Этиотропные принципы профилактики и лечения болезней
Воздействия, направленные на:
причинный фактор: · Устранение причинного фактора (антисептика, асептика, охрана окружающей среды); · Ограничение распространения инфекций (карантинные мероприятия); · Борьба с переносчиками инфекции; · Применение антибактериальных препаратов; · Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение). | повышение резистентности организма: · Вакцинация против инфекционных заболеваний; · Терапия с помощью микродоз аллергенов; · Адаптация к физической нагрузке, низкой температуре, гипоксии и т.д.; · Рациональное питание; · Витаминопрофилактика и терапия. |
ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ
Патогенез (греч. pathos-болезнь, genesis - развитие) учение об общих закономерностях и механизмах развития, течения и исхода болезни.
Патогенез
Общий изучает общие закономерности развития болезней вообще или отдельных групп болезней (например, воспалительные, аллергические, инфекционные, эндокринные и т.д.) | Частный изучает механизмы развития, течения и исхода конкретного заболевания (например, гипертонической болезни, гепатита, пневмонии и т.п.) |
Изучение механизмов развития отдельных болезней, т.е. частного патогенеза, обобщение их, используя диалектическую методологию общей патологии, позволит выяснить общие закономерности развития болезней, т.е. общий патогенез. С другой стороны, знания общих закономерностей развития болезней могут быть использованы для выяснения механизмов развития отдельных, конкретных заболеваний, т.е. частного патогенеза.
Механизмы развития болезни тесно связаны с этиологией.
Начальным звеном патогенеза являются первичные повреждения на молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном или системном уровнях, возникающие под влиянием причинного фактора. Как правило, действие причинного фактора сохраняется на всем протяжении болезни и оказывает определяющее влияние на ее патогенез. Например, инфекционные болезни, отравления химическими соединениями, гипоксия, наследственные болезни, эндокринные расстройства и т.д. В некоторых случаях причинный фактор, оказывая первичное воздействие, запускает развитие болезни и в последующих процессах может не участвовать. Например, механическая травма, высокая температура, ионизирующие излучения и т.п.
Под влиянием причинного фактора развивается первичное повреждение, которое запускает механизмы развития болезни. Таким образом, причина приводит к определенному следствию (повреждению). Далее это следствие может явиться причиной следствия второго порядка, которое может служить причиной следствия третьего порядка и т.д., и способствует дальнейшему развитию болезни.
Пример:
Патогенез ожогового шока:
высокая температура ® ожог ® повреждение тканей ® боль ® угнетение сосудодвигательного центра ® падение тонуса периферических сосудов ® падение артериального давления ® нарушение микроциркуляции в тканях и органах ® гипоксия ® нарушение окислительно – восстановительных процессов ® накопление промежуточных кислых продуктов ® метаболический ацидоз ® нарушения функций внутренних органов (мозга, сердца и т д) ® ожоговый шок ® смерть.
Итак, высокая температура является причиной ожога (следствие первого порядка), которое становится причиной боли (следствие второго порядка). Боль является причиной угнетения сосудодвигательного центра (следствие третьего порядка) и т д. Таким образом, в течении любой болезни можно выделить множество этапов или звеньев, характеризующих причинно-следственные взаимоотношения. Эти следствия могут иметь как повреждающее, так и компенсаторно-приспособительное значение.
Искусство врача заключается в умении разграничить их и направить лечебные мероприятия на ограничение повреждающих и стимулирование компенсаторных механизмов. В причинно-следственных взаимоотношениях патогенеза болезни необходимо выделить возможное развитие порочного круга (Circulus vitiosus).
Под порочным кругом подразумевают то, что в причинно-следственных взаимоотношениях одно следствие по типу обратной связи может еще больше усугубить одно из начальных следствий, и, тем самым, болезнь по кругу приобретает характер саморегуляции и саморазвития.
Пример:
Ожог® боль
¯