Участие А. Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны. Российское общество Красного Креста
Деятельность Н.И. Пирогова и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия произвели огромное впечатление на швейцарца обыкновенного торговца, Анри Дюнана, у которого возникла мысль об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их знаний и национальности. В 1859 году Дюнан совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев. Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству. Впечатлениями об увиденном он поделился в книге «Воспоминания о Сольферино (1812 г.)». Дюнан приходит к выводу о необходимости создания международного союза защиты раненых и больных на войне. Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Родины. Государственный флаг Швейцарии - белый крест на красном поле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. И само общество стало называться международный Красный Крест. По предложению Красного Креста разные государства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запрещающую применять оружие против раненых. В соответствии с условиями конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения - пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой - красный крест на белом фоне, а для стран с мусульманской религией - красный полумесяц на белом фоне. Последующие конвенции разработали правила ведения войны на суше и на море.
В 1863 году в Швейцарии по инициативе швейцарца Анри Дюнана организован Международный Комитет помощи раненным, который в 1876 году переименован в МККК.
Сегодня, помимо МККК, существует национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца. За свою деятельность МККК удостоен 4 Нобелевских премий. Анри Дюнан, основатель МККК получила первую Нобелевскую премию мира. В качестве отличительного знака был выбран Швейцарский флаг на белом фоне, в дальнейшем появился красный крест на белом фоне, как негатив швейцарского флага. Красный полумесяц является мусульманским аналогом Красного креста.
Существует и другие эмблема – Красный крест на белом фоне и вывернутый наизнанку полумесяца. Это эмблема Международной Федерации, созданной 1919 году по инициативе Англии, США и Франции, в ней работают представители всех стран мира, раньше она называлась Лигой обществ Красного Креста и Красного полумесяца. Федерация работает на добровольных началах, очень оперативно, особенно во время стихийных бедствий и вооруженных конфликтов.
Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано общество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотворительная деятельность и подготовка сестер милосердия. Но если во время войны обучение сестер милосердия проводилось на базе краткосрочных медицинских курсов, то в мирный период в основу подготовки сестер милосердия была положена форма подготовки, выработанная Крестовоздвиженской общиной. К 1892 году насчитывалось уже 109 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпидемиями и стихийными бедствиями.
Кроме общин Красного Креста обучение сестер милосердия велось при монастырях и на курсах при больницах.
Проблемные вопросы:
1. Охарактеризуйте 3 фольклорных образа: "сестра-мать", "сестра-божий работник", "сестра-служанка врача и больного".
2. Охарактеризуйте вклад Флоренс Найтингейл в развитие сестринского дела.
Литература:
1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
5. Обуховец Т.П. ОСД. Практикум, «Феникс», 2013.
Электронная библиотека колледжа:
6. Островская И.В. Широкова Н.В. «Основы Сестринского дела» 2008.
7. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» 2010.
Лекция № 3 «История развития сестринского дела в России»
Цели занятия:
Образовательные: Изучить традиции сестринского дела, как важного фактора формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, как залога дальнейших позитивных перемен в этой специальности.
Развивающие: способствовать формированию ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Воспитательные: способствовать формированию ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
План:
1. Основоположники сестринского дела в России.
2. Развитие сестринского дела в первые годы Советской власти. Создание системы среднего специального медицинского образования.
3. Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе.
Перед великим умом я склоняю голову,
перед сердцем великим - колени. Гете