Белгород
ФГАОУ ВПО
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЦМК
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Л.Б. Гончарова
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
Рассмотрено и утверждено
На заседании ЦМК
Протокол № _2_ от «_26_» _09_2012 г.
Председатель ЦМК _____________Н.В.Бирюкова
БЕЛГОРОД
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь – дидактическая часть учебного комплекса по изучаемой дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов и содержит различные вопросы и задания (в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.), в том числе тестовые. Они помогут усвоить представленные в лекции и учебнике материалы, а также закрепить, систематизировать и проконтролировать свои знания.
Материал в рабочей тетради располагается в хронологической последовательности, предусмотренной тематическим планом учебного цикла. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый параграф учебника, рассмотреть иллюстрации и подписи к ним, ответить на поставленные вопросы, а затем выполнить задания, предложенные в рабочей тетради. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к соответствующей тематике конспекта лекции или учебника и с их помощью выполнить предложенное задание.
Задания повышенной трудности, в том числе требующие для их выполнения использования дополнительных источников, обозначены звездочкой ***.
ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БАКТЕРИОЛОГИИ И МИКОЛОГИИ
1. Сколько видов микроорганизмов, по оценкам ученых, обитает на Земле в настоящее время?____________________________________
___________________________________________________________
2. Что изучает наука микробиология и каково ее значение в системе медицинских дисциплин?_____________________________________
___________________________________________________________
3. Укажите специализированные направления науки «Микробиология».__________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________
4. Перечислите разделы медицинской микробиологии.______________
_________________________________________________
5. Назовите 5 основных этапов истории развития микробиологии и отметьте основные достижения._______________________________
_________________________________________________
6. Охарактеризуйте вклад Луи Пастера в развитие микробиологии, как науки._____________________________________________________
______________________________________________________
7. Отечественные ученые, внесшие значительный вклад в развитие медицинской микробиологии._________________________________
_________________________________________________
8. Основные систематические группы царства прокариот (по четырехтомному Определителю Берги, 2003 г.)__________________
______________________________________________________
9. Что означает «КИЗ»? Каковы основные задачи КИЗа?____________
______________________________________________________
10. Основные задачи санитарно-эпидемиологического надзора._______
______________________________________________________
Задание 2. Заполните пропуски в таблице в соответствии с правилами биноминальной номенклатуры микроорганизмов.
Микроорганизм | Терминология |
Золотистый стафилококк | Staphylococcus aureus |
Белый стафилококк | Staphylococcus ***** |
*******-****** стафилококк | ************** citreus |
********* стрептококк | Streptococcus pyogenes |
Гемолитический стрептококк | Streptococcus ************ |
**************** *********** | Streptococcus haemolyticus |
*******-****** стрептококк | Streptococcus lactis |
*********** | Streptococcus faecalis |
******** | Neisseria gonorrhoeae |
Пневмококк | Diplococcus ********** |
Возбудитель чумы | Pasteurella ****** |
Возбудитель туляремии | *********** tularensis |
Возбудитель коклюша | ********** ********* |
Палочка Коха | ************* ************ |
Кишечная палочка | Escherichia **** |
Шигелла ********* | Shigella flexneri |
Дизентерийная палочка Зонне | ******** sonnei |
Возбудитель сальмонеллеза | ********** enteritidis |
Возбудитель брюшного тифа | ********** typhi |
Клебсиелла пневмонии | ********** ********** |
Холерный вибрион Эль-Тор | ****** ***** |
Возбудитель сибирской язвы | ******** ********* |
Возбудитель сифилиса | ********* ******** |
Синегнойная палочка | *********** ********** |
Возбудитель дифтерии | *************** *********** |
Клостридии столбняка | *********** ****** |
Задание 3. Подпишите типы морфологических форм бактерий, изображенных на рисунке.
1 2 3 4 5
1 – 4 –
2 – 5 –
3 –
Задание 4. Рассмотрите рисунок. Напишите названия структурбактериальной клетки, обозначенных цифрами.
1 – 4 –
2 – 5 –
3 – 6 –
***Задание 5. Рассмотрите рисунки и ответьте на предложенные вопросы.
Вопрос 1. Какой метод диагностики используется?
Вопрос 2. Оценка каких свойств микроорганизмов проводится?
Вопрос 3. Какой метод используется для диагностики ВИЧ-инфекции?
Вопрос 4. Оценка каких свойств микроорганизмов показана на рисунке?
Вопрос 5. Опишите морфологические и тинкториальные свойства Clostridium botulinum.
ТЕМА 2. МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ
Задание 1. Пользуясь материалом параграфа, составьте план ответа по теме «Общая характеристика простейших»._____________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Рассмотрите изображенных на рисунке представителей подцарства Одноклеточные. Напишите, к каким типам одноклеточных они относятся.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
1 – 3 –
2 – 4 –
Задание 3. Зарисуйте схему строения Balantidium coli. Подпишите названия частей ее тела. Какую роль в процессе жизнедеятельности они выполняют?
1 - _____________________________
2 - _____________________________
3 - _____________________________
***Задание 4. Выполните лабораторную работу «Определение накопления (концентрации) цист» (см. «Справочник медсестры-лаборантки / С.И. Баулин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 349 с. – (Медицина).).
1. Приготовьте нативный препарат с раствором Люголя.
2. Рассмотрите цисты в световой микроскоп при увеличении в 300 раз.
3. Сделайте рисунок. Опишите внешний вид клеток.
Задание 5. Паразитические простейшие. Значение простейших.
Выпишите номера характеристик каждого из приведенных понятий.
Паразит: __________________________________________________________
Хозяин: ___________________________________________________________
Переносчик паразита: _______________________________________________
Характеристики
01. Животное, которое обитает в организме другого животного или человека, приносит ему вред.
02. Животное, которое переносит паразита от одного животного или человека к другому.
03. Организм, на котором обитает другое животное, приносящее вред первому.
04. Малярийный комар.
05. Человек.
06. Малярийный плазмодий.
07. Дизентерийная амеба.
08. Лямблия.
***Задание 6. Заполните таблицу «Паразитические простейшие».
Представители | Место паразитирования в организме человека | Способ заражения | Меры предупреждения |
Entamoeba histolytica | |||
Кровь, спинно-мозговая жидкость | Переносчики: муха цеце Триатомный клоп | ||
Lamblia intestinalis | |||
Leishmania tropica L. donovani L. brasiliensis | |||
Toxoplasma gondii | Соблюдение санитарных норм, гигиена питания | ||
Plasmodium vivax Pl. malariae Pl. falciparum Pl. ovale | |||
Нижние отделы полового аппарата | |||
Balantidium coli | Толстый кишечник |
Задание 7. Пользуясь материалом параграфа, составьте план ответа по теме «Общая характеристика червей». _________________________________
Задание 8. Рассмотрите рисунок «Жизненный цикл печеночного сосальщика» и обозначьте на нем основные стадии развития этого паразита.
1 - 4 –
2 - 5 –
3 - 6 –
Задание 9. Рассмотрите рисунок. Какие приспособления имеет бычий цепень к паразитическому образу жизни? Подпишите их на рисунке.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 10. Составьте схему развития аскариды.
Задание 11. Выполните лабораторную работу «Строение описторхид».
1. Рассмотрите невооруженным глазом микропрепарат.
2. Определите длину паразита.
3. Проведите микроскопию при среднем увеличении.
4. Сделайте рисунок, подпишите органоиды.
5. Опишите характерные признаки яиц жизнеспособных метацеркарий.
Задание 12. Составьте план профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний энтеробиозом в ДДУ.
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответствен-ный |
1. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
Задание 13. Рассмотрите рисунок представителей отряда «Клещи» и сделайте подписи к нему.
1. 2. 3.
4. 5.
1 – 4 –
2 – 5 –
3 –
Задание 14. Заполните таблицу «Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний», используя материал лекций и дополнительную литературу.
Насекомое | Эпидемиологическая роль | Распространяемые заболевания | |
Специфический переносчик | Неспецифический переносчик | ||
Комары: Anopheles Culex Aedes | |||
Вши: Pediculus capitis P. corporis P. pubis | |||
Клопы: Triatomus Постельный | |||
Мухи: Musca domestica Glossina palpalis Кровососка | |||
Блохи: Xenops. сheopis Pulex irritans Ctenoceph. Felis | |||
Москиты: Phleb. Papatasi | |||
Таракановые: Blattodea | |||
Слепни: Tabanidae | |||
Мокрецы: Heleidae | |||
Мошки: Simuliidae |
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ВИРУСОЛОГИИ. БАКТЕРИОФАГИ
Задание 1. Заполните пропуски в таблице, характеризующие соподчинение, используемых в Международной терминологии:
Микроорганизм | Латинское обозначение |
Возбудитель кори | ************* |
Возбудитель бешенства | Rabiesvirus ***** |
Возбудитель ****** лихорадки | Flavivirus |
Вирус простого герпеса | Herpesvirus ******* |
***** ******** * | Virus hepatitis B |
Возбудитель ящура | ************ aphtae |
Вирус ********** лихорадки | Alphavirus |
Вирус ветряной оспы | Herpesvirus ********** |
Вирус ********** | Bunyavirus |
Вирус ******* | Coxackievirus |
Вирус натуральной оспы | Poxvirus ******* |
**** | Acquired Jmmune Deficiency Syndrome |
Вирус гриппа | Myxsovirus ********** |
Вирус везикулярного стоматита | *********** varicella |
Вирус ******** лихорадки | Nairovirus |
Задание 2. Зарисуйте схему строения вирусов (по одному из предложенных вариантов):
Вариант 1. Морфологическая форма вириона вируса гриппа.
Вариант 2. Морфологическая форма вириона аденовируса.
Вариант 3. Морфологическая форма вириона вируса парагриппа
Вариант 4. Морфологическая форма вируса гепатита В.
Вариант 5. Ультраструктура зрелого вириона ВИЧ.
Задание 3. Решите кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
3 – антивирусный препарат;
5 – противоэпидемическое мероприятие при вспышке ветряной оспы в детском саду
7 – сущность процесса взаимодействия фага с бактериальной клеткой.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1 – заболевание, по которому известный русский клиницист С.П. Боткин провел глубокие исследования и указал на его инфекционную природу;
2 – вирус гриппа по своей природе является *** - содержащим;
4 – лекарственный препарат, используемый для лечения симптомов простуды;
6 – часть света, являющаяся природно-очаговой зоной японского энцефалита.
***Задание 4. Составите диаграмму общей заболеваемости:
Вариант 1. вирусным гепатитом А по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы.
Вариант 2. вирусным гепатитом В по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы.
Вариант 3. вирусным гепатитом С по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы.
Вариант 4. ВИЧ по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы.
Тренировочные задания 5.
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных:
А1. Организмы, которые не имеют клеточного строения, называют
1) простейшими 3) вирусами
2) бактериями 4) грибами
А2. Вирусы являются
1) хищниками 3) внешними паразитами
2) всеядными 4) внутриклеточными паразитами
А3. Неклеточные формы жизни изучает наука
1) ихтиология 3) зоология
2) вирусология 4) ботаника
А4. Вирусным заболеванием не является
1) туберкулез 3) гепатит
2) грипп 4) бешенство
А5. Начало изучения нового раздела биологии – вирусологии – заложено
1) Д.К. Заболотным 3) И.И. Мечниковым
2) Д.И. Ивановским 4) С.Н. Виноградским
Выберите три правильных ответа из шести предложенных:
В1. К кишечным инфекциям вирусной этиологии относятся
1) бруцеллез 4) ветряная оспа
2) полиомиелит 5) назофарингит
3) ротавирусная инфекция 6) серозный менингит
В2. К инфекциям дыхательных путей вирусной этиологии относятся
1) туберкулез 4) корь
2) грипп 5) краснуха
3) сальмонеллез 6) ящур
В3. К кровяным инфекциям вирусной этиологии относятся
1) ГЛПС 4) клещевой энцефалит
2) корь 5) брюшной тиф
3) желтая лихорадка 6) эшерихиоз
В4. К инфекциям наружных покровов вирусной этиологии относятся
1) корь 4) клещевой энцефалит
2) бешенство 5) ящур
3) шигеллез 6)
В5. Кровоконтактными гепатитами являются
1) ВГА 4) ВГD
2) ВГВ 5) ВГС
3) ВГЕ 6) ВИЧ
***Задание 6. Назовите имена трех лауреатов Нобелевской премии 2008 года по медицине.
ТЕМА 4. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ. ОСНОВЫ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
***Задание 1. Выполните практическую работу «Взятие мазка из зева для бактериологического исследования» (Учебник «Микробиология», Ф.К. Черкес). Составьте этапы по технике выполнения манипуляции и сделайте необходимые подписи.
Задание 2. Постройте график накопления микроорганизмов при развитии инфекционного процесса.
Условие задачи: 20 апреля у ребенка 5 лет диагностирована ветряная оспа.
Инкубационный период: 11- 17 дней.
Продромальный период: 1 день.
Заразительность периода разгара болезни: 5 – 7 дней.
Задание 3. Пользуясь материалом лекции, составьте рисунок-схему «Объекты внешней среды как факторы передачи инфекции» по предложенному образцу.
- вирус - вирус гепатита В
- вирус гепатита С
- - возбудитель сифилиса
- ВИЧ
Шприц «Рекорд»
Вариант 1. Вода водопроводная.
Вариант 2. Вода колодезная.
Вариант 3. Вода речная.
***Задание 4. Вам представлены химиотерапевтические препараты, применяемые для лечения инфекционных заболеваний. Проведите группировку и соотнесите цифровые обозначения антимикробных препаратов по фармакотерапевтическим группам, пользуясь материалом по фармакологии:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11.
1 – антибиотики.
2 – сульфаниламидные препараты.
3 – нитрофураны.
4 – противотуберкулезные препараты.
5 – хинолоны.
***Упражнения и тесты для самоконтроля 5.
Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны:
А. У ребенка 5 лет на 23-й день пребывания в травматологическом отделении диагностирована корь:
а) это внутрибольничное инфицирование;
б) это занос кори в отделение;
в) заболевшего корью перевести в бокс;
г) заболевшего корью оставить в отделении;
д) провести в отделении заключительную дезинфекцию;
е) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить;
ж) выявить среди контактных не болевших корью и не привитых против кори
з) непривитым и не болевшим корью ввести живую коревую вакцину;
и) непривитым и не болевшим корью ввести иммуноглобулин;
к) контактным, не болевшим корью, вести медицинское наблюдение в течение максимального инкубационного периода.
Б. В психоневрологическом отделении стационара у пациента Г., 38 лет, на 15-й день госпитализации диагностировании дифтерия ротоглотки:
а) это внутрибольничное инфицирование;
б) это занос дифтерии в отделение;
в) заболевшего дифтерией оставить в отделении;
г) заболевшего дифтерией перевести в инфекционную больницу;
д) провести в отделении заключительную дезинфекцию;
е) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить;
ж) за контактными вести медицинское наблюдение в течение 7 дней; з) провести бактериологическое обследование контактных;
и) ввести контактным противодифтерийную сыворотку;
к) ввести контактным АДС-М анатоксин в зависимости от прививочного анамнеза.
В. У ребенка 7 лет на 4-й день пребывания в терапевтическом отделении клинически диагностирована острая дизентерия:
а) это внутрибольничное инфицирование;
б) это занос дизентерии в отделение;
в) заболевшего дизентерией перевести в инфекционную больницу;
г) заболевшего дизентерией оставить в отделении, поместив в отдельную палату;
д) заболевшего дизентерией оставить в стационаре, поместив в бокс;
е) провести в отделении заключительную дезинфекцию;
ж) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить;
з) за контактными вести медицинское наблюдение в течение 7 дней; и) провести бактериологическое обследование контактных;
к) контактным провести ректороманоскопию;
л) контактным ввести нормальный человеческий иммуноглобулин;
м) контактным назначить антибиотики;
н) контактным экстренную профилактику не проводить.
ТЕМА 5. ОСНОВЫ ИММУНОЛОГИИ.
***Задание 1. История становления иммунологии.
Благодаря выдающимся исследованиям этих ученых в недрах микробиологии зародилось и сформировалось учение об иммунитете. Подпишите их фамилии и охарактеризуйте их вклад в развитие науки.
1. 2. 3. 4.
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
4. _______________________________________________________
Задание 2. Зарисуйте схему «Органы иммунитета и иммунокомпетентные клетки». Подпишите названия центральных и перефиферических органов».
Тренировочные задания 3.
Дополните ответ:
1. Иммунопрофилактика – это создание иммунной прослойки среди населения с использованием ________________ и ________________
2. Вакцина – это препарат из _______, ______, ______, ______, _______
3. Анатоксины – это препарат из _________________________________
4. Живые вакцины применяют для иммунопрофилактики ____________
5. Инактивированные вакцины применяют для иммунопрофилактики __
6. Химические вакцины применяют для иммунопрофилактики _________
7. Иммуноглобулины и сыворотки применяют ______________________
8. Укажите прививки в соответствии с календарем прививок __________
9. По методу Безредки следует вводить ____________________________
10. В коробку с противостолбнячной сывороткой помещена ампула с нормальной лошадиной сывороткой в разведении 1:100 с целью _____
***Решите ситуационные задания 4.
1. Ребенок 10 мес, ранее – в 3 и 5 мес, двукратно вакцинирован АКДС, перенес пневмонию 2 мес назад, сейчас здоров. Как следует поступить с дальнейшей вакцинацией?
2. В трехлетнем возрасте у ребенка отменены бывшие ранее медицинские противопоказания к прививкам. Как следует поступить сейчас?
3. У привитого АКДС вакциной ребенка отмечено повышение температуры тела до 37,3º С, на месте инъекции – слегка болезненное уплотнение. Фельдшер ФАПа расценила это как гипер чувствительность к вакцине и отменил дальнейшие прививки этим препаратом. Прокомментируйте решение.
4. Ребенок 5 мес в 2-месячном возрасте переболел коклюшем. «Эувакс В» и БЦЖ получил в родильном доме. Какие прививки он должен получить на первом году жизни?
5. В день назначенной прививки вакциной «Приорикс» у ребенка температура тела 38,4º С, насморк, кашель. Как поступить?
***Задание 5. Провести экспертную оценку динамики индивидуальных туберкулиновых проб согласно записи в медицинской справке Ф. № 086 / у.
Задание 6. Составьте санбюллетень по одной из выбранных тем:
1. Специфическая профилактика гриппа.
2. Специфическая профилактика гепатита В.
3. Специфическая профилактика кори.
4. Специфическая профилактика краснухи.
5. Специфическая профилактика полиомиелита.
6. Специфическая профилактика дифтерии.
7. Специфическая профилактика гепатита А.
8. Специфическая профилактика ветряной оспы.
9. Специфическая профилактика гемофильной инфекции.
10. Специфическая профилактика пневмококковой инфекции.
11. Специфическая профилактика клещевого энцефалита.
12. Специфическая профилактика ротавирусной инфекции.
13. Специфическая профилактика менингококковой инфекции.
14. Препараты для лечения дисбактериоза.
15. Иммунные сыворотки.
16. Иммуноглобулины.
17. Препараты для постановки кожно-аллергических проб.
18. Препараты интерферона и его индукторы.
***Задание 7. Вам представлены иммунобиологические препараты, применяемые в медицинской практике. Проведите группировку и соотнесите цифровые обозначения ИБП по группам, пользуясь материалом параграфа:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11. 12.
13. 14. 15.
1. Вакцины -
2. Анатоксины -
3. Лечебно-профилактические сыворотки –
4. Иммуноглобулины -
5. Бактериофаги -
6. Аллергены -
7. Эубиотики -
8. Интерфероны -
9. Диагностикумы -
10. Иммуномодуляторы -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Как работать с тетрадью ………………………………………….. 2
Введение …………………………………………………………… 3
Тема 1. Основы медицинской бактериологии и микологии…….. 4
Тема 2. Медицинская паразитология …………………………….. 7
Тема 3. Основы вирусологии. Бактериофаги ……………………. 12
Тема 4. Учение об инфекции. Эпидемический процесс ………… 15
Тема 5. Основы иммунологии …………………………………….. 18