Конечные результаты обучения. · историю развития доказательной медицины (медицины, основанной на доказательствах);
Студент должен знать:
· историю развития доказательной медицины (медицины, основанной на доказательствах);
· связь доказательной медицины (ДМ) с клинической эпидемиологией и биологической статистикой;
· базы данных ДМ в Интернете;
· типы принятия решений в клинической практике;
· виды исследований, применяемых в клинической эпидемиологии;
· понятие о клиническом руководстве (стандарте, протоколе диагностики и лечения);
· понятие о клиническом (медицинском) аудите
Студент должен уметь:
· формулировать клинический вопрос (проблему) с использованием принципа PICO;
· проводить поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников;
· работать в поисковой системе с использование фильтров;
· проводить анализ и критическую оценку медицинских статей;
· составлять примерный план клинического аудита своей практики
2.5. Пререквизиты дисциплины:информатика, социология, биостатистика, эпидемиология.
2.5. Постреквизиты дисциплины:общественное здравоохранение, общая врачебная практика, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия и наркология, скорая неотложная медицинская помощь.
2.6. Краткое содержание дисциплины:
1. Понятие и история развития доказательной медицины в мире и странах СНГ.
2. Принципы и методы исследования в клинической эпидемиологии.
3. База данных доказательной медицины.
4. Поиск информации в Интернете с использованием фильтров доказательной медицины.
5. Анализ статей и их критическая оценка.
6. Ведение в руководство по клинической практике.
7. Медицинский аудит: определение, цель и назначение.
Распределение часов дисциплины
Общее количество часов | Аудиторные часы (72 часа) | СРС (час) | ||
Всего | Лекции | Практические занятия | ||
Тематический план лекций, практических занятий по дисциплине
“Основы доказательной медицины” по специальности 051301 “Общая медицина”
2.7.1. Тематический план лекций по дисциплине “ Основы доказательной медицины ”
по специальности 051301 “Общая медицина”-3 часа (3 темы)
(продолжительность академического часа – 50 минут)
№ | Тема и обсуждаемые вопросы | Кол. час. |
1. | Введение в доказательную медицину (ДМ). Принципы клинической эпидемиологии. 1. Определение доказательной медицины. 2. Причины возникновения ДМ. 3. Использование принципов доказательности в различных сферах деятельности. 4. Основополагающие понятия клинической эпидемиологии. | |
2. | Терминология и инструментарий доказательной медицины. Типы исследований в ДМ. 1. Пять этапов процесса доказательной медицины. 2. Уровень доказательности. 3. Классификация исследований по дизайну. 4. Классификация научных клинических исследований. 5. Выбор методики исследования. | |
3. | Поиск информации в Интернете с использованием фильтров ДМ. Систематические обзоры и мета-анализ статей. 1. Поиск медицинской информации в сети Интернет с вопросами что, где и как? 2. Поиск медицинской информации на сайте Pub Med. 3. Методология поиска. 4. Систематические обзоры, методология. | |
Всего 3 часа |
2.7.2. Тематический план практических занятий по дисциплине “ Основы доказательной медицины ” по специальности 051301
“Общая медицина” -33 часа (11 занятий)
(продолжительность занятия 150 минут)
№ | Тема и обсуждаемые вопросы | Форма проведения | Кол. час. |
1. | Введение в доказательную медицину. Определение доказательной медицины. История развития доказательной медицины. Мировой опыт развития. Клиническая эпидемиология: определение, история развития, основные принципы и методы исследования. 1.Опрееделение, история развития и мировой опыт развития ДМ. 2.ДМ в клинической практике стран СНГ и Казахстана. Современные тенденции развития. 3.Определение, история развития, основные принципы КЭ. 4.Клиническая эпиедмиология как методологическая основа ДМ. 5.Взаимосвязь ДМ с клинической эпиедмиологии и биологической статистикой. | Практическое занятие | |
Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Описание случаев и поперечные исследования. Исследования случай-контроль. 1.Типы исслледований в клинической эпидемиологии. 2. Иерархия научных исследований в ДМ: от описание отдельных случаев до многоцентровых рандомизированных контролируемых испытаний. 3.Понятие о поперечных и продольных исследованиях, преимущества и недостаки. 4. Описание случаев, преимущества и недостаки. 5. Исследования случай-контроль, преимущества и недостаки. | Практическое занятие | ||
Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Когортные исследования и рандомизированные контролируемые испытания. 1.Определение, основная статистика для РКИ. 2.Условия проведения РКИ. 3.Критический анализ РКИ. 4. Характеристика клинических испытаний при когортных испытаний. 5. Условия проведения КИ, преимущества и недостаки. | Практическое занятие | ||
Оценка методологического качества клинических исследований. 1.Показатели методологического качества клинических исследований. 2.На что направлено качественное клиническое исследование. 3.Понятие рандомизации, виды. Оценка качества рандомизации. 4.Понятие валидности. 5.Оценка валидности результатов клинических испыианий. | Практическое занятие | ||
Испытания лекарственных средств. Этапы. Понятие о дизайне клинических исследований. 1.Требования к группам пациентов при испытании лекарственных средств. 2.Этапы (фазы) клинических испытаний. 3.Понятие о дизайне клинических исследований. Классификация исследований по дизайну. 4.Связь между решаемым вопросом и дизайном исследования. 5.Роль рандомизированного контролируемого испытания в испытании лекарственных средств. | Практическое занятие | ||
Рубежный контроль | |||
Пять этапов доказательной медицины. Первый этап ДМ. Формулирование клинической проблемы с использованием принципа PICO. 1.Ключевые этапы в применении доказательной медицины. 2.Виды клинических вопросов: базовые и прикладные. 3.Анатомия и характеристика хорошо сформулированного вопроса. 5.Что означает PICO. 6.Возможные недостатки формулировки вопроса. | Практическое занятие | ||
Второй и третий этапы ДМ. Поиск информации в Интернете и электронной базе данных. Система библиографичекого поиска медицинской информации – Medline. Анализ статей и их критическая оценка. 1.Методология поиска информации в печатных источниках. Виды электронных ресурсов информации. 2.Методология поиска информации в системе Интернет (сужение поиска, использование связок,). 3.Использование ключевых слов при поиске информации в системе Интернет. Ошибки при поиске в Интернете. 4.Что представляет собой Система библиографического поиска медицинской информации – Medline. 5.Структура и содержание научной публикации. Основные разделы научной публикации. 6.Анализ статей и их критическая оценка: определение валидности, важности и приложимости результатов. 7.Оценка описанных исходов. Понятие статистически значимо и клинически значимо. | Практическое занятие | ||
Четвертый и пятый этапы ДМ. Применение полученных данных в практику. Примерное планирование и проведение клинического аудита. Анализ ошибок в проведении клинического аудита и планирование повторного аудита. 1.Определение и цели, назначение медицинского аудита. 2. Препятствия к изменению практики. 3.Составление примерного плана клинического аудита. Возможные ошибки при проведении клинического аудита. 4.Тактика при выявлении ошибок в проведении клинического аудита. Планирование повторного аудита. 5.Значение аудита клинической практики для врача и пациентов. | Практическое занятие | ||
Систематические обзоры и мета-анализы. Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. Преимущества и недостатки клинических руководств. 1.Определение, этапы проведения СО,МА. 2.Библиотека Кокрайн, Кокрайновское сотрудничество. Недостотки и преимущества СО,МА. 3.Определение клинических практических руководств. 4.Принципы доказательной медицины в создании клинических практических руководств. 5.Цели использования клинических практических руководств. Типы клинических руководств. | Практическое занятие | ||
Основы статистического анализа медицинских данных. 1.Терминология статистики в доказательной медицине: преваленс, инциденс, чувствительность, специфичность и др. 2.Какие статистические показатели используются для диагностических исследований. 3. Какие статистические показатели используются для когортных исследований. 4. Какие статистические показатели используются для исследований случай-контроль. 5.Понятие латинского квадрата. 6.Расчет чувствительности, специфичности. Расчет прогностичности положительного и отрицательного результата. 7.Понятие характеристической кривой. 8.Расчет и значение понятий: отношение шансов, отношение правдоподобия, прогностическая ценность. | Практическое занятие | ||
Эпидемиология и общественное здоровье. Этические проблемы эпидемиологии. 1.Связь эпидемиологии и общественного здоровья. 2.Каковы приоритеты пациентов и врачей. 3.Этические сотроны проведения научного исследования с ривлечением пациентов. 4.Права пациентов, участвующих в научном исследовании. 5.Понятие о социальной эпиедмиологии. | Практическое занятие | ||
Рубежный контроль | |||
Всего: |
Задание для самостоятельной работы студентов
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС) и формы ее проведения по дисциплине “ Основы доказательной медицины ” по специальности 051301“Общая медицина”