Специального обучения сестер не было.
Раздел 1. ПМ 04 Общение и обучение в сестринском деле
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела
Тема 1.1. Становление и развитие сестринского дела в России и за рубежом.
Лекция 2. История развития сестринского дела в России.
Содержание учебного материала:
1. Становление и развитие сестринского дела в России.
2. Организация ухода за больными в монастырских и гражданских больницах, на дому.
3. Организация общин сестер милосердия.
4. Деятельность сестер милосердия, во время военных действий. (Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская и др.).
5. Н.И. Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.).
6. Создание и развитие Российского общества Красного Креста.
7. Участие сестер милосердия в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
8. I Всероссийский съезд сестер милосердия в Москве (август 1917г.) Развитие сестринского дела в первые годы советской власти. "Красные сестры" периода гражданской войны.
Каждая медицинская сестра должна знать историю развития сестринского дела. В отличие от Европы сестринский уход в России имеет светские корни. Организацией сестринских общин, больниц для неимущих, занимались женщины благородного происхождения и великие княгини (Ольга, Мария). В зарубежных странах уходом занимались в основном женщины низших слоев общества ("падшие женщины"). В России профессия "сестры милосердия" считалась уважаемой. В настоящее время профессия медицинской сестры является малоуважаемой и малооплачиваемой.
I. В 988 -989 годах Русь принимает христианство. Это событие стало началом для общественного развития медико- санитарной помощи человеку. По мнению историков, "сестринское дело как отдельная объективно существующая реальность зародилась в ранний христианский период.
Почему именно христианство послужило толчком для развития медико-санитарной помощи человеку? "Христианство в огромной степени имело отношение к признанию ценности каждого отдельного человека как личности. Служить человеку значило служить Богу".
В 996 году Киевский князь Владимир издает официальный Устав, в котором вменяет в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятую часть от дохода на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.
считает, что становление светского сестринского дела проходило самобытным путём, без заметного влияния европейской медицины. Именно России принадлежит приоритет в формировании представления о сестринском уходе как особой форме медицинской деятельности, требующей специальной теоретической подготовки.
На Руси придворные врачи появились уже в X в. при киевских князьях. В основном это были монахи Киево-Печёрского монастыря. При монастырях создавались больничные палаты. Место, где боль кладёт человека «ниц», стали называть больницами. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси связано с именем княгини Ольги, которая организовала больницу, где за больными стали ухаживать женщины. В монастырях обучали искусству врачевания и медицинской культуре дочерей и вдов знатных людей. Больничные здания, как правило, размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали прачечные, бани, огороды, кладбища. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц. Неимущие за дни, проведенные на лечении в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе.
До татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переяславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыне, в Галицкой Руси и др.
Но богатые традиции народной медицины не были утрачены, продолжали распространяться рукописные произведения. В них давались советы по применению целебных трав, гигиене питания, по использованию бань. Из летописи мы знаем о Евпраксии, родившейся в 1108 г., внучке князя Владимира, которая глубоко изучила народную медицину и оставила первый отечественный медицинский труд под названием «Мази». Он посвящён вопросам физиологии, гигиены, пропедевтики, профилактики некоторых болезней.
В 1551 г. на Стоглавом соборе впервые было высказано намерение открывать государственные больницы и богадельни, так как монастырские богадельни не могут «призреть и лечить всех желающих
Таким образом, в Московской Руси участие женщин в судьбе больных проявлялось в различных видах благотворительной деятельности, осуществлявшейся представительницами различных сословий.
Многие отечественные историки медицины (в их числе Л.Ф.Змеев, Н.Я.Новомбергский и другие) полагали, что первая (в современном понимании) больница,в которой лечили врачи, а обслуживали монахи, была построена в XVII веке в период "Смутного времени"(1612-1618)году при Троицком монастыре (Сергиев Посад).
B XVII веке многие русские монастыри процветали, богатели и это позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных (больницы). Большую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, в Гранатном дворе у Никитских ворот, в Ново-Иерусалимском монастыре.
Со вступлением на трон династии Романовых милосердием и благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начинают заниматься знатные светские феодалы. Так в 1650 году на территории Андреевского монастыря был открыт приют для беднейших больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор. Это, по-видимому, была первая городская больница.
Стали появляться указы, касающиеся благотворительности: 1670 год — о создании приказа для строения богаделен; 1674 год— о том, что все богадельни, содержащиеся правительством, должны отныне содержаться за счет патриаршей казны. В царствование Алексея Михайловича государство впервые стало проявлять заботу об увечных престарелых воинах.
Благотворительность на Руси до конца XVII века оставалась деятельностью угодной Богу и влекущей отпущение самых тяжких грехов. С конца XVII века больницами стал управлять патриарший приказ, а затем они перешли в ведение приказа аптекарского. В это же время за счет государственной казны в Москве строится больница для получивших тяжелые ранения на государственной службе. В том же указе монастырям предписывалось «лечить безденежно» и «лекарства держать недорогие». При каждой больнице обязательно должны были находиться трое: «дохтур, аптекарь и лекарь».
В 1710 году Петр I издал указ, согласно которому престарелые, раненые, увечные офицеры и солдаты, не годные к военной службе, помещаются в московские богадельни.
С 1715 года в воспитательных домах, созданных специальным указом царя, должны были служить женщины, в обязанности которых входил и уход за больными детьми.
В связи с проведением Петром I реформ, создается так называемая «Медицинская коллегия» (канцелярия), которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными.
В 1735 году вышел генеральный регламент о госпиталях, в котором определяется сфера деятельности женщин (мытье полов, стирка белья), количество работниц при больных определялось характером и тяжестью заболеваний последних.
Специального обучения сестер не было.
Этим начинаниям Петра суждено было прерваться почти на 100 лет. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем приводило к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении. При преемниках Петра, вплоть до Екатерины II, новые больницы не открывались, а открывались богадельни и братства, где заботились и о хронических больных.
В первые годы Екатерининского правлениясодержание богаделен инвалидных домов было возложено на Экономическую коллегию. В 1764 году был издан указ об организации в каждой губернии Приказов общественного призрения, которые должны были заниматься попечительством больниц, богаделен, работных домов для ленивых и смирительных домов для душевнобольных. Учреждались больницы и приюты для неизлечимо больных.
К середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться и в гражданских больницах. В Павловской больнице в Москве для ухода за больными по штату полагалось иметь баб-сидельниц из жен и вдов больничных солдат.Одна из них предназначалась для осматривания больных женщин и проведения простейших процедур. Позже для улучшения ухода за больными в Павловской больнице было постановлено нанимать исключительно женскую прислугу — сидельниц и кухарок. Но даже такое неквалифицированное обслуживание больных было распространено лишь в незначительной части больниц Петербурга и Москвы.
В конце XVIII века появляется большое количество смирительных и сиротских госпиталей, богаделен для призрения увечных и престарелых, создаются новые лечебницы и больные. Присмотр за всеми этими учреждениями был возложен на Главный магистрат и на полицию.
В XVIII веке в России стали известны первые фельдшера. Их тогда называли «рудометами» или «цирульниками». Характерным для первых медицинских школ в России была слитность фельдшерского и врачебного образования. Через 2-3 года после поступления успевающие ученики получали звание «подлекарей» (что примерно соответствовало званию фельдшера), затем еще через 1-2 года им присваивалось звание лекаря. В 1798 году врачебное образование было отделено от фельдшерского.
Следующий шаг в развитии женского ухода за больными - появление службы «сердобольных вдов». В 1803 году при воспитательных домах в Петербурге и Москве были" учреждены так называемые «вдовьи дома», предназначенные для призрения неимущих, увечных и престарелых жен, и вдов лиц, состоящих на государственной службе. В 1804 году попечителю Московского воспитательного дома было предложено построить рядом с больницей для бедных новый дом для вдов с тем, чтобы некоторые из них за умеренную плату приняли на себя присмотр за больными так, чтобы «все больные получили бы надзор благотворительных вдов». Но лишь в 1813 году при Петербургском вдовьем доме было принято решение употребить некоторое число вдов для работы в Мариинской больнице для бедных, а также для ухода за больными на дому. Дежурные вдовы должны были наблюдать за благоустройством в палатах, за порядком в раздаче больным пиши и лекарств, за чистотой и опрятностью больных, их постелей и белья, за поведением больных и посетителей. Доктора и лекари должны были давать вдовам необходимые наставления по уходу за больными. «Сердобольные вдовы» должны были осваивать некоторые медицинские приемы, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным.
Прошедшие испытательный срок «сердобольные вдовы» приводились к присяге с вручением знака отличия - золотого креста, который предписывалось носить на шее всю жизнь, даже если «сердобольная» выходила в отставку. Со второго года службы «сердобольные вдовы» могли посещать больных в частных домах, получая за свой труд плату. В 1818 году из Петербургского вдовьего дома в Москву были посланы четверо «сердобольных вдов» с целью руководства двенадцатью избранными на испытание вдовами в московскую больницу для бедных. Существование службы «сердобольных вдов» определялось доходами «вдовьих домов» и крупными пожертвованиями благотворителей.
При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали русские женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 года в Петербурге «Патриотического женского общества», предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия врага. Жизнь показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учреждения были не в состоянии обойтись без вспомогательного женского труда. Поэтому в 1818 году была создана государственная служба сиделок, которые обучались в больницах санитарно-гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах.
В связи с большой потребностью в таких помощницах в 50-х годах XIX века в Петербурге открылась школа «Русских нянек». А в 1822 году главный врач Мариинской больницы для бедных в Москве X. Ф. Оппель выпустил первое руководство по уходу за больными. Он считал, что сердобольная вдова - «Орудие в руках врача», невольно указав на необходимость партнерских отношений в лечении больного.