Порядок вычисления стандартизованных показателей обратным методом

За стандарт смертности, заболеваемости и так далее принимается какая-либо группа населения. Число умерших или заболевших делят на соответствующие возрастные показатели смертности или заболеваемости, принятого за стандарт населения. Полученные ожидаемые числа населения соответствующих возрастов суммируются и делятся на фактическую численность населения, принятого за стандарт. Частное от этого деления указывает во сколько раз смертность или заболеваемость выше или ниже смертности или заболеваемости населения, принятого за стандарт, и дает возможность вычислить стандартизованный показатель.

Пример вычисления стандартизованных показателей прямым методом (табл. 6.1).

1 этап – вычисление частных и общих простых показателей заболеваемости детей путем определения интенсивных показателей.

Таблица 6.1

Зависимости заболеваемости детей от посещаемости дошкольных учреждений

Возраст, лет Посещающие Не посещающие
Число детей Число заболеваний Заболеваемость в % Число детей Число заболеваний Заболеваемость в %
До 1 8,3 9,0
1 - 3 12,5 12,5
3 - 7 25,0 24,0
Всего 19,1 13,3

2-й этап – расчет стандарта. За стандарт принят возрастной состав детей обеих групп (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Расчет стандарта

Возраст, лет Число детей
Абсолютные % к итогу
До 1 60+100=160 26,2
1 - 3 80+120=200 32,8
3 - 7 200+50=250 41,0
Всего 340+270=610 100,0

3-й этап – исчисление стандартизованных показателей заболеваемости («ожидаемого» при одинаковом возрастном составе детей) (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Расчет стандартизованных показателей

Возраст Всего детей Заболеваемость детей
посещающих дошкольные учреждения не посещающих дошкольных учреждений
% к итогу Простой Стандартизованный Простой Стандартизованный
До 1 26,2 8,3 2,2 9,0 2,4
1 - 3 32,8 12,5 4,1 12,5 4,1
3 - 7 41,0 25,0 10,3 24,0 9,8
Всего 100,0 19,1 16,6 13,3 16,3

Данные граф 2, 3 и 5 переписаны из предыдущих таблиц. Для получения стандартизованного показателя исходят из следующего (графы 4 и 6): если на 100 детей, посещающих дошкольные учреждения, приходится 8,3 заболевших, то, сколько же придется заболевших на соответствующую группу стандарта, то есть на 26,2 (см.табл. 6.2).

Техника вычисления

1. Составление пропорции:

Порядок вычисления стандартизованных показателей обратным методом - student2.ru

2. Вычисление показателя:

Порядок вычисления стандартизованных показателей обратным методом - student2.ru и т.д.

Стандартизованные показатели заболеваемости получаются в результате суммирования граф 4 и 6, т.е. соответственно 16,6 и 16,3%.

Оценка стандартизованных показателей: простые показатели заболеваемости были выше в дошкольных учреждениях по сравнению с детьми воспитывающих дома (соответственно 19,1 и 13,3%). Стандартизованные показатели свидетельствуют, что разницы в зависимости почти нет (16,6 и 16,3%). Следовательно, если бы возрастной состав сравниваемых детей был бы одинаковым, то разница в заболеваемости не было бы.

Динамические ряды

Изучение динамических процессов имеет большое значение для правильного анализа социально-медицинских, клинических явлений, прогнозирования и планирования лечебно-профилактических и организационных мероприятий.

Динамическим рядом называется совокупность однородных статистических величин, показывающих изменение какого-либо явления во времени.

Уровнем ряда являются числа, составляющие динамический ряд.

Типы динамических рядов.

Моментный– величины, характеризующие размеры явления в определенные моменты или дату. Например, численность населения КР на конец соответствующего года. Их величины не подлежат делению или суммированию в данный момент.

Интервальный– величины явления за определенный интервал времени. Например, число родившихся по годам. Внутри каждого года величины можно разделить по кварталам, месяца и т.д. Также годовые величины можно суммировать по трех, пятилеткам и т.д.

Динамический ряд может состоять из абсолютных и производных величин (относительных и средних) и соответственно называется простым и сложным.

Наши рекомендации