» язык.
· Мокнутие и трещины за ушными раковинами.
· Общее состояние ребенка нарушено: беспокойный сон, раздражительность, неустойчивость настроения.
Основные принципы лечения:
1. Организация рационального питания (гипоаллергенной диеты):
· Максимальная длительность грудного вскармливания (не менее 3-4 месяцев).
· Из рациона кормящей матери необходимо исключить облигатные аллергены (шоколад, рыбу, грибы, копчености, цитрусовые и т.д.), ограничить коровье молоко, яйца, исключить овощи и фрукты красного, черного и оранжевого цвета.
· При отсутствии грудного молока назначаются кисломолочные смеси, при непереносимости коровьего молока – смеси, приготовленные на соевом или молоко других животных (козье).
· Первый прикорм вводят с 4-х месяцев в виде безмолочного овощного пюре из кабачков, белокочанной капусты, картофеля.
· Второй прикорм – каши (гречневая, рисовая, кукурузная, овсяная) на овощном отваре или соевой основе, вводится через месяц от назначения первого прикорма.
· Третий прикорм – снова овощное пюре с 6 месяцев.
· Мясо вводится с 6-7 месяцев (кролик, индейка, нежирная говядина, нежирная свинина) в отварном виде.
· Мясной бульон противопоказан, супы готовят только вегетарианские.
· Яичный желток, сваренный вкрутую, допускается в рацион не ранее 12 месяцев. Не показано введение творога, рыбы, цельного яйца.
· Ограничиваются легкоусвояемые углеводы, часть сахара заменяется сахарозаменителями (фруктоза).
· Соки даются по возрасту, свежеприготовленные, из зеленых яблок и белой смородины. Нельзя вводить консервы в любом виде.
2. Организация гипоаллергенного быта:
Влажная уборка в помещении, где находится ребенок, 2 раза в день.
Исключить контакт ребенка с домашними животными, кормом для рыб, бытовыми аллергенами, убрать перовые и пуховые подушки, одеяла, перины.
Убрать из окружения ребенка ковры, комнатные цветы.
Избегать шерстяную, синтетическую одежду.
3. Лекарственные препараты:
Антигистаминные препараты: супрастин, кетотифен.
Витаминотерапия: витамины А, В, Е, пантотенат кальция, липоевая кислота.
Биопрепараты: бифидумбактерин, лактобактерин (при неустойчивом стуле).
Ферментотерапия: абомин, панкреатин, панзинорм.
Средства, повышающие иммунитет: дибазол, элеутерококк, женьшень, лимонник.
Седативные препараты (при кожном зуде): валериана, пустырник.
4. Местная терапия:
· Цинковая паста с анестезином, мази с нафталаном, ланолином, окисью цинка, 3% серно-салициловая мазь – для снятия зуда и воспаления. ПРИ отсутствии эффекта – мази с добавлением глюкокортикоидов (преднизолона, флуцинара).
· Болтушки с тальком и окисью цинка, солкосерил (мазь, гель).
· Примочки с 1% раствором резорцина или 0,25% раствором нитрата серебра, с персиковым или оливковым маслом – при мокнутии.
· Лечебные ванны с отварами череды, калины, ромашки, с крахмалом (при обострении проводить ежедневно).
· При гнейсе за 2 часа до купания смазывать корочки вазелиновым или растительным маслом, во время купания удалять их гребешком.
5. Фитотерапия: отвар из сбора трав – солодка, корень лопуха, крапива, шалфей, береза – в течение 2-4 недель, повторять курс 3 раза в год
Лекция № 6