Задания на практическом занятии

ФИО

Преподаватель фармакологии

Федчун Петр Васильевич

Белорецк, 2015/2016 уч. г.

Тема 1 Общая рецептура

ПОВТОРИТЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА:

Раздел I ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебной информации:

1. Предмет и задачи фармакологии.

2. Основные этапы развития фармакологии.

3. Источники получения лекарственных веществ.

4. Пути изыскания новых лекарственных средств, их клинические испытания.

Раздел II РЕЦЕПТУРА

Тема № 1. Лекарственные вещества, средства, формы, препараты.

Фармакопея. Рецепт. Аптека

1. Определение лекарственного вещества, средства, формы, препарата.

2. Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств «А» и «Б».

3. Определение рецепта, его структура, формы рецептурных бланков (№ 148 - 1/ У - 88, № 107 /У, рецепт на право получения лекарства, содержащего наркотическое вещество). Правила оформления рецептов на ядовитые, наркотические, сильнодействующие и психотропные средства.

4. Аптека, ее функции, правила хранения и отпуска лекарственных средств списков «А» и «Б».

Тема № 2. Твердые лекарственные формы. Капсулы

1. Порошки: состав, свойства, пути введения, виды (разделенные и неразделенные, простые и сложные). Требование к порошкам для наружного применения и ингаляций. Пропись порошков в рецептах.

2. Таблетки: состав, пути введения, значение оболочки таблеток, понятие о «фильм таблетках», их преимущества. Пропись таблеток в рецептах, особенности прописи сложных таблеток, имеющих коммерческое название.

3. Гранулы: характеристика, состав гранул, дозирование, правила применения, пропись в рецептах.

4. Драже: характеристика, состав драже, пути введения, пропись в рецептах.

5. Карамели, пастилки: характеристика, особенности применения.

6. Капсулы: характеристика, виды, особенности применения.

Тема № 3. Мягкие лекарственные формы

1. Характеристика мазевых основ (вазелин, парафин, ланолин, животные жиры, растительные масла, воски, синтетические основы). Влияние основы на всасывание лекарственных средств, применение.

2. Мази: определение, состав мази.

3. Пасты: определение, состав пасты, отличие пасты от мази, применение.

4. Суппозитории: определение, состав, виды суппозиториев, особенности действия ректальных и вагинальных суппозиториев, применение.

5. Пластыри: определение, виды пластырей, применение.

6. Линименты, кремы: общая характеристика, отличие от мазей, применение.

7. Гели: общая характеристика, применение.

8. Лекарственные пленки: общая характеристика, применение.

Тема № 4. Жидкие лекарственные формы

1. Растворы: определение, виды растворителей, характеристика, дозирование растворов.

2. Эмульсии и суспензии: определение, состав, применение.

Настои и отвары: характеристика, особенности приготовления настоев и отваров, дозирование, правила хранения.

Настойки, экстракты: характеристика, виды экстрактов, получение, дозирование, применение.

Новогаленовы препараты: характеристика, получение, применение.

3. Лекарственные масла: характеристика, применение.

4. Соки лекарственных растений: характеристика, применение.

5. Жидкие бальзамы: характеристика, применение.

6. Сиропы: характеристика, применение.

7. Микстуры: характеристика, применение.

8. Аэрозоли: характеристика, применение, понятие о дозированных аэрозолях.

9. Капли: виды капель, требования к глазным каплям.

Тема № 5 . Лекарственные формы для инъекций

1. Лекарственные формы, вводимые в инъекциях, требования, предъявляемые к ним (стерильность, апирогенность, отсутствие химических и механических примесей).

2. Растворители для экстемпорального приготовления растворов для инъекций.

ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Задание 1. В ваших рабочих тетрадях, пользуясь учебником и конспектами, выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Подобрать пары по образцу: 1 - Б, 2 - А, 3 - Г…и т.д.

Лекарственная форма Характеристика лекарственной формы.
1. Таблетка 2. Пластырь 3. Драже 4. Порошок 5. Мазь 6. Суппози­торий   А. Мягкая недозированная лекарственная форма для наружного применения Б. Твердая лекарственная форма для приме­нения внутрь, наружно или ингаляционно, обладающая свойством сыпучести. В. Мягкая дозированная лекарственная форма для ректального или вагинального использо­вания. Г. Твердая дозированная лекарственная форма промышленного производства полу­чаемая методом прессования. Д. Твердая дозированная лекарственная форма промышленного производства, получаемая методом наслаивания на сахар­ные гранулы. Е. Мягкая лекарственная форма, используе­мая для фиксации повязок.  

2. Подобрать пары по образцу: 1 - Б, 2 - А, 3 - Г…и т.д.

Лекарственная форма Характеристика лекарственной формы:
1. Эмульсия 2. Суспензия 3. . Сироп 4. Настойка 5. Микстура   А. Жидкая лекарственная форма, взвесь мель­чайших твердых частиц в жидкости. Б. Смесь нескольких жидких лекарственных форм или жидких с порошкообразными ле­карственными формами. В. Водное извлечение из лекарственных растений. Г. Спиртовое извлечение из лекарственных растений. Д. Смесь экстрактов лекарственных расте­ний, лекарственных веществ с концентриро­ванным раствором глюкозы. Е. Жидкая лекарственная форма, взвесь мельчайших частиц одной жидкости в дру­гой.

1. Задание 2. Укажите правильный вариант рецепта, соответствующий заданию, исправьте ошибки в неправильных вариантах:

2. Выписать 10 таблеток анальгина по 0,5 грамма. По 1 таблетке 3 раза в день до еды.

I вариант.

Rp: Таb. Analgini 0,5 г

D.t.d. N 10

S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды

II вариант.

Rp: Тab. Analgini 0,5 N 10

D.S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды.

III вариант.

Rp.: Analgini 0,5 N 10

D.S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды.

3. Выписать 20 драже, пипольфена по 0,025 грамма. По 1 драже 2 раза в день.

I вариант

Rp: Dragee Pipolpheni 0.025

D.t.d. 20

S. По 1 драже 2 раза в день.

II вариант.

Rp: Pipolpheni 0,025

D.t.d. N 20 in dragee

S. По 1 драже 2 раза в день

III вариант

Rp: Dragee Pipolpheni 0,025 N 20

D.S .По 1 драже 2 раза в день.

4. Выписать 10 ампул 1% раствора дибазола по 1мл в ампуле. Вводить внутримышечно по 4 мл 2 раза в сутки.

I вариант

Rp: Sol. Dibazoli 1%-1ml

D.t.d. N 10 in amp.

S. По 4 мл внутримышечно 2 раза в сутки.

II вариант

Rp: Dibazoli 1% -1ml

D.t.d. N 10 in amp.

S. По 4 мл внутримышечно 2 раза в сутки

III вариант.

Rp: Sol. Dibazoli 1%-1ml

D.t.d. N 10

S. По 4 мл внутримышечно

Задание 3. Решите задачи:

Задача № 1

Известно, что настои при приёме внутрь дозируют столовыми ложками, а настойки – каплями.

Укажите две причины, почему не делают наоборот?

Ответ:

1.____________ 2.____________

Задача № 2

В начале сентября в городскую аптеку зашёл молодой человек, чтоб получить лекарство для своей престарелой родственницы. Рецепт выписан 27 августа текущего года, на специальном бланке розового цвета, на имя Сидоренко Е.Н., 72 лет, препарат – промедол для инъекций. На бланке имеются: личные печати и подписи лечащего врача и главного врача больницы, штамп и круглая гербовая печать.

Тем не менее. лекарство в аптеке выдать отказались, бланк оставили в аптеке, а юноше посоветовали вновь обратиться к лечащему врачу за новым рецептом на данное лекарство.

Правы ли работники аптеки? Объясните вашу точку зрения.

Ответ:____

Задача № 3

У больного К., 43 лет, хроническое сердечное заболевание. Приступы несильны, но часты, возникают внезапно. Больной ведёт активный образ жизни, работа его связана с постоянными разъездами.

Сегодня у него кончился запас необходимого лекарства, по поводу чего он обратился в ручной отдел аптеки.

В аптеке имеются следующие лекарственные формы данного препарата:

1. Спиртовый раствор в стеклянных флаконах для приёма под язык.

2. Водный раствор для инъекций в ампулах.

3. Сублингвальные таблетки в специальном пластмассовом флакончике.

4. Ректальные суппозитории.

1. Проанализируйте каждую из предложенных лекарственных форм с точки зрения её применения в данной ситуации, в чём , конкретно, её преимущества и недостатки?

2. Сделайте вывод: какую форму препарата лучше приобрести данному больному?

Ответ:

1.________________________________________________________________ 2. Вывод: наиболее удобно использовать_______________________________________, так как __________________________

Задача № 4

В аптеку обратилась молодая женщина с просьбой помочь ей подобрать лекарство для ребёнка трёх лет при простудном заболевании (ОРЗ). Заболевание средней тяжести, ребёнок лечится амбулаторно. Родители, не являясь медиками, навыками лечебных манипуляций не обладают, оплачивать услуги приходящей медсестры не в состоянии.

В ручном отделе аптеки имеются необходимые лекарственные препараты в следующих лекарственных формах:

1. Таблетки для приёма внутрь.

2. Раствор для инъекций в ампулах.

3. Суспензия для приёма внутрь.

4. Ректальные суппозитории.

  1. Проанализируйте каждую из предложенных лекарственных форм с точки зрения её применения в данной ситуации, в чём , конкретно, её преимущества и недостатки?
  2. Сделайте вывод: какую форму препарата лучше приобрести данному больному?

Ответ:

1.__________________________________2. Вывод: В данном случае лучше всего использовать_____________, потому что________________________________________________________________

Задача № 5

В стационар поступил больной Б., 25 лет, по поводу тяжёлого инфекционного заболевания, требуется экстренная медицинская помощь. Назначая соответствующий лекарственный препарат, необходимо учесть, что он выпускается в следующих лекарственных формах:

  1. Порошок в желатиновых капсулах.
  2. Таблетки для приёма внутрь.
  3. Ректальные суппозитории.
  4. Раствор для инъекций во флаконах.
  1. Проанализируйте каждую из предложенных лекарственных форм с точки зрения её применения в данной ситуации, в чём , конкретно, её преимущества и недостатки?
  2. Сделайте вывод: какую форму препарата лучше приобрести данному больному?

1.__________________________________2. Вывод: В данном случае лучше всего использовать_____________, потому что________________________________________________________________

Задача № 6

В каких лекарственных формах лучше выпускать каждое из ниже перечисленных веществ, если они обладают следующими свойствами:

А. Жидкое, в воде нерастворимо. Применяется внутрь, но имеет неприятный вкус.

Б. Твёрдое, применяется внутрь, готовится в аптеке

В. Хорошо растворяется в воде, но в растворе быстро портится, применяется внутримышечно.

Г. Порошкообразное, вызывает почернение зубов.

Ответ:

_А._________________________Б.__________________________В._________________________Г._______________________

задания на практическом занятии - student2.ru Задание 4. Заполните рецептурный бланк:

Тема 2. Общая фармакология

1. Основные процессы фармакокинетики лекарственных средств: введение, характеристика энтеральных и парентеральных путей введения.

2. Всасывание, понятие о биологических барьерах и биологической доступности, распределение лекарственных веществ.

3. Метаболизм лекарственных веществ, биотрансформация, конъюгация, их значение.

4. Выведение лекарственных веществ, понятие об элиминации, периоде полувыведения лекарственных средств.

5. Основные понятия фармакодинамики: фармакологический эффект, механизм действия, локализация действия.

6. Основные механизмы действия лекарственных веществ, понятие о рецепторах.

7. Виды действия лекарственных средств (местное и резорбтивное, прямое и рефлекторное, основное и побочное, токсическое, тератогенное, эмбриотоксическое, фетотоксическое).

8. Факторы, влияющие на действие лекарственных средств в организме: физико-химические свойства лекарств, доза, пути введения, возраст, масса тела, индивидуальные особенности организма (понятие об идиосинкразии), состояние организма, биоритмы.

9. Доза лекарственных веществ, виды доз, их характеристика, понятие о широте терапевтического действия.

10. Реакции, обусловленные длительным приемом и отменой лекарственных средств: явления кумуляции, привыкания (понятие о толерантности), сенсибилизация, лекарственная зависимость (понятие о физической и психической зависимости), феномен отмены, феномен отдачи («рикошета»), феномен «обкрадывания».

11. Комбинированное применение лекарственных средств: понятие о полипрагмазии, синергизме (суммация, потенцирование), антагонизме.

12. Виды лекарственной терапии: этиотропная, патогенетическая (понятие о заместительной терапии), симптоматическая, профилактическая.

Тема 3. Основные принципы оказания помощи при острых отравлениях

1. Токсическое действие лекарственных средств, понятия о причинах отравлений, их симптомах и профилактике.

2. Общие мероприятия первой помощи при отравлениях:

· удаление вещества с места попадания в организм (обработка кожи, слизистых оболочек, промывание желудка);

· мероприятия по предупреждению всасывания вещества в кровь (применение адсорбирующих, слабительных средств);

· уменьшение концентрации всосавшегося вещества в крови (обильное питье, введение кристаллоидных плазмозаменителей, диуретиков);

· обезвреживание путем применения специфических антагонистов и антидотов;

· устранение возникших нарушений жизненно важных функций.

Наши рекомендации