Лекарственные препараты бедняков в Древнем Риме
Министерство здравоохранения Нижегородской области
ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»
Р Е Ф Е Р А Т
Дисциплина
Основы латинского языка с медицинской терминологией
по теме:
Лекарства бедняков в древнем Риме
Выполнила студентка: Алексейчева А.О
Группа: 313-II СД
Проверила: Князева Т.В.
Оценка:_________________
г. Нижний Новгород
2016 г.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………………………………………….3
2.Гален………………………………………………………… .…………….....4
3.Заговоры и молитвы …………………………………………………………...7
4. Врачи в Древнем Риме………………………………………………………...8
5. Лекарственные препараты бедняков в Древнем Риме.................................12
6. Траволечение в древнем Риме………………………………..……………..14
6.1. Лечебные свойства чеснока........................................................................18
6.2.Календула.......................................................................................................20
6.3. Петрушка……………………………………………………………............21
7. Лечение зубной боли………………………………………………………...22
8. Баня, как средство от многих болезней…………………………………….23
9.Заключение…………………………………………………..…………………24
Список литературы ..............................................................................................25
Введение
Люди всегда сталкивались с болезнями, недугами и смертью, но в разных странах и в разные эпохи давали им разные объяснения и по-разному боролись с болезнями. В одних странах болезнь считали наказанием тела за грехи, в других воспринимали её как гнев богов, пожелавших похитить душу человека. В древности медики нередко были жрецами. Они считали, что лечение может облегчить болезнь, но полностью исцелит от неё лишь молитва богам и принесение им жертвы.
В начальный период истории древнем Риме каждый помогал себе, как мог, при помощи домашних средств. Лекарства были под рукой – достаточно было пройти в огород или походить по лугу и лесу.
В Древнем Риме знания по лечению некоторых болезней передавались в каждой семье из поколения в поколения. Обычно это были названия целебных трав, сиропы, настойки и мази, употребляемые при простуде, температуре, кашле. Использовался так же метод аборта и противозачаточные средства, хотя аборт был запрещён и делавший его, при поимке, высылался из Рима с полной конфискацией имущества. Большое применения получили магические амулеты от сглаза, в силе действия которых жители не имели никаких сомнений. Использовали также, так называемые, любовные фильтры и практиковали заклинания типа вуду со сжиганием на огне восковых и глиняных фигур.
Гален
Выдающийся врач Древнего мира Гален родился в г. Пергаме в семье архитектора. В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эразистрата. С большой тщательностью изучал Гален труды своих предшественников и современников. Вследствие, цитируя их или ссылаясь на них, Гален сохранил для последующих поколений имена и достижения тех, чьи сочинения погибли или сгорели во время многочисленных пожаров хранилищ рукописей. Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппадокию, Аквилею. Вернувшись в свой родной город, он в течение ряда лет работал должности врача в школе гладиаторов Пергама. После восстания гладиаторов, Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной медицинской практикой. Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими из них, являются: “О больных частях тела”, “Об анатомии”, “Терапевтические методы”, “О составе лекарств”. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов “Гиппократа сборника”. Дуализм Галена проявился в его колебаниях между материализмом и идеализмом.
Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени,когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов, и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак и копытных, а иногда даже львов и слонов; часто проводил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате “Об анатомии мышц” им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека, но есть у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи возрождения Андреас Везалий.
Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечны и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения. Он правильно описал анатомическое строение сердца, венечных сосудов и артериальный проток. Однако перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови. По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого желудочка в левый, минуя периферические сосуды и круги кровообращения. Эта неправильная точка зрения считалась абсолютно правильной и не подлежащей критике вплоть до XVI столетия, когда испанский ученый-богослов М. Сервет, сожженный Ж. Кальвином на медленном огне в 1553 г., в своем труде “Возрождение христианства” впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Математическое и экспериментальное обоснования кругового движения крови было дано только спустя сто лет английским ученым У. Гарвеем. Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезнях носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья, до настоящего времени носит название “галеновы препараты”. Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе. Гален жил в период рабовладельческого строя, когда в философии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование мировоззрения Галена оказали: учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой. Учение Галена и его значение трудно переоценить. Рядом с Галеном могут быть поставлены лишь Гиппократ и Авиценна. Неутомимый исследователь природы, основоположник экспериментальной анатомии и физиологии, терапевт и хирург.
Заговоры и молитвы
В античные времена точно не знали, отчего возникают болезни, поэтому захворавшие люди обвиняли в своих бедах злых духов или думали, что их наказывают боги. Римляне прибегали к самым разным способам лечения, включая обращение за помощью к богам.
Большинство римлян пытались изгнать болезнь, прибегая к помощи магических заклинаний или обращаясь с молитвой к богу исцеления Эскулапу (Асклепию).
Потеряв надежду на выздоровление, отчаявшиеся люди проводили всю ночь в храме Эскулапа в Риме, надеясь, что бог явится им в сновидении и укажет путь к исцелению.
Врачи в Древнем Риме
Первым врачом в Риме был, по словам Кассия Гемины, Архагат, приехавший в Рим перед самым началом Второй Пунической войны. Чем больше знакомились римляне с Грецией и чем дальше продвигались на Восток, тем большее число греческих врачей появлялось в Италии и особенно в Риме: привозили их и как рабов, приезжали они и сами в поисках денег и славы. Были среди них и крупные врачи, подлинные медицинские светила, основатели школ, собиравшие вокруг себя толпу учеников и последователей; они писали книги, были вхожи в первые дома столицы, наживали часто большие богатства. Были другие, скромные бедняки, отпущенники и рабы, лечившие таких же незаметных тружеников, какими были сами. О них не написано книг; после себя они ничего не оставили, кроме доброй и короткой памяти у своих пациентов и скромных могильных плит с бесцветными надписями: имя умершего, его профессия, иногда возраст, кто хоронил. Иногда к этому добавляются еще кое-какие подробности. Как ни беден этот материал, но это единственный источник, который хоть как-то знакомит нас с этими безвестными врачами, а они составляли особый и любопытный отряд среди простых людей древнего Рима. Поэтому так интересны и значительны для нас эти короткие серые надписи.
Говорят они о разных врачах и о разных сторонах их жизни: и о тех, кто лечил многочисленную дворцовую челядь, и о тех, кто, оставаясь рабом или выйдя на свободу, занимался вольной практикой; говорят об их семейном и имущественном положении.
В большом хозяйстве императорского двора врачей было так много, что их поделили на десятки, поручив каждую десятку ведению декуриона. Каждая декурия имела, вероятно, свое поле деятельности и была прикреплена к определенному учреждению, находившемуся в ведении дворцовых чиновников. Элий Асклепиад и Евтих работали в «Утренней Школе»; Клавдий Гименей лечил библиотекарей; люди, работавшие в главном складе театрального реквизита, заболев, обращались К Элию Агафемеру . Врачи эти были, «аверное, расписаны по определенным декуриям, хотя в надписях об этом не упоминается.
В дворцовом врачебном мире существует служебная иерархия: простой врач, декурион и, говоря нашим языком, «старший», или «главный врач»: supra medicos, или superpositus medicorum. Декурионами были Стеропс, отпущенник Ливии, и М. Ливий Боеф, которого мы застаем еще простым врачом. Отпущенник Ливии, М. Ливий Орест, именовался supra medicos, а Т. Флавий Педерот Алкимиан был superpositus medicorum ex ratione patrimonii, т. е. занимал хлопотливую должность главного врача в многолюдном и широко разветвленном частном хозяйстве императорского дома.
Все перечисленные лица — и декурионы, и старшие врачи — не рабы, а отпущенники. А хороших врачей в императорском хозяйстве ценили, искали на стороне и покупали: только что упомянутый Педерот, которому доверено было столь ответственное место, был куплен у какого-то Алкима; главного врача Фирия купили у Келада ; Эрот, приобретенный в хозяйство Ливии, принадлежал раньше Спозию . Интересна судьба Рупилия Кальпурниана, «врача Августова дома», памятник которому поставил его сын Децим Рупилий Телесфориан. Оба, судя по их gentilicium, были отпущенниками Рупилиев, но отец принадлежал раньше кому-то из Кальпурниев, которые его сына продали некоему Телесфору.
Врачи в какой-то своей части — люди отнюдь не бедные; если у большинства из них нет богатства, то крепкий прочный достаток налицо. У них есть средства на мраморное надгробие, а то и на мраморную урну, они внесут свой вклад в устройство общего памятника, купят в колумбарии место для близкого человека. Они оставляют своим вдовам достаточно средств, чтобы почтить их памятником, иногда даже со скульптурными украшениями и стихотворной надписью.
Как лечили эти врачи? Надписи молчат об их работе, и только косвенно можно вывести о ней некоторые заключения. Эвелписта, по мнению его воспитателя, «врачи резали и убили», но есть и такие надписи, где умершего называют «врачом достойнейшим»; Эвтихиану памятник поставили, вероятно, благодарные пациенты. О том, что были врачи, которые лечили своих больных хорошо и успешно, можно заключить по тому обстоятельству, что они прочно оседали в одном месте: Гибеллина знали по всей широкой; Юлий Эвксин лечил в окрестностях Саллюстиевых Садов; Феликс, глазной врач, устроился в Чесночном переулке. Длительное проживание врача в одном месте свидетельствовало, конечно, о том, что он приобрел в округе добрую известность, созданную трудом и усердием. Связь врача с определенным местом и рассматривалась как ручательство в его профессиональной осведомленности. Упоминание в надгробиях местожительства врача является своего рода благодарной данью его памяти и признанием его врачебных заслуг.
У некоторых врачей имена чисто «профессиональные», прямо указывающие на их занятия: «Медик», «Диет», и это наводит на мысль, что существовали докторские семьи, где врачебная наука, передавалась по наследству, от отца к сыну и отец выбирал сыну подходящее к его будущей профессии имя: «Помощник» — bothus, «Спаситель» — soter.
Государственных больниц в Риме не было. Врачи ходили по больным и больные приходили к ним на дом, но о том, что они устраивали при своем жилье «клиники», точных сведений нет. Делля-Корте полагал, что в Помпеях один врач устроил при своем доме настоящую больницу, но это только предположение. В точности известно, что в рабовладельческих поместьях такие «больницы» имелись. Колумелла их упоминает; при больных обязанности «сестры», а может быть, и врача выполняет ключница. Очень вероятно, что у богатых людей в Риме при их особняках были устроены такие больнички, но о них нет у нас никаких сведений.
Лекарственные препараты бедняков в Древнем Риме
В результате завоевательных войн III–I веков до н.э. Рим превратился в мировую державу. В условиях крупного централизованного государства медицина и фармация получили значительно большие возможности развития, чем в других странах. Развитие лекарствоведения в Древнем Риме преемственно связано с древнегреческой фармацией.
Большое распространение в Древнем Риме получила травология. Считается, что именно она стала основой современных знаний о лекарственных растениях. Из медикаментозных средств использовались травы, минеральные вещества и снадобья из нескольких различных ингредиентов.
Изначально целебные травы собирались и сушились дома, так как аптек в Риме не было. Снадобья из них также готовили самостоятельно. Позже появились бродячие торговцы – фармакополы, которые предлагали лекарственные растения и готовили из них настойки и порошки. Однако они считались отъявленными шарлатанами.
Древний Рим дал ряд ученых, много сделавших для становления медицины и фармации. Во время археологических раскопок были обнаружены примитивные инструменты, лекарственная посуда, банки для хранения лекарств.
Лечились в то время дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами. Широко применялись дикорастущие, а затем специально культивируемые лекарственные растения.
В I веке н.э. древнеримский врач Диоскорид Педаний впервые выделил лекарственные вещества в отдельную отрасль медицинских сведений. В обширном сочинении «De material medica» («Лекарственные средства») он дал полное описание всех известных в то время медикаментов. В своем труде Диоскорид описал 600 видов лекарственных растений, сгруппированных по морфологическому признаку, а также лекарственные средства животного и минерального происхождения. Среди растений описаны донник, незабудка, смоковница, аир, тимьян, щавель, петрушка, капуста, свекла, клещевина. Впервые автор приводит описание опия как лекарственного средства, рекомендуемого при кашле и заболеваниях кишечника.
Диоскоридом описаны способы получения ртути, окиси свинца, белил, препаратов меди и приготовления лекарственных форм этих препаратов (мазей, пилюль, пластырей и др.). Из средств животного происхождения упоминается о крови и испражнениях животных, о клопах, пауках, ящерицах. До нашего времени дошло сокращение «Естественной истории» Плиния старшего, известного под названием «Медицина Плиния».
В то время применяли при головной голи – сок лука, цикория с розовым маслом и уксусом и медом, укропное масло, вареный чеснок, миндальное масло; при зубной боли – девясил, уксус, тысячелистник, корень белены; при кожных заболеваниях – окись цинка, буру, квасцы, селитру; против глистов – мужской папоротник; в качестве слабительных средств использовали алоэ, галлосомель (смесь меда и морской воды); в виде втираний – масла (оливковое, миндальное, лавровое, миртовое, беленое, касторовое); среди лекарств животного происхождения – электрический скат, печень осла, желчь собаки. Уже тогда были известны целебные источники (сернистые, квасцовые, смолистые, железистые), минеральные грязи, песочные ванны. Морская вода восхвалялась как средство для укрепления нервов.