Ii. основные положения законодательства российской федерации в области охраны труда
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛИЦ, ПРИНИМАЕМЫХ НА РАБОТУ», КОМАНДИРОВАННЫХ В ОРГАНИЗАЦИЮ СОТРУДНИКОВ, СОТРУДНИКОВ СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ НА ВЫДЕЛЕННОМ УЧАСТКЕ, УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРОХОДЯЩИХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКУ, И ДРУГИХ ЛИЦАМИ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
г. Новосибирск 2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие сведения об организации, характерные особенности охранной деятельности
2. Основные положения законодательства об охране труда
3. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха
4. Правила внутреннего трудового распорядка организации
5. Общие правила поведения работников на территории организации, а также на объектах, охраняемых работниками организации
5.1. Требования охраны труда перед началом работы
5.2. Требования охраны труда во время работы
5.3. Требования охраны труда во время аварийных ситуациях
5.4. Требования охраны труда после окончания работы
6. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний
7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев и профессиональных заболеваний
8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний
9. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для деятельности организации
10. Средства индивидуальной защиты
11. Пожарная безопасность, способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия работника при возникновении пожара. Средства пожаротушения и порядок их применения
12. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на рабочем месте работника
13. Лист ознакомления
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
Общество с ограниченной ответственностью __(Далее – _), предоставляет услуги по круглосуточной защите организаций и предприятий различных отраслей производства, торговых центров, офисных зданий, строительных площадок от проникновения, нападения, пожара и аварий, при помощи несения круглосуточной охраны и (или) силами групп быстрого реагирования. Также объекты (часть объектов) могут охраняться с применением технических средств.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.
Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в , направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности определены ст. 37 Конституции РФ, в разделе X Трудового кодекса Российской Федерации "Охрана труда" изложены правовые нормы в области охраны труда: статьи 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.
Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации но также в его главе 41 "Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями", главе 42 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" и т.д.
Требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами - ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.
1. Государственные нормативные требования охраны труда определяют правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников. Они устанавливаются:
- федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране труда, которые действуют на всей территории страны;
- законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области об охране труда, действующими на ее территории.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Правительство Новосибирской области, Законодательное собрание Новосибирской области принимают Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов, обеспечивается за счет бюджета Новосибирской области.
Правительство Новосибирской области и Законодательное собрание Новосибирской области могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового нормативного акта по этим вопросам закон или иной нормативный акт Новосибирской области приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Должностные лица должны знать, что если же закон или иной нормативный правовой акт Новосибирской области, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому Кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации или иной федеральный закон.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установило, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:
а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Минздравсоцразвития Российской Федерации;
б) отраслевые правила, типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующим федеральными органами исполнительной власти по : согласованию с Минздравсоцразвитием Российской Федерации;
в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвитием Российской Федерации.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в возлагаются на работодателя.
Работодатель, в частности, обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (ст. 215 Трудового кодекса Российской Федерации);
- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации);
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте (ст. 219, 220 Трудового кодекса Российской Федерации);
режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 189, 190 Трудового кодекса Российской Федерации);
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации);
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ (ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации);
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда;
- в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами,
организовывать проведение за счет собственных средств обязательных
предварительных (при поступлении на работу)"и периодических (в течение
трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников,
внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их
просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними
места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения
указанных медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 Трудового кодекса
Российской Федерации);
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации);
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 222, 223 Трудового кодекса Российской Федерации);
- обязательное социальное страхование работников от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников организации с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих
требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности
организации.
Должностные лица должны знать, что приведенные выше обязанности работодателя имеют целью обеспечить реализацию права работников на труд, отвечающий требованиям их безопасности и гигиены (ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с
федеральным законом;
получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда н| рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств ;
- профессиональную переподготовку за счет средств в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
- личное участие или участие через своих представителей в
рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий
труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с
медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы
(должности) и среднего заработка во время прохождения указанного
медицинского осмотра (обследования);
- компенсации, установленные законом, коллективным договором,
соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и
работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Условия труда, предусмотренные трудовым договором (ст. 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации), должны соответствовать требованиям охраны труда.
На время приостановления работ федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
Должностные лица должны знать, что при отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за;: исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.
Должностные лица должны знать, что в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работники должны знать, что отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192-195 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае причинения указанного вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований (ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации).
Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приводятся в ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации.
Должностные лица должны знать, что согласно ей лица, виновные в нарушении указанных правовых актов, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке установленном федеральными законами.
Должностные лица должны знать, что привлечение работодателя и должностных лиц к административной ответственности осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ст. 5.27 КоАП РФ (часть 1) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Порядок дисквалификации изложен в ст. 3.11 КоАП РФ.