Конечные результаты обучения. · историю развития доказательной медицины (медицины, основанной на доказательствах);

Студент должен знать:

· историю развития доказательной медицины (медицины, основанной на доказательствах);

· связь доказательной медицины (ДМ) с клинической эпидемиологией и биологической статистикой;

· базы данных ДМ в Интернете;

· типы принятия решений в клинической практике;

· виды исследований, применяемых в клинической эпидемиологии;

· понятие о клиническом руководстве (стандарте, протоколе диагностики и лечения);

· понятие о клиническом (медицинском) аудите
Студент должен уметь:

· формулировать клинический вопрос (проблему) с использованием принципа PICO;

· проводить поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников;

· работать в поисковой системе с использование фильтров;

· проводить анализ и критическую оценку медицинских статей;

· составлять примерный план клинического аудита своей практики

2.5. Пререквизиты дисциплины:информатика, социология, биостатистика, эпидемиология.

2.5. Постреквизиты дисциплины:общественное здравоохранение, общая врачебная практика, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия и наркология, скорая неотложная медицинская помощь.

2.6. Краткое содержание дисциплины:

1. Понятие и история развития доказательной медицины в мире и странах СНГ.

2. Принципы и методы исследования в клинической эпидемиологии.

3. База данных доказательной медицины.

4. Поиск информации в Интернете с использованием фильтров доказательной медицины.

5. Анализ статей и их критическая оценка.

6. Ведение в руководство по клинической практике.

7. Медицинский аудит: определение, цель и назначение.

Распределение часов дисциплины

Общее количество часов Аудиторные часы (72 часа) СРС (час)
Всего Лекции Практические занятия

Тематический план лекций, практических занятий по дисциплине

“Основы доказательной медицины” по специальности 051301 “Общая медицина”

2.7.1. Тематический план лекций по дисциплине “ Основы доказательной медицины ”

по специальности 051301 “Общая медицина”-3 часа (3 темы)

(продолжительность академического часа – 50 минут)

Тема и обсуждаемые вопросы Кол. час.
1. Введение в доказательную медицину (ДМ). Принципы клинической эпидемиологии. 1. Определение доказательной медицины. 2. Причины возникновения ДМ. 3. Использование принципов доказательности в различных сферах деятельности. 4. Основополагающие понятия клинической эпидемиологии.
2. Терминология и инструментарий доказательной медицины. Типы исследований в ДМ. 1. Пять этапов процесса доказательной медицины. 2. Уровень доказательности. 3. Классификация исследований по дизайну. 4. Классификация научных клинических исследований. 5. Выбор методики исследования.
3. Поиск информации в Интернете с использованием фильтров ДМ. Систематические обзоры и мета-анализ статей. 1. Поиск медицинской информации в сети Интернет с вопросами что, где и как? 2. Поиск медицинской информации на сайте Pub Med. 3. Методология поиска. 4. Систематические обзоры, методология.
  Всего 3 часа  

2.7.2. Тематический план практических занятий по дисциплине “ Основы доказательной медицины ” по специальности 051301

“Общая медицина” -33 часа (11 занятий)

(продолжительность занятия 150 минут)

Тема и обсуждаемые вопросы Форма проведения Кол. час.
1. Введение в доказательную медицину. Определение доказательной медицины. История развития доказательной медицины. Мировой опыт развития. Клиническая эпидемиология: определение, история развития, основные принципы и методы исследования. 1.Опрееделение, история развития и мировой опыт развития ДМ. 2.ДМ в клинической практике стран СНГ и Казахстана. Современные тенденции развития. 3.Определение, история развития, основные принципы КЭ. 4.Клиническая эпиедмиология как методологическая основа ДМ. 5.Взаимосвязь ДМ с клинической эпиедмиологии и биологической статистикой. Практическое занятие
Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Описание случаев и поперечные исследования. Исследования случай-контроль. 1.Типы исслледований в клинической эпидемиологии. 2. Иерархия научных исследований в ДМ: от описание отдельных случаев до многоцентровых рандомизированных контролируемых испытаний. 3.Понятие о поперечных и продольных исследованиях, преимущества и недостаки. 4. Описание случаев, преимущества и недостаки. 5. Исследования случай-контроль, преимущества и недостаки. Практическое занятие
Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Когортные исследования и рандомизированные контролируемые испытания. 1.Определение, основная статистика для РКИ. 2.Условия проведения РКИ. 3.Критический анализ РКИ. 4. Характеристика клинических испытаний при когортных испытаний. 5. Условия проведения КИ, преимущества и недостаки. Практическое занятие
Оценка методологического качества клинических исследований. 1.Показатели методологического качества клинических исследований. 2.На что направлено качественное клиническое исследование. 3.Понятие рандомизации, виды. Оценка качества рандомизации. 4.Понятие валидности. 5.Оценка валидности результатов клинических испыианий. Практическое занятие
Испытания лекарственных средств. Этапы. Понятие о дизайне клинических исследований. 1.Требования к группам пациентов при испытании лекарственных средств. 2.Этапы (фазы) клинических испытаний. 3.Понятие о дизайне клинических исследований. Классификация исследований по дизайну. 4.Связь между решаемым вопросом и дизайном исследования. 5.Роль рандомизированного контролируемого испытания в испытании лекарственных средств. Практическое занятие
  Рубежный контроль    
Пять этапов доказательной медицины. Первый этап ДМ. Формулирование клинической проблемы с использованием принципа PICO. 1.Ключевые этапы в применении доказательной медицины. 2.Виды клинических вопросов: базовые и прикладные. 3.Анатомия и характеристика хорошо сформулированного вопроса. 5.Что означает PICO. 6.Возможные недостатки формулировки вопроса. Практическое занятие
Второй и третий этапы ДМ. Поиск информации в Интернете и электронной базе данных. Система библиографичекого поиска медицинской информации – Medline. Анализ статей и их критическая оценка. 1.Методология поиска информации в печатных источниках. Виды электронных ресурсов информации. 2.Методология поиска информации в системе Интернет (сужение поиска, использование связок,). 3.Использование ключевых слов при поиске информации в системе Интернет. Ошибки при поиске в Интернете. 4.Что представляет собой Система библиографического поиска медицинской информации – Medline. 5.Структура и содержание научной публикации. Основные разделы научной публикации. 6.Анализ статей и их критическая оценка: определение валидности, важности и приложимости результатов. 7.Оценка описанных исходов. Понятие статистически значимо и клинически значимо. Практическое занятие
Четвертый и пятый этапы ДМ. Применение полученных данных в практику. Примерное планирование и проведение клинического аудита. Анализ ошибок в проведении клинического аудита и планирование повторного аудита. 1.Определение и цели, назначение медицинского аудита. 2. Препятствия к изменению практики. 3.Составление примерного плана клинического аудита. Возможные ошибки при проведении клинического аудита. 4.Тактика при выявлении ошибок в проведении клинического аудита. Планирование повторного аудита. 5.Значение аудита клинической практики для врача и пациентов. Практическое занятие
Систематические обзоры и мета-анализы. Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. Преимущества и недостатки клинических руководств. 1.Определение, этапы проведения СО,МА. 2.Библиотека Кокрайн, Кокрайновское сотрудничество. Недостотки и преимущества СО,МА. 3.Определение клинических практических руководств. 4.Принципы доказательной медицины в создании клинических практических руководств. 5.Цели использования клинических практических руководств. Типы клинических руководств. Практическое занятие
Основы статистического анализа медицинских данных. 1.Терминология статистики в доказательной медицине: преваленс, инциденс, чувствительность, специфичность и др. 2.Какие статистические показатели используются для диагностических исследований. 3. Какие статистические показатели используются для когортных исследований. 4. Какие статистические показатели используются для исследований случай-контроль. 5.Понятие латинского квадрата. 6.Расчет чувствительности, специфичности. Расчет прогностичности положительного и отрицательного результата. 7.Понятие характеристической кривой. 8.Расчет и значение понятий: отношение шансов, отношение правдоподобия, прогностическая ценность. Практическое занятие
Эпидемиология и общественное здоровье. Этические проблемы эпидемиологии. 1.Связь эпидемиологии и общественного здоровья. 2.Каковы приоритеты пациентов и врачей. 3.Этические сотроны проведения научного исследования с ривлечением пациентов. 4.Права пациентов, участвующих в научном исследовании. 5.Понятие о социальной эпиедмиологии. Практическое занятие
  Рубежный контроль    
  Всего:  

Задание для самостоятельной работы студентов

Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС) и формы ее проведения по дисциплине “ Основы доказательной медицины ” по специальности 051301“Общая медицина”

Наши рекомендации