Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Медицинский колледж
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
____________Т. З. Галейшина
«___» ___________ 20____ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Средства, влияющие на функции органов дыхания. Антигистаминные средства»
Дисциплина «Фармакология»
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Курс: 1
Семестр: II
Количество часов 2 часа
Уфа 20____г.
Тема: «Средства, влияющие на функции органов дыхания. Антигистаминные средства»
на основании рабочей программы учебной дисциплины «Фармакология»
утвержденной «_____»_______20____ года
Рецензенты по представляемой лекции:
1.
2.
Автор: М. У. Широчян
Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «_____»________20___г.
1. Тема: «Средства, влияющие на функции органов дыхания. Антигистаминные средства»
2. Курс: 1 семестр: II
3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа
4. Контингент слушателей – обучающиеся
5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Средства, влияющие на центральную нервную систему (психотропные средства)», усвоить знания по новой теме: «Средства, влияющие на функции органов дыхания. Антигистаминные средства».
6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок).
7. Обучающийся должен знать:
· Стимуляторы дыхания – аналептики (кордиамин, кофеин – бензоат натрия, этимизол, цититон, сульфакамфокаин, камфора, стрихнин). Стимулирующее влияние на дыхание аналептиков и н-холиномиметиков. Сравнительная характеристика препаратов. Применение в медицинской практике.
· Противокашлевые средства (кодеин фосфат, либексин, глауцин, окселадин). Особенности противокашлевого действия кодеина. Показания к применению. Возможность развития лекарственной зависимости. Особенности действия либексина.
· Отхаркивающие средства (настой и экстракт термопсиса, натрия гидрокарбонат, калия йодид, бромгексин, АЦЦ). Механизм отхаркивающего действия Отхаркивающие средства прямого действия: трипсин, калия йодид, натрия гидрокарбонат. Применение отхаркивающих средств, побочные эффекты. Муколитические отхаркивающие средства: амброксол, бромгексин, ацетилцистеин – особенности действия и применение.
· Бронхолитические средства (изадрин, сальбутамол, адреналин гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид, атропина сульфат, эуфиллин).
· Бронхолитическое действие спазмолитиков миотропного действия и
м-холиноблокаторов.
Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме:
«Средства, влияющие на функцию органов дыхания. Антигистаминные средства»
п/п | Содержание и структура занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Методическое обоснование |
1. | Организационный момент | -приветствие обучающихся -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих | -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствующих обучающихся | -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся | |
2. | Определение целей занятия | -доведение плана проведения занятия | -продумывают ход этапов учебной деятельности | -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности. | |
3. | Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Средства, действующие на центральную нервную систему (психотропные средства)» | -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля | - отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку -коллективно корректируют пробелы в знаниях | -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля | |
4. | Мотивация темы | -подчеркивает актуальность темы | -записывают тему в тетрадь | -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме | |
5. | Лекция-беседа с элементами интерактивности | -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме | конспектирование темы в тетрадь | -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови» | |
6. | Подведение итогов занятия, закрепление материала | -отражает основные вопросы темы -с помощью обучающихся анализирует достижение целей занятия; | -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока | -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля | |
Домашнее задание, задание для самостоятельной работы | -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Средства, влияющие на функцию органов дыхания. Антигистамин-ные средства» к следующему теоретическому занятию. | -записывают домашнее задание | -стимулирование познавательной деятельности обучающихся и интереса к освоению учебного материала |
Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания
Подразделяют на:
• стимуляторы дыхания;
• противокашлевые средства;
• отхаркивающие средства;
• средства, применяемые при бронхиальной астме.
Стимуляторы дыхания
Возбуждают дыхательный центр прямо или рефлекторно.
Стимуляторы дыхания прямого действия: аналептики – кофеин, кордиамин, бемегрид, этимизол, сульфокамфокаин и др. Стимулирующее влияние на дыхательный центр проявляется в увеличении минутного объема и частоты дыхания – применяются при угнетении дыхательного центра, связанным с острым отравлением снотворными средствами, наркотическими анальгетиками, средствами для наркоза, спиртом этиловым и др.
Стимуляторы дыхания рефлекторного действия:Н-холиномиметики – Цититон, Лобелин,р-р аммиака, возбуждают дыхательный центр только в том случае, когда не нарушена его рефлекторная возбудимость (при асфиксии новорожденных, отравлении угарным газом, электротравмах и др.).
Стимуляторы дыхания смешанного типа действия: никетамид (кордиамин), углекислота. В качестве стимулятора дыхания ингаляционно применяют карбоген (смесь 5-7% СО2 и 93-95% кислорода), действие карбогена развивается в течение 5—6 мин.
Никетамид, бемегрид, кофеин уменьшают угнетающее действие на дыхательный центр снотворных средств, средств для наркоза, поэтому их применяют при легких степенях отравления снотворными средствами наркотического действия для ускорения выведения из наркоза в послеоперационном периоде. Вводят внутривенно или внутримышечно. При тяжелых отравлениях веществами, угнетающими дыхательный центр, аналептики противопоказаны, так как в этом случае не происходит восстановления дыхания, но в то же время повышается потребность тканей мозга в кислороде (усиливается гипоксия тканей мозга).
Противокашлевые средства
Подразделяются на две группы: