Социально-медицинская просветительская деятельность
В середине 80-х годов служба санитарного просвещения была преобразована в службу формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ)– сеть специализированных учреждений и подразделений, деятельность которых направлена на активную пропаганду принципов здорового образа жизни с целью повышения уровня санитарной культуры населения и проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.
Служба включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты), косметологические лечебницы (отделения, кабинеты), кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет головное учреждение по проблеме формирования здорового образа жизни – Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины, а организационно-методическое руководство учреждениями (подразделениями) СФЗОЖ – территориальные центры здоровья.
Минздравом определяются научно-медицинские учреждения, выполняющие разработку научных основ формирования здорового образа жизни при координирующей роли ВНИЦ профилактической медицины. Основное внимание при этом уделяется изучению роли субъективного (психологического) фактора в укреплении и сохранении здоровья; формированию критериев эффективности гигиенического воспитания; системам пропаганды здорового образа жизни среди возрастно-половых, профессиональных и других групп населения.
Важнейшая задача СФЗОЖ – координация деятельности всех учреждений и служб здравоохранения, а также различных ведомств и организаций, направленная на утверждение здорового образа жизни. Суть этой работы сводится к регулированию и активизации мероприятий, связанных с подготовкой территориальных и отраслевых комплексных программ профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни и их реализацией: объединению усилий всех звеньев инфраструктуры охраны здоровья, в частности профилакториев, домов отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, турбаз и др.; консолидации с различными неформальными движениями за здоровый образ жизни (клубы любителей бега, закаливания, туризма и др.); распространению и внедрению передового опыта гигиенического обучения и оздоровления населения на обслуживаемой территории.
Очень важная роль в деятельности СФЗОЖ принадлежит всем медработникам, т.е. участие в пропаганде здорового образа жизни является составной частью их профессиональной деятельности независимо от специальности и занимаемой должности. Особенно это касается деятельности сотрудников учреждений первичной медико-санитарной помощи, в частности обслуживающих дошкольные учреждения, школы, профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и др. Коррекция образа жизни на основе установленного уровня здоровья людей, а не только выявление у них заболеваний, даже если это происходит на самой ранней стадии, может оказать положительное влияние на здоровье населения, особенно подрастающего поколения и молодежи. Формирование нового мышления – задача медицинских учебных заведений, главных специалистов органов здравоохранения, СФЗОЖ.
Одной из важных задач СФЗОЖ является также анализ эффективности работы по гигиеническому воспитанию и оздоровлению населения. Особое значение при этом должны иметь показатели, отражающие изменения в состоянии здоровья здоровых людей. Однако, поскольку они недостаточно точны и не всегда учитывают влияние самых различных факторов, используются промежуточные показатели, характеризующие, в частности, уровень санитарной культуры различных групп населения (поведение, знания, мотивация поведения, ценностные ориентации к здоровью и оздоровительным мероприятиям); методический уровень пропаганды – интенсивность пропагандистских и оздоровительных мероприятий. Для сбора и анализа необходимой информации специалисты СФЗОЖ применяют разнообразные методы: статистический, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, инструментальный, лабораторный, психологических тестов, машинного контроля знаний и др.
Для достижения целей активной профилактики нужны осознанные усилия каждого человека. В связи с этим одной из задач СФЗОЖ является обеспечение различных социальных и возрастно-половых групп населения необходимой информацией по вопросам здорового образа жизни. Это осуществляется через структуры формального и неформального образования: в системе учреждений здравоохранения (школы материнства, реконвалесцентов, беседы и советы на приеме в поликлинике, в стационаре, при посещении на дому, получении лекарственных назначений и санаторно-курортной карты, в процессе диспансеризации и патронажа, использование больничных радиоузлов, выпуск санитарных бюллетеней и т.д.); в системе общего и профессионального образования (дошкольные учреждения, школы, СПТУ, техникумы, высшие учебные заведения); в системе производственного обучения; в системе факультативных форм обучения (народные университеты, клубы по интересам, индивидуальная и групповая работа с диспансеризуемыми, лектории здоровья и др.); в системе массовых коммуникаций (телевидение, радио, кино, пресса, выставки и др.).
Значительная часть населения занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью. Это объясняется низким уровнем санитарной культуры, недостаточными знаниями закономерностей формирования и поддержания здоровья на оптимальном уровне, методов коррекции и самоконтроля.
Важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения является гигиеническое воспитание. Этот термин употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.
Гигиеническое воспитание – комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Оно формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья. Гигиеническое воспитание дает положительные результаты, когда созданы объективные (материальные) предпосылки для реализации рекомендуемых медицинской наукой гигиенических норм и правил, когда выработана положительная мотивация человека на здоровье и стремление к укреплению здоровья становится своеобразной «модой».
Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания); репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).
Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.
Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио– и телепередачи, публикации в прессе) используются прежде всего с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.
Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К последним относятся лектории, школы здоровья, кружки, кинодекадники и др. Наибольшую значимость в последние годы приобрели народные университеты медико-гигиенических знаний, предполагающие наличие постоянного состава слушателей (не менее 100 человек), педагогического коллектива, учебных планов и программ (объемом не менее 32 ч), учебной и материально-технической базы. Университеты предназначены для углубленного обучения населения основам здорового образа жизни, подготовки общественного санитарного актива. Они создаются и для медработников с целью повышения их квалификации. Наряду с теоретическим курсом в них проводятся практические занятия, демонстрируются кино– и видеофильмы. Руководящим органом этих университетов является общественный совет, избираемый общим собранием преподавателей.