Структура детского хирургического отделения
Занятие № 1.
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ДЕТСКОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ
Базой кафедры детской хирургии является хирургический корпус многопрофильной детской больницы, включающий основные хирургические подразделения: приемное отделение, лечебно-диагностические подразделения, и профилированные отделения — хирургические, реанимационное и операционное. Каждое подразделение хирургической клиники имеет свою структуру и включает правила, строго регламентирующие функциональные обязанности персонала.
В приемном отделении врач осматривает ребенка и определяет тяжесть его состояния, при необходимости оказывает неотложную помощь, проводит необходимые лабораторные исследования и ставит предварительный диагноз. Затем решается вопрос о направлении больного по назначению (в операционную, профилированное отделение, реанимационное отделение или, после оказания необходимой помощи, под наблюдение врача поликлиники). Персонал оформляет историю болезни, производит санитарно-гигиеническую обработку больного и в сопровождении санитара — пешком, на каталке или в кресле — транспортирует его в отделение.
К лечебно-диагностическим подразделениям относятся: клиническая, бактериологическая, биохимическая лаборатории, рентгенологическое отделение, кабинеты и лаборатории современных методов исследования и лечения: эндоскопия, ультразвуковое сканирование, радиоизотопное исследование, ангиография, физиотерапия (электрофорез, лазеротерапия, гипербаротерапия). Лечебно-диагностические подразделения обслуживают, как правило, все отделения больницы.
Роль диагностических подразделений — осуществлять своевременную и правильную диагностику на современном уровне исследований. Возглавляют эти отделения заведующие, которые организуют работу данных служб. В их подчинении находится специально подготовленный персонал, в совершенстве знающий аппаратуру и оборудование, владеющий необходимыми методами исследования. Персонал несет ответственность за безопасность проведения всех диагностических исследований.
Больных направляют на обследование в сопровождении медицинской сестры. Лечащий врач присутствует при проведении обследования и обсуждает результаты с врачом-специалистом.
Профилированность детского хирургического отделения определяется характером заболевания или особенностями ухода в отделении, связанными с возрастом больных или их состоянием. К профилированным хирургическим отделениям относятся: урологическое (для больных с хирургическими заболеваниями мочевыделительной системы), абдоминальной хирургии (для больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и органов брюшной полости), торакальной хирургии, проктологии, хирургии новорожденных, пластической хирургии, онкологическое, травматологическое, ортопедическое (для больных с пороками развития опорно-двигательной системы), реанимационное и др.
В профилированном хирургическом отделении ребенка осматривает и наблюдает палатный врач — специалист соответствующего профиля (уролог, абдоминальный или торакальный хирург, травматолог и т. д.). В отделении назначают и проводят обследование детей для уточнения диагноза, выполняют необходимые лечебные процедуры и манипуляции, осуществляют предоперационную подготовку. В послеоперационном периоде при необходимости ребенок определенное время находится в реанимационном отделении, а при улучшении состояния его переводят в профилированное отделение, где он и находится вплоть до выписки из стационара.
Операционное отделение— одно из ответственных подразделений хирургической клиники со специальным персоналом (врачи-анестезиологи, операционные сестры, сестры-анестезистки), которое возглавляет заведующий отделением (врач). В современных больницах операционное отделение со всеми его службами располагается в верхнем этаже корпуса. В операционном отделении выделены помещения для проведения операций — операционные залы, помещения для пребывания больных детей, доставленных на операцию, посленаркозная комната, где дети находятся под наблюдением до пробуждения. Специальные помещения отводят для хранения и подготовки к стерилизации, а также стерилизации инструментария и белья. Имеются кабинеты заведующего и старшей операционной сестры, помещения для персонала. По современным требованиям в операционном отделении имеются душевые установки и помещения, в которых находится специальное операционное белье, где переодеваются врачи и сестры, участвующие в операциях.
Лишнее хождение в операционном отделении и пребывание лиц, не занятых в операциях, нарушают режим отделения и пресекаются заведующим отделением и старшей операционной сестрой. Присутствие студентов в оперблоке допускается только при наличии операционной формы, сменной обуви, стерильного халата, маски, шапочки, и в сопровождении преподавателя.
ПРИЕМ ДЕТЕЙ В ХИРУРГИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР
Знакомство больного ребенка и его родителей с больницей происходит в приемном отделении, где они получают первое впечатление о лечебном учреждении. Работа приемного отделения протекает в строгой последовательности: регистрация больных; врачебный осмотр и первичное обследование; оказание при необходимости неотложной помощи; санитарно-гигиеническая обработка и транспортировка в профилированное отделение. По этому же принципу расположены и помещения приемного отделения.
Приемное отделение размещается на первом этаже, имеет изолированный вход и следующие виды помещений: общие (вестибюль-ожидальная, регистратура-справочная, помещения для персонала, туалеты и т. д.), лечебно-диагностические (смотровые комнаты-боксы, процедурная, перевязочная) и санитарный пропускник (помещение для переодевания ребенка и ванную комнату с ванной и душевой установкой). Приемное отделение функционирует в круглосуточном режиме и в процессе работы связано с другими службами больницы: клинической лабораторией, рентген- и УЗИ-кабинетами. Между подразделениями обязательна телефонная или селекторная связь.
В крупных больницах выделяются отдельные помещения для процедурной, перевязочной (чистой и гнойной), предусматриваются помещения для экспресс-лаборатории, операционного блока, диагностических палат, где находятся дети с неясным диагнозом до окончательного решения вопроса о необходимости хирургического лечения.
Прием больного. В больницу дети могут быть доставлены следующими способами:
Ä машиной скорой помощи (травмы, острые заболевания, обострение хронических заболеваний);
Ä по направлению участкового врача (неэффективность амбулаторного лечения или МСЭК), врача школы или детского сада;
Ä «самотеком» - дети приходят сами или в сопровождении родителей.
В зависимости от состояния больного проводится плановая или экстренная госпитализация. Принимающая детей медсестра (если нет необходимости в оказании неотложной помощи) начинает прием больного с регистрации в «Журнале госпитализации» (дату и час поступления, паспортные данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес; откуда и кем доставлен, с каким диагнозом), номер отделения и время отправления). При госпитализации больного оформляется история болезни, и эти данные записываются на лицевой странице. Кроме этого фиксируются домашний и служебный телефоны и место работы родителей, делается это на случай возможного ухудшения состояния больного. Здесь же обозначается номер страхового полиса. Параллельно с регистрацией сестра измеряет больному температуру и записывает ее в историю болезни. Нa первой странице истории болезни делается пометка о характере санитарной обработки (полная, частичная) и о виде транспортировки в отделение (пешком, на носилках, в кресле-каталке).
Если больной доставлен в тяжелом состоянии, нужно, не теряя времени на регистрацию, срочно вызвать к нему врача и начать оказание неотложной помощи. Если больной доставлен с улицы в бессознательном состоянии, во всех документах он числится как «неизвестный».
Если больного в тяжелом состоянии доставил врач скорой или неотложной помощи, в его направлении должны быть точно отражены проведенные манипуляции и указано время введения и дозировка лекарственных препаратов. Доставившая больного бригада не уезжает, пока врач приемного отделения не примет больного. Бывает и так, что в приемное отделение доставляют ребенка из детского сада, школы, с улицы, в этом случае сведения о больном записывают со слов доставившего его лица.
Медицинская сестра приемного обязана позвонить в отделение милиции по месту жительства в следующих случаях: если ребенок пострадал в результате ДТП, при поступлении пострадавшего в бессознательном состоянии. Экстренное извещение в санитарно-эпидемиологическую службу заполняют при наличии у больного инфекционного заболевания, пищевого отравления, педикулеза
Врач проводит обследование ребенка в смотровом кабинете. Если для уточнения диагноза срочно нужны дополнительные исследования и консультации специалистов, то медсестра приемного отделения по телефону вызывает клинического лаборанта, а также невропатолога, педиатра, отоларинголога и других специалистов, которые консультируют приемное отделение, сопровождает ребенка в рентгенкабинет. На основании жалоб, анамнеза, объективного осмотра и полученных данных лабораторного и инструментального обследования врач устанавливает предварительный диагноз и определяет профиль отделения для госпитализации.
Результаты осмотра и обследования и всё назначения врач записывает в историю болезни. Медицинская сестра приемного отделения после осмотра больного врачом выполняет сделанные им назначения: инъекции, промывание желудка, клизму и др. При оформлении больного в стационар проводят антропометрические исследования — измеряют рост и определяют массу тела. Массе тела больных в стационаре уделяют большое внимание, так как при тяжелых, истощающих заболеваниях увеличение массы тела свидетельствует об улучшении состояния больного.
Медицинская сестра приемного отделения руководит санитарной обработкой больных, помогает врачу при проведении манипуляций и операций. Отправляя больного в отделение, она записывает в историю болезни время отправления, о поступлении тяжелых больных предупреждает персонал отделений по телефону.
При выявлении у больного инфекционного заболевания его отправляют в соответствующую инфекционную больницу, сообщают об этом родителям и делают дезинфекцию всех помещений, через которые прошел больной, и всего инвентаря, с которым он соприкасался. В инфекционный кабинет поликлиники направляют заполненное врачом экстренное извещение.
Если необходимости в госпитализации нет, или родители отказываются о госпитализации, обязательно делается запись в соответствующем журнале, а информация о больном сообщается в участковую поликлинику.
К концу своего дежурства медицинская сестра приемного отделения подает список поступивших за день больных (для стола справок), составляет сводку движения больных за сутки, записывает в специальный журнал расход сильнодействующих медикаментов. Медицинская сестра приемного отделения ведет также журнал осмотра на педикулез.
Санитарная обработка больного. В помещении санитарного пропускника размещаются: медицинская кушетка с выдерживающим частое мытье и дезинфекцию покрытием, стол, тумбочка, 2—3 табурета, медицинский шкаф и шкаф для белья.
Необходимо иметь достаточный запас детских пижам различных размеров. Каждому ребенку для мытья выдают отдельный кусок мыла и разовая мочалка, при наличии педикулеза (Ф-20), производят обработку волосистой части головы. Для этого нужно иметь машинку для стрижки волос, ножницы, безопасную бритву, частый гребень (лучше алюминиевый), пелерину, лупу, два термометра: один — для измерения температуры воздуха в помещении, другой — для измерения температуры воды в ванне (он должен быть в деревянной оправе), фонендоскоп, деревянные шпатели и стерильный ватный помазок в стерильной пробирке (для осмотра слизистой оболочки полости рта и зева и для взятия слизи на посев микрофлоры), спирт винный и нашатырный, вату, пинцет, лоток, тазик, горшок.
Гигиеническую ванну не разрешается принимать больным с переломами и открытыми ранами, а также при кровотечении, выраженном общем истощении. Не назначают ванну больным, нуждающимся в оперативном вмешательстве. В таких случаях применяют легкий душ или частичную санитарную обработку.
В тех случаях, когда больному назначена ванна, ее наполняют водой непосредственно перед приемом, причем вначале наливают холодную воду, а затем горячую. Это делается для того, чтобы в помещении не скапливались водяные пары. Заполнять ванну водой следует наполовину или на 2/3 ее объема, чтобы после погружения в нее больного вода не выплескивалась через край, а лишь покрывала тело. Смешав воду, измеряют ее температуру специальным термометром в деревянной оправе. Показания термометра определяют, не вынимая его из воды.
Температура воды для гигиенической ванны может приближаться к температуре тела (34—36 °С) или быть выше (37—39 °С). Длительность пребывания больного в ванне определяется его состоянием и в среднем составляет 15—30 мин.
Во время гигиенической ванны даже при вполне удовлетворительном состоянии ребенка не следует оставлять без наблюдения. Медицинская сестра следит за внешним видом больного и его пульсом, помогает ему при мытье головы и тела, уделяя особое внимание во время мытья тела местам скопления пота (подмышечным впадинам, межпальцевым складкам, промежности и т. д.). Не следует забывать вымыть пупок, что имеет особое значение при подготовке больного к операции на брюшной полости. После, того как ребенок вымыт, ему помогают ополоснуться, выйти из ванны и обтереться согретым полотенцем или простыней. Затем больной надевает больничное белье — рубашку, халат, обувь. В последнее время в детских больницах разрешено пребывание детей в домашней одежде.
Больным, которым ванна или душ противопоказаны, делают обтирание теплой водой. Под больного подкладывают клеенку и, обнажив верхнюю часть тела, поочередно обтирают губкой, смоченной водой или слегка намыленной, шею, грудь, руки. Затем тотчас же насухо вытирают и прикрывают одеялом, чтобы не допустить переохлаждения. Таким же образом обтирают живот, спину, бедра, ноги.
В истории болезни делают отметку о характере произведенной санитарной обработки (полная или частичная)
Для дезинфекции пользуются сухой хлорной известью и осветленным раствором хлорной извести (который можно готовить здесь же), хлорамином и другими дезинфекантами, с которыми работает на данный момент больница.
Для дезинфекции рук медицинского персонала после мытья применяется 0,2% раствор хлорамина, который наливают в кружку Эсмарха с резиновой трубкой и зажимом и подвешивают на стену рядом с водопроводным краном над раковиной. Перед входом и выходом из санпропускника следует положить на пол пористые резиновые коврики, смоченные 0,5% раствором хлорамина.
Необходим также уборочный инвентарь: ведро с педалью, совки, ветошь, щетки или мочалки для мытья ванн, которые лучше хранить в 0,5% растворе хлорамина в особой посуде. Весь уборочный инвентарь должен иметь маркировку с указанием назначения, № отделения и.
Транспортировка больного. Из приемного отделения ребенка направляют в отделение или в операционную. Транспортировка больного в отделение осуществляется несколькими путями, вид транспортировки определяет врач. Больных в удовлетворительном состоянии направляют в палату в сопровождении медицинского работника.
а | б |
Рис. 1.1. Перекладывание больного а) младшего возраста; б) старшего возраста |
Тяжелых больных доставляют в отделение на носилках, установленных на специальной каталке. Каждая каталка должна быть заправлена чистой простыней и одеялом, которые меняют после каждого употребления. Одеяла проветривают, а после инфекционных больных направляют на дезинфекцию. При отсутствии лифта тяжелобольных поднимают на носилках 2 человека, больного несут головой вперед и приподнимают нижний ножной конец носилок. При спуске больного несут ногами вперед, также приподнимая нижний ножной конец носилок.
Тяжелых больных нужно уметь осторожно переносить с носилок на кровать или кушетку и обратно. Перенести маленького ребенка может один человек, держа его правой рукой под бедрами, а левой — обхватив на уровне лопаток (рис. 1 а). Больших детей переносят два медицинских работника. Один из них поддерживает правой рукой голову, шею и верхнюю часть груди больного, а левую руку подводит под нижнюю часть груди, второй — подводит руки под поясницу и бедра (рис. 1 б).
В отделении палатная сестра встречает больного, проверяет качество санитарной обработки, знакомится с больным и историей его болезни.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Современное детское хирургическое отделение рассчитано на 40—60 коек и спланировано таким образом, что по одну сторону широкого коридора расположены палаты, а по другую — сестринские посты. Современная планировка детских больниц предусматривает выделение сестринских постов в блоке с входящими в них палатами, а также помещений для перевязочной и процедурной. В отделении обязательны помещения для столовой, игровой и классной комнат, раздевалки, а также санитарных узлов (для детей и персонала), ванн, горшечной, бельевой, буфетной. В отдельных кабинетах работают заведующий отделением, старшая медицинская сестра, ординаторы. Имеется отдельное помещение и для медицинских сестер и санитарок, где обычно находятся персональные шкафчики для хранения одежды и обуви. Необходимо предусмотреть и подсобные помещения.
Детское хирургическое отделение должно иметь гладкий, легко моющийся пол, обилие света и др. Необходимо отводить уголок для стенда, на котором экспонируются художественные работы детей. В коридоре, столовой, игровой комнате могут быть расставлены комнатные растения в горшках, а на стенах развешены картины на сюжеты детских сказок. Однако во всем необходимо соблюдать чувство меры.
Рабочее место сестры — сестринский пост (рис. 2) расположено так, чтобы можно было легко контролировать все происходящее в палатах. Пост оборудован письменным столом, рядом с которым находятся шкафчики, а иногда и тумбочка. Шкафчики необходимо запирать на ключ. В них на разных полках хранят запас лекарств на сутки, которые группируют по принципу однородности действия. В шкафчике особо выделяют два дополнительно запирающихся ящика: один — для наркотических веществ (промедол, омнопон) с надписью список «А» (черного цвета) на дверце, другой — для сильнодействующих средств (адреналин, кофеин и т. д.) с надписью список «Б» (красного цвета). На отдельных полках размещают шпатели для осмотра зева, термометры для измерения температуры тела, резиновые грелки и пузыри, лекарства для наружного употребления, лотки, стерилизатор с запасом шприцев и игл, небольшой бикс со стерильным материалом и другие предметы ухода за больным.
В ящиках письменного стола хранят письменные принадлежности, чистые бланки температурных листов, вкладыши в истории болезни и др. Истории болезни, после того как в них сделал записи врач, складывают на столе сестринского поста. Около поста палатной сестры находится телефон. Отделение должно быть обеспечено средствами для перевозки больных: кресло-каталка, носилки-каталка.
Обычно в детском хирургическом отделении организуют 2—3 сестринских поста, каждый из которых обслуживают 4—5 сестер, работающих по скользящему графику. Рабочий день палатной сестры начинается в 8 ч 30 мин. Переодевшись в рабочую одежду, сестра принимает пост. Прием и сдачу дежурств производят непосредственно в палатах. При этом обращают внимание на опрятность каждого ребенка — хорошо ли он умыт и подмыт, чистое ли белье на нем, как перестелены постели и т. д. Палатная сестра проверяет качество уборки палат, сбор утренних анализов (моча, кровь, кал и др.), подготовку больных к исследованиям и операции, выполнение утренних назначений, отметку температурных листов. Только так можно выявить недоделки и вовремя их устранить.
Приняв палату, сменщицы проверяют расход лекарств, особенно наркотических и сильнодействующих, кроме того, проверяют наличие историй болезни, тетрадей назначений. Заканчивая работу, сестра обязана сдать пост в полном порядке.
На конференции, которую проводит заведующий отделением, сестры ночной смены кратко докладывают о прошедшем дежурстве: о количестве больных, выбывших и вновь поступивших (по фамилии и диагнозу), о ходе подготовки больных к операциям и исследованиям. Особо оговаривают выполнение назначений, состояние тяжелобольных и наличие лихорадящих, появление у кого-либо из больных жидкого стула, изменение в поведении и настроении.
Работа палатной сестры считается законченной только после сдачи поста сменяющей сестре.
Палата для больных — самая важная структурная единица отделения. По принятым нормам на одну койку приходится 6,5—7,5 м2 площади пола с отношением площади окон к площади пола 1 : 6. В среднем в отделении имеется около 10 палат, в каждой из которых находится 2—6 больных. Отдельную палату отводят под изолятор, куда кладут детей с подозрением на инфекционное заболевание или детей, нуждающихся в индивидуальном уходе. В палатах должно быть уютно, просторно и чисто.
Распределение детей в палатах осуществляется по возрастному принципу или по принципу однородности болезней. Возрастной принцип предпочтительнее, так как концентрация в одной палате детей определенных возрастных групп дает возможность реализовать уход с учетом особенностей детей и, кроме того, поддерживать образцовый порядок, одинаковый размер коек, режим, соответствующее возрасту оснащение. Для новорожденных выделяют палаты со специальным оснащением и оборудованием.
В палате имеется общий стол, за которым врач может записывать истории болезни. В каждой палате должна быть раковина для умывания, зеркало, холодильник.
Койки в палатах размещают так, чтобы к ребенку можно было подойти со всех сторон. Для придания ребенку удобного положения используют функциональные кровати, которые с помощью ручки можно плавно и бесшумно превратить в кресло, не причиняя больному беспокойства.
Матрацы для детей грудного и ясельного возраста обшивают клеенкой. Одеяла могут быть хлопчатобумажные или шерстяные. Края простыни и одеяла в пододеяльнике заправляют под матрац. Если больному не разрешают ходить, то его индивидуальный горшок или судно помещают под кроватью на скамейке. Для лежачих больных детей прикроватные столики разной конструкции используют для кормления, игр, занятий. Иногда возникает необходимость отделить больного ребенка от соседей на время какой-либо процедуры. Для этого в отделении имеются передвижные ширмы.
Индивидуальные столики или тумбочки, находящиеся между койками, служат для хранения предметов гигиены (зубная щетка и паста, мыло, расческа), личных вещей (книги, легко моющиеся игрушки, бумага, карандаши, ручки). Категорически запрещается хранение в тумбочках лекарств и продуктов питания. Для хранения продуктов питания в палате или столовой должен быть холодильник.
Современное устройство палат включает централизованную подачу кислорода к каждой койке, а также сигнализацию на сестринский пост или в коридор — звуковую (тихий зуммер) или световую (красная лампочка) для вызова персонала.
Необходимо следить за тем, чтобы в палатах для детей младшего возраста электрические розетки, кислородные краны, детали прикроватной сигнализации находились на недоступном для ребенка расстоянии во избежание несчастных случаев. Точно так же проветривание палат должно осуществляться через фрамуги или форточки, возможность открывать окна должна быть ограничена.
Непременным условием содержания палаты является хорошая вентиляция. Температура воздуха в палате должна быть около 20 °С. Для контроля температуры воздуха в каждой палате устанавливают комнатный термометр. Летом целесообразно держать окна открытыми, но необходимо учитывать особенности поведения детей, их неосторожность, могущую повлечь за собой печальные последствия. Поэтому летом в окна необходимо вставлять металлические сетки для предотвращения несчастных случаев.
Вечером палаты должны быть освещены электрическим светом. Ночью персонал, входя в палату, должен включать специальный ночной свет. Лучше всего для этого подходят лампы с темным (синим) стеклом, вмонтированные у входной двери.
Буфетная комната. В каждом отделении имеются оснащенная приспособлениями для подогрева пищи буфетная комната, а также мойка для посуды, стол, шкаф. Рядом с буфетной располагается помещение— столовая, где старшие дети принимают пищу. Детей грудного и ясельного возраста кормят в палате, в которой желательно иметь специальные столики с выдвижными стульчиками.
Перевязочные. Процедурные. Манипуляционные. Для проведения перевязок, парентерального введения лекарственных препаратов и выполнения различных манипуляций выделяют специальные помещения, к которым применяются более строгие нормы санэпидрежима. Желательно, чтобы в каждом хирургическом отделении имелись две перевязочные — чистая и гнойная и манипуляционные, в которых выполняют эндоскопические исследования и некоторые процедуры (бужирование, катетеризация мочевого пузыря и др.). Если такой возможности нет, то больные поступают в единственную перевязочную в строгой последовательности — вначале выполняют чистые перевязки и манипуляции, затем — проводят их больным с хирургической инфекцией.
Все кабинеты оснащены специальным оборудованием и инструментарием, располагают достаточным количеством медикаментов, перевязочного материала. По окончании рабочего дня в кабинетах проводят влажную уборку, включают бактерицидные лампы, стерилизуют инструментарий. Ответственность за порядок работы и соблюдение правил асептики и антисептики в перевязочной, процедурной и манипуляционной несет медицинская сестра кабинета.
ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
В ДЕТСКОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
Уход за больными детьми осуществляет средний и младший медицинский персонал. Основные обязанности по уходу за больным ребенком приходятся на долю палатной медицинской сестры. Персонал остальных подразделений (перевязочной, процедурной, диагностических отделений и операционного отделения) подключают к уходу на отдельных этапах пребывания больного в стационаре. Функциональные обязанности среднего медицинского персонала состоят из следующих основных моментов:
1. выполнение врачебных назначений по обследованию больного (первичный осмотр, антропометрия, измерение пульса, АД, ЧДД, суточного диуреза, забор материалов для анализов, подготовка к инструментальным методам обследования);
2. выполнение врачебных назначений по лечению больного (энтеральное и парентеральное введение лекарственных препаратов, постановка компрессов, горчичников, клизм и т.д.)
3. помощь врачу при проведении медицинских манипуляций
4. общий уход за больными (уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта, профилактика пролежней, организация правильного и своевременного питания);
5. предоперационная подготовка и уход в послеоперационном периоде;
6. оказание первой доврачебной помощи;
7. обеспечение санитарного и лечебно-охранительного режима отделения;
8. прием, выписка и транспортировка больных;
9. ведение медицинской документации.
Требования к внешнему виду медицинского персонала. Для предупреждения внутрибольничного инфицирования медицинский работник должен иметь спецодежду, правильно ею пользоваться и обязан соблюдать следующие правила: а) верхнюю одежду и спецодежду хранить отдельно; б) не выходить в спецодежде за пределы территории больницы и не носить ее в неслужебное время.
Каждый медицинский работник должен тщательно соблюдать правила личной гигиены и являться образцом высокой санитарной культуры. Недопустимо присутствие в коллективе с проявлениями простудного или другого инфекционного заболевания. Особого внимания требует уход за руками. Медицинский персонал должен мыть руки не только перед едой и после посещения туалета, но и перед каждой медицинской манипуляцией и после нее, строго оберегать свои руки от загрязнения. Мыть руки нужно со щеткой. Это необходимо, с одной стороны, чтобы очистить от грязи около- и подногтевые пространства, а с другой — чтобы кожа в этих областях стала несколько грубее. Мыть полы, убирать санитарный узел в квартире, работать в саду и огороде, чистить овощи и т. д. следует в перчатках. Ногти нужно коротко стричь, красить их лаком не рекомендуется.
Рис. 1.3. Общий вид рук хирургической медицинской сестры |
Волосы всегда должны быть аккуратно причесаны, следует избегать чрезмерно пышных причесок, при которых волосы во время работы могут выбиваться из-под шапочки или косынки. Уход за полостью рта также имеет большое значение для медицинского персонала, так как небрежное отношение и недостаточный уход приводят к разрушению зубов, появлению неприятного запаха изо рта, бациллоносительству. Идя на работу, не следует употреблять в пищу такие сильнопахнущие вещества, как чеснок, лук и др.
Каждый культурный человек, а медицинский персонал особенно, обязан соблюдать гигиену одежды. В большинстве больниц для сотрудников имеются индивидуальные шкафы, предназначенные для хранения не только спецодежды, но и рабочего платья и обуви. К спецодежде среднего медицинского персонала хирургического отделения предъявляются следующие требования: безукоризненно чистый халат должен полностью закрывать одежду, а косынка — волосы. Во многих больницах сотрудники различных отделений работают в костюмах определенного цвета (голубого, зеленого или розового цвета), что создает удобство в работе и больше отвечает эстетическим требованиям. Халаты в этих случаях шьют из той же ткани, что и костюмы. Обувь должна быть без каблуков, из легко моющегося и поддающегося чистке материала (кожа, синтетика).
Безукоризненному туалету и чистоте медицинского персонала - должны соответствовать их поведение и манеры — подтянутость, приветливость, внимательность и четкость в работе, культура речи.
Студенты, находящиеся на практике, также должны обращать внимание на свой внешний облик. Нужно помнить, что шерстяные вещи и синтетика не рекомендуются для работы в хирургическом отделении. Одежда должна быть хлопчатобумажной (хирургический костюм или брюки с рубашкой, блузкой). В детскую больницу необходимо приходить в чистом халате. Волосы должны быть аккуратно подобраны под шапочку. Косметика сведена до минимума. Духи и одеколон нужно употреблять в умеренном количестве. Скромность и умеренность в употреблении косметики и ношении различных украшений диктуется самим характером деятельности медицинского персонала.
Правила поведения персонала. Очень важно, чтобы студенты в период обучения, а именно во время пребывания в детской больнице, усвоили морально-этические стороны работы, научились 1) общению с детьми, 2) общению их родителями, 3) взаимоотношениям с медперсоналом.
В медицинском учреждении ребенок должен встречать неизменно дружелюбное и приветливое отношение персонала, должен видеть и чувствовать полную готовность и желание персонала в любое время прийти ему на помощь и сделать все возможное, чтобы избавить его от страданий. Доброжелательное и внимательное, вежливое и тактичное отношение успокоят даже самого раздражительного и нетерпеливого ребенка. С мягкой настойчивостью нужно проводить все медицинские манипуляции и добиваться выполнения больным назначенного режима.
Внимание ребенка постоянно приковано к врачу и медицинским сестрам, от них он ждет облегчения страданий, разъяснения своих сомнений и тревог. Он готов поверить в лучшее, и нужно, чтобы отношение медицинского персонала способствовало поддержанию в нем этой веры. Дети все видят, все запоминают и делают выводы относительно себя. Оставшись одни, они делятся друг с другом своими страхами и соображениями по поводу услышанного. Решив, что дела у них обстоят плохо, дети замыкаются, плачут или становятся агрессивными. Каждый медицинский работник ни на минуту не должен забывать, что он находится в центре усиленного внимания всех детей в палате.
Очень часто дети или их родители обращаются с вопросами относительно заболевания ребенка к палатной сестре. Отвечать на эти вопросы должен только врач. Сестра в отсутствие врача может отвечать на вопросы больного коротко, не углубляясь в подробности, повторяя ему то, что говорил врач во время обхода. При этом нужно быть очень осторожной, чтобы не сказать ничего лишнего.
Умение правильно разговаривать с больным требует подготовки, опыта, изучения психики больного, собственной культуры и такта. К больному ребенку следует относиться терпеливо, понимать его внутреннее состояние, жалеть его и проявлять неистощимое, поистине родительское терпение. Например, при поступлении и стационар на ребенка любого возраста и любого темперамента больничная обстановка действует, как правило, отрицательно, у многих детей вид белых халатов, запах медикаментов ассоциируются с болезненными инъекциями, прививками и т. п., вызывая отрицательные эмоции.
Поведение детей во многом определяется складом характера и воспитанием. Одни дети ведут себя внешне спокойно, другие не скрывают боязни, но все без исключения волнуются, некоторые безутешно плачут, и расставание их с родителями производит тягостное впечатление. Не следует забывать, что поступки детей иногда объясняются различными изменениями в центральной нервной системе, возникшими на почве заболевания. Во всех случаях терпеливое и мягкое отношение действует на ребенка успокаивающе.
Очень важно первое впечатление, которое складывается у больного об отделении. Не следует сразу укладывать ребенка на отведенную ему койку, а вначале надо показать все лучшее, что его может заинтересовать: живой уголок, игрушки, аквариум, интересные книжки и т. п. Это в известной степени отвлекает внимание ребенка и располагает к доверию и свободному проявлению своих чувств, высказыванию желаний.
Переодевая поступившего больного в больничную одежду, надо обязательно подобрать ее индивидуально по росту, проверить целостность завязок и пуговиц. Разрешают носить и домашнюю одежду.
Внимательно выслушать ребенка, понять суть его просьбы, выполнить возможное, разъяснить и мотивировать причину отказа — вот обязательная норма поведения персонала, осуществляющего уход за ним.
Ятрогении. Все, что назначается больному, должно приносить пользу. Однако бывает и обратное, когда отношение персонала может стать причиной не только отрицательных эмоций, но и нового заболевания, которое называют ятрогенным. Ошибка при введении медикаментов (ятрофармакогения) или техническая погрешность (манипуляционная ятрогения) в выполнении назначений — это не только пренебрежение своими обязанностями, а преступление, так как ошибка эта может иметь тяжелые последствия для больного, а иногда даже быть причиной его смерти. Поэтому правильное и своевременное выполнение врачебных назначений является первостепенной обязанностью медицинской сестры и лиц, выполняющих ее функции (студенты медицинского института, находящиеся на практике по уходу за больными).
Если больному введено не то лекарство, необходимо немедленно сообщить об этом врачу, чтобы вместе с ним, не теряя времени, помочь ликвидировать, если возможно, последствия ошибки. Больной и причиненный ему вред должны целиком занять в это время мысли и чувства медицинского работника, в них не должно остаться места для страха перед наказанием.
В большинстве случаев причиной ошибок бывают недостаток внимания и спешка. Медицинская работа требует сосредоточенного внимания. Выполняя медицинскую манипуляцию, нельзя думать о чем-нибудь своем. Нужно дисциплинировать свое мышление, научиться сосредотачиваться на выполняемом деле. Чаще всего ошибки происходят у тех, кто позволяет себе отвлекаться.
Немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника. Выполнять свои обязанности нужно не только правильно и своевременно, но и сознательно. Нужно знать действие лекарств, влияние лечебных процедур па больного. Если вместо полезного действия возникает необычный эффект, нужно тотчас сообщить об этом врачу и прекратить процедуру. Если примененное средство не дает лечебного эффекта (например, болеутоляющее) и больной продолжает страдать, нужно тоже обратиться к врачу. Нельзя слепо, механически выполнять назначения врача: бывает, что в состоянии больного внезапно возникают изменения и назначенное ранее лечение в этой ситуации может даже повредить больному. Например, ребенку после операции разрешено пить, а у него после питья возникает рвота. В этом случае нужно не давать ребенку питье, а пригласить к больному врача, который, осмотрев больного, решит, что надо делать.
Психогенная ятрогения. Чаще всего причиной ятрогенного заболевания является неудачное или неуместное высказывание о болезни в присутствии больного. Необходимо уметь хранить врачебную тайну. Во-первых, это касается истории болезни и результатов анализов. Документы эти необходимо хранить так, чтобы они не могли попасть не только в руки, но и на глаза ребенка или родителей. На первой странице истории болезни написан диагноз, и если история болезни лежит в общедоступном месте, пациент может случайно заглянуть в нее и прочесть, что может вызвать нежелательную реакцию, особенно это касается больных с подозрением на злокачественное новообразование.
Нельзя рассказывать больным в палате о течении болезни у больного из другой палаты или что было обнаружено у больного во время операции. Обязательно найдется кто-нибудь, кто передаст этот рассказ родителям больного, о котором шла речь, к тому же в извращенном виде.
Давать сведения о больном по телефону нельзя. Сведения о больных близкие родственники получают у палатного врача в определенные дни и часы.
Переступая порог медицинского учреждения, нужно забыть обо всем, кроме больных и своих обязанностей по отношению к ним. Эти качества студенты должны развивать в себе с первых дней работы в больнице.
Медицинская работа требует постоянного самоусовершенствования: каждодневного анализа всех своих поступков, качества работы. Чувство неудовлетворенности естественно, так как чем выше требования к себе, чем больше самокритичность, тем меньше места для удовлетворения и самоуспокоенности.
Посторонние разговоры, ведущиеся в рабочее время в присутствии родителей, производят на них удручающее впечатление. Разговоры эти роняют авторитет медицинского работника перед больными.
Отношения с родителями имеют немаловажное значение в работе палатной сестры детского хирургического отделения. Она должна понимать волнения и переживания, испытываемые родителями, когда ребенка, иногда единственного в семье и ранее не покидавшего дом, отдают в больницу для хирургического лечения. Родители не без основания считают каждую операцию у своего ребенка тяжелой. Имеется особая группа родителей, требующая повышенного внимания: родители, потерявшие ранее ребенка и глубоко травмированные перенесенным несчастьем; немолодые родители, имеющие единственного ребенка; мать, лишенная возможности иметь следующего ребенка. Эти родители остро реагируют на всякие отклонения в обычном течении заболевания у ребенка.
При общении и в разговоре с родителями следует руководствоваться чувством такта, проявлять большую осторожность при первом знакомстве с ними. Каждое слово, жест, выражение лица могут быть истолкованы неверно, если вести себя неосторожно, давая повод к этому. Неэтично, например, при родителях называть врожденные заболевания «уродствами»; следует избегать таких фраз, как «рана разошлась», «повязка промокла кровью» и т. п. Сестре надо быть очень тактичной и при расспросах о результатах анализов.
Некоторые родители читают специальную литературу, знают медицинские термины и настойчиво расспрашивают о диагнозе, ходе операции и прогнозе. Именно эта категория людей чаще всего неверно трактует разные нюансы в ходе лечения. Необходимо взять за правило не отвечать на подобные вопросы, а переадресовывать их лечащему врачу.
Особые отношения у медицинских сестер складываются с матерями, находящимися при ребенке и помогающими обслуживать других детей. Сестра должна помнить, что ее работа «на виду». Она должна быть особенно сдержанной, аккуратной, не допускать в отношениях с матерями фамильярного тона, сохранять чувство собственного достоинства. Ни в коем случае нельзя передоверять матери даже простейшие манипуляции.
Отношение друг к другу должно быть вежливым, деловым, спокойным, тактичным. Контакты эти часто происходят в присутствии больных и их родителей, а перед ними весь коллектив должен быть единым, действовать одинаково, всегда только на пользу больным. Нужно стараться своим поведением и отношением к врачу укреплять его авторитет перед больными, так как это усилит эффект проводимого лечения. Максимальное внимание ко всему, что и как говорит врач во время обхода, поможет медицинской сестре выполнить назначение больному правильно. Все, что ей непонятно, она должна уточнить у врача вне палаты.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие основные структурные подразделения детской больницы хирургического профиля Вы знаете?
2. Кого допускают к уходу за детьми в хирургическом стационаре?
3. Каким образом отделяют больных с хирургической инфекцией от так называемых чистых больных?
4. Перечислите основные мероприятия, проводимые в приемном отделении.
5. Какова последовательность работы при поступлении больного в приемное отделение?
6. Каково устройство приемного отделения?
7. Какие данные заносит медицинская сестра в историю болезни в приемном отделении?
8. О поступлении каких больных подается телефонограмма в милицию?
9. Каким образом осуществляется санитарная обработка тяжелых больных?
10. Какие антропометрические исследования обязательны в приемном отделении?
11. Какие существуют способы транспортировки больных?
12. Перечислите основные мероприятия, проводимые в профилированном отделении.
13. Как оборудуется рабочее место палатной сестры?
14. Как распределяют детей по палатам?
15. Каковы требования к оборудованию палат детских хирургических отделений
16. Как проводят свой досуг дети в отделении?
17. В каких кабинетах делают перевязки и манипуляции, как оснащены эти кабинеты?
18. В чем заключается прием и сдача дежурств медицинской сестрой?
19. Какова роль палатной сестры во врачебном обходе?
20. Какую документацию ведет палатная сестра?
21. Кому подчиняется палатная медицинская сестра?
22. Каковы основные обязанности персонала, осуществляющего уход за больными?
23. В чем состоят требования к внешнему виду персонала
24. Правила поведения персонала по отношению к больному ребенку
25. Что такое ятрогенные заболевания?
26. Как должна поступить сестра при совершенной во время выполнения врачебного назначения ошибке?
27. Правила поведения персонала по отношению к родителям больных детей?