Задания открытого банка фипи часть 2

1.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Чу­я­нов при­ка­зал спа­сти Нину Пет­ру­ни­ну во что бы то ни стало?»

1) Нина Пет­ру­ни­на была един­ствен­ной жерт­вой бомбёжки.

2) Тра­ге­дия Нины Пет­ру­ни­ной не оста­ви­ла рав­но­душ­ным толь­ко Чу­я­но­ва.

3) Нина Пет­ру­ни­на была ему лично зна­ко­ма.

4) Тра­ге­дия Нины Пет­ру­ни­ной стала сре­до­то­чи­ем все­об­ще­го со­стра­да­ния.

(1)Ста­лин­град без­жа­лост­но бом­би­ли день и ночь.

(2)В один из дней Чу­я­но­ву по­зво­нил Во­ро­нин.

– (3)Беда! – со­об­щил он. – (4)Утром один гад из об­ла­ков вы­вер­нул­ся

и сва­лил фу­гас­ку в пол­тон­ны прямо... прямо на завод, где, сам зна­ешь, сколь­ко на­ро­ду со­бра­лось.

(5)Уби­тых по­хо­ро­ни­ли, ра­не­ных раз­вез­ли по боль­ни­цам, но в мёртвом зда­нии за­во­да оста­лась де­вуш­ка – Нина Пет­ру­ни­на. (6)Жива! (7)Но вы­та­щить её нет сил. (8)Ей ноги сте­ной при­да­ви­ло, а стена едва дер­жит­ся. (9)Ка­жет­ся, чуть дохни на неё – и разом об­ру­шит­ся. (10)Сем­на­дцать лет. (11)Жить хо­чет­ся. (12)Кра­си­вая... уж боль­но девка-то кра­си­вая!

– (13)Спа­сти надо! – крик­нул Чу­я­нов. – (14)Во что бы то ни стало. (15)Я сам при­еду. (16)Сей­час же.

(17)Люди тогда уже при­вык­ли к смер­ти, и, ка­за­лось бы, что им ещё одна? (18)Но город взбур­лил, имя Нины стало из­вест­но всем, а рав­но­душ­ных не было. (19)Всюду, куда ни приди, слы­ша­лось:

– (20)Ну как там наша Нина? (21)Спа­сут ли... вот горе!

(22)Разве так не бы­ва­ет, что судь­ба од­но­го че­ло­ве­ка, до­се­ле ни­ко­му не из­вест­но­го, вдруг ста­но­вит­ся сре­до­то­чи­ем все­об­ще­го со­стра­да­ния, и мно­же­ство людей оза­бо­чен­но сле­дят за чужой судь­бой, ко­то­рая их вол­ну­ет и в ко­то­рой под­час вы­ра­же­на судь­ба мно­гих.

(23)Чу­я­нов при­е­хал. (24)Во­ро­нин ещё из­да­ли крик­нул ему:

– (25)Не под­хо­ди близ­ко! (26)Стена вот-вот рух­нет...

(27)Нина Пет­ру­ни­на ле­жа­ла спо­кой­но, и Чу­я­нов до конца жизни не забыл её пре­крас­но­го лица, веера её зо­ло­ти­стых волос, а ноги де­вуш­ки, уже раз­дроб­лен­ные, по­ко­и­лись под гро­мад­ной и мно­го­тон­ной мас­сой по­лу­раз­ру­шен­ной за­вод­ской стены, ко­то­рая едва-едва дер­жа­лась. (28)Здесь же си­де­ла и мать Нины.

(29)Чу­я­нов лишь паль­ца­ми кос­нул­ся её плеча, ска­зал:

– (30)Сей­час при­едут... укол сде­ла­ют, чтобы не му­чи­лась.

(31)Нину кор­ми­ли, всё время де­ла­ли ей бо­ле­уто­ля­ю­щие уколы, и время от вре­ме­ни она спра­ши­ва­ла:

– (32)Когда же, ну когда вы меня спасёте?..

(33)Яви­лись доб­ро­воль­цы – сол­да­ты из гар­ни­зо­на.

– (34)Ре­бя­та, – ска­зал им Чу­я­нов, – как хо­ти­те, а де­ва­ху надо вы­та­щить. (35)Ор­де­нов вам не по­су­лю, но обе­дать в сто­ло­вой об­ко­ма бу­де­те... (36)Вы­ру­чай­те!

(37)Лучше мне не ска­зать, чем ска­за­ли оче­вид­цы: «Шесть дней про­дол­жа­лась смер­тель­но опас­ная ра­бо­та. (38)Бойцы осто­рож­но вы­би­ва­ли из стены кир­пи­чик за кир­пи­чи­ком и тут же на место каж­до­го вы­би­то­го кир­пи­ча ста­ви­ли под­пор­ки». (39)Кир­пич за кир­пи­чом – укол за уко­лом. (40)На­ко­нец Нину из­влек­ли из-под раз­ру­шен­ной стены.

(41)На­вер­ное, ска­за­лось дав­нее и при­род­ное свой­ство рус­ских людей – со­пе­ре­жи­вать и со­стра­дать чу­жо­му горю; это пре­крас­ное ка­че­ство рус­ско­го на­ро­да, ныне почти уте­рян­ное и раз­ба­за­рен­ное в его мас­со­вом эго­из­ме. (42)Тогда это ка­че­ство было ещё живо, и оно не раз со­гре­ва­ло люд­ские души... (43)По­ду­май­те: ведь эти сол­да­ты-доб­ро­воль­цы из ста­лин­град­ско­го гар­ни­зо­на по­ни­ма­ли, что, спа­сая Нину, каж­дую се­кун­ду могли быть по­гребёнными вме­сте с нею под об­ва­лом стены!

(По В. Пи­ку­лю) *

* Пи­куль Ва­лен­тин Сав­вич (1928–1990) – со­вет­ский пи­са­тель, автор мно­го­чис­лен­ных ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний.

2.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Алёнку вы­бра­ли участ­во­вать в кон­кур­се кра­со­ты?»

1) Ре­бя­та счи­та­ли Алёнку самой кра­си­вой.

2) Ре­бя­та хо­те­ли по­ка­зать де­воч­ке, что без их по­мо­щи она не вы­иг­ра­ет кон­курс.

3) Во­жа­тые по­со­ве­то­ва­ли ре­бя­там вы­брать Алёнку.

4) Алёнка сама за­хо­те­ла участ­во­вать в кон­кур­се.

– (1)Маш, Маш, а мы но­вень­кую вы­бра­ли…

– (2)Куда вы­бра­ли? – (3)Уже не­де­лю она в от­ря­де, а всё «но­вень­кая»…

– (4)В кон­кур­се кра­со­ты участ­во­вать! – (5)Бес­хит­рост­ный ра­дост­ный Герка пре­поднёс мне но­вость, как пи­рож­ное на блю­деч­ке.

(6)Я схва­ти­лась за серд­це и по­смот­ре­ла на сто­я­ще­го рядом Ромку.

– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?

– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!

(11)Я бро­си­лась к Ан­то­ни­не Мар­ков­не и Олегу.

– (12)Ну как вы могли до­пу­стить? (13)Куда вы смот­ре­ли?

– (14)Маша, я не по­ни­маю… – рас­те­ря­лась Ан­то­ни­на Мар­ков­на. – (15)На планёрке ска­за­ли вы­брать одну де­воч­ку от от­ря­да, что это глав­ный кон­курс…

– (16)Вот имен­но!

– (17)Мы стали вы­би­рать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая кра­си­вая!» (20)Я бы не ска­за­ла, но раз они так счи­та­ют…

(21)Я живо пред­ста­ви­ла, как они кри­чат, какие у них ехид­ные, злые глаза. (22)В нашем от­ря­де почти все ста­ро­жи­лы, они знают, что такое кон­курс кра­со­ты! (23)Будь ты три­жды рас­кра­са­ви­ца, не вы­пол­нить тебе ни од­но­го за­да­ния без под­держ­ки от­ря­да и зре­лищ­ных но­ме­ров. (24)Но на сцене-то сто­ять толь­ко ей, позор, свист и улю­лю­ка­нье зала при­ни­мать тоже ей одной. (25)Про­сла­вит­ся сразу на весь ла­герь! (26)Как самая «класс­ная» дев­чон­ка или как самая… сами по­ни­ма­е­те.

– (27)Если у участ­ни­цы нет под­держ­ки, она будет вы­гля­деть… ну как пол­ная дура! (28)А её, ду­ма­е­те, наши под­дер­жат? (29)Под­ста­ви­ли дев­чон­ку!

– (30)Но, Маша, она сама со­гла­си­лась! (31)По­мол­ча­ла с ми­нут­ку, огля­де­ла всех по оче­ре­ди и го­во­рит спо­кой­но так: «Я со­глас­на».

(32)Пред­став­ляю, ка­ки­ми гла­за­ми она «огля­де­ла всех»! (33)А ведь могла бы от­ка­зать­ся! (34)За­про­сто! (35)Но она всё по­ня­ла, гор­дая де­воч­ка Алёна Аки­ни­ро­ва, и назло им не от­ка­за­лась.

– (36)Зна­чит, так, – ска­за­ла я ре­ши­тель­но. – (37)По­нят­но, что от ребят мы по­мо­щи не дождёмся – они будут вся­че­ски ей вре­дить. (38)По­это­му мы долж­ны при­ло­жить мак­си­мум уси­лий, чтобы по­мочь че­ло­ве­ку.

– (39)Да, Маша, – ска­за­ла Ан­то­ни­на Мар­ков­на по­слуш­но.

– (40)Хо­ро­шо, Маш, – серьёзно кив­нул Олег.

(41)На столе в стек­лян­ной банке мед­лен­но вяли пионы.

– (42)Она, на­вер­ное, ду­ма­ет, что она такая не­от­ра­зи­мая, – хи­хи­ка­ли дев­чон­ки, – вый­дет на сцену и всех по­ко­рит своей кра­со­той!

– (43)Все сразу по­па­да­ют и дадут ей пер­вое место!

– (44)Ни­че­го по­доб­но­го она не ду­ма­ет, – вдруг всту­пил­ся за Алёнку Вась­ка. – (45)И во­об­ще… (46)Она, может, даже не знает, что надо го­то­вить номер, и танец, и груп­пу под­держ­ки? (47)Она же пер­вый раз в ла­ге­ре.

(48)После этого слу­чай­но услы­шан­но­го раз­го­во­ра я по­пы­та­лась объ­яс­нить Алёнке, что такое кон­курс кра­со­ты в нашем ла­ге­ре, что от неё тре­бу­ет­ся, но она слу­ша­ла не­тер­пе­ли­во и рас­се­ян­но и на­ко­нец ска­за­ла:

– (49)Маша, вы хо­ти­те кого-ни­будь дру­го­го по­ста­вить? (50)Ну, по­жа­луй­ста, мне всё равно…

(51)Но по­ста­вить дру­го­го – зна­чит под­дер­жать бой­кот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза на­пол­ни­лись сле­за­ми, и она ска­за­ла сер­ди­то, с вы­зо­вом:

– (53)Ду­ма­ешь, я без них не справ­люсь? (54)Очень надо! (55)Справ­люсь и без них! (56)Вот уви­ди­те.

(57)И я по­ня­ла: надо спра­вить­ся во что бы то ни стало.

(По Ми­хе­е­вой Т.) *

* Ми­хе­е­ва Та­ма­ра (род. в 1979 г.) – со­вре­мен­ная пи­са­тель­ни­ца, ла­у­ре­ат ли­те­ра­тур­ных пре­мий.

3.Какой ва­ри­ант от­ве­та яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем пред­ло­же­ния: «И жен­щи­ны, и муж­чи­ны пели песню вме­сте, не­сколь­ко раз по­вто­ряя одни и те же строч­ки, по­то­му что…»?

1) так ве­се­лее было плыть по скуч­ной реке.

2) при­ро­да за­ста­ви­ла их сбли­зить­ся и по­чув­ство­вать веч­ную кра­со­ту.

3) в этих ме­стах оста­нав­ли­вал­ся и от­ды­хал Не­кра­сов.

4) муж­чи­ны хо­те­ли под­дер­жать жен­щин.

(1)Был ок­тябрь, на лугах гу­ля­ло стадо, и до­но­си­ло дымом с кар­то­фель­ных полей. (2)Я шёл мед­лен­но, по­смат­ри­вая на пе­ре­ле­ски, на де­ре­вень­ку за ло­щи­ной, и вдруг ясно пред­ста­вил жи­во­го Не­кра­со­ва. (3)Ведь он в этих ме­стах охо­тил­ся, бро­дил с ружьём. (4)Может, у этих ста­рых дуп­ли­стых берёзок и он оста­нав­ли­вал­ся, от­ды­хая на при­гор­ке, бе­се­до­вал с де­ре­вен­ски­ми ре­бя­тиш­ка­ми, думал, сла­гал стро­ки своих сти­хов. (5)Может, по­то­му как живой и ви­дит­ся на этих до­ро­гах Не­кра­сов, что он со­здал, бывая здесь, много по­э­ти­че­ских про­из­ве­де­ний, вос­пел кра­со­ту верх­не­волж­ской при­ро­ды.

(6)Сама по себе при­ро­да вечна и почти не­из­мен­на. (7)Пройдёт сто лет, люди при­ду­ма­ют новые ма­ши­ны, по­бы­ва­ют на Марсе, а леса будут та­ки­ми же, и так же будет при­горш­ня­ми раз­бра­сы­вать ветер зо­ло­той берёзовый лист. (8)И так же, как сей­час, при­ро­да будет бу­дить в че­ло­ве­ке по­ры­вы твор­че­ства. (9)И так же будет стра­дать, не­на­ви­деть и лю­бить че­ло­век...

(10)Плыли мы как-то вниз по Вет­лу­ге на ста­рой де­ре­вян­ной барже. (11)Ра­бо­чие лес­пром­хо­за, их было че­ло­век де­сять, иг­ра­ли в карты, ле­ни­во пе­ре­го­ва­ри­ва­лись и ку­ри­ли. (12)А две по­ва­ри­хи и жен­щи­на из рай­о­на си­де­ли на корме и ели яб­ло­ки. (13)Река сна­ча­ла была узкой, бе­ре­га унылы, с лоз­ня­ком и оль­хой, с ко­ря­га­ми на белом песке. (14)Но вот баржа обо­гну­ла от­мель и вышла на ши­ро­кий про­стор. (15)Глу­бо­кая и тихая вода ла­ки­ро­ван­но бле­сте­ла, слов­но в реку вы­ли­ли масло, и в это чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва за­дум­чи­вые ели, тон­кие берёзки, тро­ну­тые жел­тиз­ной. (16)Ра­бо­чие от­ло­жи­ли карты, а жен­щи­ны пе­ре­ста­ли есть. (17)Не­сколь­ко минут сто­я­ла ти­ши­на. (18)Толь­ко катер по­стре­ли­вал глу­ши­те­лем да за кор­мой вски­па­ла пена.

(19)Вско­ре мы вышли на самую се­ре­ди­ну реки, и, когда за из­ги­бом по­ка­зал­ся ху­то­рок с убе­га­ю­щей в поле до­ро­гой, жен­щи­на скло­ни­ла го­ло­ву набок и за­пе­ла тихо:

Куда бе­жишь, тро­пин­ка милая,

Куда зовёшь, куда ведёшь...

(20)По­ва­ри­хи тоже стали гля­деть на до­ро­гу и, пока жен­щи­на де­ла­ла паузу, как бы забыв что-то, по­вто­ри­ли пер­вые слова песни, а потом уж все вме­сте ладно и со­глас­но за­кон­чи­ли:

Кого ждала, кого лю­би­ла я,

Уж не во­ро­тишь, не вернёшь...

(21)Они не­ко­то­рое время мол­ча­ли, не от­ры­вая серьёзных лиц от бе­ре­га, и, вздох­нув, по­пра­вив пла­точ­ки, про­дол­жа­ли петь, смот­ря друг на друга и как бы чув­ствуя род­ство душ.

(22)А муж­чи­ны, сдви­нув брови и под­жав губы, тоже уста­ви­лись на ху­то­рок, и кое-кто из них не­воль­но под­тя­ги­вал, не зная слов или стес­ня­ясь петь в голос. (23)И целый час все вме­сте пели они эту песню, по не­сколь­ку раз по­вто­ряя одни и те же строч­ки, а баржа ка­ти­ла себе вниз по Вет­лу­ге, по лес­ной дикой реке. (24)Я смот­рел на них, вдох­новлённых, и думал о том, что вот все они раз­ные, а сей­час вдруг они как бы оди­на­ко­вы­ми стали, что-то за­ста­ви­ло их сбли­зить­ся, за­быть­ся, по­чув­ство­вать веч­ную кра­со­ту. (25)Ещё по­ду­мал я и о том, что кра­со­та, видно, живёт в серд­це каж­до­го че­ло­ве­ка и очень важно су­меть раз­бу­дить её, не дать ей уме­реть, не проснув­шись.

(По Ю.Т. Гри­бо­ву) *

* Гри­бов Юрий Та­ра­со­вич – со­вре­мен­ный пи­са­тель, член ред­кол­ле­гии серии книг «Живая па­мять», автор книг «Со­ро­ко­вой бор», «Ржа­ной хлеб», «Пе­ре­лом лета» и др.

4.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му ро­со­ма­ха в зоо­пар­ке пе­ре­ста­ла тос­ко­вать и рвать­ся на волю?»

1) В зоо­пар­ке слу­жи­те­ли про­яви­ли за­бо­ту о ро­со­ма­хе и со­зда­ли ей бла­го­при­ят­ные усло­вия для ухода за детёны­ша­ми.

2) В зоо­пар­ке ро­со­ма­ха была за­щи­ще­на от хищ­ни­ков, чего не было бы на воле.

3) В зоо­пар­ке ро­со­ма­хе было легче сле­дить за детёны­ша­ми и обе­ре­гать их от опас­но­сти.

4) За­бо­та о детёнышах вы­тес­ни­ла у ро­со­ма­хи ин­стинкт ди­ко­го зверя, стре­мя­ще­го­ся на волю.

(1)Од­на­ж­ды ран­ней вес­ной при­вез­ли в зоо­парк ро­со­ма­ху. (2)Она была по­хо­жа на огром­ную ку­ни­цу: тёмно-бурая, по­кры­тая длин­ной жёсткой шер­стью. (3)По по­ве­де­нию ро­со­ма­хи слу­жи­те­ли зоо­пар­ка с пер­во­го взгля­да по­ня­ли, что у неё, на­вер­но, скоро долж­ны ро­дить­ся детёныши и она ищет место для ло­го­ва.

(4)В клет­ку по­ста­ви­ли де­ре­вян­ный домик. (5)Од­на­ко ро­со­ма­хе домик не по­нра­вил­ся. (6)После дол­гих по­ис­ков она устро­и­ла ло­го­во под до­ми­ком: вы­ры­ла не­боль­шое углуб­ле­ние, вы­стла­ла его своей шер­стью, а через не­сколь­ко дней от­ту­да по­слы­шал­ся писк но­во­рождённых.

(7)С по­яв­ле­ни­ем ма­лень­ких детёнышей ро­со­ма­ха пе­ре­ста­ла тос­ко­вать и рвать­ся на волю. (8)А если же её детёнышам гро­зи­ла опас­ность, она как-то по-осо­бен­но­му ры­ча­ла, и детёныши, слов­но по ко­ман­де, скры­ва­лись под до­ми­ком. (9)Осо­бен­но вол­но­ва­лась ро­со­ма­ха, когда они под­хо­ди­ли к со­сед­ней клет­ке, в ко­то­рой си­де­ли два злю­щих волка. (10)Серые хищ­ни­ки давно охо­ти­лись за её ма­лы­ша­ми. (11)Если те под­бе­га­ли к решётке, волки злоб­но ры­ча­ли, шерсть у них под­ни­ма­лась дыбом, они хва­та­ли зу­ба­ми

за сетку и с силой дёргали, ста­ра­ясь схва­тить ро­со­ма­шек.

(12)Днём вол­ков от­го­нял слу­жи­тель. (13)Зато ночью им никто не мешал. (14)И вот од­на­ж­ды, когда волки, как обыч­но, дёргали сетку, она не вы­дер­жа­ла на­по­ра, разо­рва­лась, и два серых хищ­ни­ка про­лез­ли в клет­ку к ро­со­ма­хе.

(15)Уви­дев, что детёнышам гро­зит опас­ность, мать смело бро­си­лась к ним на за­щи­ту. (16)Она была го­раз­до сла­бее двух вол­ков и, не будь у неё детей, уж, на­вер­ное, по­ста­ра­лась бы уйти. (17)Но разве могла уйти и оста­вить своих детёнышей ро­со­ма­ха-мать?

(18)Она ярост­но ки­да­лась то на од­но­го, то на дру­го­го волка, увёрты­ва­лась от их уку­сов, бро­са­лась опять, не давая им по­дой­ти к детям.

(19)Не­сколь­ко раз про­бо­ва­ли волки про­брать­ся к ним под домик, и каж­дый раз их от­го­ня­ла ро­со­ма­ха.

(20)Но вдруг в борь­бе кто-то опро­ки­нул де­ре­вян­ный домик. (21)Две ма­лень­кие ис­пу­ган­ные ро­со­маш­ки оста­лись со­всем без при­кры­тия. (22)Жаж­ду­щие до­бы­чи волки уже го­то­вы были схва­тить их, но мать успе­ла за­крыть собой детёнышей. (23)Она всем телом легла на ма­лы­шей и, с какой бы сто­ро­ны ни ста­ра­лись их схва­тить волки, мо­мен­таль­но по­во­ра­чи­ва­лась и встре­ча­ла их оска­лен­ной па­стью.

(24)За­кры­вая собой детёнышей, ро­со­ма­ха даже не могла те­перь увер­нуть­ся от уку­сов вол­ков и всё-таки на­хо­ди­ла в себе силы от­би­вать их на­па­де­ние.

(25)Не­из­вест­но, чем бы кон­чил­ся этот не­рав­ный бой, если бы на шум не при­бе­жал сто­рож. (26)Он быст­ро отпер клет­ку и за­гнал вол­ков на место. (27)Потом креп­ко за­де­лал от­вер­стие и подошёл к ро­со­ма­хе. (28)Она так осла­бе­ла, что у неё не было даже сил под­нять­ся. (29)И всё-таки, когда сто­рож хотел по­гля­деть, целы ли её ма­лы­ши, она оска­ли­ла зубы и по-преж­не­му была го­то­ва их за­щи­щать.

(30)Убе­див­шись, что ма­лы­ши не­вре­ди­мы, сто­рож ушёл, а ро­со­ма­ха с тру­дом при­под­ня­лась и стала нежно ли­зать взъеро­шен­ную шёрстку своих детёнышей.

(По В. Ча­п­ли­ной)*

* Ча­п­ли­на (Ми­хай­ло­ва) Вера Ва­си­льев­на (1908–1994) – из­вест­ная дет­ская пи­са­тель­ни­ца.

5.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Ва­дим­ка не смог уто­пить щен­ков?»

1) У Ва­дим­ки не хва­ти­ло духа вы­пол­нить при­каз ма­те­ри, по­то­му что ему было жаль ма­лень­ких щен­ков.

2) Ва­дим­ка тянул время, на­де­ясь, что мать пе­ре­ду­ма­ет и раз­ре­шит оста­вить щен­ков.

3) Ва­дим­ка на­де­ял­ся от­дать щен­ков кому-ни­будь из од­но­сель­чан, в доб­рые руки.

4) Ва­дим­ка был сла­бым и не­ре­ши­тель­ным маль­чи­ком.

(1)Утро ды­ша­ло све­же­стью. (2)Над рекой висел про­зрач­ный туман, но сол­неч­ные лучи уже зо­ло­ти­ли тихую гладь. (3)Под­ни­мав­ший­ся берег по­кры­ва­ла изу­мруд­ная трава, ис­пещрённая бес­чис­лен­ны­ми ис­кор­ка­ми росы. (4)Воз­дух, на­сы­щен­ный пря­ны­ми аро­ма­та­ми диких цве­тов, за­стыл. (5)Тихо – лишь в за­рос­лях ка­мы­ша у самой воды ко­ло­коль­ца­ми зве­не­ли ко­ма­ры. (6)Ва­дим­ка сидел на бе­ре­гу и смот­рел, как ста­рый то­поль ро­ня­ет бе­ло­снеж­ные, кру­жа­щи­е­ся в за­стыв­шем воз­ду­хе пу­шин­ки и как они бе­лы­ми ко­раб­ли­ка­ми плы­вут по реке. (7)Тон­кое по­ску­ли­ва­ние на­ру­ши­ло спо­кой­ствие утра.

(8)Маль­чик вздрог­нул – вспом­нил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы под­сту­пи­ли к горлу, стали ду­шить, но он сдер­жал­ся – не за­пла­кал.

(10)Вчера още­ни­лась Жучка: при­нес­ла чет­ве­рых. (11)Мать уви­де­ла Жуч­кин живот и давай при­чи­тать на всю де­рев­ню! (12)«Не угля­дел! (13)Сколь­ко раз го­во­ри­ла: не пус­кай со­ба­ку со двора! (14)Что при­ка­жешь

с ними де­лать?»

(15)Ви­но­ват Ва­дим­ка. (16)И спрос те­перь с него. (17)Мать при­ка­за­ла

к ве­че­ру от щенят из­ба­вить­ся – уто­пить. (18)Легко ска­зать, а вот по­про­буй, ис­пол­ни... (19)Они хоть ма­лень­кие, сле­пые, а живые су­ще­ства!

(20)Пред­ста­вить, как Жуч­ки­ных щенят то­пить будет, Ва­дим­ка не мог. (21)Ка­за­лось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сде­ла­ет своё дело – и гуляй без хло­пот и забот...

(22)Ва­дим­ка так не сумел бы. (23)Раз­ма­зы­вая гряз­ны­ми ла­до­ня­ми слёзы, утёр лицо, сло­жил щенят об­рат­но и ре­ши­тель­но на­пра­вил­ся в де­рев­ню.

(24)У сель­по в ожи­да­нии утрен­не­го хлеба тол­пил­ся народ – всё боль­ше жен­щи­ны. (25)Уви­дав зна­ко­мое лицо, Ва­дим­ка подошёл к кры­леч­ку.

– (26)Здрав­ствуй­те, тётя Маша, – за­ли­ва­ясь крас­кой, об­ра­тил­ся

к до­род­ной жен­щи­не.

– (27)Здо­ро­во! (28)Чего в мешке? – сразу за­ин­те­ре­со­ва­лась лю­бо­пыт­ная тётя Маша.

– (29)Сей­час по­ка­жу! – за­су­е­тил­ся Ва­дим­ка. – (30)Щенки Жуч­ки­ны. (31)Может, возьмёте?

– (32)Разве щенки? (33)Кры­ся­та какие-то, – сост­ри­ла жен­щи­на. (34)Со­брав­ши­е­ся во­круг прыс­ну­ли.

– (35)Ма­лень­кие ещё – вчера ро­ди­лись...

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона раз­ре­ве­лись – жрать хотят.

– (38)Не могу. (39)Мать за­пре­ти­ла с ними домой воз­вра­щать­ся... (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но жен­щи­ны, по­те­ряв к мешку ин­те­рес, одна за дру­гой рас­хо­ди­лись. (42)Сель­по от­кры­ли, и тётя Маша де­ло­ви­то на­пра­ви­лась к две­рям. (43)Вздох­нув, маль­чик уныло поплёлся прочь.

– (44)Вадик, по­стой!

(45)Ва­дим­ка обер­нул­ся: Ни­ко­лай Его­рыч – кол­хоз­ный ве­те­ри­нар, дав­ний при­я­тель отца.

– (46)Ты вот что, сту­пай к деду Бо­ри­су – охот­ни­ку. (47)У него Силь­ва, между про­чим, още­ни­лась, во­семь штук при­нес­ла. (48)Может, возьмёт ста­рик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчал­ся Ва­дим­ка к дому охот­ни­ка...

(По А. Ни­коль­ской) *

* Ни­коль­ская Анна (род. в 1979 г.) – со­вре­мен­ная рос­сий­ская дет­ская пи­са­тель­ни­ца.

6.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Лёше так хо­те­лось, чтобы его за­ме­ти­ли од­но­класс­ни­ки?»

1) Во­круг на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.

2) Не ве­ли­кий по­двиг, а всё же было бы как-то легче: все­об­щее при­зна­ние могло из­ба­вить его от горь­ко­го чув­ства оди­но­че­ства.

3) Лёша от­ве­тил не сразу, по­то­му что в таких слу­ча­ях, как из­вест­но, не­ви­ди­мый дирижёр даёт знак не­ви­ди­мым скрип­кам, а всту­пить в зву­ча­щий ор­кестр не­лег­ко не­при­выч­но­му че­ло­ве­ку.

4) – А на уро­ках надо обя­за­тель­но слу­шать, что го­во­рят учи­те­ля? – спро­сил Лёша с иро­ни­ей, ко­то­рую ему ещё ни разу не уда­ва­лось про­де­мон­стри­ро­вать ни перед одной де­воч­кой.

(1)Мо­дель атома с се­реб­ри­стым ядром и укреплёнными на про­во­лоч­ных ор­би­тах элек­тро­на­ми сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва, очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком. (2)Во­круг на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.

– (3)Ну что, так никто и не по­мо­жет гвоздь за­бить? – воз­му­ща­лась Галя Виш­ня­ко­ва, самая кра­си­вая де­воч­ка школы. (4)Она вме­сте с Зи­ноч­кой никак не могла спра­вить­ся с пол­кой. – (5)Маль­чи­ки, я уже себе все паль­цы от­шиб­ла.

(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7)Не ве­ли­кий по­двиг, а всё же было бы как-то легче: все­об­щее при­зна­ние могло из­ба­вить его от горь­ко­го чув­ства оди­но­че­ства. (8)Но как толь­ко он подошёл к де­воч­кам, как у Гали опять по­яви­лось стрем­ле­ние к са­мо­сто­я­тель­но­сти. (9)Она явно ждала чего-то иного. (10)И до­жда­лась. (11)Мо­ло­ток пе­ре­хва­тил строй­ный ги­гант

в тре­ни­ро­воч­ных брю­ках – Вах­танг.

(12)Зи­ноч­ка по­жа­ле­ла Лёшу.

– (13)Пус­кай этот тип прибьёт, – чтобы уте­шить Лёшу, Зи­ноч­ка

пре­не­бре­жи­тель­но кив­ну­ла на Вах­тан­га, – он выше ро­стом.

(14)Лёша пе­чаль­но смот­рел, как Вах­танг, сде­лав не­сколь­ко

«раз­ми­ноч­ных» дви­же­ний, са­да­нул мо­лот­ком мимо гвоз­дя и за­пры­гал, дуя на

ушиб­лен­ные паль­цы. (15)Забыв про Лёшу, де­воч­ки бла­го­склон­но за­сме­я­лись: Вах­тан­гу про­ща­лось всё.

(16)Лёша отошёл от них с пре­зри­тель­ным же­стом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17)Но жест не помог: горь­кое чув­ство не про­хо­ди­ло.

(18)И вдруг в луче света, па­дав­ше­го из окна, Лёша уви­дел но­вень­кую. (19)Из не­при­мет­ной де­воч­ки она те­перь пре­вра­ти­лась в самую за­мет­ную. (20)В очках, шо­ко­лад­но-ко­рич­не­вая от юж­но­го за­га­ра, де­воч­ка так

улыб­ну­лась ему, что он даже огля­дел­ся по сто­ро­нам.

(21)Но ни­ко­го дру­го­го, кому могла пред­на­зна­чать­ся эта улыб­ка,

по­бли­зо­сти не ока­за­лось.

– (22)Тебя Лёшей зовут? – спро­си­ла де­воч­ка, и Лёша понял, что она давно уже на­блю­да­ла за ним.

(23)Лёша от­ве­тил не сразу, по­то­му что в таких слу­ча­ях, как из­вест­но,

не­ви­ди­мый дирижёр даёт знак не­ви­ди­мым скрип­кам, а всту­пить в зву­ча­щий

ор­кестр не­лег­ко не­при­выч­но­му че­ло­ве­ку.

– (24)За­пом­ни­ла, – осто­рож­но ска­зал Лёша и, ка­жет­ся, ни­че­го не ис­пор­тил.

– (25)По­то­му что как раз про Клеро читаю, а его звали Алек­сис.

– (26)А ты Женя Ка­рет­ни­ко­ва, из Крас­но­да­ра, – от­ве­тил Лёша, опа­са­ясь, как бы раз­го­вор не за­стрял на не­ве­до­мом Алек­си­се.

– (27)За­пом­нил, – ска­за­ла Женя.

(28)По­сте­пен­но Лёша понял, что ор­кестр ис­пол­ня­ет не такую уж

труд­ную ме­ло­дию, что в ней воз­мож­ны не­ко­то­рые воль­но­сти и что он, Лёша,

тоже впол­не на уров­не.

– (29)А по­че­му ты на уро­ках всё время в окно смот­ришь? – спро­си­ла Женя и по­до­шла к Лёши­но­му окну. – (30)Что ты там уви­дел?

(31)Лёша встал с Женей рядом.

(32)Из окна им был виден боль­шой от­кры­тый па­ви­льон «Фрук­ты –овощи», рас­по­ло­жив­ший­ся на дру­гой сто­ро­не улицы. (33)Рядом от­ра­жа­ла осле­пи­тель­ную си­не­ву осен­не­го неба стек­лян­ная те­ле­фон­ная будка.

– (34)А на уро­ках надо обя­за­тель­но слу­шать, что го­во­рят учи­те­ля? – спро­сил Лёша с иро­ни­ей, ко­то­рую ему ещё ни разу не уда­ва­лось про­де­мон­стри­ро­вать ни перед одной де­воч­кой.

– (35)Если не при­ду­мал что-ни­будь но­вень­кое вме­сто: «Я учил, но забыл».

(36)Лёша за­сме­ял­ся.

– (37)Эти слова надо вы­сечь в мра­мо­ре, – ска­зал он.

– (38)Ты мо­жешь... за мой стол... (39)Я тоже одна сижу, – пред­ло­жи­ла Женя.

(По М. Львов­ско­му) *

* Ми­ха­ил Гри­го­рье­вич Львов­ский (1919–1994) – рус­ский со­вет­ский поэт-пе­сен­ник, дра­ма­тург, сце­на­рист.

7.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му ре­бя­та не за­бра­ли яйца ка­па­лу­хи из гнез­да?»

1) Ка­па­лу­ха от­ча­ян­но за­щи­ща­ла своих бу­ду­щих птен­цов, и ре­бя­там не уда­лось за­брать из гнез­да яйца птицы.

2) Яйца были тёплыми, почти го­ря­чи­ми, и их не­воз­мож­но было нести в руках.

3) По­до­шед­ший к ре­бя­там учи­тель не раз­ре­шил детям разо­рять гнез­до ка­па­лу­хи, увёл их от гнез­да.

4) Ре­бя­та по­жа­ле­ли птицу, видя, как она са­мо­от­вер­жен­но за­бо­тит­ся о бу­ду­щих птен­цах и за­щи­ща­ет их.

(1)Стадо телят и быч­ков втя­ну­лось на ста­рую, за­ва­лен­ную де­ре­вья­ми про­се­ку. (2)Бычки и те­ля­та, да и мы тоже, та­щи­лись мед­лен­но и уста­ло, с тру­дом пе­ре­би­ра­лись через суч­ко­ва­тый ва­леж­ник.

(3)В одном месте на про­се­ку вы­дал­ся не­боль­шой бу­го­ро­чек, сплошь за­тя­ну­тый блед­но­ли­стым до­цве­та­ю­щим чер­нич­ни­ком. (4)Зелёные пу­пы­рыш­ки бу­ду­щих чер­нич­ных ягод вы­пу­сти­ли чуть за­мет­ные серые бы­ли­ноч­ки-ле­пест­ки, и они как-то не­за­мет­но осы­па­лись. (5)Потом ягод­ка начнёт уве­ли­чи­вать­ся, баг­ро­веть, затем си­неть и, на­ко­нец, сде­ла­ет­ся чёрной с се­до­ва­тым налётом.

(6)У чер­нич­но­го бу­гор­ка под­нял­ся шум. (7)Я по­спе­шил к бу­гор­ку и уви­дел, как по нему с рас­пу­щен­ны­ми кры­лья­ми бе­га­ет кру­га­ми глу­хар­ка (охот­ни­ки на­зы­ва­ют её ка­па­лу­хой).

– (8)Гнез­до! (9)Гнез­до! – кри­ча­ли ре­бя­та.

(10)Я стал ози­рать­ся по сто­ро­нам, ощу­пы­вать гла­за­ми чер­нич­ный бугор, но ни­ка­ко­го гнез­да не видел.

– (11)Да вот же, вот! – по­ка­за­ли ре­бя­тиш­ки на зелёную ко­ря­гу, возле ко­то­рой я стоял.

(12)Я гля­нул, и серд­це моё за­би­лось от ис­пу­га: чуть было не на­сту­пил на гнез­до. (13)Нет, оно не на бу­гор­ке было свито, а по­сре­ди про­се­ки, под упру­го вы­дав­шим­ся из земли кор­нем. (14)Об­рос­шая мхом со всех сто­рон и свер­ху тоже, за­тя­ну­тая се­ды­ми кос­ма­ми, эта не­при­мет­ная хатка была при­от­кры­та в сто­ро­ну чер­нич­но­го бу­гор­ка. (15)В хатке утеплённое мхом гнез­до. (16)В гнез­де че­ты­ре ря­бо­ва­тых свет­ло-ко­рич­не­вых яйца. (17)Яйца чуть по­мень­ше ку­ри­ных. (18)Я по­тро­гал одно яйцо паль­цем – оно было тёплое, почти го­ря­чее.

– (19)Возьмём! – вы­дох­нул маль­чиш­ка, сто­яв­ший рядом со мною.

– (20)Зачем?

– (21)Да так!

– (22)А что будет с ка­па­лу­хой? (23)Вы по­гля­ди­те на неё!

(24)Ка­па­лу­ха ме­та­лась в сто­ро­не. (25)Кры­лья у неё всё ещё раз­бро­ше­ны, и она мела ими землю. (26)На гнез­де она си­де­ла с рас­пу­щен­ны­ми кры­лья­ми, при­кры­ва­ла своих бу­ду­щих детей, со­хра­няя для них цен­ное тепло. (27)По­то­му и за­ко­сте­не­ли от не­по­движ­но­сти кры­лья птицы. (28)Она пы­та­лась и не могла взле­теть. (29)На­ко­нец взле­те­ла на ветку ели, села над на­ши­ми го­ло­ва­ми. (30)И тут мы уви­де­ли, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пу­пы­ри­стой груди часто-часто тре­пе­щет кожа. (31)Это от ис­пу­га, гнева и бес­стра­шия би­лось пти­чье серд­це.

– (32)А пух-то она вы­щи­па­ла сама и яйца греет голым жи­во­том, чтобы каж­дую каплю сво­е­го тепла от­дать за­рож­да­ю­щим­ся пти­цам, – ска­зал по­до­шед­ший учи­тель.

– (33)Это как наша мама. (34)Она всё нам отдаёт. (35)Всё, каж­дую ка­пель­ку... – груст­но, по-взрос­ло­му ска­зал кто-то из ребят и, долж­но быть, за­стес­няв­шись этих неж­ных слов, про­из­несённых впер­вые в жизни, крик­нул: «А ну пошли стадо до­го­нять!»

(36)И все ве­се­ло по­бе­жа­ли от ка­па­лу­хи­но­го гнез­да. (37)Ка­па­лу­ха си­де­ла на сучке, вы­тя­нув вслед нам шею. (38)Но глаза её уже не сле­ди­ли за нами. (39)Они це­ли­лись на гнез­до, и, как толь­ко мы не­мно­го ото­шли, она плав­но сле­те­ла с де­ре­ва, за­полз­ла в гнез­до, рас­пу­сти­ла кры­лья и за­мер­ла.

(40)Глаза её на­ча­ли за­тя­ги­вать­ся дрёмной плёнкой, но вся она была на­сто­ро­же, вся на­пру­жи­не­на. (41)Серд­це ка­па­лу­хи би­лось силь­ны­ми толч­ка­ми, на­пол­няя теп­лом и жиз­нью че­ты­ре круп­ных яйца, из ко­то­рых через не­де­лю-две, а может, и через не­сколь­ко дней по­явят­ся го­ло­ва­стые глу­ха­ря­та.

(42)И когда они вы­рас­тут, когда звон­ким зо­ре­вым ап­рель­ским утром уро­нят свою первую песню в боль­шую и доб­рую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, не­по­нят­ные нам пти­чьи слова о ма­те­ри, ко­то­рая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

(По В.П. Аста­фье­ву) *

* Аста­фьев Вик­тор Пет­ро­вич (1924–2001) – вы­да­ю­щий­ся рус­ский со­вет­ский про­за­ик.

8.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Лена была встре­во­же­на?»

1) Лена бо­я­лась, что её ша­ло­сти рас­сер­ди­ли ро­ди­те­лей.

2) Лена стро­и­ла раз­но­об­раз­ные планы на вос­кре­се­нье и никак не могла ре­шить, чему от­дать пред­по­чте­ние.

3) Ле­ни­ны ро­ди­те­ли со­би­ра­лись уйти по делам, и ей пер­вый раз в жизни при­ш­лось бы остать­ся одной дома.

4) Лена пред­став­ля­ла войну как игру, и она не могла по­нять, по­че­му это из­ве­стие рас­стро­и­ло ро­ди­те­лей.

(1)Сол­неч­ные лучи, легко прон­зая белые за­на­ве­си, ве­е­ром раз­ле­та­ют­ся по ком­на­те.

(2)Что сулит мне этот дол­го­ждан­ный вос­крес­ный день? (3)Может, буду по­мо­гать маме со­би­рать­ся на дачу. (4)На даче, в двух шагах от за­стеклённой ве­ран­ды, висит удоб­ный, глу­бо­кий гамак, в ко­то­рый так хо­чет­ся по­ско­рее за­лезть, что он мне снит­ся по ночам – в виде ска­зоч­ной ладьи, плы­ву­щей над сос­но­вым лесом. (5)А ещё на даче име­ет­ся сер­ди­тый мед­ный са­мо­вар. (6)Он кор­мит­ся шиш­ка­ми и очень не­до­во­лен, когда их мало.

(7)А может быть, се­год­ня пойдём гу­лять через Туч­ков мост, на Пет­ро­град­скую сто­ро­ну. (8)За­бредём в Зоо­сад. (9)Вот это будет здо­ро­во! (10)Со­сед­ская Ироч­ка рас­ска­зы­ва­ла, что там с не­дав­них пор ка­та­ют не толь­ко на пони, но и на вер­блю­дах.

(11)А может, мы по­едем в боль­шой парк на ост­ро­вах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне не­мно­го по­гре­сти. (13)Но это – мечты. (14)А по­ка­мест я ещё лежу в своей кро­ва­ти.

(15)Вот скрип­ну­ла дверь. (16)Ныряю с го­ло­вой под оде­я­ло. (17)Пус­кай папа по­ду­ма­ет, что я куда-то по­де­ва­лась. (18)Я часто так от него пря­чусь, а он очень пу­га­ет­ся и дра­ма­ти­че­ским го­ло­сом взы­ва­ет к не­су­ще­ству­ю­щей пуб­ли­ке:

– (19)Про­пал ребёнок! (20)Вот не­сча­стье! (21)Куда же он у меня по­де­вал­ся? (22)Надо сроч­но по­зво­нить в ми­ли­цию! (23)Вы слу­чай­но не ви­де­ли, до­ро­гие граж­да­не, здесь одну про­тив­ную дев­чон­ку, ко­то­рая вечно про­па­да­ет? (24)Ленка, Ленка, где ты?

(25)Тут я вы­ска­ки­ваю и ору:

– (26)Не надо ми­ли­цию! (27)Я на­шлась!

– (28)Ах, ты на­шлась, – го­во­рит папа, – вот я тебя сей­час!

(29)И у нас на­чи­на­ет­ся раз­весёлая возня, бе­гот­ня по ком­на­те и швы­ря­ние по­ду­шек до тех пор, пока мама ре­ши­тель­но не пре­кра­ща­ет этот шум, ко­то­рый может по­тре­во­жить со­се­дей.

(30)Лежу, при­та­ив­шись, и хи­хи­каю под оде­я­лом, но никто меня не ищет. (31)Делаю ма­лень­кую щёлку и огля­ды­ваю ком­на­ту одним гла­зом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле та­бу­рет­ки с моими ве­щич­ка­ми. (34)Она на­кло­ня­ет­ся, берёт пла­тьи­це, пе­ре­би­ра­ет его ру­ка­ми, а сама смот­рит куда-то в сто­ро­ну, в одну точку, и лицо у неё на­пряжённое и такое пе­чаль­ное, что мне ста­но­вит­ся не по себе.

(35)Вы­сво­бож­да­юсь из-под оде­я­ла – мама слов­но не видит меня.

– (36)Ма­му­лень­ка, ви­дишь, я уже вста­ла…

– (37)Да, да…

(38)Мама всё ещё от­сут­ству­ет, её нет со мной.

(39)Ти­хонь­ко до­тра­ги­ва­юсь до ма­ми­ной руки, и вдруг она, обыч­но такая сдер­жан­ная, креп­ко-креп­ко, до боли, об­ни­ма­ет меня, при­жи­ма­ет к себе, будто бо­ит­ся, что меня могут от­нять у неё, за­брать, уве­сти.

(40)При­хо­дит папа. (41)Он тоже какой-то не­обыч­ный, невесёлый.

– (42)Лена, – мед­лен­но го­во­рит он, – се­год­ня война на­ча­лась. (43)По­будь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.

…(45)Я встре­во­же­на. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От маль­чи­шек из на­ше­го двора я знаю, что война – самая ин­те­рес­ная на свете игра, в ко­то­рую дев­чо­нок берут толь­ко в виде ис­клю­че­ния. (50)Все бегут, стре­ля­ют из де­ре­вян­ных пи­сто­ле­тов, ро­га­ток, кри­чат «Ура!» и де­рут­ся. (51)Но это игра… (52)А как вы­гля­дит война вза­прав­даш­няя?

(По Э.Е. Фо­ня­ко­вой) *

* Фо­ня­ко­ва Элла Еф­ре­мов­на (род. в 1934 г.) – пе­тер­бург­ская пи­са­тель­ни­ца, чьи про­из­ве­де­ния по­свя­ще­ны ле­нин­град­ской бло­ка­де, с ко­то­рой сов­па­ло дет­ство ав­то­ра..

9.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Чай­ков­ский был не­до­во­лен своим твор­че­ством?»

1) Чай­ков­ско­му ме­ша­ли по­сто­рон­ние звуки в ста­ром рас­сох­шем­ся доме.

2) Чай­ков­ско­му не уда­ва­лось по­ло­жить на ноты ту му­зы­ку, ко­то­рая рож­да­лась в его душе ночью.

3) Чай­ков­ско­му ка­за­лось, что его му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния не могут пе­ре­дать всю кра­со­ту и мно­го­об­ра­зие окру­жа­ю­щей жизни.

4) Чай­ков­ский часто за­бы­вал ме­ло­дии, ко­то­рые рож­да­лись у него во сне.

(1)Дом рас­сох­ся от ста­ро­сти, а может быть, и от того, что он стоял на по­ля­не в сос­но­вом лесу и от сосен всё лето тя­ну­ло жаром.

(2)Чай­ков­ско­му нра­вил­ся этот де­ре­вян­ный дом. (3)Един­ствен­ное, что раз­дра­жа­ло ком­по­зи­то­ра, – это скри­пу­чие по­ло­ви­цы. (4)Чтобы прой­ти от двери к роялю, надо было пе­ре­сту­пить через пять шат­ких по­ло­виц. (5)Со сто­ро­ны это вы­гля­де­ло, долж­но быть, за­бав­но, когда по­жи­лой ком­по­зи­тор про­би­рал­ся к роялю, рас­смат­ри­вал по­ло­ви­цы при­щу­рен­ны­ми гла­за­ми.

(6)Если уда­ва­лось прой­ти так, чтобы ни одна из них не скрип­ну­ла, Чай­ков­ский са­дил­ся за рояль и усме­хал­ся. (7)Не­при­ят­ное оста­лось по­за­ди, а сей­час начнётся уди­ви­тель­ное и весёлое: рас­сох­ший­ся дом запоёт от пер­вых же зву­ков рояля. (8)На любую кла­ви­шу от­зо­вут­ся тон­чай­шим ре­зо­нан­сом сухие стро­пи­ла, и двери, и ста­руш­ка люст­ра, по­те­ряв­шая по­ло­ви­ну своих хру­ста­лей, по­хо­жих на ду­бо­вые ли­стья.

(9)Самая про­стая му­зы­каль­ная тема разыг­ры­ва­лась этим домом, как сим­фо­ния.

(10)С не­ко­то­рых пор Чай­ков­ско­му на­ча­ло ка­зать­ся, что дом уже с утра ждёт, когда ком­по­зи­тор, на­пив­шись кофе, сядет за рояль. (11)Дом ску­чал без зву­ков.

(12)Ино­гда ночью, про­сы­па­ясь, Чай­ков­ский слы­шал, как, по­трес­ки­вая, пропоёт то одна, то дру­гая по­ло­ви­ца, как бы вспом­нив его днев­ную му­зы­ку и вы­хва­тив из неё лю­би­мую ноту. (13)Ещё это на­по­ми­на­ло ор­кестр перед увер­тю­рой, когда ор­кест­ран­ты на­стра­и­ва­ют ин­стру­мен­ты. (14)То тут, то там – то на чер­да­ке, то в ма­лень­ком зале, то в за­стеклённой при­хо­жей – кто-то тро­гал стру­ну. (15)Чай­ков­ский сквозь сон улав­ли­вал ме­ло­дию, но, проснув­шись утром, за­бы­вал её. (16)Он на­пря­гал па­мять и взды­хал: как жаль, что ноч­ное трень­ка­нье де­ре­вян­но­го дома нель­зя сей­час про­иг­рать! (17)При­слу­ши­ва­ясь к ноч­ным зву­кам, он часто думал, что вот про­хо­дит жизнь, а ни­че­го ещё тол­ком не сде­ла­но. (18)Ещё ни разу ему не уда­лось пе­ре­дать тот лёгкий вос­торг, что воз­ни­ка­ет от зре­ли­ща ра­ду­ги, от аука­нья кре­стьян­ских де­ву­шек в чаще, от самых про­стых яв­ле­ний окру­жа­ю­щей жизни.

(19)Чем проще было то, что он видел, тем труд­нее оно ло­жи­лось на му­зы­ку. (20)Как пе­ре­дать хотя бы вче­раш­ний слу­чай, когда он укрыл­ся от про­лив­но­го дождя в избе у объ­езд­чи­ка Ти­хо­на! (21)В избу вбе­жа­ла Феня – дочь Ти­хо­на, де­воч­ка лет пят­на­дца­ти. (22)С её волос сте­ка­ли капли дождя. (23)Две капли по­вис­ли на кон­чи­ках ма­лень­ких ушей. (24)Когда из-за тучи уда­ри­ло солн­це, капли в ушах у Фени за­бле­сте­ли, как ал­маз­ные серь­ги.

(25)Но Феня стрях­ну­ла капли, всё кон­чи­лось, и он понял, что ни­ка­кой му­зы­кой не смо­жет пе­ре­дать пре­лесть этих мимолётных ка­пель.

(26)Нет, оче­вид­но, это ему не дано. (27)Он ни­ко­гда не ждал вдох­но­ве­ния. (28)Он ра­бо­тал, ра­бо­тал, как подёнщик, как вол, и вдох­но­ве­ние рож­да­лось в ра­бо­те.

(29)По­жа­луй, боль­ше всего ему по­мо­га­ли леса, про­се­ки, за­рос­ли, за­бро­шен­ные до­ро­ги, этот уди­ви­тель­ный воз­дух и все­гда не­мно­го пе­чаль­ные рус­ские за­ка­ты. (30)Он не про­ме­ня­ет эти ту­ман­ные зори ни на какие ве­ли­ко­леп­ные по­злащённые за­ка­ты Ита­лии. (31)Он без остат­ка отдал своё серд­це Рос­сии – её лесам и де­ре­вуш­кам, око­ли­цам, тро­пин­кам и пес­ням. (32)Но с каж­дым днём его всё боль­ше му­ча­ет не­воз­мож­ность вы­ра­зить всю по­э­зию своей стра­ны. (33)Он дол­жен до­бить­ся этого. (34)Нужно толь­ко не ща­дить себя.

(По К.Г. Па­у­стов­ско­му) *

*Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892–1968) – рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, клас­сик оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры.

10.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му после уро­ков Женя летел домой как на кры­льях?»

1) Отец купил ему новый ве­ло­си­пед.

2) Новый ве­ло­си­пед был ещё лучше преж­не­го, и Жене хо­те­лось по­хва­стать­ся перед дру­гом.

3) Женя ра­до­вал­ся, что сумел из­бе­жать на­ка­за­ния за раз­би­тый ве­ло­си­пед и Саша не выдал его ро­ди­те­лям.

4) Женя с по­мо­щью отца нашёл спо­соб ис­ку­пить свою вину.

(1)Саша и Женя дру­жат с ран­не­го дет­ства, или, как го­во­рят, с пелёнок. (2)Ведь дру­жат не толь­ко они, но и их папы и мамы. (3)Маль­чи­ки вме­сте ходят в школу в один класс, вме­сте учат уроки и вме­сте иг­ра­ют. (4)Они на­сто­я­щие дру­зья, и всё у них ла­дит­ся. (5)Стоит толь­ко од­но­му за­бо­леть, дру­гой тут как тут: книж­ку по­чи­та­ет, ис­то­рию рас­ска­жет, уроки разъ­яс­нит, а если од­но­го из них ро­ди­те­ли на­ка­жут, кто как не друг поймёт и уте­шит? (6)Это боль­шое сча­стье – иметь на­сто­я­щих дру­зей.

(7)Од­на­ж­ды Сашин папа купил ему ве­ло­си­пед, как раз такой, о каком он меч­тал, – синий, бле­стя­щий, со слег­ка скри­пу­чим мяг­ким си­де­ньем и го­ло­си­стым звон­ком.

– (8)Женя, тебе нра­вит­ся мой ве­ло­си­пед? – спро­сил Саша друга. – (9)Хо­чешь, дам тебе по­ка­тать­ся? (10)Вот, держи. (11)Будем ез­дить по оче­ре­ди. (12)Давай, ты пер­вый, а я пока на ла­воч­ке по­си­жу.

(13)Женя ра­дост­но вско­чил на Сашин ве­ло­си­пед, ве­се­ло нажал на зво­нок и по­ехал. (14)Во­круг дома он объ­е­хал сразу не­сколь­ко раз.

(15)И вдруг – бабах!

(16)Как это слу­чи­лось, труд­но по­нять, но Женя уго­дил на всей ско­ро­сти в клум­бу. (17)Вре­зал­ся в по­са­жен­ное по­сре­ди­не де­ре­во и упал.

(18)С раз­би­тых ко­ле­нок тон­ки­ми струй­ка­ми сте­ка­ла кровь, ныло и щи­па­ло плечо, опу­хал нос. (19)Но всё это было бы не так страш­но, если бы не то, что там, возле де­ре­ва, лежал Сашин новый ве­ло­си­пед с восьмёркой на пе­ред­нем ко­ле­се и урод­ли­во изо­гну­тым рулём…

(20)А к клум­бе уже спе­шил встре­во­жен­ный Саша. (21)Жене изо всех сил хо­те­лось убе­дить друга, что он не ви­но­ват. (22)Пе­чаль­но по­до­брал Саша с земли раз­би­тый ве­ло­си­пед и молча пошёл к дому. (23)Та­ко­го между дру­зья­ми ещё не бы­ва­ло.

(24)Всю ночь Женя плохо спал, а утром за­гля­нул в ком­на­ту отца, ведь толь­ко с ним можно по­де­лить­ся своим горем.

(25)Отец вни­ма­тель­но вы­слу­шал сво­е­го стар­ше­го сына и, ко­неч­но же, нашёл выход.

– (26)Пойдём в ма­га­зин и купим Саше новый ве­ло­си­пед, а по­ло­ман­ный за­бе­ри себе.

(27)После уро­ков Женя летел домой как на кры­льях. (28)Новый, бле­стя­щий, уже со­бран­ный папой ве­ло­си­пед стоял в при­хо­жей и был ещё лучше преж­не­го. (29)Женя по­ста­вил на пол порт­фель, схва­тил ве­ло­си­пед и по­ка­тил его в квар­ти­ру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вер­нул­ся из школы.

(31)Дверь от­кры­ла тётя Клара, Са­ши­на мама. (32)Женя быст­ро по­здо­ро­вал­ся, как можно ко­ро­че всё объ­яс­нил, хотя ему по­ка­за­лось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ни­че­го не по­ня­ла.

– (33)А кто раз­бил ве­ло­си­пед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Стран­но.

(37)Это всё, что она успе­ла ска­зать, пока Женя вка­ты­вал в узкий ко­ри­дор новую Са­ши­ну тех­ни­ку и вза­мен уже за­би­рал раз­би­тый им ве­ло­си­пед. (38)Как всё удач­но! (39)Ну, по­ду­мать толь­ко, какой же у него хо­ро­ший друг Саша. (40)Не выдал его ро­ди­те­лям. (41)На­вер­но, они по­ве­ри­ли, что Саша сам раз­бил ве­ло­си­пед. (42)До­ста­лось же бед­ня­ге, на­вер­ное.

(43)Не успел Женя обо всё хо­ро­шень­ко по­ду­мать, как в дверь по­зво­ни­ли. (44)У двери стоял Саша. (45)Мол­чит. (46)И Женя мол­чит. (47)Сей­час они толь­ко смот­рят друг на друга. (48)Да и зачем им слова?

(49)И так всё ясно.

(50)Ве­ли­кая вещь – друж­ба.

(По Е. Че­пил­ка) *

* Че­пил­ка Елена – со­вре­мен­ная рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца, автор мно­гих дет­ских рас­ска­зов.

11.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му у Лёшки Жиль­цо­ва не скла­ды­ва­лись от­но­ше­ния с од­но­класс­ни­ка­ми?»

1) Все, кроме не­при­мет­ной де­воч­ки, смот­ре­ли на Лёшу так, как будто Галя была ан­дер­се­нов­ской прин­цес­сой, а Лёша – сви­но­па­сом.

2) Лёша Жиль­цов был тихим, не­за­мет­ным, ничем не при­ме­ча­тель­ным че­ло­ве­ком.

3) Лёша был са­мо­уве­рен­ным и на­халь­ным.

4) Лёша был за­во­ди­лой в хи­хи­ка­ю­щей ком­па­нии од­но­класс­ни­ков.

(1)От мо­де­ли атома с се­реб­ри­стым ядром и укреплёнными на про­во­лоч­ных ор­би­тах элек­тро­на­ми веяло кос­мо­сом, элек­трон­ной му­зы­кой и фан­та­сти­че­ски­ми ро­ма­на­ми.

(2)Мо­дель сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва, очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком. (3)Во­круг неё на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.

(4)Вах­танг Тур­ма­нид­зе, строй­ный ги­гант в тре­ни­ро­воч­ных брю­ках, объ­яс­нял де­воч­кам, что такое хук и ап­пер­кот, на­халь­но до­тра­ги­ва­ясь сво­и­ми ку­ла­чи­ща­ми до их неж­ных под­бо­род­ков.

(5)Вадим Ко­ст­ров царил в своей хи­хи­ка­ю­щей ком­па­нии.

(6)А Лёши Жиль­цо­ва не было видно.

(7)Толь­ко оки­нув взгля­дом пу­стын­ные ряды ла­бо­ра­тор­ных сто­лов, где-то за одним из по­след­них, у рас­пах­ну­то­го окна, можно было за­ме­тить его оди­но­кую фи­гу­ру. (8)Ни­ко­му, кроме не­при­мет­ной де­воч­ки в очках, уткнув­шей­ся в книгу, не было до него ни­ка­ко­го дела, а она нет-нет да и по­смат­ри­ва­ла украд­кой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, не­спра­вед­ли­во обойдённых сла­вой, есть что-то при­вле­ка­тель­ное, а Лёша в своём вось­мом «Б» был имен­но таким че­ло­ве­ком. (10)Это под­твер­ди­лось, когда в класс вошла Галя Виш­ня­ко­ва, по все­об­ще­му мне­нию, самая кра­си­вая де­воч­ка школы.

– (11)Ре­бя­та, кого по­це­ло­вать? (12)У меня, ка­жет­ся, грипп на­чи­на­ет­ся, а зав­тра кон­троль­ная по ал­геб­ре, – ска­за­ла она и чих­ну­ла.

(13)Класс при­тих, но кон­крет­ных пред­ло­же­ний не по­сле­до­ва­ло.

(14)И вдруг из даль­не­го угла до­нес­лось: «Меня».

(15)Это ска­зал Лёша и ужас­нул­ся.

(16)Все, кроме не­при­мет­ной де­воч­ки, смот­ре­ли на Лёшу так, как будто Галя была ан­дер­се­нов­ской прин­цес­сой, а Лёша – сви­но­па­сом. (17)Кто-то даже хи­хик­нул. (18)А не­при­мет­ная де­воч­ка с тре­во­гой ждала Га­ли­но­го от­ве­та: она бо­я­лась за Лёшу.

(19)Но самые кра­си­вые де­воч­ки школы все­гда стар­ше своих лет, и Галя не рас­те­ря­лась.

– (20)Лёшка – зо­ло­той маль­чик, а вы все трусы.

(21)И она на­пра­ви­лась к своей вер­ной по­дру­ге Зи­ноч­ке Крюч­ко­вой, всё ещё под­дер­жи­ва­ю­щей полку с про­во­лоч­ной мо­де­лью атома. (22)Галя шла, раз­ма­хи­вая мо­лот­ком, по­то­му что была де­жур­ной и со­би­ра­лась укре­пить полку.

(По М.Г. Львов­ско­му) *

* Львов­ский Ми­ха­ил Гри­го­рье­вич (1919–1994) – рос­сий­ский со­вет­ский поэт-пе­сен­ник, дра­ма­тург, сце­на­рист.

12.В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Оля ве­ри­ла в Сашку Ко­чет­ко­ва, как ни в кого?»

1) Сашка Ко­чет­ков был в школе пер­вым ша­ло­па­ем, за­во­ди­лой и не­по­се­дой.

2 )За внеш­ней бес­ша­баш­но­стью скры­ва­лась, по Оли­но­му мне­нию, силь­ная лич­ность.

3) Сашка Ко­чет­ков не похож был на своих од­но­класс­ни­ков: он был при­коль­ным, смеш­ным и анек­до­ты рас­ска­зы­вал так, что все до колик хо­хо­та­ли.

4) Сашка Ко­чет­ков участ­во­вал в са­мо­де­я­тель­но­сти, где ему все­гда глав­ные роли да­ва­ли.

(1)А было это давно, Оля тогда в школе учи­лась. (2)Чтобы хо­ро­шо учить­ся, до глу­бо­кой ночи за уро­ка­ми си­де­ла. (3)Ещё очень лю­би­ла Оля книж­ки чи­тать, жаль, что вре­ме­ни на них почти не оста­ва­лось. (4)Утром вста­ва­ла рано, до свету, – курам за­дать корма, то да сё, потом млад­ших бу­ди­ла, в школу со­би­ра­ла. (5)А там уроки да пе­ре­ме­ны. (6)И Сашка Ко­чет­ков, пер­вый не то что в клас­се, а в школе ша­ло­пай, за­во­ди­ла

и не­по­се­да. (7)Вечно с двой­ки на трой­ку пе­ре­би­вал­ся, а к стар­шим клас­сам вдруг осте­пе­нил­ся, взял­ся за ум – решил, что после школы в Моск­ву по­едет, в ин­сти­тут будет по­сту­пать. (8)Все сме­я­лись и под­тру­ни­ва­ли над ним, а Оля была уве­ре­на: он сво­е­го добьётся. (9)Она ве­ри­ла в него, как ни в кого.

(10)С пя­то­го клас­са по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ни­че­го не­обыч­но­го – ху­день­кий, свет­ло-русый, нос с гор­бин­кой, а взгляд такой твёрдый, ре­ши­тель­ный…

(12)Пять лет Оля дер­жа­ла внут­ри это чув­ство, ста­ра­ясь ничем не вы­дать себя. (13)Как сред­нюю школу окон­чи­ли, так боль­ше по­ло­ви­ны од­но­класс­ни­ков разъ­е­ха­лись кто куда, а он до по­след­не­го клас­са учил­ся, бе­ре­дил ей душу. (14)Нра­ви­лось ей в нём всё: му­же­ствен­ность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то де­воч­ка за­мкну­тая, чрез­мер­но серьёзная. (16)Не умела она на пуб­ли­ке вы­сту­пать, вперёд ни­ко­гда не лезла, пред­по­чи­та­ла скром­ное место в по­след­нем ряду. (17)А Сашка не такой – он при­коль­ный, смеш­ной. (18)Анек­до­ты рас­ска­зы­вал так, что все до колик хо­хо­та­ли, в са­мо­де­я­тель­но­сти участ­во­вал, где ему все­гда глав­ные роли да­ва­ли. (19)По­то­му и ре­шил­ся в те­ат­раль­ный по­сту­пать.

(20)А как он её один раз за­щи­тил! (21)Был у них в клас­се такой Лёшка Иг­на­тьев, вы­со­кий, туч­ный, злой на всех. (22)Мало кто с ним об­щал­ся,

и во­об­ще никто не дру­жил. (23)А он, од­на­ко, всё ста­рал­ся об­ра­тить на себя вни­ма­ние, да не по­лу­ча­лось. (24)Даже за одной пар­той сидел с ней, Оль­кой, ко­то­рую по фа­ми­лии толь­ко и знал и ни­ко­гда, кроме до­маш­не­го за­да­ния по рус­ско­му, ни о чём не спра­ши­вал.(25)Вот как-то у кого-то день рож­де­ния был, и раз­да­ли всем по кон­фе­те. (26)Оля ещё и раз­вер­нуть своё уго­ще­ние

не успе­ла, как по­чув­ство­ва­ла силь­ную боль в за­тыл­ке – это Лёшка её ку­ла­чи­щем огрел, а он у него – будь здо­ров. (27)Уда­рил и ото­брал кон­фе­ту. (28)Слёзы хлы­ну­ли по­то­ком, и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка

ни был порой гру­бым и наг­лым, но та­ко­го она от него не ожи­да­ла. (30)Уткну­лась Оля мок­ры­ми ще­ка­ми в ла­до­ни и ти­хонь­ко всхли­пы­ва­ла, боясь при­влечь к себе вни­ма­ние. (31)Хо­ро­шо, пе­ре­ме­на – в клас­се суета, шум, гам. (32)Не лю­би­ла она скан­да­лов, да и во­об­ще, со­вест­но по­ка­зать­ся рёвой перед всеми, боль­шие ведь уже были, седь­мой класс.

– (33)И не стыд­но тебе дев­чон­ку бить? – услы­ша­ла она

вдруг голос Саши. – (34)Силач!

– (35)Чего? – при­встал Лёшка, и Оля по­чув­ство­ва­ла дрожь в ко­ле­нях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огре­ет. (36)Толь­ко бы по­ско­рее всё за­кон­чи­лось, толь­ко бы по­ти­ше…

– (37)Да, ни­че­го, при­хо­ди после уро­ков, по­го­во­рим, – храб­ро от­ве­тил ему Олин за­щит­ник и об­ра­тил­ся к ней:

– (38)На, возь­ми мою кон­фе­ту!..

(По О.Ю. Рою)*

* Рой Олег Юрье­вич (род. в 1965 г.) – рос­сий­ский пи­са­тель.

13.

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му Лину по­тряс­ла му­зы­ка Чай­ков­ско­го?»

Наши рекомендации