Обзор Манильских поправок и пути их осуществления

Подготовка и дипломирование моряков в Украине.

Пути совершенствования.

Украина, несмотря на потерю своих позиций в мировом рейтинге наиболее важных морских государств (в 1995 г. по суммарной валовой регистровой вместительности своих судов занимала 22 место в мире*), тем не менее, сохранила свою хорошо развитую систему морского образования, подготовки и дипломирования моряков, которая сегодня положительно оценивается Международной морской организацией и государствами - Сторонами Международной конвенции о подготовки и дипломирования моряков и несению вахты 1978 г., с поправками (далее - Конвенция).

Как подтверждение этому – положительная оценка очередного отчета, направленного Генеральному секретарю ИМО Морской Администрацией Украины и данная в мае 2010 года Комитетом по безопасности на море ИМО.

Комитет подтвердил, что все требование Конвенции Украина выполняет в полном объеме. Это дает возможность Украине по-прежнему оставаться в так называемом «Белом списке» стран, Сторон Конвенции.

Нахождение Украины в «Белом списке» является основанием для признания квалификационных документов украинских моряков Морскими администрациями других стран. Последнее, в свою очередь, дает право нашим морякам быть востребованными на международном морском рынке труда и работать на морских судах под флагами этих стран.

На сегодня Морской администрацией Украины подписаны Меморандумы о признании квалификационных документов украинских моряков с 53 государствами, Сторонами Конвенции.

В настоящее время ведутся и находятся на стадии завершения переговоры о подписании аналогичных Меморандумов еще с 10 государствами: Японией, Мексикой, Болгарией, Ливаном, Австралией, Таиландом, Индией, Шри-Ланка, Кубой и Малайзией.

По количеству лиц командного состава, работающих на судах под иностранными флагами, Украина сегодня занимает 4 место в мире (после

Филиппин, Китая и Индии) и первое место в Европе.

Это - то положительное, что мы сегодня имеем и чем, безусловно, можем быть удовлетворены.

Однако, в системе подготовки и дипломирования моряков в Украине немало и проблемных, оставшихся не решенными на сегодня вопросов.

Среди них такие, как:

- качество подготовки моряков в учебно-тренажерных центрах (УТЦ) (что особенно нас тревожит);

- излишнее, в ряде случаев, количество видов подготовки, требуемых от моряков для дипломирования с целью работы на морских судах;

- острая проблема с возможностью/ доступностью прохождения одобренной плавательной практики на морских судах учащимися, студентами и курсантами профессионально-технических и высших морских учебных заведений;

- качество приобретаемого стажа плавания будущими молодыми моряками, как офицерами, так и лицами судовой команды. Ненадлежащее, в ряде случаев, подтверждение выполнения программы подготовки курсантами/ студентами высших морских учебных заведений во время прохождения плавательной практики на морских судах (вернее сказать: отсутствие требуемого документального подтверждения курсантами/ студентами выполнения запланированной учебным заведением программы подготовки во время плавпрактики).

Беспокойство вызывает качество проведения медицинских осмотров моряков с целью определения их пригодности для работы на морских судах.

Следует также отметить, что на сегодня не работают эффективно национальные положения, предусматривающие, как это требуется Конвенцией, применение дисциплинарных взысканий, наложение штрафов или временного приостановления действия квалификационных документов лиц командного состава и судовой команды в случаях фальсификации документов этими лицами или, когда по вине этих лиц была создана/ или могла быть создана непосредственная угроза безопасности мореплавания, человеческой жизни или имуществу на море или окружающей среде.

Конвенция, в частности, требует от каждой страны - Стороны Конвенции (в данном случае – от Украины) выполнения следующих требований (Правило I/5 «Национальные положения» Конвенции):

1. (новое) принять и усилить соответствующие меры по предотвращению мошенничества и иных незаконной деятельности, касающейся выдачи дипломов и подтверждений;

2. предусмотреть наказания, штрафы или дисциплинарные меры для случаев, в которых положения ее национального законодательства, принятого на основании настоящей Конвенции, не соблюдаются в отношении судов, имеющих право плавания по ее флагом, или моряков, должным образом дипломированных этой Стороной.

Следует отметить, что:

1 Сегодня таких мер в национальном законодательстве, как требуется этим Правилом, не установлено и/ или, если отдельные меры и предусмотрены, то, как уже отмечалось, они не работают.

2. Необходимость контроля за соблюдением стандартов компетентности и стандартов несения вахты и обязанность информировать Морскую администрацию об имевших место случаях несоблюдения этих стандартов предусматривается также национальными нормативно-правовыми документами, касающихся дипломирования.*

Вместе с тем, следует отметить, что на сегодня такая информация своевременно и в полном объеме в Морскую администрацию Украины от судовладельцев не поступает (3-4 случая за последних 5 лет).

Каждая из вышеперечисленных проблем заслуживает отдельного и обстоятельного анализа и разговора. Однако, к этим, остающимися не решенными должным образом проблемным вопросам, сегодня добавляется целый ряд новых задач и связанных с ними новых проблем, вызванных необходимостью в короткие сроки имплементировать в наше законодательство и нормативно-правовую базу системы морского образования, подготовки и дипломирования моряков требований принятых в Маниле поправок к Конвенции и Кодексу ПДНВ (т.н. Манильских поправок).

Обзор Манильских поправок и пути их осуществления

(или – дальнейшее совершенствование системы образования, подготовки и дипломирования моряков в Украине).

Украина присоединилась к Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (далее – Конвенция) в ноябре 1996 года (Закон Украины от 01.11.1996 г. № 464/ 96-ВР).

В период с 2007 по 2010 годы ИМО осуществило всеобъемлющий пересмотр Конвенции и Кодекса ПДНВ, результаты которого были рассмотрены на Дипломатической конференции в Маниле в период с 21 по 25 июня 2010 г.

В Конференции приняли участие более 500 делегатов из 85 стран-Сторон Конвенции. Было рассмотрено около двухсот поправок к Конвенции и Кодексу ПДНВ. 82 страны, в том числе и Украина, одобрили предложенные поправки.

На Конференции было также принято 19 резолюций.

Остановимся на некоторых:

Резолюция 4 - Положения переходного периода и раннее осуществление.

Стороны Конвенции призываются приступить к реализации Манильских поправок без задержек с целью как можно раннего их применения в рамках своих национальных систем образования, подготовки и дипломирования, с тем, чтобы обеспечить безусловное и полное выполнения всех требований к 1 января 2017 г.

Резолюция 5 - Проверка действительности дипломов и подтверждение дипломов.

Рекомендовано до 01.01. 2017 г. создать электронную базу данных (электронный реестр, предусматривающий контролируемый электронный доступ) с целью содействия в проверке подлинности и действительности выданных квалификационных документов моряков и их подтверждений и отвечать должным образом и своевременно/ без задержки на любые запросы других Администраций касательно подлинности и действительности этих документов;

Резолюция 6 - Стандарты подготовки, сертификации и определения минимального состава экипажей морских судов.

Подтверждено, что Конвенция и Кодекс ПДНВ устанавливают стандарты, касающиеся подготовки, дипломирования и несения вахты, но не являются инструментом для определения минимального состава экипажа судов;

Резолюция 7 – Содействие техническим знаниям, навыкам и профессионализму моряков.

Отмечается с обеспокоенностью ожидаемая нехватка квалифицированных лиц командного состава для эффективного укомплектования экипажами и эксплуатации судов, осуществляющих международные перевозки.

Резолюция 8 - Разработка рекомендаций по применению международных стандартов в отношении состояния здоровья моряков.

Уточнена ссылка на международные требования, касающиеся медицинских стандартов пригодности моряков для работы на судах, а именно: на Конвенцию ПДНВ и Кодекс ПДНВ, а также на Морскую Конвенцию МОТ 2006 года) и рекомендовано ИМО совместно с МОТ и МОЗ разработать руководство по применению/ введению в действие этих стандартов;

Резолюция 9 - Пересмотр существующих типовых курсов подготовки, опубликованных Международной морской организацией, и разработка новых типовых курсов

Отмечается, что:

1. типовые курсы, опубликованные ИМО, составили основную часть учебных программ, базирующихся на минимальных требованиях положений Конвенции и Кодекса ПДНВ;

2. типовые курсы ИМО, целью которых было достижение максимально возможного единообразия в применении Положений Конвенции и Кодекса ПДНВ, касающихся подготовки оценки компетентности моряков, помогли многим учебно-тренажерным заведениям улучшить качество подготовки, которую они проводят, и были использованы ими для совершенствования процедур оценки компетентности. Поэтому, Конференция предлагает ИМО продолжить работу по пересмотру и обновлению программ этих курсов, а также разработке новых типовых курсов, которые послужат руководством для имплементации положений Конвенции и Кодекса ПДНВ, с поправками.

Резолюция 12 - Привлечение новых кадров моряков и сохранение старых кадров на морском флоте

Правительства, судоходные компании и организации морского сообщества призываются предпринять соответствующие действия для пропаганды службы на морском флоте как достойного выбора молодых людей и всячески поощрять продолжение службы на флоте теми, кто уже выбрал эту профессию;

Резолюция 13 - Обеспечение практикантскими местами курсантов на судах.

С целью более полного обеспечения возможности прохождения плавпрактики курсантами морских учебных заведений на морских судах Конференция призывает судоходные компании и судовладельцев предусматривать практикантские места на существующих и строящихся судах.

Резолюция 14 - Содействие участию женщин в морской отрасли

Манильская конференция 2010 года, «… считая крайне желательным, чтобы мужчины и женщины имели равные возможности доступа к морской подготовке и работы на судах, ПРЕДЛАГАЕТ правительствам:

(новое) 1. стремиться к рассмотрению путей выявления и преодоления на международном уровне существующих ограничений, таких как отсутствие средств для женщин на учебных судах, с тем, чтобы женщины могли полностью и беспрепятственно участвовать в морской деятельности с целью эффективного содействия достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (Поощрения равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин).

2. поддержать обеспечение возможностей обучения по месту работы, с тем, чтобы женщины могли приобретать опыт соответствующего уровня, требуемый для повышения профессиональных морских навыков.

Резолюция 19 - День моряка.

Решено установить 25 июня каждого года, начиная с 2010 г., как «День моряка». Правительства, Морские администрации, судоходные организации и компании, судовладельцы и все другие заинтересованные стороны призываются оказывать содействие для широкого/ торжественного празднования «Дня моряка» в своих странах.

Манильские поправки

Принятые в Маниле поправкик Конвенции и Кодексу ПДНВ направлены на достижение и поддержание наивысших практически возможных стандартов безопасности судовождения, сохранения человеческой жизни и имущества на море и защите окружающей среды и предусматривают значительные изменения в образовании, подготовке, оценке компетентности и дипломировании моряков и определении пригодности моряков по состоянию здоровья к работе в море.

Поправки затрагивают, практически, каждую главу Конвенции и каждый раздел Кодекса ПДНВ.

Наиболее существенные/ важные из них следующие:

- уточнено/ изменено название документов, которые должны выдаваться морякам в соответствии с требованиями Конвенции;

- определено (новое требование), что документы о компетентности (дипломы), выдаваемые капитанам и лицам командного состава морских судов (в соответствии с требованиями Правил II/1, II/2, II/3, III/1,III/2, III/6, IV/I, IV/2 или VII/2 Конвенции) и документы о профессионализме (свидетельства), выдаваемые лицам судовой команды (в соответствии с требованиями Правил II/4, II/5, III/4, III/5, VII/2 Конвенции, а также свидетельства о профессионализме для работы на танкерах (выдаваемых в соответствии с правилами V/1-1, V/1-2 Конвенции) и подтверждения указанных выше документов, должны выдаватьсятолько Администрацией(совершенно новое требование);

- (новое) уточнены принципы, определяющие прибрежное плавание.

Предусмотрено, что границы прибрежного плавания должны быть указаны в подтверждении диплома;

Примечание.

В настоящее время границы прибрежного плавания в Украине установлены в пределах 20 миль.

В других морских государствах границы прибрежных вод (удаление от берега), на сегодня, установлены в следующих приделах: США – 200 миль, Австралии- 200 миль, Великобритании – 150 миль, на Маршалловых островах, на островах Фиджи и Сьерра Леоне - 200 миль, во Вьетнаме – 100 миль, России – 50 миль.

Принимая во внимание, что Манильскими поправками принципы, определяющие, прибрежное плавание, уточнены, очевидно, следует вернуться к уточнению и установленных в Украине границ прибрежного плавания, так как, на наш взгляд, эти границы должны быть расширены.

- (новое) Манильскими поправками в Конвенцию введено ряд новых должностей (такие как: судовой электромеханик, квалифицированный матрос, квалифицированный моторист и электрик), дано их определение, установлены квалификационные требования и стандарты компетентности, которым должны отвечать лица, претендующие на занятие этих должностей.

- в стандарты компетентности лиц командного состава на уровнях управления и эксплуатации введены новыекомпетенции и знания/ умения, предусматривающие различные виды подготовки, вызванные внедрением на современных судах новых технологий и сложного современного оборудования, в частности:

Введение новых стандартов компетентности лиц командного и рядового состава для занятия соответствующих должностей на морских судах требует своевременного (до 01.07.2013 года) включения соответствующих компетенций (знаний, понимания, умения) в учебные планы высших морских учебных заведений или подготовки по отдельным программам в УТЦ.

Требования к подготовке

Наши рекомендации