Глава 2 профессиональная деятельность медицинской сестры в реабилитации детей с бронхиальной астмой
Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.
Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:
1. Оценка физического и психического состояния пациента.
Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:
o как часто происходят приступы удушья?
o какие обстоятельства им предшествуют?
o известно ли, что их провоцирует?
o насколько они интенсивны?
o проходят ли приступы сами по себе?
o если нет, какими медикаментами они снимаются?
o на что у больного есть аллергия?
Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:
o наличие или отсутствие вынужденной позы;
o присутствие и характер одышки;
o присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).
Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.
2. Определение проблем и потребностей больного.
Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.
К физиологическим можно отнести:
· ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
· нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
· нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
· ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).
К социально-психологическим можно отнести:
· подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
· присутствие страха перед следующим приступом;
· ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника);
· ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
· депрессии из-за невозможности самореализоваться;
· уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих).
2. Подготовка пациента к обследованиям.
На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.
3. Планирование.
Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).
Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой бр а у дет
Правила пользования ДАИ
Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного средства
Оснащение:ДАИ
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | ||
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. | Установление контакта с пациентом. | |
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. | Мотивация пациента к сотрудничеству. | |
Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. | |
Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции. | |
II. Выполнение процедуры | ||
Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | |
Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. | Соблюдение прав пациента. | |
Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. | Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции. | |
Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). | Более эффективное выполнение манипуляции. | |
Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его | Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике. | |
Сделал максимальный вдох. | Подготовка дыхательных путей к вдоху. | |
Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. | Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости. | |
Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. | Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям | |
Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. | Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства. | |
Сделал спокойный выдох через нос. | Нормализация дыхания. | |
Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно | Обучение пациента. | |
III. Завершение процедуры | ||
При необходимости повторил п. 7-14. | Обучение пациента. | |
Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Отметил реакцию пациента на обучение. | Документация оценки и реакции пациента на обучение. |