Органы управления и приборы 17 3 страница
Коробка передач: 1 - рычаг переключения передач; 2 - ведущая звездочка главной передачи; 3 - втулка; 4 - манжета; 5 - шариковый подшипник вторичного вала; б - игольчатый подшипник первичного вала; 7 - вторичный вал; 8 - вилка включения II и III передач; 9 - муфта включения II и III передач; 10 - ведомая шестерня iii передачи-11 - первичный вая' 12 - вияка переключения I передачи; 13 - муфта включения I передачи, 14 - шариковый подшипник первичного вала; 15 - промежуточная шестерня; 16 - игольчатый подшипник промежуточной шестерни; 17 - игольчатый подшипник вторичного вала; 18 - шестерня I передачи вторичного ваяа-19 - игольчатый подшипник шестерни I передачи - 20 - шестерня И передачи вторичного вала
Коробка передач
Описание конструкции
Коробка передач — механическая, трехступенчатая, двухвальная, выполнена в едином блоке с двигателем, моторной передачей и сцеплением.
Первичный вал установлен в картере на шариковом и игольчатом подшипниках. На шлицах его правого конца закреплен внутренний барабан сцепления. Между ним и шариковым подшипником размещен двухрядный игольчатый подшипник, на котором вращаются ведомая шестерня моторной передачи и пусковая шестерня. Ведущая шестерня I передачи выполнена заодно с первичным валом, шестерни II и III передач напрессованы на вал. Все шестерни прямозубые, находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями, свободно сидящими на вторичном валу. Передачи включаются перемещением двух кулачковых муфт по шлицам вторичного вала, который установлен в картере на игольчатом и шариковом подшипниках. На шлице- вом конце вторичного вала укреплена ведущая звездочка главной передачи. Механизм переключения передач состоит из рычага, вала, храпового механизма и барабана переключения. В нейтральном положении кулачки муфт включения I, II и III передач расположены с зазором относительно кулачков шестерен. Это нейтральное положение в механизме переключения обеспечивается рычагом фиксатора.
При повороте рычага переключения передач поворачивается его вал, который через храповой механизм передает вращательное движение диску барабана переключения, жестко закрепленному на барабане. Поворачиваясь в картере, барабан переключения через криволинейные пазы воздействует на вилки переключения, которые, передвигаясь по оси, смещают муфты по шлицам вторичного вала до зацепления с кулачками шестерен.
При включении передачи рычаг фиксатора, нагруженный пружиной фиксатора, поворачиваясь на болте фиксатора, выходит из впадины диска барабана переключения, фиксирующей нейтраль, и под действием пружины фиксатора входит в следующую впадину диска барабана переключения, тем самым удерживая барабан, вилки и муфты в новом положении.
При снятии усилия с рычага вал переключения передач под действием пружины возвращается в исходное положение, при этом храповой механизм вала после взаимодействия с диском барабана переключения остается в прежнем положении. Коробка передач смазывается из общей масляной ванны вместе со сцеплением и моторной передачей. Масло залито в картер в объеме 0,65 л. Для заливки и слива масла служит заливное, два сливных и контрольное отверстия, закрытые пробками. Вытеканию масла препятствуют: манжета на вторичном валу и валу кик-стартера, резиновые кольца на валах управления и прокладки между частями картера.
Уровень масла в КП может понизиться из-за его вытекания через манжеты, неплотности соединения частей картера и крышки картера, а также попадания в кривошипную камеру. Эксплуатация мокика с пониженным уровнем масла может стать причиной выхода из строя деталей моторной передачи, сцепления и КП и поэтому недопустима.
• Уровень масла должен доходить до нижнего среза контрольного отверстия. Если уровень находится ниже среза - доливаем масло. Для этого... |
1 • Ключом «на 12» отворачиваем контрольную пробку в средней части крышки сцепления. Пробка уплотнена резиновым кольцом. |
Доливка и замена масла
Для проверки уровня масла в картере КП ставим мокик вертикально (без бокового наклона) на горизонтальную площадку.
Силовой агрегат |
_ • ...вынимаем из заливного отверстия картера резиновую пробку... |
Ц-ш ...и через воронку с тонкой трубкой заливаем масло до начала его вытекания из контрольного отверстия.
Заворачиваем контрольную пробку в крышку сцепления и устанавливаем на место резиновую пробку заливного отверстия. Для замены отработанного масла устанавливаем под силовой агрегат емкость объемом не менее 1 л. Отворачиваем пробки двух сливных отверстий, для чего...
5» ...ключом «на 12» отворачиваем пробку в нижней части крышки сцепления и ключом «на 17» в днище картера. |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ЗАПРАВКИ МАСЛОМ |
Сливаем масло в емкость. Устанавливаем пробки на место и заливаем, как описано выше, 0,65 л свежего масла. Рекомендованные марки масла приведены в Приложении км. с. 184) |
1 - крышка банки, 2 - трубка для масла; 3 - штуцер; 4 - прокладка, 5 - воздушный шланг; б - вентиль с золотником; 7 - насос |
Снятие и установка ведущей звездочки главной передачи 1 • Снимаем крышку генератора (см. «Снятие генератора», с. 143).
Коробка передач
Если требуется только замена звездочки, цепь можно не снимать — достаточно ослабить натяжение цепи, снять, как описано ниже, запорные шайбы и стянуть по шлицам вала звездочку вместе с надетой на нее цепью.
А • Снимаем с вала внешнюю запорную шайбу,... штт |
2 • Шлицевой отверткой поддеваем конец запорного кольца... |
-J» ...поворачиваем внутреннюю запорную шайбу до совпадения шлицев на шайбе и вторичном валу и снимаем ее.
U • Стягиваем по шлицам вала и снимаем звездочку главной передачи.
Устанавливаем звездочку в обратной последовательности, при этом запорную шайбу после установки на вал по шлицам поворачиваем в канавке на 30° в любую сторону, а потом устанавливаем внешнюю запорную шайбу и запорное кольцо.
и. • ... и снимаем ее вместе с резиновыми кольцами. |
Коробка перед |
1 • Отверткой поддеваем распорную втулку.,. |
Замена манжеты вторичного вала
Снимаем ведущую звездочку (см. «Снятие и установка ведущей звездочки главной передачи», с. 53).
Новую манжету запрессовываем через отрезок трубы подходящего диаметра. Устанавливаем на вал смазанные маслом резиновые кольца.
• Поддев бородком, снимаем манжету. |
А Резиновые кольца и втулку вставляем до упора. |
Дальнейшую сборку выполняем в обратной последовательности
КИСЛОТА ПОМОЖЕТ
При ремонте «заклинившего» мотора необходимо удалить следы алюминия, который поршень «намазал» на зеркало цилиндра. Если поверхность цилиндра не имеет задиров и механическая обработка не требуется, надо тонкой кисточкой нанести на предварительно обезжиренные следы алюминия соляную кислоту (HCL).
ПРОКЛАДКИ ВСЕГДА ЦЕЛЫ
При разборке агрегатов, содержащих картонные прокладки, последние как правило прилипают к деталям и рвутся. Чтобы этого не случалось, покройте новые прокладки нитролаком, и когда он высохнет, нанесите тонкий слой любой смазки, лучше графитной или ШРУС-4. Такие прокладки будут всегда целыми.
ЧТОБЫ НЕ РЖАВЕЛО
Чтобы инструменты и запчасти не ржавели где-нибудь в сарае или гараже, окуните их в раствор стеарина в керосине или бензине. В бутылке надо растворить 1-2 стеариновые свечи и добавить в раствор несколько капель любого масла или «Мовиля».
Силовой агрегат
ЛИШНЯЯ СМАЗКА НИ К ЧЕМУ
При смазывании подшипника качения пластичной смазкой не следует заполнять его полностью. Такая щедрость подшипнику не пойдет впрок. При быстром вращении происходит интенсивное перемешивание смазки с выделением тепла. Излишняя смазка выдавливается через уплотнения, и все бы ничего, но после остановки узла и его остывания эти излишки втянутся обратно, но уже с прилипшей пылью. Поэтому для надежной работы подшипника гораздо важнее не количество, а качество смазки. Заполнять же подшипник следует только на половину объема между кольцами. Смазавая подшипник, обратите особое внимание на чистоту инструмента, верстака и даже рук. Загрязнения ни в коем случае не должны попасть в смазку.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАНИСТРЫ |
Пустую пластиковую канистру можно превратить в чемоданчик для хранения различных легких деталей, инструмента и т.п. Для этого ее разрезают вдоль так, как по-
казано на рисунке. Резьбовая пробка служит замком. А разрезав пополам плоскую флягу, можно, получить воронку и емкость для промывки деталей.
Разборка и сборка коробки передач и механизма переключения
1 • Вынимаем валик переключения передач из отверстия картера. |
крепления диска барабана переключения. |
Частичную разборку механизма переключения передач можно выполнить без разъединения частей картера. Для этого разбираем пусковой механизм (см. «Снятие и установка пускового механизма», с. 47). Снимаем рычаг переключения лендам (см. «Снятие коленчатого вала», с. 32).
Коробка передач |
3. Вынимаем винте шайбой. |
. • Отверткой отводим в сторону рычаг фиксатора... |
/ • ...вынимаем штифт из вала барабана переключения.
^g Для полной разборки КП и механизма переклю-
— чения разъединяем части картера (см. «Снятие
8. Снимаем со вторичного вала шайбу,... |
• Пассатижами с узкими губками... коленчатого вала», с. 32).
6 • Пассатижами с узкими губками... |
овой агрегат • ...шестерню II передачи,... |
• ...втулку шестерни II передачи... |
11. ...и еще одну шайбу.
14. ...и снимаем вилку включения II-III передач. |
Коробка передач |
15 • Снимаем со вторичного вала муфту включения II-III передач,... |
.вилку включения I передачи. |
Вынимаем вторичный вал вместе с шестерней III передачи и муфтой включения I передачи.
Вынимаем шестерню I передачи. |
.и муфту включения I передачи. Снимаем со вторичного вала стопорное кольцо и шестерню III передачи. |
• Из шестерни вынимаем игольчатый подшипник. |
Вынимаем первичный вал. |
• Снимаем со вторичного вала шайбу... |
барабан переключения передач. мягкого металла. |
25 • При необходимости выбиваем валы 26. легким ударами молотка через стержень из два винта крепления стопорной пластины шарикового подшипника первичного вала. |
Со стороны полости сцепления специальными щипцами сжимаем стопорное кольцо подшипника первичного вала... |
и вынимаем кольцо. |
Шлицевой отверткой отворачиваем ^ |
24..., |
30 • Через инструментальную головку подходящего диаметра выбиваем... |
.шариковыи подшипник первичного вала. Аналогично вынимаем шариковыи подшипник вторичного вала. |
32 • Головкой «на 14» отворачиваем болт крепления фиксатора со стороны полости сцепления. |
Снимаем фиксатор. |
34. ...и его п |
ружину. |
Вынимаем подшипник барабана переключения передач. |
Игольчатый подшипник первичного вала лучше не вынимать, так как при этом можно по- вредить его кольцо. Сильно изношенный подшипник можно извлечь из глухого отверстия крючком или другим подобным инструментом.
Снятые детали промываем в чистом бензине или керосине и осматриваем, обращая внимание на состояние поверхностей:
• кулачков на шестернях и муфтах переключения (сколов и вмятин быть не должно);
• рабочей части вилок механизма переключения (допустимый износ — не более 0,5 мм);
• пазов на барабане переключения;
• шлицев на вторичном валу;___________________
Легкими ударами через инструментальную головку подходящего диаметра... |
37. ...выбиваем игольчатый подшипник вторичного вала. |
Коробка передач
• подшипников (не должно быть заметного люфта и следов износа)
• шестерен (не допускаются следы задиров и выкрашивание зубьев)
Поврежденные детали, а также все манжеты и прокладки заменяем. Сборку коробки передач производим в обратной последовательности. При этом маркированные торцы шестерни II передачи и муфты переключения II и III передачи должны быть направлены друг к другу. Все подшипники и шлицы смазываем моторным маслом.
А
Пластины, фиксирующие подшипники от осевого смещения, крепятся винтами, на резьбовую часть которых перед установкой следует нанести немного бензо- стойкого герметика, чтобы предохранить
их от самоотворачивания. Герметиком также необходимо покрыть резьбу винта крепления диска барабана переключения и болта фиксатора.
После сборки коробки передач и механизма переключения передач проверяем плавность вращения валов и четкость переключения передач.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ И ВЫПУСКА ОБРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Карбюратор КЗ9 Карбюратор Oikov 2912 OHHS
Карбюратор КЗ 9:
1 - винт регулировки частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу (винт количества); 2 - винт регулировки состава смеси (винт качества); 3 - патрубок забора воздуха; 4 - топливоподводящий штуцер; 5 - крышка дросселя; б - рычаг пускового устройства, 7 - пусковое устройство; 8 - патрубок подачи топливовоз- душной смеси; 9 - крышка поплавковой камеры; 10 - корпус карбюратора.
Карбюратор Jikov 2912 OHHS:
1 - патрубок забора воздуха; 2 - топливоподводящий штуцер; 3 - крышка дросселя' 4 - регулировочный винт троса дросселя: 5 - рычаг пускового устройства; 6- патрубок подачи топливовоздушной смеси; 7 - винт регулировки частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу (винт количества); 8 - винт регулировки состава смеси (винт качества); 9 - крышка поплавковой камеры; 10 - корпус карбюратора.
Описание конструкции
Стальной топливный бак установлен на раме мокика над двигателем. Топливо подводится к карбюратору из топливного бака через кран и топливный шланг самотеком. Горловина бака закрывается винтовой пробкой, в центре которой выполнено отверстие, сообщающее полость бака с атмосферой. В случае засорения этого отверстия в баке образуется разрежение и поступление топлива в карбюратор прекратится, поэтому отверстие необходимо периодически прочищать. На мокик устанавливали карбюраторы К60В (первые выпуски), К39 (производитель: С.-Петербургское ОАО «Пекар») и Jikov 2912 DHHS (Чехия). Начиная с середины 2002 года все мокики комплектуются только карбюратором К39. Карбюратор КбОВ устанавливался в ограниченном количестве, поэтому в настоящем руководстве не рассматривается.
Карбюраторы (К39 и Jikov 2912 DHHS) - горизонтальные, однодиффузорные, с цилиндрическим дроссельным золотником (дросселем). Карбюратор К39 имеет диффузор грушевидной формы, Jikov 2912 DHHS - цилиндрической. Оба карбюратора конструктивно схожи и содержат систему поддержания постоянного уровня топлива, систему холостого хода, главную дозирующую систему и пусковое обогатительное устройство. Для поддержания постоянного уровня топлива служит поплавок, поворачивающийся на оси. У карбюратора К39 ось поплавка закреплена в корпусе винтом. На поплавке закреплена игла топливного клапана. При номинальном уровне топлива (3-5 мм от плоскости разъема корпуса) игла своим конусом закрывает отверстие в седле и поступление топлива прекращается. При неисправности иглы и переполнении поплавкой камеры избыток топлива сливается наружу через дренажное отверстие.
Карбюратор Jikov 2912 DHHS имеет съемный топливоподводящий штуцер с сетчатым топливным фильтром, который нуждается в периодической очистке. Регулируем уровень топлива в поплавковой камере карбюратора К39 подгибанием рычага запорной иглы; у карбюратора Jikov регулировка уровня топлива не производится.
У работающего двигателя во впускном патрубке создается разрежение. При открытии дросселя
(поворотом ручки «газа») разрежение передается в диффузор карбюратора. Под действием этого разрежения топливо из поплавковой камеры засасывается через главный топливный жиклер в распылитель и перемешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер. Затем через радиальные отверстия в распылителе образовавшаяся эмульсия поступает в диффузор. Подача ее регулируется профилированной иглой, закрепленной в дросселе с помощью замка и стопора. При работе двигателя на холостом ходу топливо из поплавковой камеры поднимается по жиклеру холостого хода, смешивается с воздухом, поступающим по воздушным каналам, и поступает в диффузор через специальное отверстие. Состав горючей смеси изменяют «по воздуху» регулировочным винтом качества смеси, а ее количество - винтом подъема дросселя. Пусковое обогатительное устройство (обогатитель) предназначено для облегчения пуска и прогрева холодного двигателя и приводится в действие рычагом. Пластинчатая пружина служит для фиксации рычага в крайних положениях. Нормальное положение пускового устройства — закрытое. При этом поршень пускового устройства под действием пружины закрывает своим уплотнительным элементом топливный канал, а боковой поверхностью — воздушные каналы. При пуске холодного двигателя (обогатитель включен) поршень поднимается, открывая каналы, и по ним дополнительное топливо подается в смесительную камеру карбюратора. Конструкция пускового обогатительного устройства предотвращает переобогащение горючей смеси при работе двигателя в режиме прогрева. Первоначальная регулировка карбюраторов производится на заводе-изготовителе. В процессе эксплуатации карбюратор регулируем в случае затрудненного пуска двигателя, неустойчивой работы двигателя под нагрузкой и на холостом ходу, большого расхода топлива. Причиной этому могут быть следующие неисправности:
• засорение жиклеров и каналов;
• нарушение уровня топлива в поплавковой камере;
• нарушение регулировки качества смеси;
• нарушение регулировки количества смеси при работе на холостом ходу (оборотов холостого хода).
Изменяя положение иглы относительно дросселя, снижаем повышенный эксплуатационный расход топлива (богатая смесь) или устраняем неустойчивую работу двигателя под
нагрузкой (бедная смесь). При длительной эксплуатации двигателя в условиях жаркого климата или высокогорья рекомендуется опустить дозирующую иглу на одну канавку, при этом смесь обедняется, а при эксплуатации в холодную погоду - поднять на одну канавку (смесь обогащается). Так же регулируем главную дозирующую систему и систему холостого хода при замене одной свечи на другую (с измененным калильным числом).
Правильность регулировки можно определить по внешнему виду свечи (см. табл. «Диагностика неисправностей», с. 176). Работоспособность пускового устройства определяем по отсутствию перекосов поршня, заеданий поршня в колодце устройства и повреждений его резинового уп- лотнительного элемента. Перед регулировкой карбюратора следует проверить общее техническое состояние двигателя.
Полную разборку карбюратора производим для замены поплавка, запорного клапана, жиклеров или очистки каналов в случае их загрязнения. Снятые детали промываем в растворителе для нитрокрасок или ацетоне. Корпус воздушного фильтра размещен под седлом. Внутри корпуса расположен фильт-
рующий элемент из пенополиуретана, пропитанный маслом. При эксплуатации периодически следует проверять герметичность соединения карбюратора с воздушным фильтром.
Загрязнение фильтрующего элемента ведет к ускоренному износу деталей двигателя, снижает его мощность и увеличивает расход топлива. Поэтому следует периодически промывать фильтрующий элемент в чистом бензине и пропитывать моторным маслом. Система выпуска отработавших газов состоит из выпускной трубы и глушителя, который жестко крепится к раме в двух местах. Конструкция глушителя неразборная и не предусматривает механическую очистку его внутренних поверхностей от нагара.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КАРБЮРАТОРОВ
|
|\ Недопустимо прочищать отверстия жиклеров стальными предметами.
При приготовлении топливной смеси бензин с маслом следует смешивать в отдельной емкости (канистре), а не в топливном баке, так как в нем невозможно тщательно перемешать смесь.
Готовую смесь можно хранить не более чем полгода, а перед заливкой в бак ее нужно снова перемешать.
А А |
Не оставляете смесь надолго в полиэтиленовых канистрах. Бензин постепенно проникает (диффундирует) сквозь их стенки и испаряется, из-за чего содержание масла в топливе возрастает. Это приводит к повышенному дымлению и нагарообразо- ванию.
1 ■ Ключом «на 24» отворачиваем гайку крепления топливного крана, удерживая кран рукой от поворота. газов |
2 • Извлекаем кран из отверстия в баке. |
Система питания и выпуска обработавших |
Снятие топливного крана
Сливаем топливо из бака. Снимаем шланг с патрубка крана.