Проведение кормление пациента через назогастральный зонд

Алгоритм действия Исходный балл Полученный балл
  Оснащение    
1. Стерильный желудочный зонд диаметром 0,5 – 0,8 см, глицерин, мензурка, шприц Жане или шприц объемом 20,0., лейкопластырь, зажим, ножницы, лоток, полотенце, салфетки, перчатки, фонендоскоп, 3-4 стакана питательной смеси и стакан теплой кипяченой воды, контейнеры для дезинфекции, заглушка для зонда, безопасная булавка  
Подготовка к процедуре
2. Объяснить пациенту ход и суть предстоящей процедуры и получить согласие пациента на проведение процедуры.  
3. Подготовить оснащение.  
4. Помочь пациенту принять высокое положение Фаулера. Прикрыть грудь пациента полотенцем.  
5. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.  
Выполнение процедуры
6. Извлечь зонд из упаковки. Определить расстояние, на которое следует ввести зонд (расстояние от кончика носа до мочки уха и вниз по передней брюшной стенке так, чтобы последнее отверстие зонда было ниже мечевидного отростка).  
7. Налить в мензурку глицерин, обильно обработать слепой конец зонда глицерином.  
8. Ввести зонд через нижний носовой ход на нужную глубину.  
9. Убедиться, что пациент может ясно говорить и свободно дышать.  
10. Убедиться в правильном местонахождении зонда в желудке: присоединить шприц к зонду и потянуть поршень на себя; в шприц должно поступать содержимое желудка (вода и желудочный сок) или ввести воздух при помощи шприца в желудок под контролем фонендоскопа (выслушиваются характерные звуки).  
11. Отсоединить шприц от зонда и наложить зажим. Закрепить зонд пластырем. Свободный конец зонда поместить в лоток.  
12. Снять зажим с зонда, подсоединить шприц Жане без поршня и опустить до уровня желудка. Наклонить слегка шприц Жане и налить пищу, подогретую до 37-38 °С. Постепенно поднимать до тех пор, пока пища не дойдет до канюли шприца.  
13. Опустить шприц Жане до первоначального уровня и ввести следующую порцию пищи. Введение нужного объема смеси проводить дробно, небольшими порциями по 30-50 мл, с интервалами 1-3 мин. После введения каждой порции пережимать дистальный участок зонда.  
14. Промыть зонд кипяченой водой по окончании кормления. Наложить зажим на конец зонда, отсоединить шприц Жане и закрыть заглушкой.  
15. В случае необходимости оставить зонд на длительное время закрепить его безопасной булавкой к одежде пациента на груди.  
16. Убрать полотенце. Помочь пациенту принять удобное положение.  
Завершение процедуры
17. Поместить использованное оборудование в дезинфицирующий раствор с последующей утилизацией.  
18. Снять перчатки и поместить в дезинфицирующий раствор с последующей утилизацией. Вымыть и осушить руки.  
19. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента.  
  ВСЕГО:  
           
Задания Максимальный балл Полученный балл
1. Выполнение задания № 1.  
2. Выполнение задания № 2.  
ВСЕГО:  
Освоенные общие и профессиональные компетенции Количество баллов Оценка Уровень освоения компетенций
ПК. 2.1, 2.2, 2.3, 2.5 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8   33-30 «5»   «Компетенции освоены»
29-26 «4»
25-22 «3»
Менее 22 баллов «2» «Компетенции не освоены»

Итоговая оценка уровня

Освоения компетенций ________________________________________

(освоены/не освоены)

Подпись преподавателей__________________

БИЛЕТ № 20

Студент(ка)_______________________________________Группа______________________

Оценка выполнения задания № 1

Порядок раздачи пищи

Выдачу пищи из пищеблока проводят строго по установленному для каждого отделения времени. Её начинают только после того, как дежурный врач стационара снимет пробу с пищи. Буфетчица устанавливает бачки с пищей на специальные передвижные столики и доставляет их в буфетную, где хранится столовая посуда и установлены электрическая плита для подогрева пищи (в случае необходимости), титаны для горячей воды (кипятильники для воды большой ёмкости) и моечная. Затем после доставки пищи в отделение в соответствии с порционным требованием начинается её раздача буфетчицей, младшей медсестрой и палатной медсестрой. Если до раздачи пищи младшая медсестра осуществляла мероприятия по уходу за больными (помогала совершать утренний туалет, занималась уборкой палат и др.), она должна переодеться в специальную одежду и тщательно обработать руки. Медицинскому персоналу должны быть выделены отдельные халаты со специальной маркировкой «Для раздачи пищи».

Больные с общим (свободным) режимом обедают в столовой, где их рассаживают по принципу диетических столов. После еды столы убирают, после ужина – моют горячей водой с мылом. Посуду моют двукратно горячей водой с горчицей или содой, обязательно дезинфицируют одним из принятых дезинфектантов, ополаскивают горячей водой и ставят в сушильные шкафы. Пищевые отбросы помещают в промаркированные закрытые вёдра или бачки.

Больным, находящимся на палатном режиме, пишу доставляют в палату. По палатам пищу развозят на специальных каталках.

Не допускается раздача пищи техническим персоналом, убирающим больничные помещения (санитарками-уборщицами).

Кормление больных

В зависимости от способа приёма пищи различают следующие формы питания больных.

• Активное питание – больной принимает пищу самостоятельно.

• Пассивное питание – больной принимает пищу с помощью медицинской сестры. (Тяжелобольных кормит медицинская сестра с помощью младшего медицинского персонала.)

• Искусственное питание – кормление больного специальными питательными смесями через рот или зонд (желудочный или кишечный) либо путём внутривенного капельного введения препаратов.

Пассивное питание

При строгом постельном режиме ослабленным и тяжелобольным, а в случае необходимости и пациентам в пожилом и старческом возрасте помощь в кормлении оказывает медицинская сестра. При пассивном кормлении следует одной рукой приподнять голову больного вместе с подушкой, другой – подносить к его рту поильник с жидкой пищей или ложку с едой. Кормить больного нужно малыми порциями, обязательно оставляя пациенту время на пережёвывание и глотание; поить его следует с помощью поильника или из стакана с применением специальной трубочки.

Уровень освоения компетенции Исходный балл Полученный балл
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность знаний; в ответе прослеживается логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий. Знание демонстрируется на фоне понимания его в системе данного модуля и междисциплинарных связей. Ответ изложен грамотно с использованием медицинской терминологии. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. 10 - 8  
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 7 - 5  
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении медицинских терминов. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 4 - 2  
Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения Речь неграмотная, медицинская терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента; или ответ на вопрос полностью отсутствует или имеется отказ от ответа.  
Максимальное количество баллов  

Оценка выполнения задания № 2

Наши рекомендации