Галогенсодержащие соединения

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Медицинский колледж

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________Т.З . Галейшина

«___» ___________ 20____ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Антисептические и дезинфицирующие средства»

Дисциплина «Фармакология»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Курс: I

Семестр: I

Количество часов 2 часа

Уфа 20____г.

Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства»

на основании рабочей программы учебной дисциплины Фармакология

утвержденной «_____»______20____ года

Рецензенты по представляемой лекции:

1.

2.

Автор: М. У. Широчян

Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «______»______20____г.

1. Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства»

2. Курс: 1 семестр: I

3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа

4. Контингент слушателей – обучающихся

5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Общая фармакология», усвоить знания по новой теме: «Антисептические и дезинфицирующие средства»

6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок)

7. Обучающийся должен знать:

  • Значение противомикробных средств, для лечения и профилактики инфекционных заболеваний.
  • Понятия о бактериостатическом и бактерицидном действии противомикробных средств.
  • Классификация противомикробных средств.
  • Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии.
  • Галогеносодержащие препараты: хлорная известь, хлорамин Б и другие хлорсодержащие препараты, раствор йода спиртовый, раствор Люголя, йодинол, йодонат. Характеристика действия. Применение в медицинской практике. Побочные эффекты.
  • Окислители (раствор перекиси водорода, калия перманганат). Принцип действия. Применение в медицинской практике.
  • Соли металлов (ртути дихлорид, серебра нитрат, цинка сульфат, висмута сульфат).
  • Противомикробные свойства солей и тяжелых металлов. Вяжущие и прижигающие действия. Практическое значение. Отравление солями тяжелых металлов. Помощь при отравлении солями тяжелых металлов. Применение унитиола.
  • Препараты ароматического ряда: (фенол чистый, ихтиол, резорцин, деготь березовый). Особенности действия и применения в медицинской практике.
  • Препараты алифатического ряда: (спирт этиловый, раствор формальдегида). Практическое значение. Применение.
  • Производные нитрофурана: (фурацилин, фуразолидон). Свойства и применение фурацилина и фуразолидона в медицинской практике.
  • Красители (бриллиантовый зеленый, этакридина лактат, метиленовый синий). Особенности действия, применение в медицинской практике.
  • Детергенты. Противомикробные и моющие свойства. Применение препаратов: «Циригель», «Роккал» и другие.
  • Кислоты и щелочи: (кислота борная, раствор аммиака). Антисептическая активность.

Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии

с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме:

«Антисептические и дезинфицирующие средства»

№ п/п Содержание и структура занятия Время (мин.) Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося Методическое обоснование
1. Организационный момент -приветствие обучающихся -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствующих обучающихся -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся
2. Определение целей занятия -доведение плана проведения занятия   -продумывают ход этапов учебной деятельности   -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности.
3. Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Общая фармаколо-гия» -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля - отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку -коллективно корректируют пробелы в знаниях -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля
4. Мотивация темы -подчеркивает актуальность темы -записывают тему в тетрадь -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме
5. Лекция-беседа с элементами интерактивности -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме   конспектирование темы в тетрадь -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови»
6. Подведение итогов занятия, закрепление материала -отражает основные вопросы темы -с помощью студентов анализирует достижение целей занятия; -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля
7. Домашнее задание, задание для самостоятельной работы -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Антисептичес-кие и дезинфицирую-щие средства» к следующему теоретическому занятию. -записывают домашнее задание -стимулирование познавательной деятельности обучающихся и интереса к освоению учебного материала  

ПРОТИВОМИКРОБНЫЕ И ПРОТИВОПАРАЗИТАРНЫЕ СРЕДСТВА

Дезинфицирующие средства. Предназначены для уничтоже­ния возбудителей заболеваний во внешней среде (помещения, домашние предметы, одежда, выделения больного и т.д.).

Антисептические средства. Предназначены для уничтожения микроорганизмов на поверхности кожи и слизистых оболочек.

Химиотерапевтические средства. Используются для уничтоже­ния возбудителей заболеваний внутри организма (в крови, в тка­нях органов).

Классификация противомикробных средств является в определенной степени условной, поскольку многие антисептики в более высоких концентрациях используются для дезинфекции помещений, белья, посуды и т. д.

Противомикробные средства могут оказы­вать на возбудителей заболеваний бактериостатическое (задер­живать рост и размножение микроорганизмов) или бактерицид­ноедействие (вызывать гибель микроорганизмов).

АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА

По химической структуре антисептики можно разделить на:

— неорганические соединения (галогенсодержащие, окислители, слабые кислоты и щелочи, соединения тяжелых металлов) и

— органические соединения (группа фенола, формальдегида, красители, спирты, детергенты, препараты растительного происхождения).

Галогенсодержащие соединения

Группа йода. Йод - кристаллическое вещество темно-фиолетового цвета; плохо растворяется в воде, хорошо растворим в спирте и растворе калия йодида, например, Йод оказывает противомикробное: бактери-, виро-, амёбо, фунги, спороцидное действие. Применяется как антисептик в виде 5% спиртового раствора для обработки операционного поля, рук хирурга, краев ран. При местном применении спиртовой раствор йода в зависимости от концентрации может оказывать вяжущее, раздражающее и прижигающее действие. Для обработки опе­рационного поля препараты йода в настоящее время не рекомендуют, т. к. они вызывают аллергические реакции.

Раствор Люголя (раствор йода в водном растворе калия йодида) содержит 1 часть йода, 2 части калия йодида и 17 частей воды.

Йодоформ – применяется в виде присыпок и мазей для лечения инфицированных ран и язв.

В медицинской практике применяют комплексные соединения йода с высокомолекулярными поверхностно-активными веществами - йодофоры (йодинол, йодонат, йодовидон, йодопирон). В качестве поверхностно-активных веществ используют поливиниловый спирт, поливинилпирролидон и др. Преимущества йодофоров перед спиртовым раствором йода состоят в том, что они растворимы в воде, оказывают более продолжительное действие, не раздражают кожу и не ос­тавляют следов окраски.

Йодинол – жидкость темно-синего цвета, комплекс йода с поливиниловым спиртом. В виде 1% раствора применяется для лечения ран, ожогов, гнойно-воспалительных процессов кожи, хроническом тонзиллите, гнойном отите.

Йодонат - жидкость темно-коричневого цвета не раздражает ткани, не окрашивает кожу, смешивается с водой в любых пропорциях, оказывает бактерицидное, фунгицидное действие. Применяют как заменитель йода спиртового для обработки операционного поля.

Повидон-йод(йодовидон, бетадин, йокс) – комплекс йода с поливинилпирролидоном, для обработки кожи пациента до и после проведения операций, исследований, обработки рук хирургов, медицинского персонала, обработки инструментов и предметов ухода за больными. Для полоскания рта и горла при инфекции носоглотки, при лечении инфицированных поражений кожи, для лечения неспецифических вагинитов, трихомониаза. Выпускается в виде 1% раствора, мази в тубах, свечей вагинальных, жидкого мыла.

При применении ЛС йода возможны явления йодизма.

Гpyппa хлора. Хлор - газ с резким запахом, оказывает сильное местнораздражающее действие. Противо­микробный эффект оказывает свободный хлор, выделя­ющийся при использовании гипохлоритов или органиче­ских соединений хлора (хлорамин, пантоцид и т. д.). Хлор вызывает денатурацию белка. Наряду с антибактериальным действием препараты хлора оказывают дезодорирующий эффект, обесцвечивают и разрушают ткани, вызывают коррозию металлов, оказывают инсектицидное и дегазирующее действие.

Для грубой наружной дезинфекции (помещений, выгребных ям и т. д.) можно использовать хлорную известь, содержащую смесь кальция гипохлорита, кальция хлорида и кальция гидроокиси. Слизистые оболочки, кожу, раневые поверхности обычно обрабатывают органическими соединениями хлора – раствором хлорамина.

Хлорамин Б – соединение, содержащее 25-29% активного хлора и способен его отщеплять.

Применяют как антисептик:

· для обработки рук, обработки слизистой оболочки полости рта при стоматитах (0,25-0,5% раствор);

· 1-2% растворы для промывания ран, смачивания салфеток, тампонов;

· 1-5% растворы для обеззараживания предметов ухода и выделений больных.

К хлорсодержащим лекарственным средствам относится также Пантоцид в таблетках, используемый для обеззараживания воды.

Группа окислителей

Способны отщеплять атомарный или молекулярный кислород, который является сильным окислителем.

Перекись водорода- прозрачная бесцветная жидкость, при комнатной температуре медленно разлагается. Рас­творы перекиси водорода оказывают местное действие: вяжущее (противовоспалительное), прижигающее, дезодо­рирующее, антисептическое, отбеливающее и кровооста­навливающее. При соприкосновении с тканями вспенивает отделяемое раны, способствует ее механической очистке. Препараты пере­киси водорода: раствор перекиси водорода разведенный - официнальный 3% р-р используется как антисептическое и дезодорирующее средство для полосканий, промываний слизистых, гнойных ран, для остановки капиллярных кровотечений; и концентрированный 27-31% р-р, для приготовления разведенных р-ров, а также гидроперит (соединение перекиси водорода с мочевиной) - применяют в качестве антисептического, депигментирующего средства.

Калия перманганат – темно- или красно-фиолетовые кристаллы, растворимые в воде. При контакте с тканями препарат разлагается с образованием атомарного кисло­рода и двуокиси марганца. Атомарный кислород оказыва­ет антисептическое и дезодорирующее, марганца двуокись – вяжущее (противовоспалительное), а в больших концентрациях – прижигающее действие. Наличие белка ослабляет действие калия перманганата. Растворы калия перманганата (0,05-0,1 %) ши­роко используются для промывания ран и слизистых оболочек как антисептические, противовоспалительные и дезодорирующие средства. При ожогах кожу обрабаты­вают 2-4 % раствором калия перманганата, при этом на поверхности раны образуется струп и заживление идет без нагноения. Являясь сильным окислителем, калия перманганат окисляет многие яды и может применяться в комплексной терапии отравлений (0,05% -0,1 % раствором про­мывают желудок при отравлениях морфином, фосфором, его вводят внутрь и в клизмах).

Группа кислот и щелочей

В качестве антисептиков используются слабые кислоты (борная, салициловая) и щелочи (раствор аммиака, натрия тетраборат), образующие с белками альбуминаты.

Кислоты, взаимодействуя с белками кожи и слизистых оболочек, образуют плотные нepacтвopимыe в воде, не проникающие в глубь ткани альбуминаты. В малых концентрациях кислоты оказывают вя­жущее (противовоспалительное), а в более высоких­ – раздражающее и прижигающее действие.

Борная кислота проникает через кожу и слизистые, особенно у детей раннего возраста, может накапливаться в органах и тканях, вызывая острые и хронические токсические реакции. Противопоказана беременным, кормящим, детям до года. Кислота борная обладает противомикробной активностью по отношению к грамположительным и грамотрицательным микроорганизмам, в том числе к синегнойной палочке. Применяют 2% р-ры при конъюнктивитах, пиодермии, опрелостях; 0,5-3% спиртовые р-ры при отитах, в глицерине (10%), а также мазей (5-10%) и присыпок при педикулёзе, буры при кольпитах. Натрия тетрабо­рат (бура), оказывающий антисептическое и противогрибковое действие, применяют для полосканий, спринцеваний при опрелостях, пролежнях, смазываний, в виде водных растворов (0,5 чайной ложки на стакан воды), в глицерине (20%).

Салициловая кислота используется для разрушения мозолей и бородавок (кератолитическое действие), а также как антисептическое, отвлекающее и раздражающее средство. Применяется при кожных заболеваниях и для обработки инфицированных ран в виде присыпок (2-5%), мазей, паст и спиртовых растворов (1-10%). Входит в состав ЛС: паста Лассара, паста Теймурова, мозольный пластырь, Персалан и др.

При всасывании в кровь кислоты могут оказывать резорбтивное действие.

Щелочи при нанесении на кожу и слизистые оболочки тоже взаимодействуют с белками, образуя рыхлые, глу­боко проникающие альбуминаты. Слабые щелочи тканевого некроза не вызывают. Они раздражают, размягчают эпидермис, растворяют муцин, вязкую слизь и т. д. Так, слабые осно­вания: натрия гидрокарбонат, натрия тетраборат и др. – широко используются как очищающие средства для про­мывания слизистых оболочек при воспалительных процес­сах.

Натрия гидрокарбонат применяется наружно для полосканий, промываний, ингаляций в виде 0,5-2 % раствора; внутрь по 0,5-1 г несколько раз в день; в капельных клизмах (4% раствор) и внутривенно по 50-100 мл 3-5% раствора (при метаболическом ацидозе).

Наши рекомендации