Особенности медицины Древней Месопотамии

Термин «Месопотамия» (греч. Mesopotamia — Междуречье или Двуречье) введен греческим историком Геродотом.

Плодородная долина нижнего Евфрата в Передней Азии была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Сейчас это в основном территория Ирака.

Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.

1. Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (7—6-е тыс. до н.э.).

2. Первые древнейшие города-государства шумеров конец 4-го—3-е тысячелетие до н. э.).

3. Вавилонское царство (начало 2-го тысячелетия до н.э.—539 г. до н.э.).

4. Ассирийское царство (конец 3-го тысячелетия до VII в. до н.э.).

Идеология Древней Месопотамии была религиозной. Она освящала существовавшее тогда устройство семьи, общины, государства, собственно­сти и содействовала укреплению царской власти. Ее влияние на развитие эм­пирических знаний (и врачевания в том числе) было ощутимым.

ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРИИ.

Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали че­репицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи, разрабатывали основы государственности и права. Они заложи­ли первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчис­лять время и к началу 3-го тысячелетия до н. э. создали первую в истории чело­вечества письменность — клинопись.

Создание письменности требовало обучения и обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они назывались э-дубба (дом табличек). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах не имеется.

Религиозные представления шумеров сформировались на протяжении 3-го тысячелетия до н.э. По их представлениям мир состоял из неба и земли, между ними располагались воздух и звезды; и все это окру­жало бесконечное море. Управлял этим миром пантеон живых существ схожих с человеком, но превосходящих его во всем и бессмертных (несмотря на то, что они могли болеть или быть ранеными). Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богам и обеспечи­вать их всем необходимым. Отсюда по­стоянные жертвоприношения и риту­алы в храмах. После смерти человек спускался в темный мир, который был лишь бледным подобием земно­го.

Врачеватели поклонялись многим богам: прежде всего богине врачевателей Гуле — «великой» в переводе с шу­мерского. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвра­щает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни, ибо первоначально она была богиней смерти.

Посредниками в общении между богами и людьми были жрецы, в то же время у каждого человека был свой личный бог.

О развитие врачевания известно из небольшой глиняной таб­лички, которая была составленная в Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до н.э. В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. Таким образом, она может считаться древ­нейшей «фармакопеей» в истории человечества.

Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего, расти­тельного происхождения: травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дере­ва, груши, фиги, инжир, иву, пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепа­хи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле.

Шумерский врачеватель, составивший эту табличку в своей прак­тике исходил из эмпирического опыта, — в ней нет ни единого слова о богах или демонах, она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречают­ся в медицинских текстах Древней Месопотамии более позднего периода. Таб­личка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен.

Например: «Предписание 5. Растереть речную глину (ил) и смешать ее с водой; натереть сырой нефтью и приложить как припарку... Предписание 12. Просеять и перемешать растолченный панцирь черепахи, ползу­чее растение нага (из него добывают соду), соль и горчицу. Промыть больное место качественным пивом и горячей водой; вычистить (отскоблить) больное место этим составом и затем смазать растительным маслом и покрыть растертыми в порошок иглами пихты.

Табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Вероятнее всего это связано с тем, что в Шумерии значи­тельный объем знаний передавался устно — записывались лишь конкрет­ные и точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать

Дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в Шумере конца 3-го тысячелетия до н. э. развивалось не в связи с магией и религией, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Таким образом, период раннего рабов­ладения по преимуществу был временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Врачеватель имел высокий социальный статус. Врачеватели имели свои печати, на которых изображались инструменты для врачевания, сосуды для лекарств, имя владельца печати и фигура (врачевателя или, что вполне возможно, его божественного покровителя). Печать выполняла в Месопотамии функции появившейся позднее подписи.

Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов — об­разец для более поздних законода­тельств. Древ­нейшие из них — законы Шульги (конец 3-го тысячелетия до н.э.), правовой кодекс Ур-Наммы — основателя Третьей династии Ура (около 2050 г. до н.э.) и кодекс Липит-Иштара — правителя Шумера и Аккада (около 1850 г. до н. э.). Законы в Шумере строго соблюдались.

Шумеры первыми стали отходить от закона талиона «око за око, зуб за зуб» и начали заменять его более гуманным денежным штрафом.

У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила, осно­ванные на коллективном опыте и народной традиции: не пить воды из нечи­стой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в оп­ределенного рода пище и т.п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщатель­но вымытым и выбритым с головы до пят. Одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза (вшивости). Мужчины были либо чисто выбриты, либо носили длинные бороды и длинные волосы, разделенные пробором. Основным материалом для одежды была овечья шерсть; льняное полотно ис­пользовалось для одеяний жрецов. В домах были туалеты, полы покрывались тростниковыми циновками, под домом часто располагали семейный мавзо­лей.

Таким образом, достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего раз­вития знаний у народов Ассирии, Вавилонии и других государств древней Передней Азии.

ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ (2-е—середина 1-го тысячелетия до н.э.)

Расцвет и могущество государства связаны с деятельностью выдающегося семитс­кого правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.).

В этот период были достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и по­лучении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, в языко­знании, математике, астрономии, врачевании.

Как и шумеры, вавилоняне счита­ли, что земная жизнь является отра­жением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здо­ровье человека в единстве со всем ок­ружающим миром, т.е. Вселенной.

Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов. Они сохранили их функции, но дали богам другие имена.

По представлениям древних вавилонян, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Анну, владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии (Мирового океана) Эйа.

Эйа почитался, как бог мудрости и всех видов искусств, покровитель заклинателей и врачебного искусства. Этим именем в Древней Месопотамии называли врачевателей.

Помимо верховной триады богов, у древних вавилонян существовала дру­гая триада: бог Солнца Шамаш, бог Луны Син и богиня Утренней звезды Иштар.

В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Столь же могущественной считалась и шумерская богиня Эрешкигаль — царица подземного мира. Считалось, что она управляет заразными болезнями и лихорадками, которые, подобно призракам, «выползали» из-под земли.

Богиней врачевания и исцеления считалась Гула.

Помимо богов, духовный мир жителей древнего Двуречья наполняли полу­боги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи. Неко­торые считались добрыми, но большинство — злыми, внушавшими страх су­ществами, которые, по мнению древних вавилонян и ассирийцев, постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и болезней.

В целом идеология Древней Месопотамии была религиозной. Она освящала существовавшее тогда устройство семьи, общины, государства и собственно­сти и содействовала укреплению царской власти. Ее влияние на развитие эм­пирических знаний (и врачевания в том числе) со временем становилось все более ощутимым.

Врачебные знания в Древней Месопотамии передавались устно. В старовавилонский период они записывались на глиняных таб­личках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по назва­ниям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руко­водство», весьма ценное для врачевателей.

К середине 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии сформирова­лись два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Искусст­вом врачевания занимались врачеватели — эмпирики асу («зна­ющий воду»). Представители другого направления назывались ашипу (заклинающий).

Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины 1-го тысячелетия до н. э., когда в связи с укреплением религиозных верований сли­лись в одну, более близкую к ашипуту.

Наши рекомендации