Классификация врачебных ошибок
ü Диагностические ошибки — ошибки в распознавании заболеваний и их осложнений, просмотр либо ошибочный диагноз заболевания или осложнения. Эта группа ошибок является наиболее многочисленной.
ü Лечебно — тактические ошибки, которые, как правило, являются следствием диагностических ошибок, хотя такая взаимосвязь не является абсолютной.
ü Технические ошибки (просчеты в проведении диагностических и лечебных манипуляций, процедур, методик, операций).
ü Организационные ошибки — недостатки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы.
ü Деонтологические ошибки — это ошибки в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, средним и младшим медперсоналом.
ü Ошибки в заполнении медицинской документации ( малопонятные, неточные записи операций, неправильное ведение дневника послеоперационного периода, выписки при направлении больного в другое медицинское учреждение).
В зависимости от причины
• врачебные ошибки можно разделить на вызываемые объективными и субъективными причинами.
• Объективные причины обычно создают фон, а реализуется ошибка, как правило, в связи с субъективными причинами, что открывает реальные возможности сокращения врачебных ошибок.
К числу объективных причин врачебных ошибок
нетипичного течения болезни у конкретного пациента, вызванная особенностями его организма; различия в уровне квалификации, профессионального опыта врачей, в оснащенности медицинских учреждений диагностической техникой, их обеспеченности лекарственными средствами. Важно и то, что постоянно появляются новые заболевания, а ранее известные, но редко встречающиеся на практике, тоже могут представлять собой серьезную диагностическую проблему. Возможны, кроме того, так называемые сочетанные заболевания, которые сложно распознавать и лечить.
Субъективные причины врачебных ошибок
• неполноценный осмотр и обследование больного, самоуверенность врача, отказ от совета коллеги или консилиума либо, напротив, его желание прикрыться авторитетом консультантов и др.
Под несчастными случаями
• в медицинской практике понимают неблагоприятный исход лечения больного в результате случайного стечения обстоятельств.
Соотношение несчастных случаев с врачебными ошибками
• Во-первых, при несчастном случае вредные последствия нельзя заранее предвидеть
• Во-вторых, врач или медсестра полностью соблюдали все правила проведения диагностики и лечения, но неблагоприятные последствия все же наступили.
Врачебная тайна
• По закону, принятому в большинстве стран мира, врач не должен без разрешения больного сообщать определенную информацию о нем или его здоровье не только другим людям, но и даже коллегам, если только эта информация не необходима для дальнейшего лечения.
• 1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.
• 2. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).
3. Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:
• по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;
• по мотивированному требованию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;
• если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);
• в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.
• 4. Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну.
• 5. Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.
6. В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только с его согласия.
в статье 61 Федерального закона от 22.07.1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (с изменениями на 27 февраля 2003 года), были перечислены сведения, составляющие врачебную тайну.
• информация о факте обращения гражданина за медицинской помощью;
• информация о состоянии здоровья гражданина;
• информация о диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании гражданина и его лечении.
В части третьей статьи 61 Федерального закона от 22.07.1993 г. № 5487-1, перечислены обстоятельства, когда с согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам.
• в интересах обследования и лечения пациента;
• для проведения научных исследований, публикации в научной литературе;
• использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
В соответствии с частью четвертой статьи 61 Федерального закона от 22.07.1993 г. № 5487-1, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
• в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
• при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
• по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
• в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
• при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. “О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви”. М., 1995, с. 39.
2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М. Мысль. 1979, с. 253.
3. Августин Аврелий. Исповедь. М., Renaissance, 1991, с. 205.
4. Жильсон Э. Разум и откровение в средние века. — “Богословие в культуре средневековья”. Киев. 1992, с. 31.
5. Корженьянц Б. Парацельс. “Мир огненный”, 1994, № 5, c. 87.
6. Шерток Л. ,Р. де Соссюр. Рождение психоанализа. М. Прогресс, 1991, с. 54.
7. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л. 1956, с. 51.
8. Интимная связь между врачом и больным в медицинской практике. — “JAMA”, 1992, № 2, с. 21.
9. Персианинов Л.С. Деонтология в акушерстве и гинекологии. — Cб.: “Проблемы медицинской деонтологии”. М. 1977, c. 81.
10. Доссе Жан. Научное знание и человеческое достоинство. — “Курьер Юнеско”, ноябрь, 1994, с. 6.
11. Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики. — Сб.: “Биоэтика: проблемы и перспективы”. М. 1992, c. 113.
12. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993г.), статья 16. / Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации. М. 1995, с.16.
13. Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. Акад. В. Покровского М. 1997
14. Петровский Б.В. Героизм, драматизм и оптимизм медицины. М. Ньюдиамед. 2001
15. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к конференции. М.,- 1994
Глава 2. Материалы семинарских занятий
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская этика: исторические и логические модели.
Тема 2. Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности. Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей. Основные правила биомедицинской этики. Модели взаимоотношения врача и пациента. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.
Тема 3. Жизнь как ценность. Медицинские вмешательства в репродукцию человека (искусственное прерывание беременности, пренатальная диагностика, искусственное оплодотворение, стерилизация, контрацепция).
Тема 4. Моральные проблемы смерти и умирания. Этические принципы и правовое регулирование трансплантации органов и тканей. Этика генетики.
Тема 5. Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии. Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы.
Планы семинарских занятий по дисциплине
““Этика и деонтология ”
Занятие 1.
Этика и медицина.
Теоретические основы биомедицинской этики.
Биомедицинская этика: исторические и логические модели.
Ключевые понятия:этика, профессиональная этика, биомедицинская этика, нормативная и дескриптивная этика,мораль, нравственность, идеалистическая и христианская этика (библейский Декалог, заповеди блаженств), патернализм, деонтология, биоэтика, гедонизм, прагматизм, утилитаризм, цинизм, нигилизм.
Тематический план семинара
1. Этика и медицина. Этика как наука и этика науки. Типы этических теорий: идеалистическо-деонтологический и натуралистическо-прагматический. Биомедицинская этика как профессиональная нормативная этика врача.
2. Модель Гиппократа и проблема доверия к профессии.
3. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова, В.Ф. Войно-Ясенецкого.
4. Деонтологическая модель. Н.Н. Петров о медицинской (хирургической) деонтологии. Основные этические документы ВМА, АМА, Совета Европы.
5. Биоэтика как современная форма профессиональной этики врача. Врач и общество в эпоху развития новых биомедицинских технологий.
Темы докладов:
1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы: что изменилось?
2. Н. Н. Пирогов: врач и мыслитель.
3. В. Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Этика хирурга.
4. Деонтология Канта и деонтология Н. Н. Петрова.
5. Утилитаризм и медицинская этика: проблема несовместимости.
Темы рефератов:
1. Этика как наука и этика науки.
2. Гедонизм, цинизм, прагматизм, утилитаризм: сравнительная характеристика.
3. Понятие “долг” в деонтологической теории Канта.
4. Моральные принципы биомедицинской этики.
5. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента.
6. Методология и этика науки.
Контрольные вопросы:
1. Существует ли различие между понятиями «нравственность» и «мораль»?
2. Какова связь между понятиями “этика”,”нравы”, ”мораль”?
3. Каковы основания, формирующие типы этических теорий (с примерами)?
4. В чём заключаются отличие моральной и правовой регуляции медицинской деятельности?
5. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?
6. Кем начато рассмотрение врачебных ошибок как элемента нравственной культуры врача?
7. Из каких исторических и логических моделей (форм) профессиональной этики складывается содержание биомедицинской этики?
8. Кому дает обязательства Гиппократ в своей клятве?
9. Сколько моральных позиций содержит клятва Гиппократа?
10. Какие позиции объединяет клятву Гиппократа и клятву врача России?
11. Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы врача России?
12. Какую роль в терапевтической стратегии врача, согласно Парацельсу, занимает моральный характер взаимоотношений между врачом и пациентом?
13. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?
14. Кто является первым разработчиком деонтологической модели врачебной этики в России?
15. Что является особенностью этических документов деонтологической модели - наличие узкоспециализированных рекомендаций для конкретных специальностей (хирургия, педиатрия, акушерство и т. д.) или правила общего характера?
16. В каких двух формах может существовать биоэтика? Какую из них предпочитаете Вы?
17. Какой ключевой этический принцип отличает биоэтику?
18. Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?
Обязательная литература:
1. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.
2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.
3. Иванюшкин А.Я. Врачебная этика в России (XIX- начало XX вв.)/ Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998,с.93-111.
4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
5. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. М., 1995.
6. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской, буддийской морали. М. Прогресс. 1992.
7. Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. акад. В. Покровского и акад. Ю. Лопухина. М. 1997, вып.2, 1998, вып.3, 2002.
8. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М. 1990.
9. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. М. 1995.
10. Лосев А.Ф. Этика как наука. / "Человек", №2, 1995.
11. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики. / "Вопросы философии", №3, 1992.
12. Лопухин Ю.М. Биоэтика. / "Вестник РАМН", №3, 1993.
13. Проблемы биоэтики. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1993.
14. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М. 1998.
15. Гусейнов А.А, Апресян Р. Г. Этика. М., 2000, с. 9-40, 253-265.
16. Протиер. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., 2000.
17. Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2 т.т. М.,1998.
18. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с.87-88, 121.
19. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Ростов-на-Дону, 2001.
20. Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956.
21. Иванюшкин А.Я. Медицинская деонтология в СССР (к истории вопроса)/ Медицинское право и этика. 2002, № 1, с. 32-35.
Дополнительная литература:
1. Булгаков М. А. Записки юного врача. Собр. соч. в 5 томах. М. 1989, с.71-179.
2. Вересаев В. В. Записки врача. Собр. соч. в 4-х томах. Т.1, М., 1985, с.201-401.
3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Собр. соч. в 10 томах. Т.5.
4. Льюис К. С. Мерзейшая мощь. Собр. соч. М.,1999, т. 4.
5. Чехов А. П. “Скучная история из записок старого человека”, “ Сельские эскулапы”, “Цветы запоздалые”, “Хирургия”, “Надлежащие меры”, “Общее образование”, “Последние выводы зубоврачебной науки”, “Горе”, “Анюта”, “Ионыч”, “Волк”, “Интриги”, “Княгиня”, “Случай из практики” и др. Собр.соч. в 18 томах. М.1985.
Занятие 2.
Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности.
Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей.
Основные правила биомедицинской этики.
Модели взаимоотношения врача и пациента.