Ответственность соучастников. Эксцесс исполнителя. Понятие, виды. (Статьи 34 — 35 УК)

Основанием уголовной ответственности, в том числе и соучастников, является совершение общественно опасного деяния, содержащего признаки состава преступления. Однако ответственность соучастников имеет свои особенности, установленные в нормах Общей и Особенной частей УК.

Исходной позицией для уяснения сути этих особенностей является норма, содержащаяся в части 7 статьи 35 УК, согласно которой преступление, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, должно влечь более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных законом. Но данное положение не исключает принципа индивидуализации наказания.

Так как состав полностью содержится только в действиях исполнителя, то они квалифицируются по статье особенной части без ссылки на статью 33. Таким же образом отвечают посредственные исполнители и соисполнители преступления. Действия остальных соучастников, если они одновременно не были соисполнителями, квалифицируются по статье особенной части со ссылкой на статью 33 (Основание ответственности усложняется: ответственность наступает за совершение преступления, предусмотренного статьей особенной части и за соучастие).

Особо следует сказать о подстрекателе. Если ему не удалось склонить другое лицо к совершению преступления, например к совершению убийства, то его действия должны квалифицироваться как приготовление к убийству в форме приискания соучастников преступления.

При совершении преступления специальным субъектом, признаки которого указаны в норме Особенной части УК, все остальные участники преступления, не обладающие специальными признаками субъекта, могут быть привлечены к уголовной ответственности только в качестве организатора, подстрекателя или пособника даже в том случае, если кто-либо из них был фактическим соисполнителем преступления.

В двух случаях, предусмотренных статьями 209 и 239 УК, организованная группа образует признаки самостоятельного преступления. Они устанавливают ответственность за сам факт организации банды или религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда личности, с посягательствами на права и свободы граждан. Действия виновных должны квалифицироваться соответственно по этим статьям. В случаях, когда совершение преступления организованной группой не предусмотрено в нормах Особенной части УК, уголовная ответственность для участников группы наступает по правилам, предусмотренным для первой формы соучастия.

Ответственность за организацию и участие в преступном сообществе (преступной организации) установлена как за самостоятельные преступления в статьях. 208, 210 и 279 УК.

Организаторы и руководители подлежат уголовной ответственности за факт создания указанных преступных объединений. В статьях. 208, 209, 210, 239 и 279 УК данный вид преступной деятельности признается самостоятельным преступлением независимо от того, были ли совершены преступления, которые являлись целью данного преступного объединения. Действия организаторов и руководителей квалифицируются по этим статьям без ссылки на статью 35 УК. Кроме того, они подлежат ответственности за все совершенные преступления другими участниками преступной группы или преступного сообщества, если эти преступления охватывались их умыслом. Поэтому действия организаторов и руководителей будут квалифицироваться в этих случаях по совокупности преступлений.

Рядовые участники несут уголовную ответственность за участие в организованной группе или преступном сообществе независимо от его конкретной роли, за исключением тех лиц, которые участвовали непосредственно в совершении преступлений. Действия таких участников также квалифицируются по совокупности преступлений: по статье, предусматривающей ответственность за участие в организованной группе или преступном сообществе, и по статьям Особенной части УК, предусматривающим ответственность за те преступления, в совершении которых участник был признан виновным.

Ответственность соучастников зависит от исполнителя. Если исполнитель не довёл преступление до конца, то и остальные несут ответственность только за приготовление или покушение.

Тем не менее, они несут индивидуализированную ответственность. Ответственность соучастников определяется характером и степенью фактического участия в совершении преступления.

Эксцесс исполнителя

Эксцесс — это крайнее проявление, острая ситуация, нарушающая обычный порядок (нечто нежелательное).

В уголовном праве есть 2 понимания эксцесса исполнителя: узкое и широкое.

В узком понимании эксцессом признается, если исполнитель выходит за пределы умысла соучастников и совершает более тяжкое преступление. Если легче, то это не эксцесс.

В широком понимании эксцессом признаются все действия исполнителя, которые не совпадают с общим умыслом соучастников.

Эксцесс исполнителя — это совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников.

За эксцесс исполнителя ответственность по общему правилу несёт только исполнитель. Но ответственность соучастников зависит от вида эксцесса. Различают два вида эксцесса исполнителя:

1) Количественный. Когда исполнитель совершает иное преступление, но однородное с планируемым преступлением. Исполнитель отвечает за фактически совершённое преступление, а остальные — в зависимости от стадии планируемого преступления.

2) Качественный. Когда исполнитель совершает неоднородное преступление. Исполнитель несёт ответственность за фактически совершённое преступление, а остальные — за приготовление к преступлению.

Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 05.09.1986 N 11 „О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности“ разъяснил суть эксцесса: „Если группа лиц с предварительным сговором имела намерение совершить кражу или грабеж и один из участников применил или угрожал применить насилие, опасное для жизни и здоровья потерпевшего, то его действия следует квалифицировать как разбой, а действия других лиц — соответственно как кражу или грабеж при условии, что они непосредственно не способствовали применению насилия либо не воспользовались им для завладения имуществом потерпевшего“.

Наши рекомендации