Раздел 4. Организация амбулаторно-поликлинической помощи

Основным учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, является поликлиника.

Поликлиника - это ЛПУ, в котором оказывается медицинская помощь приходящим больным, а также больным на дому.

Цель поликлиники - сохранение и укрепление здоровья обслу­живаемого населения.

Принципами работы всех амбулаторно-поликлинических учреждений в нашей стране являются: обязательность медицинского страхования всех граждан, проживающих на территории России, общедоступность первичной медико-санитарной помощи, единство лечебных и профилактических мероприятий, диспансерный метод работы, принцип участковости. Участковость представляет собой обслуживание какой-то группы населения одним врачом – участковым. Участки бывают: территориальные, цеховые, участок врача общей практики, семейный, гинекологический, педиатрический, сельский. Поликлиника – многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать медицинскую помощь населению в возрасте 18 лет и старше на догоспитальном этапе и осуществлять мероприятия по оздоровлению населения.

По номенклатуре поликлиники делят:

1. По организации работы - объединенные со стационаром и не объединенные (самостоятельные);

2. По территориальному признаку - городские и сельские;

3. По профилю - общие для обслуживания взрослого или дет­ского населения, стоматологические, консультативно-диагно­стические, физиотерапевтические, курортные.

Основными структурными подразделениями поликлиники являются:

- регистратура со столом справок;

- отделение профилактики;

- лечебно-профилактические подразделения: отделения (терапевтическое, хирургическое, неврологическое и др.), кабинеты (кардиологический, ревматологический, эндокринологичес­кий и др.), процедурный кабинет;

вспомогательно-диагностические подразделения: рентгенологическое отделение (кабинет), отделение (кабинет) функцио­нальной диагностики, кабинет учета и медицинской статис­тики, административно-хозяйственная часть и др. I [о решению руководства в поликлинике могут быть организо­ваны и другие подразделения, в том числе на основе платных ме­дицинских услуг и хозрасчетной деятельности: центры здоровья, отделения нетрадиционных методов лечения и др.

Основными задачами поликлиники являются:

1. Оказание квалифицированной и специализированной меди­цинской помощи населению.

2. Оказание первой и неотложной помощи.

3. Проведение профилактических мероприятий но предупреж­дению и снижению заболеваемости.

4. Раннее выявление больных.

5. Диспансеризация здоровых и больных.

6. Проведение активной работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Основными показателями, характеризующими деятельность по­ликлиники, являются: заболеваемость населения, нагрузка врача, участковость, охват населения медицинскими осмотрами, охват боль­ных диспансеризацией, своевременность взятия на диспансерный учет, эффективность диспансеризации (наличие или отсутствие обо­стрений заболеваний, динамика показателей ЗВУТ, показатель вы­хода на инвалидность среди больных, стоящих на диспансерном учете, изменения в состоянии здоровья - доля выздоровевших, с улучшением состояния, без перемен, с ухудшением, умерших).

Вся территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на участки, за каждым из которых закрепляются участковый врач и участковая медицинская сестра. Организация врачебного участка создает благоприятные условия для эффективной лечебно-профилактической работы. Участковый врач имеет возможность знать не только больного, но и его семью, в течение длительного времени в динамике следить за состоянием здоровья проживающих на участке, рассматривать заболеваемость в связи с конкретными условиями труда и быта, что необходимо для осуществления лечебно-оздоровительных мероприятий. Участки формируются исходя из нормативов численности населения на участок. Нормативы участковости: для терапевта — 1700 жителей 18 лет и старше; для врача общей практики — 1500 жителей 18 лет и старше; для семейного врача — 1200 человек всех возрастов.

Организация работы регистратуры поликлиники

Регистратура является основным структурным подразделением поликлиники, организующим и регулирующим поток больных на приеме в поликлинике и на дому.

Задачи регистратуры:

- организация записи больных на прием к врачу как при непо­средственном обращении в поликлинику, так и по телефону;

- регулирование интенсивности потока пациентов с целью со­здания равномерной нагрузки врачей;

- хранение, проведение своевременного подбора и доставки ме­дицинской документации в кабинеты врачей.

Руководит работой регистратуры заведующий. В его подчине­нии находится медицинский регистратор, который записывает по­сетителей на прием к врачу, производит запись вызова врача на дом, обеспечивает регистрацию выданных врачами листков нетру­доспособности.

Около регистратуры целесообразно вывешивать стенды с инфор­мацией, позволяющей пациентам получить сведения о режиме ра­боты всех подразделений поликлиники.

В регистратуре хранятся «Медицинские карты амбулаторного больного» (форма № 025/у), сгруппированные по участкам, ули­цам, домам и алфавиту.

Существует три метода записи на прием к врачу:

1. Талонная система. Поток первично обратившихся больных проходит через участковых регистраторов. Посетители предварительно получают талоны с указанием порядкового номера очереди, фа­милии врача, номера кабинета и времени явки на прием.

2. Самозапись на прием к врачу. Посетители сами в специальные листы вписывают свои паспортные данные с указанием удобного для них времени приема. Для этого в холле поликлиники оборуду­ются столики с папками листов самозаписи на 5 дней вперед.

3. Комбинированный метод. В лист самозаписи записываются толь­ко первичные больные. Повторным больным врач выдает специ­альную «фишку» с указанием даты и времени приема, которая под­лежит обмену в регистратуре на талон формы 025 - 4/у.

В поликлинике ведется следующая оперативно-учетная докумен­тация:

· «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма №

· «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационар­ного больного» (форма № 027/у);

· «Статистический талон для регистрации заключительных (уточ­ненных) диагнозов» (форма № 025-2/у);

· «Талон на прием к врачу» (форма № 025-4/у);

· «Книга записи вызовов врачей на дом» (форма № 031/у).

· «Дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспан­сера, консультации» (форма №039/у);

· «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма № 030/у);

· «Карта подлежащего периодическому осмотру» (форма № 046/у).

· «Список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру» (форма № 048/у);

· листок нетрудоспособности;

· рецепт (взрослый; детский; на получение лекарства, содержа­щего наркотические вещества; на получение лекарства бес­платно, с оплатой 50%, 20% стоимости) и др.

Большую роль в оказании населению первичной медико-санитарной помощи играет медицинская сестра участковая.Основная ее задача - это выполнение лечебных и диагностических назначений врача в поликлинике и на дому, а также проведение профилактических и санитарно-просветительных мероприятий среди населения участка. Для решения этой задачи медицинская сестра участковая имеет широкий круг обязанностей:

• формирует совместно с врачом-терапевтом участковым паспорт врачебного (терапевтического) участка из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг;

 

· организует амбулаторный прием врача-терапевта

участкового, подготавливает к работе приборы, инструменты,

обеспечивает бланками рецептов, направлений;

· проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;

· осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия в школах здоровья;

· организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

· проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;

· оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре, на дому;

· в соответствии с назначением врача выполняет медицинские манипуляции и производит забор материала для бактериологических исследований;

· оформляет документы для направления больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

· проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;

· оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу;

· оформляет документы для направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

 

· организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

· заполняет под контролем врача «Талоны амбулаторного пациента» (ф. 025-6-7/у/89; 025-10/у-97; 025-11/у-02; 025-12/у-04), «Экстренные извещения», бланки направлений на лечебно-диагностические исследования, вносит в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований, помогает заполнять «Направление на медико-социальную экспертизу» (ф. 088/у-97), «Санаторно-курортные карты» (ф. 072/у), выписки из «Медицинских карт амбулаторного больного» и др.;

· проводит под контролем врача профилактические прививки и мероприятия по дегельминтизации населения;

· ведет «Дневник учета работы медицинской сестры участковой» (ф. 039-1/у-06).

Медицинская сестра участковая обеспечивается медицинской сумкой, укомплектованной медицинским инструментарием, перевязочным материалом и соответствующим набором медикаментов.

Помимо участковых врачей, в поликлинике работают врачи узких специальностей - врачи-специалисты, каждому из которых помогают медицинские сестры (медицинская сестра патронажная, медицинский статистик, медицинская сестра хирургического кабинета, медицинская сестра офтальмологического кабинета, медицинская сестра функциональной диагностики и др.).

Наши рекомендации